МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕОЦЕНКИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УКРАИНЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕОЦЕНКИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УКРАИНЕ

Волович Ю.О. 1
1Николаевский национальный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Постановка проблемы. Проблема переоценки основных средств имеет как методологический, так и практический аспект, связана с классификацией активов с целью финансовой отчётности. Классификация основных средств необходима для выбора адекватной базы оценки и правильного отражения переоценённой стоимости каждого объекта основных средств в системе бухгалтерского учёта и финансовой отчётности. Проведение переоценки основных средств, в первую очередь, отражается на показателях баланса. При дооценке основных средств увеличивается как их остаточная стоимость, так и показатель собственного капитала предприятия.

Анализ последних исследований. Аспектам переоценки основных средств посвятили свои научные труды такие отечественные исследователи – экономисты, как: Ю. Бакун, Л. Баширова, Е. Лесникова, С. Сивец.

Цель и методика исследования. Переоценка основных средств сельскохозяйственных предприятия с одновременным выбором рациональной политики амортизации является оптимизационной задачей, в результате решения которой должен быть обеспечен максимальный чистый доход при заданном уровне амортизационных отчислений, что принципиально определяет эффективность текущей деятельности и долгосрочной стратегии развития предприятия.

Результаты исследований. Закона об оценке даёт определение термина: оценка имущества и имущественных прав (далее оценка имущества) это процесс определения стоимости на дату оценки, который является результатом практической деятельности субъекта оценочной деятельности [1, с. 17].

Необходимость переоценки определяет руководитель предприятия. Это решение может приниматься на основании данных инвентаризации или на основании служебной записки бухгалтера. Решение руководителя о проведении переоценки оформляется соответствующим распоряжением (приказом) [2].

В соответствии с п. 6 Положения (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства» предприятие может переоценивать объект основных средств, если остаточная стоимость этого объекта существенно отличается от его справедливой стоимости на дату баланса [3].

Как указывается в п. 34, раздела 7 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, в качестве порога существенности для проведения переоценки может приниматься величина в размере 1 % чистой прибыли (убытка) предприятия или величина, равная 10-процентному отклонению остаточной стоимости объектов основных средств от их справедливой стоимости [4].

Для обоснования периодичности переоценок можно сослаться на Международный Стандарт Бухгалтерского Учёта 16 «Основные средства», где в п. 29 указано, что переоценки должны проводиться достаточно регулярно, чтобы балансовая стоимость существенно не отличалась от справедливой стоимости на дату оценки, и в п. 32 что частота проведения переоценок зависит от изменения в справедливой стоимости основных средств. Справедливая стоимость некоторых категорий основных средств может колебаться значительным образом, поэтому они требуют ежегодной переоценки [5].

Лесникова Е. в своей работе отметила [1, с. 17], что в результате проведения дооценки основных средств, происходит следующее: во-первых, владельцы предприятия и прочие пользователи финансовой отчетности получают адекватную информацию о состоянии активов; во-вторых – увеличивается балансовая стоимость активов предприятия, что будет полезно, если оно решит брать банковский кредит, поскольку при принятии решения о предоставления кредита анализируются показатели баланса и если предприятие – плательщик единого налога и планирует продавать объекты основных средств, то в этом случае дооценка объекта основных средств повлияет и на показатель выручки в налоговом учете, т. к. в соответствии со ст. 1 Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» при продаже основных фондов выручкой от реализации считается разница между суммой, полученной от реализации этих фондов, и их остаточной стоимостью [6].

В свою очередь, проведение уценки объекта основных средств первой группы положительно повлияет на налоговые последствия в случае принятия решения о ликвидации объекта или его переводе в группу непроизводственных основных фондов. В соответствии с п. 4.9 Налогового кодекса такая ликвидация или перевод рассматриваются для целей налогового учета как поставка. А налоговые обязательства по НДС для основных фондов первой группы в этом случае определяются исходя из обычных цен, но не ниже балансовой стоимости [8].

В работах Сивцева С. подчеркивается, что П(С)БУ 7 обладает тем недостатком, что в нём приведена достаточно укрупнённая классификация групп, например, группа здания, сооружения, передаточные устройства. И если слепо подходить к пониманию групп, то получается, что при возникновении необходимости переоценки, например, административных зданий, нужно переоценивать и все производственные здания, склады и т. п., а кроме того, все сооружения и передаточные устройства предприятия, следовательно стоит сделать вывод, при переоценке одного объекта основных средств в соответствии с П(С)БУ 7 необходимо переоценивать и остальные объекты, входящие в эту группу, однако, группировка основных средств должна быть установлена не по укрупнённым группам Стандарта, а по более детальной классификации, принятой в учётной политике предприятия [2].

Следовательно, хотя действующая нормативно-законодательная база Украины не даёт в полной мере реализовать все преимущества переоценки основных средств, уже сегодня их квалифицировано произведённая переоценка позволяет (особенно для прибыльных сельскохозяйственных предприятий) получить реальные и весьма ощутимые выгоды:

Во-первых, проведение данной работы позволит привести бухгалтерский учёт в соответствие с требованиями П(С)БУ; получить достоверную стоимость основных средств; внесённых в уставный фонд; совершать операции купли-продажи активов, что явится основанием для обоснованного определения арендной платы при сдаче средств в аренду.

Далее, переоценка основных средств обеспечит эффективное управление размерами и динамикой амортизационного фонда – одного из важнейших источников собственных инвестиций, направляемых на обновление основных производственных фондов.

В-третьих, переоценка основных средств способствует росту доверия к учётной политике сельскохозяйственного предприятия со стороны потенциальных инвесторов (особенно иностранных), кредиторов, других финансовых институтов.

В-четвёртых, увеличение стоимости основных средств по результатам переоценки приведет к росту величины чистых активов в расчёте на одну акцию. Данный показатель является основным инвестиционным показателем для акционерных обществ, а, следовательно, его рост может благоприятно сказаться на динамике рыночной стоимости акций сельскохозяйственного предприятия [7].

Библиография:

1. Лесникова Е. Переоценка основных средств / Е. Лесникова // Налоги и бухгалтерский учет. – 2009. – № 28. – С. 17.

2. Сивец С. Переоценка основных средств в Украине: мифы и действительность // Институт оценки недвижимости Украины, 2009. – 218 с.

3. Основные средства : Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7, утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.00 г. № 92, с изменениями и дополнениями. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua

4. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Министерства финансов Украины от 30.09.2003 г. № 561. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua

5. Основные средства : Международный Стандарт Бухгалтерского Учёта 16. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua

6. Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства : Указ Президента Украины от 03.07.98 г. № 727/98. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/727-98

7. Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине : Закон Украины от 12.07.2001 г. № 2658-III. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2658-ІІІ

8. Налоговый кодекс Украины [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2755-172

Просмотров работы: 1537