НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОБОРОТ ОРУЖИЯ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОБОРОТ ОРУЖИЯ В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Незаконный оборот оружия – один из наиболее серьезных факторов, способствующих ухудшению криминогенной обстановки, росту организованной преступности, терроризма в стране.

Проводимые прокурорами надзорные проверки исполнения законодательства во многих случаях не учитывают специфики работы объектов контроля, не охватывают всю сферу оборота оружия, а в некоторых регионах на многих объектах проверки вообще не проводятся, что отрицательно сказывается на состоянии законности.

Основной нормативный акт, регулирующий оборот оружия в России, - ФЗ от 13 декабря 1996г. «Об оружии». Он регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, боевого ручного стрелкового и холодного оружия. Выделяя боевое ручное стрелковое оружие, законодатель тем самым исключает расширительное толкование понятия оружия. Поэтому любое другое боевое оружие (например, пушки, зенитные орудия, минометы, реактивные установки, самоходные орудия, танки, боевые корабли, подводные лодки, самолеты, вертолеты) не подпадает под действие этого Закона.

Приобретать оружие сейчас могут не только физические, но и юридические лица; государственные военизированные организации получили право продавать или передавать имеющееся у них на вооружении боевое ручное стрелковое и холодное оружие в порядке, установленном Правительством РФ, либо продавать имеющееся у них гражданское и служебное оружие и патроны к нему юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему.

Во исполнение ФЗ «Об оружии» Правительством РФ приняты соответствующие постановления, регулирующие сферу оборота оружия.

Надлежащая организация работы прокурора по надзору за исполнением законов в сфере оборота оружия предполагает высокий уровень ее информационно-аналитического обеспечения. Учитываться должны все источники информации, в том числе:

  • результаты анализа материалов прокурорских проверок и актов прокурорского надзора по другим сферам правоотношений;

  • материалы и решения координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;

  • результаты анализа ведомственной статистики;

  • устные и письменные заявления и жалобы граждан или представителей юридических лиц;

  • сведения средств массовой информации;

  • обобщения материалов уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

При проверке контролирующих органов можно получить информацию, проанализировав следующие документы:

  • нормативные акты соответствующих министерств и ведомств (распоряжения, приказы, договоры);

  • акты проверок подведомственных учреждений и организаций;

  • положения о подразделениях с целью выяснения их функций;

  • материалы лицензионных дел;

  • материалы реагирования контролирующих органов на нарушения, выявленные в результате соответствующих проверок.

Информация может быть получена при проверке работы контролирующих органов при неудовлетворительных результатах проверки, проведенной этими органами, а также в процессе надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, например, при изучении уголовных дел, связанных с хищением, утратой, незаконным оборотом оружия и боеприпасов. Изучение прекращенных, приостановленных уголовных дел, отказных материалов позволит прокурору выявить факты нарушения лицензионного законодательства.

Основные контролирующие и лицензирующие органы в сфере оборота оружия – органы внутренних дел, которые осуществляют комплекс мероприятий, связанных с контролем за оборотом оружия. Они выявляют нарушения, допущенные юридическими лицами, имеющими лицензии на определенный вид деятельности. Кроме этого, органы внутренних дел выявляют нарушения, допущенные гражданами (владельцами оружия).

Органы внутренних дел организовывают работу по борьбе с преступлениями на этом направлении автономно, нет должного обмена оперативной информацией, что не позволяет в конечном итоге своевременно выявлять каналы незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ, выявлять лиц, причастных к преступлениям. Во многих случаях по фактам добровольной сдачи гражданами оружия источники его приобретения не выявляют, запросы о принадлежности оружия в ИЦ ГУВД не направляют.

Прокуроры, осуществляя надзор за исполнением законов подразделениями лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью, должны уделять внимание соблюдению ими правил выдачи различных видов лицензий и (или) разрешений, поскольку количество выдаваемых органами внутренних дел лицензий и разрешений сильно возросло. В контрольной деятельности органов внутренних дел прокуроры выявляют массу нарушений законодательства, например: ненадлежащий учет оружия и патронов; ненадлежащее исполнение обязанности по осуществлению контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему; недостаточный контроль за устранением недостатков, выявленных в частных охранных предприятиях, и др.

При проведении проверок в подразделениях лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью прокурор обращает внимание на соблюдение требований ФЗ «Об оружии». Кроме этого, прокуроры должны иметь в виду, что названные подразделения ОВД, если они находятся на одной территории с объектом производства оружия, осуществляют за ним контроль (п. 5.1 Положения о лицензировании производства гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утвержденного совместным Приказом Министерства внутренних дел РФ, Российского агентства по боеприпасам и Российского агентства по обычным вооружениям от 3 июня 2000 г.).

В соответствии с п. 1.3 Положения о лицензировании производства гражданского и служебного оружия и патронов к нему лицензирование производства оружия включает мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Субъектами лицензирования являются юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением государственных военизированных организаций), осуществляющие или намеревающиеся осуществлять производство гражданского и (или) служебного оружия, основных частей к огнестрельному оружию, патронов и (или) их составных частей (гильз, капсюлей, пороха, пуль, дроби и картечи).

Выдачу, переоформление и продление срока действия лицензии осуществляет Федеральное агентство по промышленности по согласованию с Министерством внутренних дел РФ на основании письменного заявления руководителя организации – соискателя лицензии.

При проверке прокурору следует учитывать, что лицензированию подлежит производство: гражданского оружия; служебного оружия; основных частей огнестрельного оружия (гражданского и служебного); патронов к гражданскому и служебному оружию, включая испытательные и образцовые; составных частей патронов: гильз, капсюлей, пороха, пуль, дроби, картечи; баллончиков и капсул с ирритантами для газового оружия самообороны; пуль для пневматического оружия; стрел для метательного оружия. Юридические лица могут получать лицензии на производство оружия с выполнением всего комплекса работ по производству или отдельных видов работ. Контролирующими являются не только лицензирующие органы, но и все военизированные организации. Контроль за оборотом оружия, имеющегося на вооружении государственных военизированных организаций, осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

На объектах производства оружия прокурор выясняет следующие вопросы: обеспечены ли безопасность производства, контроль за производством, как обеспечена сохранность продукции; изготовлено ли боевое ручное стрелковое оружие, за исключением опытных образцов, только для поставок государственным военизированным организациям; не выпускаются ли детали, относящиеся к основным частям огнестрельного оружия, в цехах общезаводского назначения и др.

Прокуроры редко проводят проверки законности деятельности военизированных организаций, почти не проводят надзорных проверок, касающихся их участия в коммерческой деятельности (продажа имеющегося у них оружия).

Просмотров работы: 2213