Целью работы является: выяснить, на сколько эффективно используют современные молодые люди свое время и как формирование навыков эффективного планирования и использования времени влияет на результативность труда современных студентов.
В работе использованы методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ); социологические (опрос, анкетирование, интервьюирование, беседа); изучение теоретических и практических подходов, в области повышения эффективности, скорости и качества работы персонала изложенные в работах, отечественных авторов Г.Х. Попова, А.К. Гастева и П.М. Керженцева и зарубежных специалистов – Л. Зайверта (Германия), Ст. Кови, П. Дойля (США), Б. Санто (Венгрия), а так же классиков теории менеджмента Ф.У. Тейлора, К. Макхэм, М.Х. Мескон, которые впервые поставили вопрос о внедрении технологий персональной организации труда.
Введение
Эффективность работы, как отдельного человека, так и персонала фирмы зависит во многом от рационального использования времени. Время это самый важный, дефицитный и невосполнимый ресурс. Время необратимо, его нельзя накопить, передать, оно проходит безвозвратно. Поэтому каждый человек, желающий улучшить свою работу, должен периодически анализировать уровень использования и потери времени.
Люди, которые довольны личным распределением времени встречаются крайне редко. Часто человек знает, что способен на большее, но сетует на постоянную нехватку времени. Особенно эта проблема актуальна для молодежи, и проявляется в быту и в работе. С годами люди заинтересованные в рациональном использовании времени, или методом проб и ошибок вырабатывают свои правила, или знакомятся с методологией эффективного использования времени как ресурса, изучаемого таким разделом менеджмента, как тайм-менеджмент.
Цель данной работы – проанализировать распределение времени студентами, и разработать на основе теории тайм - менеджмента принципы эффективного использования времени, актуальные для современного человека.
Объектом исследования является самоорганизация труда и отдыха студентов АУ РС (Я) ЮЯТК.
Предметом исследования является эффективно используемое время.
Задачи работы:
изучить теоретические подходы тайм - менеджмента;
изучить распределение времени студентами группы АУ РС (Я) ЮЯТК;
проанализировать результаты наблюдения;
сформировать свод правил рационального использования времени.
Использование ресурса времени студентами АУ РС (Я) ЮЯТК
Время - понятие относительное. Возможно, мы не замечаем относительности времени в обычной жизни, однако, всем нам кажется, что время идет быстро, когда мы заняты чем-то интересным и, наоборот, время тянется медленнее, когда мы делаем что-то скучное и монотонное.
Прежде чем пытаться эффективнее управлять своим временем, необходимо лучше понять, на что мы его тратим. Для изучения расходования времени студентами колледжа было проведено анкетирование, и предложено в течение 3-х дней записывать, на что они тратят свое время.
В анкетировании участвовали 74 чел, и были получены следующие результаты:
Считают, что не эффективно используют время – 72 чел.
Планируют свой день мысленно – 34 чел.
Составляют письменный план ежедневно – 12 чел.
Составляют письменный план периодически 19 чел.
Полностью удается выполнить план – 0 чел.
Удается реализовать частично – 65 чел.
Результаты хронометража дня участвующих в наблюдении показали следующие средние значения (из 24 ч/сутки):
Учеба |
Сон |
Выполнение домашнего задания |
Общение с друзьями |
Разговоры по телефону |
Интернет, телевизор |
Работа по дому |
Другое |
4ч. |
6ч. |
0,24ч. |
3ч. |
1,32 |
3,2 |
0,51 |
5,73 |
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что изученная группа студентов крайне неэффективно используют свое личное время, так как на данном этапе своей жизни их главная задача – учеба, а на нее они тратят всего 4,24 ч., что составляет 17,7% суток. Если считать сон залогом высокой работоспособности, и учитывать его в составе эффективно используемого времени, то эффективно используемое время с учетом отдыха составляет 42,7%.
Для уточнения результата была изучена успеваемость участвующих в наблюдении студентов. Были получены результаты:
Учатся на «отлично» |
Учатся на «хорошо» |
Учатся на «удовлетворительно» |
Не успевающие |
3 |
12 |
59 |
- |
Конечно, в силу своего возраста большинство молодых людей не задумываются о том, как они тратят свое время, однако, освоение методов тайм - менеджмента позволит каждому стать успешнее в этой жизни.
2.Эффективность применения тайм – менеджмента
Автором данной работы были изучены теоретические и практические подходы, в области повышения эффективности, скорости и качества работы персонала изложенные в работах, отечественных авторов Г.Х. Попова, А.К. Гастева и П.М. Керженцева и зарубежных специалистов – Л. Зайверта (Германия), Ст. Кови, П. Дойля (США), Б. Санто (Венгрия), а так же классиков теории менеджмента Ф.У. Тейлора, К. Макхэм, М.Х. Мескон, Эйзенхауэра и Парето которые впервые поставили вопрос о внедрении технологий персональной организации труда, и были сформированы следующие основные принципы эффективного использования времени [3,2]:
планирование времени (на день и более длительный период) Правило 6 «П» гласит: правильное предварительное планирование предотвращает плохие показатели;
распределение дел по степени значимости и их выполнение от важного к менее важному, от сложного к более сложному;
при планировании основной план должен быть рассчитан на 60% рабочего времени, а остальные 40% времени оставить в резерве на решение внеочередных проблем [5];
рациональное сочетание труда и отдыха, для сохранения высокой работоспособности;
организация труда и техника личной работы (нужно правильно организовать рабочее место и оттачивать профессиональное мастерство);
эргономика труда и техническая эстетика [1].
Основной секрет управления временем заключается в сосредоточенности и целенаправленности. Начинать необходимо с решения первоочередных задач и делать все последовательно, то есть что-то одно в определенный период времени. Бросая дело и возвращаясь к нему снова и снова, снижается эффективность работы в 5 раз [6].
С данными принципами были ознакомлены участники экспериментальной группы, которые согласились применять их на практике. В группу вошло 14 человек. На начало эксперимента средняя успеваемость по группе составила 56%. За месяц применения принципов тайм - менеджмента в группе доля эффективно используемого времени увеличилась до 53%, а успеваемость повысилась до 62%. Участники группы отметили, что им сложно было выполнять изученные принципы и главной причиной сложностей определили отсутствие опыта и низкий уровень самоорганизации.
Заключение
Задача тайм - менеджмента заключается в том, чтобы вовремя определить главное дело. Расстановка приоритетов позволяет эффективно управлять списком намеченных дел, присваивая каждой задаче свой уровень важности. Для более эффективного планирования участники группы применяли форму электронного ежедневника, в котором удобно планировать свою работу, и предложили закреплять его как заставку на рабочем столе. В экспериментальную группу вошли студенты, обучающиеся по специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение» и для них приобретенные знания и опыт будут полезны в профессиональной деятельности.
Применение тайм - менеджмента показывает, что самый простой способ избежать паники при увеличении объема работы — это сделать глубокий вдох и сказать: «Я могу только то, что могу», и начать спокойно составлять список. Анализируя задачи, человек видит, что ему хватает времени, чтобы решать жизненно важные вопросы. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы в жизни сохранялось равновесие. Работа до изнеможения, не сможет обмануть организм, он все равно возьмет свое, и если человек не остановится, он сделает это принудительно. А это явно не входит в планы [7].
Но для того, чтобы быть эффективным, просто тайм - менеджмента мало. Важно следить за своим здоровьем и поддерживать себя в хорошей физической форме. Жизнь должна быть насыщенной, в ней всегда должно находиться время для семьи и отдыха.
Основной принцип равновесия: важно количество времени дома и качество времени на работе. На первом месте всегда должны быть сам человек и главные люди его жизни, - ради этого и стоит работать над собственной эффективностью.
Источники и используемая литература
1. Большаков А.С. Моделирование в менеджменте - М.: 2010.
2. Брасс А.А. Основы менеджмента – Минск: Экоперспектива, 2009.
3. Веснин В.Р. Основы менеджмента – М.: 2011.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент - М.: 2009.
5. Герчикова И.Н. Менеджмент – М.: Триада, ЛТД, 2008.
6. Зайверт Л. Ваше время – в ваших руках – М.: Экономика, 2011.
7. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента - Минск: 2008.