ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Подвергая оценке современные представления человека о праве и морали, необходимо учитывать не столько исторически сложившиеся формы отношений, характерные для различных представителей многонационального и многокультурного населения всего земного шара, сколько уровень влияния негативных тенденций, объединенных стремлением преобразовать веками сложившиеся правила поведения. В современном представлении о глобализации культуры прослеживается неоднозначная позиция относительно распространения индивидуалистических ценностей, пропагандирующих приоритет прав человека, как на международном, так и на национальном уровне. С первого взгляда достижение столь высоких результатов в области признания человека высшей ценностью позволяет утверждать, что общество достигло наивысшей точки своего развития. С другой стороны, ложно понятые представления о независимости и свободе порождают глобальные конфликты и регресс права и морали. Столь неоднозначные тенденции прослеживаются и в современном российском обществе, порой подменяя нормы морали и права современными представлениями, имеющими статус рекомендаций международного уровня.

Неоднозначная ситуация складывается и в области защиты прав несовершеннолетних. Зачастую под лозунгом приоритетной защиты несовершеннолетних попираются веками устоявшиеся традиции. Так, показательно в этом плане авторитетное мнение одного из руководителей Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) Ари Хокмана, заявившего, что разрушение традиционной семьи - не кризис, а победа прав человека над патриархальностью. Наряду с этим навязывание западной культуры, имплементация норм международного права и формирование имиджа государства, где международные стандарты имеют приоритетное значение, свидетельствует о наличии серьезной проблемы в области правовой защиты несовершеннолетних.

Первое, что обращает на себя внимание, это недостатки современного образования. В ежегодном Послании Правительству Российской Федерации Президент России В.В. Путин отметил, что влияние школы на формирование детей и подростков в последние годы ослабло. У нее появились сильные конкуренты: Интернет, электронные СМИ. Нужно вернуть школе безусловную ценность. Это значит обновить содержание образования, сохранив при этом, разумеется, наши традиции и преимущества. Однако российское образование, исходя из конституционных положений, обязано пополниться нововведениями. Согласно Европейской социальной хартии, ратифицированной Россией в 1998г., одной из дисциплин в школе может стать обязательное сексуальное просвещение, включенное в учебный план соответствующих тематических курсов с первого класса. Указанное представляется несколько непоследовательным и не свойственным для национального образования, однако обязательным в силу ратификации.

Наряду с этим влияние рационализма, материалистических взглядов, ценностей экономической эффективности сказывается и на национальном законодательстве. До сих пор не решен вопрос однозначности положений ратифицированной в 2011 г. Конвенции «О гражданско-правовых аспектах международного похищения детей», принятой в Гааге в 1980г.

Спорными являются положения Конвенции, закрепляющие право государства, на территории которого оказывается ребенок, не возвращать его на родину, при условии что он адаптировался к новой среде, а возвращение ребенка причинит ему психологический вред или поставит в невыносимые условия, или если в стране, откуда он приехал (привезен) и куда должен вернуться, «социальное положение» ниже, чем у другого родителя. Представляется, что оценку адаптации и условия жизни определяет государство, на территории которого находится ребенок. Насколько законно и обоснованно решение, принимаемое в отношении родителей, которых лишают родительских прав с одной из возможных мотивировок, не известно. Однако положения международного документа «грешат» нарушением иных конвенционных положений. Так, согласно Конвенции о правах ребенка 1980 г. государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства. Вместе с тем ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации указывает на преимущественное право родителей в воспитании детей перед другими лицами, но то, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, прописано в ст. 38 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, сославшись на приоритет международных норм в области воспитания и защиты несовершеннолетних, государство подвержено риску утраты приоритетных национальных норм, выработанных на протяжении веков. Опасность заключается во взаимозамене категорий морали и традиций, свойственных тому или иному исторически сложившемуся государству, положениям, сформированным международным сообществом на протяжении последних 20 лет.

Наряду с указанным предлагается также ратифицировать факультативный протокол к Конвенции ООН о правах ребенка. Наиболее спорным, на наш взгляд, является положение о возможности для детей непосредственно жаловаться ООН на действия своих родителей. Реакция международной организации будет реализована путем указания российским семьям принципиальных методов воспитания. Указаний на обязательную ссылку, а равно учет национальных, культурных, особенностей процесса воспитания несовершеннолетних, менталитет и нормы национального законодательства, в протоколе нет, что порождает множество коллизий.

Проанализировав несколько международных положений, считаем необходимым указать на наличие Национального плана в интересах детей на 2012 – 2017 гг., обозначившего ориентацию государственной политики на международные нормы и стандарты, предусмотревшего в том числе создание «здравоохранения, дружественного к детям», и «правосудия, дружественного к детям» и закрепившего тем самым основные тенденции, направленные на защиту несовершеннолетних, но с учетом государственных интересов и приоритетов.

Соответственно, культура образования, воспитания и процесса социализации несовершеннолетнего не должна представлять собой единый унифицированный акт, адресованный всем вне зависимости от исторического и национального подходов. Современные международные положения должны быть направлены лишь на установление общих тенденций, способствующих развитию международных связей и обмену социально полезным опытом, тем самым не навязывая политику глобализации и уравнивания в правовом, культурном и духовно-нравственном аспектах.

Просмотров работы: 1073