ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ, КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ, КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Трансформация социально-экономических отношений при проведении реформ отразилась и на преступности в современной России. Внедрение рыночных отношений во все сферы жизнедеятельности общества в известной степени упростили мотивы поведения многих людей. Как отмечает известный криминолог В.П. Ревин, «существовавшие прежде (во многом формальные) идеологические конструкции были отброшены как ненужные в новых условиях реформируемой России». Деформация нравственных устоев привела к расширению масштабов и дальнейшей профессионализации корыстной преступности со специализацией на разработку и совершение замаскированных, изощренных хищений бюджетных и внебюджетных средств, в том числе выделяемых для реализации приоритетных национальных проектов.

Дополнительное финансовое обеспечение реализации национальных проектов явилось притягательным для преступников. Одним из главных криминогенных факторов, способствующих процессам криминализации приоритетных национальных проектов, явилось отсутствие надлежащего финансового контроля и правовой регламентации их реализации. Только по результатам предварительного мониторинга финансирования расходов на реализацию приоритетных национальных проектов, проведенного Счетной палатой РФ, были выявлены финансовые нарушения на общую сумму около 40 млн. рублей, в том числе нецелевое расходование свыше 2 млн. руб. В связи с этим в криминологической и уголовно-правовой науке справедливо указывается на необходимость «формирования новой системы государственного управления в социальной сфере, субъекты которой непосредственно сосредоточены на оперативном и качественном решении стратегических и проблемных вопросов, возникающих при реализации национальных проектов».

С каждым годом количество преступлений, совершаемых в ходе реализации приоритетных национальных проектов, значительно увеличивается. Только за 9 месяцев 2008 г., по данным Генеральной прокуратуры РФ, количество нарушений законности в сфере реализации национальных проектов соответственно составило: в сфере образования - 6449 нарушений, в сфере обеспечения граждан доступным и комфортным жильем - 6124, в сфере здравоохранения - 6315, в сфере АПК - 2228 нарушений

Таким образом, в современных условиях важное значение приобретает деятельность правоохранительных и контрольно-ревизионных органов, направленная на реальное ослабление криминального влияния на экономику страны, в том числе на предупреждение преступных проявлений в бюджетной сфере, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов. Этот вопрос приобретает особую актуальность по той причине, что и преступления, совершаемые в ходе реализации приоритетных национальных проектов, обладают достаточно высокой степенью общественной опасности, поскольку по своим последствиям убытки от их совершения многократно превышают ущерб от общеуголовных преступлений, а потерпевшими является государство (его субъекты) или наименее защищенные слои населения, нуждающиеся в особой социальной помощи.

этой связи существует актуальная научная потребность в углубленном анализе криминологических особенностей отдельных видов преступлений, совершаемых в рамках реализации приоритетных национальных проектов, обусловленная масштабами и уровнем криминологической разработки данной проблемы и ее несоответствием реальной значимости.

В Министерстве внутренних дел РФ в составе Департамента экономической безопасности создано специализированное подразделение по борьбе с особо опасными нарушениями бюджетной дисциплины. В результате этих преобразований возросло число выявленных хищений и должностных преступлений в сфере реализации приоритетных национальных проектов со стороны лиц всех уровней государственной власти, как федеральных, так и региональных. Активизация контрольно-проверочной и правоохранительной деятельности указанных органов позволила получить данные, обобщение и анализ которых свидетельствует о появлении в России особой разновидности экономической преступности, субъектами которой выступают как распорядители, так и пользователи бюджетных средств, выделяемых в рамках реализации приоритетных национальных проектов.

Два года, прошедшие с момента начала реализации в Российской Федерации приоритетных национальных проектов, показали: проекты стали важной вехой в истории нашей страны не только по своей задумке (масштабу запланированного), но и по тому реальному, ощутимому воздействию, которое они оказали как на организацию работы аппарата публичной власти, так и на развитие социально-экономических процессов, уровень удовлетворения жизненных потребностей граждан. Специфика проектов заключается в особенностях применяемых при их реализации методов (средств, способов, приемов) и форм (совокупности документов, актов) государственной деятельности и управления финансами, т.е. в особенностях как содержательных, так и формально-юридических

Действующее федеральное законодательство предусматривает определенные разновидности программ, позволяющие, в свою очередь, классифицировать преступления, совершаемые в рамках реализации приоритетных национальных проектов, в зависимости от непосредственного объекта преступления и особенностей предмета преступления на следующие группы:

1) преступления, связанные с реализацией комплексных программ социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Правовой режим программ социально-экономического развития Российской Федерации определен Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации. Согласно ст. 1 названного Федерального закона, «программа социально-экономического развития Российской Федерации - комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров»;

2) преступления, связанные с реализацией федеральных, региональных и муниципальных целевых программ. Согласно п. 1 Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594, федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации;

3) преступления, связанные с реализацией ведомственных целевых программ. Возможность использования данной формы программно-целевого планирования предусмотрена ст. 179.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). В частности, Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 854 «О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений» (в редакции Постановления Правительства РФ от 10 июня г. № 366) определены условия выплаты дополнительного денежного вознаграждения.

В соответствии с действующим уголовным законодательством к собирательному понятию «преступления, совершаемые в рамках реализации приоритетных национальных проектов» могут быть отнесены, прежде всего преступления против собственности (мошенничество, присвоение и растрата); интересов службы в коммерческих организациях (злоупотребление полномочиями, злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами, коммерческий подкуп); государственной службы и службы в органах местного самоуправления (злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, нецелевое расходование бюджетных денежных средств, служебный подлог, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки и др.).

Все эти преступления объединяют объект преступного посягательства (как правило, в качестве таковых выступают бюджетные правоотношения), предмет преступления (денежные средства соответствующих видов бюджета), мотивацию (корысть), их экономическую направленность, а также иные криминологические характеристики.

В целях предупреждения совершения преступлений, совершаемых в рамках реализации приоритетных национальных проектов, необходима особая методология исследования проблем указанного вида, заключающаяся в комплексном подходе к изучению этого социально-правового явления и разработке мер борьбы с ними.

Для эффективной реализации проектов необходимы разработка и принятие большого количества нормативных правовых актов региональных органов власти, местного самоуправления, отсутствие которых в современных условиях затрудняет, а порой тормозит работу по выявлению преступлений, связанных с реализацией национальных проектов. Поэтому наведение «нормативного» порядка в этой сфере является повседневной задачей всех сотрудников правоохранительных органов. Только на конец 2008 г. по инициативе прокуроров было приведено в соответствие с действующим законодательством свыше 6 тыс. региональных и муниципальных актов. Поэтому среди правовых мер особое место занимают меры правотворческие. В этой сфере нужна активная и осознанная деятельность не только институтов государства, но и всего гражданского общества. Таким образом, только при системной стратегии заинтересованных структур, постоянном использовании разнообразных средств и технологий масштабы преступлений, совершаемых в рамках реализации приоритетных национальных проектов, могут быть минимизированы и могут достичь определенных успехов в борьбе с указанным негативным явлением.

Просмотров работы: 1298