НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В СФЕРЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯМИ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В СФЕРЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯМИ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Злоупотребление полномочиями – одно из наиболее распространенных преступлений против интересов коммерческих и иных организаций. При этом многие организации пользуются своим правом на отказ от уголовного преследования обидчика. Но бывает, что правоохранительные органы неправомерно отказывают в возбуждении уголовного дела. Рассмотрим теоретические и практические аспекты этого преступления.

Отказ в возбуждении уголовного дела по факту злоупотребления полномочиями правоохранительные органы на словах объясняют их практической нераскрываемостью.

Злоупотребление полномочиями – преступление, предусмотренное ст. 201 Уголовного Кодекса Российской Федерации (деле – УК РФ). Данный состав преступления создан и применяется для защиты интересов организаций в целом, их собственников и служащих, а также акционеров от лиц, которые, являясь работниками данных организаций, используют предоставленные им полномочия вопреки интересам предприятия-работодателя либо вопреки его целям и задачам.

Злоупотребление согласно легальному определению представляет собой использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Таким образом, рассматриваемое преступление может совершаться как действием, так и бездействием.

Преступным бездействием могут являться отказ в иске о возмещении ущерба, непринятие мер к нарушителям дисциплины, отказ от заключения значимых договоров. При этом содеянное признается преступлением в том случае, если причинен вред интересам не только самой организации, но и гражданам, обществу, иным организациям или государству.

Интересы организации в рамках рассматриваемой нормы следует воспринимать широко. Во-первых, это цели, ради которых была создана организация, например извлечение прибыли, то есть интересы сугубо имущественного характера. Во-вторых, это нормальная внутренняя организация труда. В-третьих, деловая репутация. При этом интересы организации не должны нарушать прав и законных интересов государства и лиц, так или иначе контактирующих с данной организацией.

Также следует отметить, что в законодательстве говорится о законных интересах. Деяние как признак объективной стороны должностного злоупотребления представляет собой совершение лицом действий, которые входят в его служебную компетенцию. Служебная компетенция должна быть связана с осуществлением лицом исключительно тех прав и обязанностей, которыми оно наделено исключительно в силу занимаемой должности. По смыслу ст. 201 УК РФ использование служебного положения в широком смысле слова, то есть связей по службе, авторитета и значимости занимаемой должности, не является признаком этого преступления. Вместе с тем важно, что может быть как выполнение (невыполнение) действий, входящих в служебную компетенцию, так и превышение полномочий, то есть совершение действий, явно выходящих за пределы полномочий. О данной разновидности злоупотребления законодатель прямо не говорит, вместе с тем судебная практика идет по пути признания данного вида злоупотреблением полномочиями.

Субъектами такого преступления, как злоупотребление полномочиями, являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, а также в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией.

К лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, относятся лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

В тех случаях, когда указанные лица используют свои полномочия вопреки законным интересам коммерческой или иной организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, они подлежат ответственности по ст. 201 УК РФ, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства. Не исключается уголовная ответственность даже в том случае, если лицо совершило преступление без явной выгоды для себя, но в угоду иным, как правило, высокопоставленным лицам.

Под организационно-распорядительными функциями в судебно-следственной практике понимают полномочия лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом организации или его структурного подразделения или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка труда, применением мер поощрения или награждения, наложением дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, заключение или расторжение трудового договора).

В качестве административно-хозяйственных функций надлежит рассматривать полномочия лица по управлению и распоряжению имуществом или денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Исполнение функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего руководителя либо правомочным на то органом или лицом. Функции лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.

При временном исполнении служебных функций или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано субъектом преступления лишь в том случае, если преступление совершено в период исполнения возложенных на него функций.

В соответствии с положениями прим. 2 и 3 ст. 201 УК РФ, если злоупотребление полномочиями причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению руководителя этой организации или с его согласия. В случае причинения вреда интересам других организаций (например, некоммерческой организации, государственному или муниципальному предприятию), а также интересам граждан, общества или государства уголовное преследование за злоупотребление полномочиями в коммерческой или иной организации осуществляется на общих основаниях.

Когда в результате злоупотребления полномочиями руководителем коммерческой или иной организации вред причинен исключительно этой организации, уголовное преследование руководителя осуществляется по заявлению или с согласия органа управления организации, в компетенцию которого входит избрание или назначение руководителя, а также с согласия члена органа управления организации или лиц, имеющих право принимать решения, определяющие деятельность юридического лица.

За данное преступление предусмотрено альтернативное наказание, то есть на усмотрение судьи в зависимости от обстоятельств преступления, причин его совершения, личности виновного и размера причиненного вреда может быть назначен как штраф в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, так и обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 4 лет. В крайних случаях возможно назначение ареста на срок до 6 месяцев либо лишение свободы на срок до 4 лет.

Просмотров работы: 1347