ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Дорофеева Д.Д. 1
1Казанский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно проведённым исследованиям, в современном обществе люди общаются по-разному, используя при этом различные стили речи. Именно они определяют поведение человека в той или иной ситуации. Конкретный выбор зависит от целого ряда факторов. Наиболее важными являются: статус собеседника и его личные особенности, его мировоззрение и положение в обществе, цель общения, ситуация, при которой оно осуществляется, характеристика самой формы взаимодействия. От речевых средств общения зависит характер содержания взаимодействия. В профессиональном речевом общении, в основном, используются следующие стили коммуникативного взаимодействия: научный, публицистический и официально-деловой.

В данной статье речь пойдёт именно об официально-деловом стиле общения. Данный стиль используется для сообщения различной информации в официальной обстановке. Он обслуживает сферу социальных отношений, правовых и управленческих. Он может реализоваться как в письменной форме (нормативные акты, деловая переписка и т.п..), так и в устной (переговоры, выступление на деловом совещании, отчетный доклад, служебный диалог и т.д.).

Деловые документы на Руси появились после возникновения письменности в Х веке. В летописях указано, что первыми письменными документами являются тексты договоров греков с русскими в 907, 911 и 944 годах. Оригинальным памятником письменности является первый свод законов Киевской Руси (XI в.). Из него мы можем судить о развитии юридической системы в то время, например, употребление большого числа терминов.

Следующим древнейшим документом является «Грамота великого князя Мстислава Володимировича и его сына Всеволода» ( около 1130 г.). Эта грамота начиналась с фразы «Се азъ…», что означает «вот я». С того времени она становится обязательным клише, с которого начинались все документы.

Данный стиль имеет свою специфику. Сюда входит наличие речевых клише, использование различных терминов, большое количество аббревиатур, наличие сложных несокращенных слов, изложения материала стандартным способом и т.п.

Деловые тексты отличаются от остальных употреблением слов и выражений, которые не используются в других стилях, например, «вышеуказанный», «надлежащий» «содеянное» и т. д.

В оформлении текстов с использованием данного стиля огромную роль играют членение текста на абзацы, а также особое графическое оформление. Все это говорит о грамотности человека, который составляет документ, его профессионализме и культуре речи.

В деловом стиле речи информация должна быть только объективной. Выражение субъективного мнения, использование эмоциональной лексики, различных жаргонных слов или вульгаризмов не допускается в данном стиле речи. Основной характеристикой его является сжатость текста, его лаконичность и ясность.

В формальном общении деловой стиль является самым распространённым. Считается, что чем больше работники той или иной компании используют данный стиль, тем больше в организации порядка.

Выделяется два жанра в рассматриваемом нами стиле. Ими являются официально-документальный стиль и обиходно-деловой стиль. К первому мы можем отнести язык, на котором написаны все законодательные документы, и язык, на котором составляются дипломатические акты.

В обиходно-деловом стиле тексты отличаются друг от друга жанрами и содержанием. Например, это может быть служебная переписка внутри организации и за её пределами или определённого рода частные деловые бумаги.

Подводя итоги, хочу добавить, что за много лет существования деловая речь накопила огромное количество терминов и устойчивых выражений. К тому же, использование уже готовых клише, которые прочно вошли в обиход, упрощая жизнь говорящему или пишущему. Данный стиль продолжает постоянно развиваться.

Просмотров работы: 1329