НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РОЗЫСКА БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ ЛИЦ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РОЗЫСКА БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ ЛИЦ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Принимая во внимание остроту проблем, связанных с безвестным исчезновением граждан и отсутствием на протяжении длительного времени положительных результатов их преодоления, Генеральной прокуратурой Российской Федерации с участием прокуроров субъектов РФ в 2012 г. проведена проверка исполнения законов уполномоченными органами по розыску лиц, пропавших без вести, идентификации неопознанных трупов и расследованию преступлений, связанных с безвестным исчезновением граждан.

Осуществление розыска лиц, пропавших без вести, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» является одной из основных задач оперативно-розыскной деятельности. Функционально ее решение возложено на подразделения уголовного розыска органов внутренних дел.

Своевременный розыск без вести пропавшего лица характеризует степень защищенности граждан от противоправных действий и косвенно отражается на уровне доверия населения к правоохранительным органам.

Проверкой, проведенной Генеральной прокуратурой Российской Федерации, установлено, что, несмотря на наметившуюся тенденцию снижения общего количества без вести пропавших граждан, эффективность их розыска в целом по стране не соответствует предъявляемым требованиям. Принимаемые меры не обеспечивают безусловного выполнения задач, определенных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Количество выявляемых прокурорами нарушений в этой сфере продолжает оставаться значительным.

Согласно статистическим данным в 2011г. в федеральном розыске находилось 112,3 тыс. без вести пропавших, было установлено местонахождение только 62,3 тыс. человек. Результативность розыска составила 55,6%, в сравнении с 2002г. данный показатель снизился на 11%.

Немалая часть без вести пропавших становится жертвами убийств, похищений, принуждения к занятию проституцией и использования рабского труда. В частности, на 1 января 2012г. с возбуждением уголовных дел разыскивалось 13,2 тыс. без вести пропавших. При этом результаты научных исследований свидетельствуют, что жертвами преступлений становятся не 5 – 8 % пропавших без вести, а 20 – 25% лиц, объявленных в розыск как без вести пропавшие. Особый общественный резонанс рассматриваемому явлению придает тот факт, что 18 – 20 % от количества пропавших без вести – несовершеннолетние.

Результаты проверки показали, что повсеместно не обеспечивается полнота проведения оперативно-розыскных мероприятий по установлению без вести пропавших лиц. Только в 32 субъектах Российской Федерации необоснованно был прекращен розыск в отношении более 1 тыс. человек, при этом прокурорами выявлено свыше 14 тыс. нарушений законодательства об ОРД. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено свыше 1 тыс. сотрудников полиции.

Зачастую внезапность исчезновения не рассматривается как признак криминального исчезновения, что противоречит требованиям совместного Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 27 февраля 2010г. № 70/122, утвердившего Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан. Согласно п. 5 названной Инструкции о признаках совершения преступления в отношении разыскиваемого могут свидетельствовать такие обстоятельства, как отсутствие объективных данных, указывающих на намерение человека беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить жилище; исчезновение человека с автотранспортом; отсутствие в течение длительного времени данных о местонахождении исчезнувшего лица (в том числе пропавшего со средствами мобильной связи); исчезновение человека, связанное с отчуждением его собственности, и ряд др.

Полагаем, что успех борьбы с преступлениями, сопряженными с безвестным отсутствием граждан, в целом зависит от эффективности и своевременности принимаемых оперативно-розыскных мер. Однако инертность и непринятие должных мер к розыску пропавших лиц выявлены во всех без исключения привлеченных к проверке субъектах Российской Федерации. Розыск граждан, исчезнувших в предыдущие годы, практически не осуществляется.

В ходе проверок было установлено, что немалая доля розыскных дел на указанную категорию граждан заводилась позднее 10-дневного срока, что является нарушением требований Инструкции об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел, объявленной Приказом МВД России от 5 мая 1993 г. № 213-дсп.

Нередко сотрудники органов внутренних дел с целью улучшения статистических показателей заводили розыскные дела на без вести пропавших лиц после реального установления их местонахождения. Такие факты были вскрыты в органах внутренних дел Оренбургской, Самарской, Московской, Ростовской областей и др.

Уполномоченными прокурорами устанавливались факты необоснованного отнесения безвестно пропавших лиц к категории утративших родственные связи, что в конечном итоге позволяет полиции сокращать срок ведения розыска с 15 до 5 лет, а впоследствии прекращать его без решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Кроме того, в нарушение ведомственных нормативных правовых актов МВД России не во всех опознавательных картах, заполняемых на лиц, пропавших без вести, лиц, утративших связь с родственниками, неопознанных трупов, направляемых для постановки на централизованный учет АИПС «Опознание», имеются фотоснимки разыскиваемых. В частности, проверкой в ИЦ ГУ МВД России по Новосибирской области установлено, что в 2010г. в федеральный розыск объявлено 173 лица, пропавших без вести, из них 135 с фотоизображениями (78%), в 2011г. – 179, из них 124 с фотоизображениями (69%).

Отсутствие фотоизображений разыскиваемых и неопознанных трупов в установленном формате снижает возможность сопоставления соответствующих информационных массивов с помощью аппаратно-программных средств и, как следствие, результативность розыска и идентификацию граждан по неопознанным трупам. Распространенный характер носят случаи оставления без внимания полученных из бюро несчастных случаев (далее – БРНС) данных об установлении сходства разыскиваемых с неопознанными трупами. Имеют место факты приобщения выявленных БРНС совпадений к материалам дел оперативного учета без их дальнейшей отработки и проверки.

Уполномоченными прокурорами выявлены многочисленные случаи необоснованного прекращения дел оперативного учета. Только в 32 регионах по актам прокурорского реагирования отменено 1045 незаконных решений о прекращении розыскных дел. Основаниями к их отмене явились отсутствие документального подтверждения установления места нахождения разыскиваемого лица, а в ряде случаев – и фальсификация документов. В нарушение требований ст. 22 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» руководители органов внутренних дел дела оперативного учета изучают только на стадии их заведения. При этом своевременное и обоснованное проведение оперативно-розыскных мероприятий, оформление дел оперативного учета и принятие по ним законных итоговых решений должным образом не проверяется, что нередко порождает курьезные случаи. В ряде субъектов Российской Федерации вскрыты случаи отказа органов внутренних дел в регистрации сообщений и заявлений анализируемой категории или списания их в номенклатурные дела без проведения доследственных проверок. Многочисленными остаются факты вынесения незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. В 2011г. прокурорами отменено 9803 решения органов дознания об отказе в возбуждении уголовного дела по фактам исчезновения граждан, что составило 24% от общего числа принятых решений. Ведомственным контролем за тот же период не выявлено ни одного нарушения при разрешении органами дознания сообщений о безвестном исчезновении граждан и об обнаружении неопознанных трупов.

19 июля 2012г. состоялось заседание коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по вопросам практики прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении уполномоченными органами деятельности по розыску без вести пропавших лиц, в том числе детей, идентификации личности неопознанных трупов, ведению розыскных дел и расследованию преступлений данной категории.

На заседании коллегии приняли участие должностные лица Администрации Президента Российской Федерации, представители Министерства внутренних дел Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации.

Во исполнение решения названной коллегии Управлением по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур подготовлено и 31 октября 2012г. направлено информационное письмо о положительном опыте организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении уполномоченными органами деятельности по розыску без вести пропавших лиц, установлению личности граждан по неопознанным трупам в прокуратурах Алтайского, Краснодарского краев и Волгоградской области.

Полагаем, что реализация мероприятий, отмеченных в решении коллегии, а также повсеместное использование имеющегося положительного опыта организации прокурорского надзора позволят кардинально улучшить состояние законности в рассматриваемой сфере деятельности.

Просмотров работы: 4500