ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

Первушкина С.Е. 1
1ФГБОУ ВПО Самарский государственный экономический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Экономика здравоохранения - отрасль науки, изучающая место здравоохранения в народном хозяйстве, разрабатывающая методы наиболее рационального использование ресурсов для обеспечения охраны здоровья населения.

Термин «экономика» был введен Аристотелем около 2300 лет назад

Во все времена своего существования экономика уделяла много внимания хозяйственной деятельности, связанной с медициной, но выделять экономику здравоохранения как науку стали только во второй половине прошлого столетия (50-х годах XX века). Причиной этому послужили следующие обстоятельства:

- Во-первых, именно в XX веке стала развиваться социальная сфера, в которую и входит здравоохранение. Появился такой объект исследования как экономические отношения в сфере здравоохранения, что и послужило основанием для образования отдельной области экономики – экономики здравоохранения.

- Во-вторых, как раз в это время проблемы медицины стали рассматриваться с позиции экономической эффективности организации и деятельности служб охраны здоровья для получения желаемых результатов при наименьшей затрате материальных, финансовых и других ресурсов, так как здравоохранение является достаточно ресурсоемкой отраслью.

- В-третьих, именно в прошлом столетии осознали значимость экономических проблем, возникающих из взаимодействия здравоохранения с другими экономическими отраслями. А значит, инвестиции, вкладываемые в программы, связанные с охраной здравоохранения населения, приносят «доход» обществу в целом.

Все ранее сказанное послужило толчком к формированию новой отрасли экономики - экономики здравоохранения, появилась необходимость подготовки специалистов в этой области.

Цель работы: анализ различных моделей в системе экономики здравоохранения России.

В настоящее время экономика здравоохранения с большим успехом развивается как самостоятельная наука. Помогает этому развитие рыночных отношений, здравоохранения в целом, которое проявляется в возрастании числа платных услуг для населения. Так же развивается и система обязательного медицинского страхования. Все это позволяет считать медицинское учреждение услуго - производящим предприятием. Изменение статуса медучреждения привело к изменению характеристики связей и отношений, сложившихся в результате их деятельности, вынуждая все больше действовать на коммерческой основе, при учете самоокупаемости.

К тому же, условием развития рыночных отношений является возможность функционирования медицинских учреждений с различной формой собственности.

Так как при анализе экономических проблем важно рассмотреть здравоохранение с двух сторон: как область человеческой деятельности, и как отрасль хозяйства, то и при формулировании предмета экономики здравоохранения важно обратить на это внимание.

В здравоохранении обычно выделяют две стороны: профессиональная и экономическая. Профессиональная - составляет содержательный аспект медицинской деятельности. Под экономической же стороной следует понимать хозяйственные формы, в условиях которых и совершается профессиональная деятельность. Эти стороны деятельности всегда существуют неразрывно и при любых условиях.

Отрасль здравоохранения в экономике изучает хозяйственные формы медицинской профессиональной деятельности, что в современных условиях имеет существенное значение.

Отсюда следует, что экономику здравоохранения можно определить, как комплекс экономических знаний о формах, методах и результатах хозяйственной деятельности медицинской области.

Предметом экономики здравоохранения называются такие экономические отношения, которые объективно складываются и возникают между людьми в процессе оказания медицинских услуг, т.е. в результате медицинской профессиональной деятельности.

Данные отношения делятся на две крупные группы. Первая группа носит название организационно-экономических отношений. Она характеризуется технологией самого лечебного процесса и отражает общие черты, которые имеет вся совокупность медучреждений данного типа (стационары, поликлиники и т.д.).

Название другой группы - социально-экономические отношения. Анализируя их, мы получаем возможность выявить специфические, особенные черты хозяйственной деятельности медучреждений, которые функционируют в различных условиях (государственные, частные, кооперативные, акционерные и др.). Мы можем видеть это на примере размера начисления заработной платы, существенно отличающегося в этих учреждениях при равных объеме и качестве оказываемых услуг.

Обе группы экономических отношений тесно связаны друг с другом. Их изучение дает нам возможность, например, выбрать наиболее оптимальную хозяйственную модель предпринимательской деятельности в здравоохранении на определенной ступени его развития.

Экономические отношения могут быть рассмотрены как макро-,микро или миди- экономические, в зависимости от их положения внутри системы здравоохранения.

На макроэкономическом уровне рассматривается взаимодействие государства и общества в целом, а так же других отраслей народного хозяйства с системой здравоохранения.

Деятельность каждого отдельно взятого медицинского учреждения рассматривается на микроэкономическом уровне.

Хозяйственные связи в системе здравоохранения,как отрасли экономики, исследуются на миди-уровне.

Цель, задачи экономики здравоохранения в современных условиях:

1)Общей целью экономики и системы организации здравоохранения является рассмотрение организационных и экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе осуществления профессиональной медицинской деятельности.

2)Разработка методов наиболее рационального использования ресурсов для достижения целей в охране здоровья населения является предметом экономики здравоохранения.

3)Рассматриваемые отношения складываются в двух направлениях:

- Организационно-экономические отношения. Характер таких отношений определяется с помощью технологии самого лечебно-профилактического процесса, отражая общие черты, присущие всем медицинским учреждениям данного типа (стационары, поликлиники, диагностические центры и др.).

- Социально-экономические отношения. С помощью их анализа можно проявить специфические черты хоз. деятельности медучреждений, функционирующих в различных условиях (государственные, корпоративные и т.д.).

Организация системы здравоохранения, существовавшая в Советский период, в настоящее время признается одной из самых прогрессивных в мире. В большей степени это достигалось при помощи больших государственных затрат. За несколько последних десятилетий замечено повышение цен на медицинские услуги во многих странах, в том числе и в России. Связано это с появлением нового медицинского оборудования, новых лекарственных препаратов, затратами на переподготовку персонала т.д. существующая система здравоохранения России, в условиях экономической реформы, оказалась неспособной эффективно использовать имеющиеся ресурсы. В настоящий период времени в России возросло число проблем, связанных со здоровьем населения, что увеличивает его потребность в медицинских услугах. Из-за этого особую важность приобретает проблема разработки методологических подходов к формированию источников финансирования здравоохранения на основе анализа опыта других стран.

Чтобы проанализировать существующие системы, определить их достоинства и недостатки в экономической теории используется метод моделирования.

Модель экономики, отображая экономические явления, процессы и объекты, должна показывать их основные черты, не описывая второстепенные.

Качество и количество ресурсов, выделяемых обществом, эффективность их использования в сфере здравоохранения, определяет система экономических, политических и других отношений, исторически сложившаяся в этой стране.

Система здравоохранения – это единое целое составляющих его элементов в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Отсюда можно сделать вывод, что каждая страна обладает своей собственной системой здравоохранения. Экономическая модель здравоохранения - это общая схема здравоохранения, отражающая принципы, заложенные в ней. Нужно заметить, что в действительности определенные модели здравоохранения не могут быть реализованы в чистом виде, так как различные особенности конкретной страны вносят свои поправки. Из этого следует, что систему здравоохранения необходимо рассматривать как реализованную модель с наличием суммы всех имеющихся особенностей, связанных с процессом её реализации.

В разных странах огромным разнообразием отличаются формы организации системы здравоохранения, что приводит к затруднениям при создании единой системы классификации существующих систем и моделей здравоохранения. На самом деле, за основу классификации берутся самые разные признаки. Разногласий не возникает только при разграничении страховой и национальной систем здравоохранения. С другой стороны это определенные системы, которые имеют конкретные национальные и исторические особенности, из-за чего их невозможно рассматривать как эталонные системы. Из-за отсутствия единой классификации, разные авторы выделяют различные модели здравоохранения.

Экономические модели, несмотря на различия в системах здравоохранения различных стран, могут быть разделены в соответствии с тем, какие функции выполняет государство в этих процессах. В зависимости от этого признака выделяют страны, в которых роль государства мала; и другие, где эта роль очень весома.

Использование механизмов рыночного типа в системе здравоохранения неотъемлемо связано со следующими проблемами: с одной стороны, здравоохранение рассматривают в качестве общественного блага, когда считается, что медицинские услуги, предоставленные каждому отдельному человеку, имеют огромное значение для всего общества в целом. Такая позиция в большинстве стран Европы стала частью традиционного консенсуса, связанного с важностью соблюдения принципа солидарности и всеобщего учета населения при разработке программ финансового обеспечения населения;

С другой же стороны, рыночные стимулы основаны на возможности того, что каждая услуга есть товар, который может быть продан на открытом рынке. Мнение о том, что рыночные механизмы всегда обеспечивают наиболее положительные результаты, чем государственное планирование, также может оказаться выгодным для того, кто не берет в расчет социальные последствия. Рыночные механизмы неизбежно приведут к созданию условий, при которых качественное медицинское обслуживание станет невозможным для наименее обеспеченных групп населения, а порожденный рынком индивидуализм приведет к разрушению коллективной ответственности, на которой основана легитимность государства благосостояния всего общества.

Исходя из вышесказанного, выделяют три основных модели систем здравоохранения:

1.Государственно-бюджетная, которая преимущественно финансируется из бюджетных источников

2.Социально-страховая, финансируемая за счет целевых средств предпринимателей, трудящихся граждан и субсидий

3.Рыночная или частная

С экономической точки зрения существует классификация, характеризующаяся по способам оплаты медицинских услуг и признакам отношений собственности.

1) Частное здравоохранение:

-с прямой формой оплаты медицинской помощи (т.е., когда оплачивает сам потребитель);

-со страховой формой оплаты;

2) Общественное здравоохранение:

-с прямой формой оплаты (т.е., когда оплачивает государство);

-со страховой формой оплаты.

При частном здравоохранении есть возможность использования государственных медучреждений, когда оплата медицинской помощи, которая предоставляется государственными медицинскими учреждениями, осуществляется самими пациентами, но общественное здравоохранение не обязательно базируется только на государственных медицинских учреждениях, также возможно заключение государством договоров с частными медучреждениями.

Более развернутый вариант классификации представлен в работе Л.Н.Шолпо. В ней рассматриваются следующие модели:

- Континентальная модель (характерна для Германии, Франции и т.д.);

- Южная модель (характерна для Испании, Португалии и т.д.);

- Скандинавская модель (характерна для Швеции, Финляндии и Дании);

- Преимущественно частная модель (характерна для США);

- Модель, используемая в странах с переходной экономикой (Россия, Некоторые страны СНГ, страны Восточной Европы).

В России происходит переход от полностью государственной системы финансового обеспечения здравоохранения к бюджетно-страховой модели, где медицинское страхование будет сочетаться с бюджетным и платным здравоохранением, но такая концепция проведения реформ здравоохранения предусматривает переход к чисто страховой модели с увеличением частного медицинского страхования. Данное решение достаточно противоречиво, ведь частная модель является наиболее затратной, не позволяющей максимально эффективно использовать ресурсы здравоохранения.

За достаточно короткий период времени был совершен переход от централизованного планирования и бюджетного финансирования к планированию развития здравоохранения на уровне региона. Ранее существовавший в нашей стране бюджетный метод финансирования учитывал в основном возможности бюджета, а не на реальные расходы, которые складываются в этой сфере.

Сейчас в нашей стране действуют как государственная система, так и частное медицинское страхование. Расходы медицинских учреждений оплачивает государство через посредников, то есть через страховые компании. На самом деле это распределительная система с элементами страхования. В России частное медицинское страхование осуществляется только страховыми компаниями в самых различных формах.

Государственная система здравоохранения до настоящего времени гос. система была направлена на оказание медицинских услуг государственными (федеральными и муниципальными) лечебными и профилактическими учреждениями всем слоям населения России. Список бесплатно предоставляемых медицинских услуг ограничен. Финансовое обеспечение услуг происходит посредством обязательного страхования затрат на медицинскую помощь по ограниченному перечню услуг.

Другие дополнительные мед.услуги население может оплатить самостоятельно, а может покрыть расходы на медицинские услуги самостоятельно с помощью полиса добровольного медицинского страхования. Платные услуги могут оказывать как частные, так и государственные медучреждениям.

Таким образом, сейчас в нашей стране 3 финансовые модели здравоохранения:

1.Государственное здравоохранение;

2.Система добровольного медицинского страхования;

3.Оплата населением платных медицинских услуг.

Эта реформа была произведена из-за невозможности оказания качественного медицинского обслуживания, рассчитывая исключительно на ассигнования из гос. бюджета. Изменение системы здравоохранения в Российской Федерации стало показателем стремления увеличить финансирование государственного здравоохранения с помощью расширения источников финансирования и изменения структуры финансовых потоков.

Увеличению эффективности функционирования здравоохранения и введению механизмов рационального использования ограниченных финансовых ресурсов отрасли здравоохранениябудут способствовать:

-разработка плана приватизации части медучреждений;

-формирование единой системы оплаты медицинских услуг, что поспособствует достижению социальных целей и повышению эффективности использования имеющихся ресурсов, обеспечивающих возможность экономической жизнеспособности медучреждений;

- улучшение системы контрактов между территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями, а так же страховыми медицинскими организациями и медицинскими учреждениями;

-требуется, возвращение к определенной централизации финансового обеспечения медучреждений. Сейчас больше половины общего объема бюджетного финансирования приходится на местные бюджеты;

-создание системы сбора и распространения информации, которая способствует свободному выбору пациентами медучреждений;

-принятие мер по созданию условий, которые препятствуют развитию неформального рынка медицинских услуг.

Заключение. Идеальной модели здравоохранения не существует, и не может существовать. Любую систему здравоохранения нужно рассматривать в прямой связи с особенностями развития и функционирования отдельно взятой страны. Достоинства и недостатки каждой конкретной модели определяются с помощью комбинации различных факторов. В зависимости от определенных условий каждая из моделей имеет свои преимущества перед другими по определенным показателям.

В идеальном варианте система, которая построена на принципе универсализма, предполагает предоставление каждому индивиду основных форм социальной защиты. Это значит, что определенный уровень льгот по пользованию услугами здравоохранения должен предоставляться государством бесплатно. Вмешательство государства должно быть активным в тех важных областях, где рыночные силы не способны обеспечить эффективное размещение ресурсов.

Используемая литература:

1.Герасименко Н.И. Реформа здравоохранения: некоторые итоги и перспективы//Экономика здравоохранения.-1997.-№1.с.250

2.Шолпо Н.Л. Стимулирование развития частного (негосударственного) сектора здравоохранения в России. Доклад по программе ТАСИС EDRUS 9605, -М. 2000. С.14

3.Румянцев Ю. Финансирование здравоохранения в развитых странах.//Врач.-1999,№1.-С.42.

Просмотров работы: 8236