АНАЛИЗ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНЦЕПТА «СПОРТ» В РУССКОЙ КОНЦЕПТОСФЕРЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АНАЛИЗ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНЦЕПТА «СПОРТ» В РУССКОЙ КОНЦЕПТОСФЕРЕ

Мочалова О.В. 1
1Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, Институт международных отношений, истории и востоковедения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Когнитивная лингвистика на сегодняшний момент — самая развивающаяся отрасль лингвистики. Центральным понятием и объектом исследования когнитивной лингвистикиявляется концепт. Выработано понимание того, что концепты - это единицы мышления, которые по своему содержанию и организации могут быть весьма различны. Российский ученый, доктор филологических наук, профессор, Ю. С. Степанов, находит концепт как «сгусток культуры», в виде которого культура укладывается в ментальном мире индивида1.

Настоящая статья представляет собой фрагмент исследования по выявлению основных компонентов концепта “СПОРТ” в русском коммуникативном сознании. Одним из способов языковой объективации содержания концепта является свободный ассоциативный эксперимент, где ключевым словом-номинантом концепта в данном случае выступает существительное “спорт”.

На сегодняшний момент спорт превратился в общественное явление глобального масштаба, а его авторитет во всем мире вырос настолько, что феномен спорта завоевал статус актуального системного знания и стал предметом изучения в рамках социально-философской традиции. Превращение спорта в такой актуальный объект исследования повлиял на выбор данного концепта для большей изученности его целостной концепции.

Нами было опрошено 60 жителей России в трех возрастных группах: от 16 до 30, от 30 до 45, от 45 и выше. Информантам предлагалась инструкция: «Вы участвуете в психолингвистическом эксперименте. Пожалуйста, скажите первые 5 пришедших вам в голову слов или словосочетаний, когда вы слышите слово «спорт».

Эксперимент проводился в двух временных промежутках:

  1. Осень 2013 (время после XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 в Казани);

  2. Зима 2014 (время XXII Всемирных Зимних Олимпийских Игр в Сочи, когда спорт снова оказался на пике мировой популярности).

Всего в ходе эксперимента было получено 300 различных реакций, причем индивидуальные чувственные образы сильно зависели от времени проведения опроса. Концепт «СПОРТ» кодировался у одного человека образом здоровья, успеха, жизни и победы, у другого – конкретными видами спорта: хоккея, плавания, у третьего – мыслями о боли и травмах, неудачах и поражениях, у четвертого – образом Всемирных Олимпийский Игр, куда сейчас направлено внимание большинства россиян.

Наибольшую частотность у опрашиваемых составили следующие ассоциации: здоровье (около 70%); сила, выносливость, воля; энергия, адреналин; Олимпиада, соревнование, победа; красота, секс, мускулатура, травмы, боль; труд и результаты. Такая универсальность предметного кода связана с тем, что он есть у всех без исключения носителей языка, хотя у каждого индивида он различается. Также было обнаружено, что, независимо от возрастной группы, опрашиваемые с высокой частотностью упоминали Всемирные Зимние Олимпийские Игры в Сочи, что, несомненно, связано с периодом проведения эксперимента (осень 2013-зима 2014 года).

Единичные реакции составили: бинт, медсестра, источник доходов, солнце, музыка, унижение, доминирование, несправедливость, выстрел и другие, что говорит о существовании в сознании людей индивидуальных предметных кодов, имеющих предметно-образный, то есть чувственный характер, отражающий субъективный чувственный опыт человека.

Обрабатывая результаты по возрастному признаку, было обнаружено, что интервьюируемые младшего поколения имеют более оптимистичный настрой, давая на «спорт» ассоциации радости, победы, красоты, увлечений, самосовершенствования, адреналина, жизни, позитива, энергии, движения, когда опрашиваемые возрастной группы от 45 и выше реагировали более негативно, связывая «спорт» с травмами, болью, неудачами, ссадинами, сломанными судьбами, и т.д.

Было замечено, что у интервьюируемых в возрасте до 45 лет большой пласт реакций заняли различные виды спорта, которые у каждого интервьюируемого отличались, однако из-за близости по значению обобщались в один признак, а их частотность суммировалась: хоккей, футбол, плаванье, бег, лыжи, коньки, теннис, баскетбол, вольная борьба, сноуборд и т.д. Также возрастная категория до 30 лет часто ссылалась на связанный со спортом инвентарь, например, клюшки, коньки, мячи, турники, гантели и другие.

Полученные ассоциативные реакции были обработаны методом когнитивной интерпретации. Подобным образом, концепт спорта возникает как единица универсально-предметного кода, которая и остается его ядром. Внутри концепта слой за слоемконцептуальные признаки, найденные в результате эксперимента, существенно разнящиеся в возрастных группах, обволакивают ядро, насыщая его содержание и увеличивая его объем. В результате был получен список когнитивных признаков исследуемого концепта.

Проанализированные в работе системно обозначенные значения концепта «СПОРТ» дают четкие представления о содержании данного концепта для россиян. Исследование также может быть продолжено и проведено более глубокое изучение универсального и индивидуального понимания различных феноменов.

1 Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры / 3-е изд., испр. и доп. М., 2004, стр.43

Просмотров работы: 1130