НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современный период в России, да и во многих других странах заметно актуализировались проблемы в обществе и государстве, связанные с молодежным экстремизмом. Кроме того, это явление стало носить все более общественно опасный характер, а именно: увеличивается количество преступлений с участием несовершеннолетних, поднимается уровень насилия в молодежной среде, его проявления становятся более жестокими. Противодействие проявлениям экстремизма среди молодежи становится общегосударственной задачей, включающей в себя различные аспекты ее реализации.

Прокуроры систематически проводят проверки по исполнению законодательства об образовании и противодействии экстремистской деятельности с принятием мер реагирования по выявленным нарушениям. Особое внимание при этом уделяется региональным и муниципальным нормативным правовым актам, противоречащим положениям Конституции РФ и федеральным законам, создающим угрозу возникновения очагов межнациональной напряженности, межрелигиозных конфликтов и терроризма в субъектах Федерации.

Наиболее типичными нарушениями являются несоответствие требованиям законодательства учредительных документов, издание незаконных решений об отчислении детей до получения общего образования, невыплата стипендий и других выплат учащимся и студентам в нарушение федерального законодательства, непринятие соответствующих нормативных правовых актов в части обеспечения пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической безопасности, антитеррористической защищенности, а также в сфере защиты прав детей-сирот в "интернатных" учреждениях.

Осуществляя надзор за исполнением законодательства в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, значительное внимание прокуроры уделяют недопущению вовлечения несовершеннолетних и молодежи в экстремистскую деятельность, пресечению случаев распространения среди молодежи идей религиозного экстремизма.

К примеру, прокурором района Республики Дагестан в суд направлено заявление о ликвидации образовательного учреждения - медресе им. "Магомед- гаджи" в связи с осуществлением им образовательной деятельности без соответствующей лицензии. Решением районного суда Республики Дагестан заявление прокурора удовлетворено в полном объеме.

Наиболее характерными нарушениями закона в анализируемой сфере являются факты бездействия директоров школ и отдела образования, выражающиеся в непринятии соответствующих организационно-распорядительных документов для установки в соответствии с действующим законодательством систем фильтрации доступа в Интернет, ограждающей учащихся от экстремистских сайтов.

Мероприятия по противодействию экстремистской деятельности в субъектах Федерации проводятся в рамках реализации Целевой программы по профилактике экстремистской деятельности и терроризма: мероприятия информационно-пропагандистского направления, воспитательная работа с населением, в том числе направленная на профилактику проявлений экстремизма в молодежной среде.

В целях совершенствования работы по противодействию экстремистской деятельности и терроризму, взаимообмена, накопления и анализа информации при координационном совещании руководителей правоохранительных органов в регионах созданы постоянно действующие межведомственные рабочие группы по вопросам противодействия экстремистской деятельности и терроризму.

С участием органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, органов прокуратуры, других правоохранительных органов, представителей учебных и научных учреждений, общественных, религиозных организаций практикуется проведение научно-практических конференций, семинаров-совещаний, заседаний "круглых столов", на которых обсуждаются вопросы противодействия экстремистской деятельности, в том числе проблемы молодежного экстремизма.

В то же время в последнее время наметились тенденции, которые могут повлечь за собой дестабилизацию в обществе. Наблюдается влияние приверженцев нетрадиционного ислама, которые проявляют активность и настойчивость в распространении своих взглядов.

Наиболее значимым дестабилизирующим фактором в современный период в общественной жизни страны является деятельность молодежных националистических и экстремистских группировок, а именно сторонников Движения против нелегальной иммиграции, "антифа", "скинхедов" и др.

"Антифа" - неформальное молодежное объединение, члены которого, прикрываясь идеями антифашистского движения, совершают преступления в отношении "скинхедов" и других националистических группировок. Несмотря на то что эти группировки пока не многочисленны и есть только в крупных городах, их деятельность вызывает значительный общественный резонанс.

Также отмечаются проявления сторонников запрещенной судом общественной организации "Национал-большевистская партия" (далее - НБП) в различных регионах страны, которые активно участвуют в несанкционированных шествиях, митингах, распространяют листовки, материалы, литературу экстремистской направленности, в том числе с использованием ресурсов сети Интернет.

Так, идеологи и организаторы "Фронта Казанских патриотов" на основе национал-социалистической идеологии создали в г. Казани экстремистскую группировку с целью совершения насильственных действий в отношении лиц "неславянской" внешности. По этому факту правоохранительными органами было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 282.1 УК и в ходе расследования было установлено, что участники организации помимо преступлений экстремистской направленности совершили еще и несколько общеуголовных преступлений, таких как кражи, грабежи и разбойные нападения.

Правоохранительные органы во многих регионах выявили и взяли на оперативный контроль членов таких неформальных молодежных объединений, как футбольные фанаты, готы, панки, рэперы, металлисты, свободные неформалы и др.

Кроме того, проявляет активность общественное движение граждан, которые не согласны с результатами выборов некоторых депутатов Государственной Думы и Президента РФ, в котором также участвуют и представители различных молодежных организаций. Лидеры движения призывают гражданское общество признать нелегитимными прошедшие выборы. При этом, используя сеть Интернет, провоцируют население на массовые беспорядки, шествия граждан с отличительными знаками - белыми ленточками - по всем регионам Российской Федерации. Одна из таких акций проходила в г. Москве 6 мая 2012 г. под названием "Марш миллионов", которая была проведена с нарушением российского законодательства, а к нарушителям общественного порядка были применены меры правового воздействия.

Прокуратуры г. Москвы (Центрального административного округа и Савеловская межрайонная), получив информацию о возможных нарушениях федерального законодательства, в том числе несоблюдении запланированного регламента акции и предельного количества участников, приняли меры, направленные на предупреждение противоправных действий в ходе массовой акции, организуемой оппозиционерами, а именно: 4 и 5 мая 2012 г. были направлены предостережения организаторам мероприятия (Удальцову, Давидису, Гальперину, Чернышевой, Казаковой и др.)

Органы государственной власти в своей деятельности учли высказанные социологами прогнозы о возможном осложнении криминальной обстановки, связанной с экстремистскими проявлениями, и последовавшее за этим принятие дополнительных мер для предотвращения политизации этнического и религиозного фактора позволило во многом избежать влияния деструктивных сил - национал-радикальных, религиозных и иных организаций, пользующихся поддержкой некоторых иностранных правительств и спецслужб, направленного на дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране в период после выборов.

Практика прокурорского надзора свидетельствует, что отмеченные рост либо снижение числа зарегистрированных преступлений и выявленных лиц в различных субъектах Федерации обусловлены, с одной стороны, повышением (снижением) активности со стороны радикально настроенных групп граждан и экстремистских объединений и организаций, а также степенью эффективности разрешения межнациональных, межэтнических, межрелигиозных и иных конфликтов на ранней стадии. С другой стороны, принятие дополнительных мер, направленных на выявление и пресечение преступлений указанной категории, и последовательная их реализация в некоторых регионах повлияли на результаты реагирования правоохранительных органов на преступления экстремистской направленности.

В настоящее время благодаря активным действиям правоохранительных органов было достигнуто снижение динамики организованных экстремистских проявлений, увеличилось число уголовных дел о преступлениях рассматриваемой категории, направленных в суд, и число выявленных правонарушений.

Прокурорами также был проделан значительный объем работы в 2012 г., превышающий аналогичные показатели 2011 г.

Правильная организация надзора, прежде всего за исполнением законодательства о противодействии экстремизму, о межнациональных и конфессиональных отношениях федеральными органами исполнительной власти, а также органами управления и руководителями общественных, религиозных объединений и иных организаций, стала эффективным средством профилактики совершения преступлений экстремистской направленности на ранних стадиях.

В результате принятых мер, направленных на усиление прокурорского надзора, увеличилось количество проведенных прокурорских проверок в первом полугодии 2012 г. в сфере противодействия экстремистской деятельности - 15191 (14475), а также количество выявленных нарушений - 30966 (28534). Прокуроры направили 3870 заявлений в суды общей юрисдикции по вопросам межнациональных отношений и противодействия экстремизму, в том числе о ликвидации, запрете деятельности экстремистских объединений и признании информационных материалов экстремистскими (2435).

В связи с нарушением законодательства о межнациональных отношениях и противодействии экстремизму количество актов прокурорского реагирования составило 11979, из них: 2326 предупреждений и предостережений, 9653 представлений и протестов (в аналогичный период 2011 г. было внесено 12626 актов реагирования, из них: 2273 предупреждений и предостережений, 10353 представлений и протестов).

Снижение числа принятых мер реагирования обусловлено результативностью проделанной органами прокуратуры в предыдущем году работы и устранением большого числа выявленных ранее нарушений.

Структура преступности экстремистского характера по-прежнему свидетельствует о заметном преобладании преступлений против личности (умышленное причинение легкого, среднего, тяжкого вреда здоровью, побоев, угрозы убийством), общественной безопасности и общественного порядка (хулиганство), а также против государственной власти (возбуждение ненависти и вражды).

В первом полугодии 2012 г. зарегистрировано 391 преступление экстремистской направленности, что на 13% больше, чем за аналогичный период 2011 г. (346).

Увеличение числа выявленных преступлений экстремистской направленности произошло практически во всех федеральных округах - в Северо-Западном - 68 (40), Северо-Кавказском - 34 (22), Приволжском - 74 (71), Южном - 29 (27), Сибирском - 37 (29), Дальневосточном - 15 (13). В тот же период 2012 г. отмечено снижение преступлений этой категории в Центральном - 95 (109) и Уральском - 27 (28) федеральных округах.

Из представленных статистических данных видно, что наибольшее количество преступлений, связанных с экстремистскими проявлениями, в первом полугодии 2012 г., как и прежде, зарегистрировано в Центральном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах.

При этом количество преступлений экстремистской направленности, совершенных участниками и сторонниками неформальных молодежных объединений, остается примерно на том же уровне.

Наряду с мерами уголовно-правового характера органы прокуратуры активно применяют меры прокурорского реагирования профилактического характера, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

Центром по противодействию экстремизму МВД России, а также ФСБ России проводились соответствующие проверки в отношении сторонников неформальных молодежных объединений экстремистской направленности. Органами прокуратуры по материалам проверок в соответствии со ст. 6 Федерального закона N 114-ФЗ наиболее активным участникам и лидерам молодежных группировок были направлены предостережения о недопустимости экстремистской деятельности.

Кроме того, с целью пресечения и предупреждения экстремистских проявлений в молодежной среде члены и сторонники неформальных молодежных объединений активно привлекались к административной ответственности: по ст. 20.29 КоАП, т.е. за производство и распространение экстремистских материалов, по ч. 1 ст. 20.3 КоАП за публичное демонстрирование нацистской атрибутики.

Также правоохранительные органы и органы надзора систематически принимали меры по пресечению использования сети Интернет в целях распространения информации экстремистского характера. К примеру, органы внутренних дел пресекли противоправную деятельность иностранного гражданина К., аспиранта вуза, незаконно предоставлявшего проживающим в общежитии студентам интернет-услуги с использованием спутникового оборудования, что позволяло осуществлять бесконтрольный для надзорных органов обмен информацией с абонентами сети в Российской Федерации и за ее пределами, в том числе и доступ к интернет-ресурсам экстремистского содержания.

По представлению органов прокуратуры работа локальной сети была прекращена, а материалы в отношении К. переданы в суд для принятия решения о привлечении к административной ответственности по ст. 14.1 КоАП.

В целом результаты прокурорских проверок свидетельствуют о том, что принимаются необходимые меры к выявлению фактов и материалов, свидетельствующих о наличии в деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций и СМИ проявлений экстремизма.

В некоторых случаях своевременное реагирование государства на правонарушения экстремистской направленности в молодежной среде позволило не допустить использование СМИ и сети Интернет для дестабилизации обстановки в обществе.

Решение проблем молодежного экстремизма требует реализации комплекса организационных, правовых, профилактических мероприятий, совершенствования взаимодействия государственных органов, общественных организаций.

Полагаем, что в целях эффективного противодействия экстремистским проявлениям в молодежной среде необходимо широкое участие государства и общества в создании комплекса превентивных мер, который включал бы в себя такие меры, как:

совершенствование законодательства в области межнациональных, межконфессиональных отношений и противодействия экстремистской деятельности;

проведение культурно-просветительской работы, направленной на формирование общественного мнения по неприятию идеологии экстремизма;

разработка и введение в программы обучения общеобразовательных и специальных учреждений, а также учреждений высшего профессионального образования специальных курсов по вопросам толерантности в современном российском обществе;

проведение в средствах массовой информации молодежных программ с участием представителей различных религиозных конфессий по разъяснению смысла духовных вероучений, освещением вопросов толерантного отношения к представителям других вероисповеданий и национальной принадлежности;

освещение в СМИ негативных последствий экстремистской деятельности, результатов работы правоохранительных органов по пресечению противоправной деятельности экстремистских формирований, объединений и группировок, а также деятельности государственных органов и общественно-политических объединений по предупреждению экстремизма;

принятие мер по недопущению распространения экстремистской идеологии в сети Интернет;

разработка, совместно с зарегистрированными религиозными организациями, системы мер государственного регулирования процесса получения религиозного образования в других государствах, дальнейшей преподавательской и иной трудовой деятельности лиц, его получивших.

В рамках координационной деятельности органам прокуратуры следует обеспечить согласованность и объединение усилий и потенциала правоохранительных органов по разработке и реализации мер, форм, сил и средств, используемых ими в противодействии экстремистской деятельности в молодежной среде. Кроме того, при организации прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, необходимо обращать особое внимание на выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений экстремистской направленности или препятствующих повышению эффективности деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия экстремизму в молодежной среде.

Просмотров работы: 4083