ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Киямова Д.Р. 1
1Казанский (Приволжский) федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Выбор профессии является одним из сильнейших стрессогенных факторов в жизни молодых людей. Выбирая профессию они во многом выбирают свою будущую судьбу, большую часть взрослой жизни. Если человек не готов к выбору профессии или неудовлетворен выбранной профессией, это может стать причиной развития у него стресса.

Целью нашего исследования было: оценить профессиональную адаптацию студентов различных специальностей.

Объектом исследования было 131 человек. Все эксперименты выполнялись с соблюдением биоэтических норм с согласия самих студентов.

Были проведены следующие тесты: определение удовлетворенности учебной деятельностью (УУД) по Л.В.Мищенко, определение уровня притязаний, уровня тревожности по Спилбергеру-Ханину, эмоционального интеллекта по Н.Холлу, дифференциальной диагностики по опроснику (ДДО) Е.А.Климова.

В профессиональной адаптации студентов ведущую роль играет успешность их профессионально-деятельностной адаптации. По показателю удовлетворенность избранной профессией все обследованные были разделены на группы удовлетворенных и неудовлетворенных избранной профессией. Оказалось, что среди психологов, удовлетворенных избранной профессией больше, чем среди студентов биологов.

Используя методику Спилбергера-Ханина, мы получили данные, что испытуемые с высоким уровнем личностной и ситуативной тревожности испытывают большую неудовлетворенность своей избранной профессией, чем испытуемые с низким уровнем тревожности.

Важнейшим компонентом в удовлетворенности избранной профессией является уровень притязаний. Чем выше уровень самооценки, тем выше уровень удовлетворенности студентов. В результате исследования уровня притязаний студентов было обнаружено, что удовлетворенные студенты имеют умеренный уровень, а неудовлетворенные – низкий и нереалистично низкий уровень притязаний.

Выбор профессии является важным фактором, влияющим на уровень эмоциональной напряженности человека. У удовлетворенных студентов более высокий уровень эмоционального интеллекта. Они обладают высоким уровнем эмоциональной осведомленности, управлением эмоциями, самомотивацией, эмпатией, распознаванием эмоций других людей. Неудовлетворенные студенты - эмоционально неустойчивы. Таким образом, неполное соответствие выбранной профессии приводит к эмоциональным нагрузкам. Чем выше удовлетворенность избранной профессией, тем выше эмоциональный интеллект.

Выбор профессии нарушает систему тревожности, если профессия выбрана не правильно, то человек начинает сомневаться в своих способностях и силах, тревога не только дезорганизует его учебную деятельность, но начинает разрушать его личностные структуры, поэтому мы провели полный анализ удовлетворенности учебным процессом. По полученным данным оказалось, что у удовлетворенных избранной профессией другие показатели по удовлетворенности учебным процессом были в пределах нормы, а у неудовлетворенных эти показатели были ниже. Таким образом, если человек уверен в правильности выбора своей профессии, его самооценка растет. Человек стремится во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, становится смелым и решительным. Чем выше уровень удовлетворенности профессией, тем выше уровень удовлетворенности студентов процессом обучения.

Причиной стресса может быть не правильно выбранная профессия. Для биологов должным типом является «человек-природа», а для психологов – «человек-человек». По полученным результатам сделали вывод, что биологи не правильно выбрали профессию, по сравнению с психологами, так как наиболее выраженным типом у биологов оказался «человек-человек». Таким образом, реализация такой направленности личности при первичной подготовке биологов происходит не в пользу профессии и приводит к разочарованиям, задержкам профессионального роста на последних курсах обучения. У студентов появляется неуверенность в своем профессиональном будущем.

Таким образом, важнейшим атрибутом успешного человека является превосходное образование и высокие темпы развития в выбранном профессиональном направлении. Для выявления компетенций, способностей, интересов, личностных качеств и установок, а также мотивации учащихся к прогнозированию дальнейшего профессионального и карьерного развития нужно уделить особое внимание профориентации (выбору профессии).

Просмотров работы: 1092