Целью нашего исследования было: определить влияние экзаменационного стресса на сердечно – сосудистую систему студентов.
Объектом исследования было 53 человека. Все эксперименты выполнялись с соблюдением биоэтических норм с согласия самих студентов.
Были проведены следующие тесты: опросник нервно-психического напряжения по Т. А. Немчину, опросник САН (Самочувствие, Активность, Настроение). По показателям сердечно-сосудистой системы определяли Вегетативный индекс Кердо (ВИК).
По значениям вегетативного индекса Кердо (ВИК) все студенты были разделены на три группы: симпатикотоники: с преобладанием симпатических влияний, нормотоники - в состоянии вегетативного равновесия, а также ваготоники – с преобладанием парасимпатических влияний. Увеличение количества ваготоников и симпатикотоников на третьем курсе по сравнению с первым курсом говорит о нарушении равновесия между тонусами двух отделов вегетативной нервной системы, что свидетельствует о том, что студенты третьего курса находятся в состоянии большего стресса. О том же говорят более значительные изменения ВИК у студентов третьего курса по сравнению с первым во время сессии. У студентов третьего курса преобладал гипотонический тип реагирования сердечно-сосудистой системы. Он оценивается, как неблагоприятный. Наблюдается у лиц с пониженным тонусом сердечно-сосудистой системы, что часто вызывается переутомлением.
У студентов первого курса наблюдалось меньшее количество негативных психофизиологических проявлений во время сессии, что говорит о том, что они более легко переносят экзаменационный стресс. Более благоприятный психологический климат наряду с более низкой изолированностью обеспечивают первому курсу лучшую адаптацию к образовательному процессу.
Таким образом, психологическое состояние студентов тесно взаимосвязано с физиологическими процессами. Психологический климат в группе, социальная изолированность и сплоченность группы, а также отношение студентов к группе прямо влияют на способность студентов адаптироваться к стрессу, ведь именно от характера отношений, которые складываются у студентов друг с другом и преподавателями, от чувства «защищенности» зависит их способность к адаптации.