РОЛЬ СТРАНОВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РОЛЬ СТРАНОВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

Мусиенко О.В. 1, Перегудова Т.В. 1, Лазукин С.П. 1
1ВУНЦ ВВС ВВА (г. Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Российская Федерация - государство многонациональное. А что же такое многонациональность? Это принадлежность разных людей к определенным этническим, национальным и религиозным группам. Вместе с тем Российская Федерация государство не только многонациональное, но и многонародное, многоэтническое. В настоящее время в стране насчитываются десятки народов. Россия всегда была многонародной. Еще до возникновения единого государства территорию настоящей России занимали множество разных языческих племен.

В современном мире сплоченность этносов только растет, поскольку каждый народ, не смотря на свою малочисленность стремиться сохранить естественность традиций, обычаев и в целом свою неповторимость. Данная тенденция межнационального разделения и обособленности каждого народа часто приводит в этнической нетерпимости. Это накладывает отпечаток и на Вооруженные Силы, которые являются частью общества, где во всех сферах по-своему отражается его жизнь, в том числе и сфере межнациональных отношений.

Коллектив российского военного вуза обычно, разбит на группы, не просто на группы по интересам, а на группы по национальному признаку. Следствием такого поведения становятся межнациональные конфликты. Многие курсанты часто так и остаются, замкнуты в пределах своей группы, не открываясь для общения и взаимного сотрудничества представителям других наций и этносов. Не смотря существующую проблему, руководство военных вузов оказывает действенное противодействие межнациональной розни в рядах курсантов, создавая положительную морально-психологическую обстановку, стараясь сплотить коллектив общими задачами. Таким образом, в рядах курсантов формируются понятия культура межнационального общения и межнациональная толерантность. Особенностью формирования межнациональной толерантности среди курсантов, прежде всего, является воспитательная работа руководителя, командира, педагога, психолога.

Так немаловажную роль в привитии толерантности курсантам играет иностранный язык. Его изучение можно рассматривать как вступление в контакт с чужой социокультурной действительностью, которая может повлиять на взгляды и установки курсантов и привести их к более глубокому пониманию жизненной действительности в собственной культуре. Страноведение на уроках по иностранному языку дает представление о социально-экономическом положении страны и народа, язык которого стал предметом изучения, об обычаях, традициях, культурных ценностях, присущих данному народу.

Именно поэтому роль страноведения на занятиях по иностранному языку в формировании этнической толерантности будущих офицеров в процессе обучения в военном вузе является актуальной.

Термин толерантность произошел от латинского слова tolerantia, что означает терпение. Прежде всего, толерантность призывает общество к терпимости по отношению друг к другу, уважению к чужой культуре, интересам, мировоззрению.

Общение на иностранном языке - это межкультурное взаимодействие. Очень важно донести до курсантов, что чужая культура—не хуже и не лучше нашей - она просто другая, и нужно терпимо и с пониманием относиться к этим различиям.

Именно на занятиях иностранного языка легче всего обратиться к диалогу культур, тем более, когда в учебной группе присутствуют представители разных национальностей. В каждой группе обучаются курсанты 5-6 национальностей. Для некоторых русский язык, на котором ведётся обучение, является таким же иностранным, как и английский или немецкий. Такие темы, как «Культура народов России и иноязычных стран», «Национальная кухня народов России и стран изучаемого языка», «Этикет и обычаи разных народов», «Национальный гимн и символы страны изучаемого языка» способствуют анализу различных аспектов собственной культуры и культуры стран изучаемого языка. Работа над текстом, обладающим воспитательным потенциалом, в полной мере не даст должного эффекта. Нужна и соответствующая его интерпретация, и соответствующее отношение к нему преподавателя. Если преподаватель, а за ним, следуя его примеру, и курсант высказывает свое мнение, свое отношение к предмету общения, то именно эта личная заинтересованность и является тем каналом, через который в душу и сознание обучаемого проникает воспитательное воздействие. Полезно на занятиях обсуждение и интерпретация текста, заполнение сравнительных таблиц (сопоставление с собственной культурой) и т. д., которые ведут к межкультурному сравнению и достигаемое межкультурное общение организуется как двусторонний процесс, как диалог двух культур – иноязычной и национальной.

Преподавание иностранного языка в контексте диалога культур способствует воспитанию общечеловеческих ценностей. Страноведение помогает курсантам глубже изучить богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран. Осуществление обучения и воспитания в контексте культуры способствует лучшему усвоению учебного материала, повышению коммуникативно-познавательной мотивации, обеспечивает возможность одновременного обращения к языку и культуре, положительно воздействует на эмоциональное состояние курсантов, способствует формированию толерантности к носителям любых культурных, религиозных, этнических традиций, воспитанию личности XXI века.

Для овладения курсантом таким качеством как толерантность ему, прежде всего, необходимо получить информацию о сущности понятий «толерантность», «межличностная толерантность». Сама же информация должна быть не только констатирующей, но и обязательно побудительной, стимулирующей, способствующей осмыслению курсантом противоречий между собственными представлениями об эмпатии, терпимости, принятии человека независимо от его национальных, этнических, религиозных и социальных различий и проявлениями истиной толерантности в межличностных отношениях. Все выше сказанное, позволяет сделать вывод о том, что важным педагогическим фактором развития межличностной толерантности у курсантов является наличие информационной среды позволяющей курсанту осознать сложность и многомерность мира человеческих отношений, неизбежность различий между людьми и недопустимость унижения человека, попавшего в критическую ситуацию.

Противоречивый характер отношений между республиками, межнациональные конфликты, возросшее количество неформальных объединений, пропагандирующих национализм, отставили свой отпечаток на новом поколении курсантов, которые также хотят обучаться военному делу и защищать свою родину. На данный момент межнациональные конфликты среди курсантов военных институтов стали частым явлением. В связи с этим возникла необходимость обобщения и систематизации накопленного командирами войск, преподавателями военных вузов, своего воспитательного опыта.

Толерантность не присуща человеку от рождения, а вырабатывается в процессе воспитания. Именно поэтому у курсантов высших военный учебных заведений необходимо формирование такого качества, в фундаменте которого имеют место быть освоение знаний, культуры межнациональных отношений. Военно-патриотическое воспитание – это целенаправленное формирование значительного чувства любви к своей стране и народу, формирования этических, психологических качеств.

Литература

1. Абакумова, И. В. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании / И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков // Вопросы психологии. - 2003. - № 3. - С. 78-82;

3. Крысько В.Г. Этнопсихология: Учеб. пособие / В.Г. Крысько. – Москва: Академия, 2002, 320 с.;

4. Маслова Т.С. Толерантность в образовании: Научно-методический журнал / Т.С. Маслова. - № 4. - Москва: Мир образования - образование в мире, 2009, 460 с.;

5. Оборина Е.В. Теория и практика образования в современном мире / Е.В. Оборина // Материалы международной заочной конференции. – СПб: Реноме, 2012, 254 с.;

6. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология / Т.Г. Стефаненко. – Москва: Аспект Пресс, 2007, 368 с.;

8. Brenner Peter J. // Interkulturelle Germanistik: Dialog der Kulturen auf Deutsch? (Peter Zimmermann Hrsg.) 2. erg. Aufl. – Frankfurt am Main: Lang. – 1991. –Р. 35–55.

9. König Eckard, Zedler Peter. Theorien der Erziehungwisssenschaft. Einführung in Grundlagen, Methoden und praktische Konsequenzen. – Weinhheim und Basel: Beltz Verlag, 2002. – 285 р.

Просмотров работы: 1397