Целью нашего исследования было: разработать основные принципы профессионального самоопределения школьников с учетом их психофизиологических особенностей.
Объектом исследования являются учащиеся 9, 10,11 классов. Из них 30 учащихся – девочки, 30 – мальчики. Все эксперименты выполнялись с соблюдением биоэтических норм с согласия самих учащихся.
Были проведены следующие тесты: личностный опросник Айзенка, тест диагностики межличностных отношений Т. Лири, тест школьной тревожности Филлипса, САН (Самочувствие, Активность, Настроение). Также проводились измерения физиологических показателей (рост, вес, ЧСС (частота сердечных сокращений), давление – систолическое и диастолическое).
Результаты исследования: у обучающихся 9-х и 10-х классов повышенный уровень тревожности. У девочек уровень тревожности выше, чем у мальчиков. Наиболее высокий уровень тревожности по параметрам: страх самовыражения и страх соответствовать ожиданиям окружающих, проблемы и страхи в отношении с учителем. По итогам диагностики выяснилось, что амбивертов больше, чем интровертов и экстравертов. По гендерным показателям: среди девочек больше интровертов, а среди мальчиков больше амбивертов. Результаты теста Лири показали, что среди учащихся преобладают респонденты с эгоистичным, дружелюбным и подозрительным типом межличностных отношений.
Таким образом, каждый учащийся обладает своими определенными психофизиологическими данными. Необходимо выявлять причины тревожности и проводить профилактическую и коррекционную работу, поскольку возможности учеников не всегда могут соответствовать их выбору профессии. Школьникам важно объяснить, что их психофизиологические особенности играют важную роль для их самоопределения, самореализации и успешной деятельности в будущем.