ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Перепелицина Т.И. 1, Головнева Н.А. 2
1Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
2Башкирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Половое воспитание с давних времен было наиболее сложным, и запутанным компонентом общего воспитания человека. Однако сейчас ситуация становится другой, появляется множество книг, связанных с проблемами полового воспитания, обновляется терминология по данному вопросу. Все это связано с ранним половым развитием детей и ростом добрачных сексуальных отношений.

Половое воспитание – это система медицинских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей и подростков разумного, здорового отношения к вопросам пола и половой жизни. Изучение данного вопроса является необходимым в современной жизни. Во-первых, половое воспитание, как экологическое, политическое, нравственное и др., является важной составляющей всей системы воспитания. Во-вторых, широкое применение полового воспитания в семье и школе дает возможность детям стать более развитыми в данном аспекте. И наконец, педагогика должна осуществлять полоролевую социализацию и некоторые педагогические процессы должны проходить с учетом половой дифференциации детей.

Солженицын А. И. писал: «Нравственное начало должно стать выше, чем юридическое и правовое». Нравственно-половое воспитание должно получить значимое место в общем развитии ребенка. Ибо каждому ребенку необходимо быть воспитанным, иметь понятие о поле, семье, моральных нормах и т. д.

Однако анализ педагогической практики показывает, что половым воспитанием детей ни родители, ни учителя должным образом не занимаются, что приводит к тяжелым последствиям (венерические и гинекологические заболевания детей, половая распущенность, сексуальная агрессивность, детская проституция, ранняя беременность). Половое воспитание осуществляется поверхностно, эпизодически в форме «сексуального информирования», но и этим чаще всего занимаются медицинские работники.

Таким образом, вопросы полового воспитания детей в современном мире особенно актуальны. Необходимо создать хорошую теоретическую основу полового воспитания и практически ее применять в семье и школе.

Цель исследования – изучить особенности процесса полового воспитания детей младшего школьного возраста в семье и школе.

Объект исследования – процесс воспитания младших школьников.

Предмет исследования – половое воспитание детей младшего школьного возраста в семье и школе.

Задачи данного исследования:

1) изучить сущность полового воспитания, его цель и задачи;

2) раскрыть содержание и принципы полового воспитания детей;

3) выявить роль семьи в половом воспитании детей;

4) охарактеризовать процесс полового воспитания школе;

5) рассмотреть опыт учителей по половому воспитанию младших школьников.

§1. Цель, задачи, принципы и содержание полового воспитания

Половое воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие, способствующее формированию красивых взаимоотношений лиц разного пола, воспитанию высоконравственных отношений между мальчиками и девочками [Санюкевич, 1979, с. 4].

Цель полового воспитания – это овладение детьми нравственной культуры в сфере взаимоотношения полов, воспитание в школьниках нравственных качеств личности [Колесов, 1986, с. 93].

Задачи полового воспитания:

– когнитивная;

– эмоционально-чувственная;

– поведенческая.

Когнитивная задача заключается в сообщении элементарных сведений; формирования первоначальных представлений; уточнения, дополнения, конкретизирования, систематизирования, дифференцирования и обобщения знаний, в зависимости от возраста и уровня развития детей.

Эмоционально-чувственная задача предполагает развитие чувств и эмоций ребенка (стимулировать проявления сопереживания, сочувствия во взаимоотношениях с детьми своего и противоположного пола; стимулировать появление потребности в ориентации на социально одобряемые поступки взрослых как образцы своего поведения; актуализировать стремление быть похожим на настоящих мужчин, на настоящих женщин; воспитывать чувства родовой чести, привязанности, сопричастности к общим делам, любви и уважения к членам семьи; способствовать становлению чувства человеческого достоинства и т. д.).

Поведенческая задача заключается в формировании умений и навыков поведения детей в зависимости от возраста, пола и уровня развития (восприятия детьми друг друга как представителей разного пола; бесконфликтного поведения и общения детей друг с другом с учетом половых различий, культуры межполового общения; выполнения специфических «мужских» и «женских» операций в разных видах деятельности; культуры поведения в семье, проявления заботы, доброжелательного отношения к членам семьи, ближайшим родственникам и т. д.) [Пищаева, Денисова, 2007, с. 3 – 7].

Исаев Д.Н., Каган В.Е. выделяют следующие принципы полового воспитания: принцип идейности, принцип реалистичности, принцип перспективной инициативы, принцип активности, принцип оптимизации задач, принцип выработки индивидуальных и социальных значений, принцип адресности, принцип комплексности, принцип непрерывности, принцип повторения, принцип правдивости, принцип доверия, принцип контроля и поддержки, принцип деловитости, принцип чистоты, принцип понятности и ясности, принцип невозбуждения сексуального влечения [Исаев, Каган, 1988, с.29 – 31].

Принцип идейности предполагает решение задач полового воспитания в контексте воспитания гражданина, сопоставление индивидуальных и общественных интересов с целями и средствами полового воспитания.

Принцип реалистичности подразумевает построение полового воспитания на основе реалистического понимания половой дифференциации, половых различий и человеческой сексуальности, а не на основе «положительных» или «отрицательных» крайних стереотипов стандартного здравого смысла.

Принцип перспективной инициативы исходит из того, что, разворачиваясь в настоящем и исходя из опыта прошлого, половое воспитание направлено на подготовку к будущему, а поэтому должно учитывать актуальные для воспитываемого поколения прогностические перспективы.

Принцип активности обусловливает ответственность воспитателей за профилактику отрицательных воздействий и инициирует не дожидаться детских вопросов или проблемного поведения, а воспользоваться всеми подходящими ситуациями, а при необходимости создавать их, чтобы обеспечить детей нужной информацией.

Принцип оптимизации задач диктует необходимость достаточно гибко и оперативно соотносить перспективные цели полового воспитания с неизбежными ограничениями его возможностей.

Принцип выработки индивидуальных и социальных значений подразумевает, что дети должны не только узнавать о поле и отношениях полов, но и формировать персональное эмоциональное отношение к ним, соотнесенное с социальным значением тех или иных проявлений пола.

Принцип адресности подразумевает, что проведение полового воспитания должно соответствовать уровню психического и физического развития, учитывать социальный и культурный уровень аудитории, региональные стереотипы массового сознания и прочее.

Принцип комплексности диктует планирование и оценку тех или иных конкретных мер как структурных элементов общей системы воспитания, социализации и просвещения.

Принцип непрерывности характеризует динамику полового воспитания как беспрерывного последовательного и преемственного процесса, который начинается с раннего возраста и каждый этап которого является базой для последующих этапов.

Принцип повторения определяет неоднократное преподнесение образцов и сведений, которое обеспечивает достаточно глубокое их усвоение.

Принцип правдивости исключает ложные ответы и многочисленные способы ухода от ответов на интересующие детей вопросы: говорить всегда правду и только правду в соответствии с возрастом и возможностью понимания [Исаев, Каган, 1988, с.29 – 31].

Принцип доверия предполагает серьезное отношение к переживаниям и интересам ребенка, желание и готовность понять их и исключает подозрения, выслеживание, тактику «презумпции виновности» ребенка в наличии у него проявлений пола.

Принцип контроля и поддержки выступает против слепого доверия, которое на практике оборачивается равнодушием и сведением системы полового воспитания к стихийно-спонтанной социализации.

Принцип деловитости определяет «тональность» полового воспитания, в рамках которого недопустимы многозначительные намеки и интонации, двусмысленные утверждения и жесты, смущение и беспокойство взрослых. Для воспитателя важно свободное владение тематикой и терминологией без налета постыдности или скабрезности, умение управлять собой и аудиторией.

Принцип чистоты предполагает отнюдь не сведение полового только лишь к нравственной стороне, но нравственное наполнение и оформление данных о поле и отношениях полов, иммунизирующее против цинично-опошленного примитивного отношения к ним.

Принцип понятности и ясности не сводит работу по половому воспитанию к упрощенчеству или аллегориям «из жизни растений», а требует соответствия преподносимых правдивых сведений и желательных образцов этапу формирования личности ребенка, его мировосприятию и возможностям адекватного восприятия [Исаев, Каган, 1988, с.29 – 31].

Принцип невозбуждения сексуального влечения имеет в виду необходимость удержания сексуального влечения в состоянии минимальной напряженности до выработки достаточно сильных осознаваемых способностей управлять своими влечениями и поведением. Как минимум, это означает, что половое воспитание не должно нести в себе элемента сексуальной стимуляции. Соблюдение этого принципа имеет особое значение в работе с подростками, хотя осуществить это особенно трудно из-за наличия половозрелой гиперсексуальности, а также вследствие того, что половое воспитание часто начинается лишь в этом возрасте [Исаев, Каган, 1988, с.29 – 31].

Щербинина В. П. выделяет следующие принципы гендерного подхода в обучении: принцип демократизации, принцип гуманизации, принцип природосообразности, принцип соответствия требованиям времени.

Принцип демократизации предполагает то, что мальчики и девочки не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских отношений.

Принцип гуманизации определяет равноправие как возможность более полной реализации способностей учащихся как представителей своего пола в учебной и внеучебной деятельности, а не как отрицание биологических и психофизиологических особенностей и различий.

Принцип прородосообразности предполагает выбор форм, методов и средств обучения с точки зрения их целесообразности; возможность их различия в классах мальчиков и девочек.

Принцип соответствия требованиям времени. Взаимодействие с семьей учащихся строится на основе согласования целей, задач, воспитания и обучения и как следствие этого на основе единства действий, требований и уважения к ребенку как представителю своего пола [Щербинина, 2013, с. 12]

§2. Содержание полового воспитания в школе

Формирование сексуального поведения является особенностью переходного возраста и совпадает с периодом обучения в школе. Биологическое созревание современных детей завершается раньше, чем у предыдущего поколения, и это приводит к повышению сексуальной активности. По данным различных исследований, в России за последние годы почти половина подростков в возрасте 15 – 18 лет и младше имеют сексуальные контакты [Дараган, Долженко, 2006, с. 99 – 103].

В советской России 30 – 80 гг. XX века общество было весьма пуританским. Тема секса была под строгим запретом, поэтому половое воспитание не отличалось высоким научно-методическим уровнем, а на практике российские школы пользовались опытом американских ученых.

В европейских и американских школах половое образование претендует на «свободу от нравственных ценностей». Но такое воспитание сказывается негативно на российских детей. Речь идет о иной ментальности, о совершенно другом мировоззрении. Так, например, абсолютное безразличие школы к вопросом полового воспитания приводит к незнанию и неграмотности детей в данном аспекте. А чрезмерное афиширование сексуальной культуры маленьким детям приводит к большим отрицательным последствием [Кукушин, 2005, с. 398 – 402].

Важно помнить, что школа играет важную роль в половом воспитании ребенка. Многие социальные педагоги и психологи считают, что детям полезно обучаться и по внесемейным программам полового воспитания, который не заменяют, а дополняют домашние уроки. Это обусловлено следующими причинами [Кузнецова, 1998, с. 44 – 49]:

1. Некоторые родители или дети смущаются, обсуждая вопросы полового развития, сексуальности и т. п.

2. Некоторые родители ждут, пока дети начнут задавать им вопросы о сексуальности, но дети об этом не спрашивают, или родители не замечают вопросов, заданных в косвенной форме.

3. Некоторые родители не имеют необходимой информации – за исключением простейших сведений о том, откуда берутся дети, – чтобы ответить на вопросы своих детей.

4. Педагогам, получившим специальное образование, проще сообщить детям информацию ясно, доходчиво и объективно, чем родителям, которые чрезвычайно эмоционально относятся к своим детям, что вполне естественно и правильно.

5. В классе можно создать «безопасную», частично структурированную ситуацию, в которой детям легче высказаться, чем в более интимной семейной обстановке. Кроме того, у них появляется возможность учиться молча, слушая, как другие обмениваются мнениями.

В школе организуются мероприятия способствующие половому воспитанию, которые проводятся педагогом, психологом, классным руководителем и социальным педагогом.

Велика роль классного руководителя в половом воспитании. Дети должны знать, куда им обратиться, если будет трудно. Поэтому классный руководитель организует для учащихся консультации в центре планирования семьи, знакомит с психологом школы, социальным работником школы, девочек с гинекологом. Также он проводит классные часы на темы: «вред ранних половых отношений», «венерические заболевания и пути их профилактики», «средства контрацепции», и многое другое [Фридман, 1988].

Школьный психолог проводит различные опросы по вопросам полового воспитания, проводит лекции о здоровом образе жизни, о средствах «безопасной» любви, беседы о половом взрослении организма, о СПИДе и его профилактики, совместно с детьми, учителями, и социальным педагогом организует акции по профилактики венерических заболеваний.

Работа социального педагога по половому воспитанию в школе заключается в работе как с детьми, учителями, так и родителями. Он проводит беседы, лекции о взаимоотношениях полов, семье, специально для родителей и учителей проводит семинары по волнующим их вопросам, для необходимости организуются и проводятся консультации для родителей и учителей.

Возможно, родители не получили в свое время достаточных и систематических знаний по вопросам полового воспитания, поэтому здесь конкретная помощь школы необходима. В то же время нельзя все половое воспитание передоверить школе. Неудивительно, что у таких родителей дети недостаточно подготовлены к таким областям жизни, как любовь, брак и семья. Действенность и высокая эффективность полового воспитания только в тесном сотрудничестве семьи и школы. Воспитательный процесс должен быть тесно связан с общим комплексом учебных и воспитательных мер. Его успех обеспечивается лишь при повседневном, методически правильном ведении, а не тогда, когда появляется какой-то особый повод, особое обстоятельство. Если в той или иной школе выявляются случаи беременности ученицы или заражения венерическим заболеванием, то это вовсе не повод для проведения лекций и бесед с учащимися. Эти случаи являются убедительным доказательством того, что половое воспитание, как важный раздел общего воспитания, упущен и семьей, и школой. Школьной реформой в настоящее время предусмотрены специальные уроки гигиены и психофизиологии пола. Но эти уроки являются лишь дополнением к проводимой врачами работе по половому и нравственному воспитанию [Адлер, 1998].

Половое воспитание в школе проводится с учетом возрастных особенностей, пола, с обязательным учетом социальной зрелости нравственных норм.

«Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний… Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются» [Лейтес, 1971, с. 44]. Именно в этот период, когда формируется организм ребенка, необходимо дать правильную четкую информацию, а в дальнейшем дети будут совершенствовать свои знания по мере взросления.

§3. Гендерный подход в воспитании детей младшего школьного возраста

Половое воспитание мальчиков и девочек в семье и школе, взаимосвязь полоролевого, социального, нравственного воспитания в развитии личности ребенка, разнообразные методы, формы и средства полоролевого воспитания изучали педагоги: Арутюнова Л. А., Грабаровская Л. В., Градусова Л. В., Кудрявцева Е. К., Ледовских Н. К., Радзивилова М. А., Столярчук Л. И., Татаринцева Н. Е. и другие [Малова, 2010, с. 69].

Гендерный подход в начальной школе изучали Андропова Н. П., Каменская Е. Н., Тарасенко Л. В. И другие. По мнению педагогов исследователей Бендас Т. В., Ворониной О. А., Коваленко О. В., Мухиной В. С. И др. настоящими мужчинами и женщинами не рождаются, а становятся в процессе социализации.

Если пол – характеристика человека как индивида, то гендер рассматривается как социально-психологический пол личности. Гендерное самоопределение личности – это процесс осознания себя как представителя того или иного пола, понимание собственных возможностей в роли мужчины или женщины, определение своего места в мужском и женском обществе, семье, избранной сфере общественной и трудовой деятельности, личной жизни и карьере. Одновременно в процессе собственной деятельности в зависимости от социальной ситуации у индивида (мальчика или девочки) экстериоризуются качества, присущие ему как мужчине или женщине.

Гендерное самоопределение – двусторонний процесс: с одной стороны, это форма самореализации и самоорганизации мальчика или девочки в роли будущего мужчины или женщины, а с другой – результат педагогического сопровождения. Педагогическое сопровождение гендерного самоопределения личности – это взаимосвязанная деятельность всех субъектов образовательного процесса, направленная на обеспечение эффективного становления адекватной гендерной позиции личности при взаимодействии с социальной средой [Малова, 2010, с. 69 – 70].

Экспериментальные исследования, проводимые на базе научно-исследовательской лаборатории эстетизации гендерного развития личности в системе непрерывного образования Вятского государственного гуманитарного университета, позволили определить эффективные условия гендерного самоопределения младших школьников:

– своевременная диагностика гендерного самоопределения школьников с целью выявления проблем в гендерном развитии и потенциальных возможностей их преодоления;

– реализация во внеурочное время программы воспитания «Красота мужественности и женственности», содержание которой раскрывается в разделах «Человек – главное творение на земле», «Девочка – будущая женщина», «Мальчик – будущий мужчина», «Семья — мой дом, моя крепость»;

– использование интегративной технологии, предусматривающей совокупность средств (изобразительное искусство, музыка, художественное слово, современные технические средства), форм организации детей (коллективно-творческие дела, кружки для мальчиков «Мальчишник» и девочек «Девичник», тематические праздники, индивидуальные занятия, экскурсии, игры, научно-исследовательские конференции), видов деятельности (учебной, игровой, изобразительной, музыкально-ритмической, театрализованной, спортивной);

– применение форм и методов обучения (исследовательских проектов, моделирования, рефлексии, тренинга, элементов дискуссии, создания портфолио и др.), способствующих познанию красоты мужественности и женственности, идеала семьи и соотнесению их с реальной действительностью;

– создание в школе социокультурной эстетической среды посредством произведений искусства разных эпох и народов (скульптуры, графики, живописи, фотографии и искусства дизайна), необходимых для познания идеальных образов мужчины, женщины, семьи;

– взаимодействие учителя начальных классов с учителями музыки, физкультуры, изобразительного искусства, социальным педагогом, психологом с целью вычленения в программном содержании уроков задач, связанных с гендерным самоопределением личности, и использования методов подкрепления фемининного (женственного) поведения у девочек и маскулинного (мужского) – у мальчиков;

– сотрудничество с семьей (обобщение и распространение опыта семейного воспитания мальчиков и девочек, ознакомление с семейными традициями, составление генеалогического древа, выполнение с детьми творческих заданий, участие родителей в конкурсах, подготовке исследовательских проектов и др.). Немаловажную роль здесь играют папы и дедушки, которые в ходе внеклассных мероприятий выполняют компенсирующую функцию в воспитании детей из неполных семей.

Таким образом, половое воспитание, гендерное самоопределение личности являются актуальными вопросами, объектами изучения многих педагогов. А в рамках Государственного образовательного стандарта второго поколения решение проблемы гендерного самоопределения личности вполне возможно в ходе ориентации детей на идеальные образцы мужчины, женщины и семьи посредством произведений искусств разных эпох и народов как в рамках учебных часов, так и во внеурочное время, без нарушения здоровья ребенка. Кроме того, существуют многообразные формы, средства и методы педагогического сопровождения гендерного самоопределения личности младших школьников в различных видах деятельности. Совместными усилиями педагогов, психологов, родителей можно сформировать из мальчишек и девчонок настоящих мужчин и женщин, ответственных за себя, свою семью и Отечество, сохраняя их мужскую и женскую индивидуальность в нашем противоречивом мире [Малова, 2010, с. 70 – 73].

§4. Роль семьи в половом воспитании младшего школьника

Воспитание детей начинается в семье. Поэтому уровень этической культуры родителей, их жизненные планы и устремления, опыт социального общения, семейные традиции имеют решающее значение в воспитании ребенка. Семья вместе со школой и общественными организациями должны подготовить не только будущего гражданина, но и будущего семьянина, научить ребенка жить правильно и красиво.

Важно, чтобы ребенок с раннего возраста получил первые представления о нормах и правилах поведения, усвоил хороший нравственный урок правильных взаимоотношений между полами, учился чувствовать, понимать чувства других людей, уважать их [Санюкевич, 1979, с.7].

Многие родители осознают необходимость полового воспитания ребят, правильно понимают его суть. Однако, несмотря на это, ошибочно полагают, что вопросы, связанные с половым влечением и взаимоотношением полов, дети разрешат когда-нибудь сами без их родительского участия. А часть этих пап и мам убеждены, что половое воспитание – дело только специалистов: врачей и педагогов. Дети, с которыми на темы пола не беседуют родители и учителя, часто получают информацию от подруг и товарищей. Эта информация не научна. А ведь незнание порождает опасную самостоятельность.

С какого же возраста следует начинать половое воспитание? Большинство родителей считают, что с 12 – 13 лет, остальные – с более старшего возраста. И те, и другие глубоко ошибаются: воспитывать ребенка надо с первого дня его жизни. Исследовавшие эту проблему ученые приводят такие данные: из 1000 мальчиков и юношей в возрасте от 10 до 20 лет более 12 процентов сведения о половой жизни получили до 10 лет, 25 процентов – до 12, 20 процентов – до 14 лет, т. е. большая часть обследованных мальчиков и юношей узнали о половой жизни еще до наступления половой зрелости. Свыше 40 процентов девочек слышали о половой жизни и интересовались ею в возрасте до 14 лет, при этом сведения получали в основном из случайных источников, которые не могут дать правильного представления об интимной стороне человеческой жизни [Санюкевич, 1979, с. 7 – 8].

Конечно, многие родители из-за слабой подготовленности к разговору на такую деликатную тему хотели бы отнести его на более позднее время, надеясь, что вопросы полового воспитания возьмут на себя в школе учителя и врачи. Но отодвигать беседу «на потом» не удается, так как подростки часто не скрывают интереса к вопросам пола. Половое воспитание надо начинать с раннего возраста, когда ребенок начинает понимать окружающие его явления. Тогда понимание половых отношений останется у него на всю жизнь. Половое воспитание кажется родителям очень трудной педагогической задачей. Конечно, это не просто, но порой взрослые сами усложняем эту задачу, выделяя ее из общей системы воспитательных мероприятий. Вопрос должен рассматриваться в общем плане гармонического развития личности подростка. Половое воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими воспитательными сторонами, начиная с самого раннего детства. А. С. Макаренко никогда не отрывал половое воспитание от нравственного и говорил: «Вопрос о половом воспитании становится трудным только тогда, когда его рассматривают отдельно и когда ему придают слишком большое значение, выделяя из общей массы других воспитательных вопросов» [Санюкевич, 1979, с. 7 – 8].

Половое воспитание ребенка начинается уже тогда, когда он наблюдает за отношениями между отцом и матерью. Дети рано (хотя и не всегда правильно) осмысливают и оценивают поведение своих родителей. Так, Марина К., ученица II класса, написала одинаковые письма шести своим одноклассникам, с той лишь разницей, что время свиданий назначалось с получасовым интервалом. Содержание писем следующее: «Дорогой Саша (Толя, Эдик, Сережа, Витя, Вова)! Приходи сегодня к нам в 5 часов (5,30; 6,00; 6,30; 7,00; 7,30). Будем целоваться. Марина». Когда учительница спросила у девочки, как это ей пришло в голову, Марина взглянула на учительницу большими синими глазами и ответила: «А что тут плохого? Каждый раз, когда папа уезжает в командировку, мама вначале звонит дяде Андрею, и они договариваются о встрече в парке, затем дяде Антону, чтобы сходить с ним в кино. А когда папы нет дома, к нам приходит дядя Федя, и после ужина они с мамой целуются. Я хотела тоже сделать, как мама». Мать Марины нисколько не задумалась над тем, что своими телефонными разговорами она морально калечит дочь. Чистые и красивые взаимоотношения между родителями вызывают у детей стремление подражать им. Авторитет родительской нравственности – самый нужный, самый главный в воспитании высокоморального человека. А. С. Макаренко писал, что родители воспитывают ребенка не только тогда, когда с ним разговаривают, поучают или приказывают ему. Воспитание происходит в каждый момент его жизни, даже тогда, когда родителей нет дома. Как они одеваются, как разговаривают с людьми и о других людях, как радуются или печалятся, как обращаются с друзьями и недругами, как смеются, читают газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит и чувствует, все повороты мыслей доходят до него невидимыми путями, хотя мы их не замечаем. Если дома родители грубы и хвастливы, пьянствуют, а еще хуже, если оскорбляют мать, тогда уже нечего думать о воспитании. Никакие самые лучшие советы и методы в этом случае не помогут [Санюкевич, 1979, с. 10 – 11].

Дети очень тонко улавливают не только нюансы голоса, поведения, выражение лица родителей. Они хотят видеть в своих отцах и матерях высокие нравственные качества: вежливость, справедливость, чуткость, скромность, общественную активность и трудолюбие. Родители должны быть особенно требовательны к себе, чтобы сохранить авторитет в глазах детей. Отец Игоря К., грубо относившийся к жене, стал говорить сыну о необходимости жить красиво и о том, что нельзя огорчать девочек. Сын прервал его: «Зачем ты говоришь мне об этом? Как живешь ты сам, сколько переживает мать из-за твоего плохого отношения к ней?»

Взрослые порой забывают, что зоркие глаза детей всегда наблюдают за ними, подмечают все, чем заняты родители, какие и как обсуждают проблемы, какие читают книги, какие смотрят фильмы и т.д. Семья играет основную роль в воспитании детей. Если родители любят и уважают друг друга, а также своего ребенка, то он ни в коем случае не вырастет грубым, жестоким и лживым [Санюкевич, 1979, с. 11 – 12].

§5. Методические рекомендации родителям по половому воспитанию младших школьников

В то время как ребенок дорос до школы, основа его полового воспитания уже заложена живым примером и общением с родителями с первых дней жизни; уже в главном предопределено отношение ребенка и к школьным урокам, и к книгам. Образ будущих отношений с человеком противоположного пола уже в общих чертах сформирован, поскольку в ранние детские годы воспитание происходит по типу отождествления себя с родителем своего пола и подражания ему. Родители не просто воздействуют на ребенка, а общаются с ним, т. е. знают, как никто другой, его сегодняшние потребности и проблемы [Ковинько, 1998].

Отец и мать по-разному общаются с сыном и дочерью, что чрезвычайно важно для правильного формирования мужественности или женственности. Сын в поведении отца находит образец своего поведения, в образе матери – прообраз своей будущей избранницы; стиль отношений родителей служит для него моделью взаимоотношений полов. То же можно сказать и о дочери, для которой образцом поведения служит мама, прообразом будущего избранника – папа.

Родители могут сделать в половом воспитании то, чего не в состоянии сделать больше никто – они могут научить своих детей взаимному уважению и любви. Родители способны помочь своим детям в построении будущей счастливой гармоничной семьи разумным и деликатным поощрением в девочке женственных качеств, а в мальчике – мужественности.

Правильно направлять девочку – это значит одевать и воспитывать ее в соответствии с полом, развивать интерес к играм, соответствующим женским занятиям, приучать к домашнему труду, прививать «женские» умения, поощрять в будущей маме отзывчивость и заботливость.

Чтобы воспитать будущего мужчину ответственным и самостоятельным, нужно упражнять его чувство ответственности, давать возможность (тактично направляя) принимать самостоятельные решения. Здесь вредны как полное подавление воли ребенка, так и излишняя нежность матери, «заласкивание», под влиянием которых мальчик обычно вырастает безвольным, пассивным, зависимым. И так же, как должны задуматься родители девочки, которая не играет в куклы и дерется с мальчишками, так же следует присмотреться к сыну родителям слишком тихого, примерного и послушного мальчика. В таком ребенке нужно попытаться пробудить инициативу, увлечь интересным «мужским делом», которое позволило бы ему завоевать авторитет в «мужском» коллективе [Ковинько, 1998].

В неблагоприятном положении оказываются сыновья властных матерей – семейных лидеров. Подавление самостоятельности и искаженный пример мужчины – отца, играющего в семье подчиненную роль, нарушает выработку мужских черт характера и линии поведения. Подростки из таких семей в качестве компенсации могут стремиться к ранней половой активности.

Здесь нужно сказать и о такте и гибкости родителей в их стремлении развить у сына мужественность, необходимости считаться с характером и склонностями ребенка. Чрезмерно жесткая позиция и преувеличенные требования могут принести вред, вплоть до заболевания. Родители должны понимать, что мужественное или женственное поведение будет различным у людей с разным типом характера.

Наиболее успешно происходит становление личности детей, в том числе и их мужественности-женственности, в полной и гармоничной семье, где отношения между родителями строятся на основе взаимного уважения мужского и женского престижа, взаимного понимания и взаимопомощи. Значительно осложняется формирование мужского и женского типов поведения в неполной семье.

В личностном становлении мальчиков, в усвоении ими мужской роли отцу принадлежит особое место. Мальчики, лишенные достаточного общения с отцом, в будущем часто не умеют исполнять отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на становление личности своих собственных детей. Поэтому, если мальчик воспитывается в неполной семье, нужно сохранить для него общение с отцом. Правильно поступают те матери, которые не пытаются привить ребенку отрицательного отношения к отцу и не препятствуют его встречам с сыном. Если контакт с отцом невозможен, нужно постараться, чтобы мальчик мог ориентироваться на пример другого воспитателя – родственника, педагога, тренера [Ковинько, 1998].

Здесь нужно сказать и еще об одном нередко встречающемся отклонении в воспитании, подавляющем формирование мужественности у мальчиков. Речь идет о неосознанном стремлении одиноких матерей компенсировать недостаток мужского тепла и ласки за счет ласкового общения с сыном. Такие матери часто обнимают сыновей, целуют в губы, могут брать мальчика в постель, раздеваться при нем и т. д. Все это сексуально стимулирует ребенка, настроение его может становиться подавленным, мрачным, поведением пассивным. Матери должны помнить о вреде подобного стиля взаимоотношений с сыном.

Девочке ласки не наносят вреда. Напротив, ей необходимы нежные прикосновения. Однако и здесь возможно эротизирующее влияние на ребенка.

У девочек, воспитывающихся в неполной материнской семье, менее успешно формируется представление о мужском поведении, поэтому у них меньше шансов правильно понимать своих будущих мужей и сыновей, т.е. исполнять роль жены и матери. Нередко сильное влияние на формирование у девочки представления о мужчинах оказывает отрицательный пример личной жизни матери, крушение ее семейной жизни, ее разочарование в муже (а иногда и в мужчинах вообще). Умная мать не будет навязывать дочери своих разочарований, постарается выйти в воспитании за рамки личного опыта. Но даже и в этом случае формирующийся у девочки идеал мужчины часто бывает нереалистичным, заимствованным из книг и фильмов, что легко приводит к разочарованию в жизни. Поэтому широко распространенное представление о безвредности для девочек воспитания одной матерью является заблуждением [Ковинько, 1998].

Родители должны быть готовы к некоторым неловким ситуациям и успешно из них выходить. Например, как быть, если ребенок застал одного из родителей обнаженным? Реакция ребенка на это будет зависеть от реакции самого родителя. Если взрослый растерян, возмущен, негодует, прогоняет ребенка, то возможная эмоциональная напряженность нарушает контакты взрослого и ребенка и убеждает ребенка в запретности и постыдности наготы и всего, относящегося к полу. Это затрудняет создание правильной базы полового воспитания. С другой стороны, сознательное демонстрирование своей наготы взрослыми может создать большие сложности в общении ребенка со сверстниками, которым он об этом рассказывает, а также с самими родителями, так как это смущает ребенка и пробуждает нежелательное напряжение как у ребенка, так и у взрослых. Поэтому не следует обнажаться больше, чем это принято, но если мама или папа случайно оказались раздетыми в присутствии ребенка, надо спокойно одеться, не проявляя смущения или гнева.

Купание мальчика вместе с матерью надо прекратить, когда ему исполнилось 4 года, девочек с отцом – с 2 лет. Совместное мытье в ванне брата и сестры можно продолжать до 8 – 9 лет, помня, что это иногда является единственным источником информации о половых различиях.

Отдельно следует сказать о вреде физических наказаний для психосексуальпого развития ребенка. Физические наказания, в частности, шлепки по ягодицам, могут вызывать эротические ощущения, вплоть до оргазма, в связи с чем дети иногда сами провоцируют на это взрослых. Приятные ощущения, возникающие во время наказаний, в дальнейшем связываются с болевыми ощущениями, которые могут стать необходимым элементом сексуальных переживаний.

Таким образом, родители должны понимать, что половое воспитание представляет собой осознанную и грамотную помощь ребенку в его психосексуальном и нравственном развитии. Его целями являются формирование у детей правильного отношения к вопросам пола, овладение ими нравственной культурой взаимоотношений, подготовка к браку и семейной жизни [Ковинько, 1998].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С каждым годом наблюдается рост отклонений в половом поведении детей и подростков. Дети, мало информированные в данном вопросе, становятся жертвами негативных ситуаций с неприятными последствиями. В связи с этим в современном мире все более актуальными становятся вопросы о половом воспитании в семье и школе, которое нужно начинать на самых ранних этапах жизни ребенка.

Таким образом в сфере духовного, нравственно-этического воспитания одно из главных мест принадлежит половому воспитанию. Как и другое воспитание, оно требует той же последовательности и целеустремленности. Половое воспитание будет эффективным только тогда, когда станет частью процесса формирования развитой личности. Огромная ответственность в половом воспитании возлагается на родителей и педагогов.

Родители должны дать ребенку основы правильного поведения еще в раннем возрасте. При этом не надо забывать о собственном поведении, так как маленькие дети копируют все, что делают взрослые. Классные руководители, школьные психологи, социальные педагоги, в свою очередь, могут и должны помогать родителям в половом воспитании школьников, так как родители по многим причинам не в полной мере информируют детей по половым вопросам.

Проблемы полового воспитания волновали многих педагогов в разные времена. Наиболее обширно половое воспитание стало изучаться педагогами XX века. Сейчас проводятся эксперементальные исследования в этой области, не раз доказывающие важность полового воспитания школьников.

Следовательно, правильно воспитанные дети смогут избежать множества ошибок в жизни. Половое воспитание в совокупности с другими видами воспитания дает возможность младшему школьнику стать достойным гражданином страны, будущим родителем, всесторонне развитой личностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. – 448 с.

2. Аралбаева М. Наша общая ответственность. Актуальность полового воспитания подрастающего поколения в современных условиях // Учитель. – 2010. – №5. – С. 37 – 39.

3. Аркин Е. А. Родителям о воспитании. – М.: гос. учеб.-пед. изд. мин. Просвещения РСФСР, 1957. – 348 с.

4. Головнева Е. В. Теория воспитания: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2009. – 228 с.

5. Дараган И., Долженко И. Воспитание навыков ответственного отношения к вопросам семьи и сексуального поведения // Директор школы. – 2006. – №6. – С. 99 – 103.

6. Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Сексология взросления // Педагогика. – 2005. – №5. – С. 49 – 57.

7. Зайцев Г. К., Зайцев А. Г., Хаптанова Т. Г. Половое воспитание подростков: Ценностное отношение к здоровью // Вопросы психологии. – 2002. – №3. – С. 33 – 40.

8. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. – изд. 2-е, перераб. и доп. – Ленинград: Медицина, 1988. –160 с.

9. Ковинько Л. В. Воспитание младшего школьника: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, учителей нач. классов и родителей. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.

10. Колесов Д. В. Беседы о половом воспитании. – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1986. – 160 с.

11. Кузнецова Л. Н. Воспитание девочки // Педагогика. – 1998. – №6. – С. 44 – 49.

12.Куинджи Н. Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 139 с.

13. Кунц О. Р. Педагогические проблемы полового воспитания в школе. – Пермь.: изд. дом «Стар», 1976. – 124 с.

14. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. – М.: Просвещение, 1971, С. 44.

15. Малова Т. В. Педагогическое сопровождение гендерного самоопределения личности // Начальная школа. – 2010. – №7. – С. 69 – 73.

16. Педагогика. Половое воспитание школьников / Под ред. Кочетова А. И. – Минск: Народная авета, 1988. – 72 с.

17. Педагогическая валеология. Уч. пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. Кукушина В. С. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 528 с.

18. Пищаева М.В. Денисова С.В. Программа полового воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие / АГПИ им.А.П.Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2007. – 56 с.

19. Психология развития / Под ред. Марцинковской Т. Д. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.

20. Санюкевич Л. И. Половое воспитание детей и подростков. – Мн.: Нар. асвета, 1979. – 48 с.

21. Соломенникова О. А., Баранникова Н. А. Преемственность в работе начальной школы и дошкольного учреждения // Начальная школа. – 2008. – №2. – С. 3 – 6.

22. Фридман Л. Ф., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 115 с.

23. Хаданов М. Сексуальная революция в российской школе. Не пора ли остановиться? // Народное образование. – 2007. – №9. – С. 247 – 251.

24. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Девочка – подросток – девушка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 128 с.

25. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Мальчик – подросток – юноша: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 207 с.

26. Щербинина В. П. Гендерный подход в обучении // Начальная школа. – 2013. – №7. – С. 11 – 13.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Родительское собрание «Нравственно-половое воспитание ребенка» (разработал учитель начальных классов Масловской школа, с. Маслово, Джанкойского района, Васильева Алла Федоровна)

Цель: повышение психологической грамотности родителей в вопросах нравственно-полового воспитания детей.

Задачи:

1. Проанализировать внутрисемейные факторы и механизмы, способствующие и препятствующие формированию аддиктивного поведения подростков.

2. Содействовать формированию навыков взаимодействия с подростками в целях профилактики аддиктивного поведения.

Ход проведения:

Когда задаёшь родителям вопрос о том, кто должен заниматься половым воспитанием детей, большинство родителей признают, что половое воспитание должно происходить в семье. Однако, по данным исследований, родители не особенно хорошо справляются с этой задачей.

Большинство исследований показывает, что родители являются важным источником передачи ценностей и установок и влияют на установки и поведение подростков, особенно в качестве примера. Но с точки, зрения полового просвещения большинство родителей не справляются со своей ролью. Это объясняется рядом причин.

Некоторые родители стесняются обсуждать эти темы или делают это негативным способами. Многие представители старшего поколения воспитаны таким образом, что считаю всё связанное с сексом недостойным, грязным и испытывают сильный дискомфорт всякий раз при упоминании этого предмета. Некоторые подростки также стесняются говорить на эти темы родителями.

Некоторые родители сами плохо осведомлены и не знают, как объяснить своим детям сексуальность. Некоторые родители опасаются, что наличие знаний приведет к сексуальным экспериментам; они ничего не рассказывают детям, потому что хотят сохранить их невинность. Существует старый аргумент: «Пусть они ничего не знают, тогда они не попадут в беду». Фактически дело обстоит как раз наоборот – вероятность попасть в беду для неосведомленных молодых людей выше.

Другие родители говорят слишком мало и делают это слишком поздно. Большинство родителей шокирует, что объяснять основные физиологические факты, касающиеся репродукции надо ещё до наступления пубертатного возраста. Большинству детей следует узнать об оплодотворении и о том, как оно происходит у людей, в возрасте от 7 до 9 лет. Для некоторые детей и это уже поздно; они задают вопросы об этом ещё будучи дошкольниками и хотят простого и честного объяснения. Родители, которые говорят «Подожди, пока подрастёшь» рискуют рассказать слишком мало и слишком поздно. Рассказать о менструациях надо до того как они начнутся у девочки, а не после этого. Как сказал один мальчик: «В детстве, когда я бы ни задал вопрос о сексе, родители говорили: «Подожди, пока не подрастёшь». Сейчас мне 18 лет и когда я спрашиваю их о чём-нибудь, они отвечают «Ради Бога, тебе уже 18 лет, ты должен это знать!»

Дети впервые узнают, что такое любовь, видя, как родители относятся друг другу, и чувствуя на себе их любовь. Видят ролевые модели супружеской любви. Происходит первое воспитание мужественности и женственности. Родители видят в поведении ребёнка признаки соответствия или несоответствия тому, какими в представлении должны быть мальчик или девочка. Соответствие поощряется, несоответствие встречает сопротивление: «Мальчики не плачут...» Родители говорят: «Ты девочка, а девочки ...» или «Ты мальчик, а мальчики...»

Роль сверстников в половом воспитании обычно определяется тем, чего не делают взрослые. Именно они оказываются основным источником информации о половых различиях и сексуальном поведении. Эта информация немедленна, откровенна и реалистична, но очень неточна, часто опошлена. Именно в среде сверстников ребёнок может испытывать себя как представитель пола. Поведение будет сильно зависеть от того, каковы правила в данной конкретной компании.

Сюда присоединяется мощное влияние СМИ, которые грубо искажают реальность сексуальной любви. Что мы видим на телеэкране? В большинстве случаев в интимные связи вступают люди, не состоящие в браке. Внебрачные связи – обычное явление. Люди переходят от одной связи к другой, не ощущая ни вины, ни эмоциональной подавленности. В реальной же жизни последствия внебрачных связей трагичны, люди мучаются чувством вины. Подчёркивается именно физиологическая сторона сексуальных отношений.

Ребёнок, видя это на экране, весьма вероятно, будет отождествлять себя с этими сценами, героями и той системой ценностей, где собственное удовлетворение на первом месте, а ответственность, забота о другом человеке отодвинуты на десятое место.

Секс – это один из популярнейших сюжетов в рекламе. Он изображается как предмет роскоши и используется для продажи всего на свете, от автомобилей до дезодорантов.

Происходит искажённое представление о действительности интимных отношений. СМИ пропагандируют сексуальную активность, сосредоточиваясь на сиюминутном сексуальном удовлетворении.

Здесь проявляет себя ещё один психологический механизм. Если ребёнок с раннего возраста видит сцены сексуальных отношений по телевизору, ничего понять в них он ещё не в состоянии. Но эти сцены могут запоминаться и неосознанно – до поры. Находятся они там вне моральной оценки, поскольку в связи с возрастом ничего оценить ещё не может. Следовательно, впечатления фиксируются в памяти именно как способы действий. И в подростковом возрасте, в соответствующий момент, они играют роль программы, образца, эталона.

С возрастом накапливается физиологическое возбуждение, а программа действий уже готова. Так что нужен лишь внешний повод.

Итак, по большому счёту в подростковом возрасте время для сексуального просвещения упущено. Но половое воспитание не ограничивается только сексуальным просвещением.

Полностью оградить подростка от столкновений с вопросами сексуальности невозможно и не нужно. Гораздо важнее помочь ему понять и почувствовать, насколько обедняет мир человека опошление представлений об отношениях полов.

Необходимо не только и не столько половое просвещение, сколько именно половое воспитание в широком смысле, даже нравственно-половое воспитание, которое в данном случае надо понимать как процесс, направленный на выработку качеств, установок личности, определяющих отношение человека к представителям другого пола. У ребёнка должна сформироваться система представлений о себе как человеке определенного пола, отношения к представителям другого пола и соответствующие этим образованиям форм поведения.

Для полового воспитания подростковый возраст представляет собой критическую группу – неподготовленную к этой работе на этапе детства. Половое воспитание в этом возрасте задача трудная, но чрезвычайно важная. И важность такого рода воспитания родители осознали только сейчас. Потому что одним из самых быстрых последствий полового созревания является появление повышенного интереса к сексу. Многих из родителей это попросту пугает.

Внимание подростка сосредоточивается на сексе, новых сексуальных ощущениях и противоположном поле. Мальчики и девочки подросткового возраста тратят массу времени на размышления и мечты о сексе, чтение литературы сексуального характера и разговоры о представителях противоположного пола. Подростки начинают сравнивать свои представления с мнениями других людей. Очень популярно рассказывание сексуальных анекдотов, использование сексуального сленга и обмениваются литературой на сексуальные темы. Часто можно увидеть рисунки сексуального содержания и т.д. Сами по себе они не болезненны и не страшны, будучи неотъемлемым элементом подростковой субкультуры. Эротические рисунки подростков отличаются явно недостаточной информативностью о поле и сексуальности; утрированным изображением деталей и действий. Это напоминает элементы психотерапии – ритуал освобождения от навязчивостей. Оптимальная тактика взрослых – спокойное и убедительное разъяснение того, что не следует навязывать другим свои переживания.

Взрослых иногда шокирует их язык и шутки. Многие родители приходят в ужас, найдя «грязные» книжки, спрятанные под матрацем. Всё это вызвано желанием понять человеческую сексуальность; является способом осознания, выражения и взятия под контроль сексуальных ощущений.

Пробуждающиеся сексуальные интересы мотивируют поведение подростков, которые посвящают много времени и внимания своему туалету, причёске и одежде, уходу за своим телом. Очень часто подростки недовольны своим телом или его отдельными частями: «У меня уши как локаторы, у меня ужасно длинный нос и т.д.». Более того, они считают, что все окружающие это замечают. Поэтому в этом возрасте просто недопустимо делать насмешливые критические замечания по поводу внешности ребёнка, такие как: «Какая ты у нас толстенькая... Что-то ты у нас совсем не растёшь... У тебя такие же жидкие волосёнки, как у твоего папы» и т.д. Это нанесёт глубокую эмоциональную травму ребёнку.

Некоторые данные указывают на то, что девушки сильнее, чем юноши, обеспокоены изменениями, происходящими с их телом. Главная причина заключается в том повышенном внимании, что уделяется обществом внешнему облику женщины. Привлекательная внешность престижна и вознаграждается обществом. Девушки-подростки стремятся удовлетворять культурным стандартам, установленным для женской внешности, и заслужить одобрение своих друзей. Поэтому они очень заботятся о том, чтобы быть красивыми и популярными.

У сегодняшней молодёжи такие же сексуальные влечения и импульсы, как и у их предшественников, но разница в том, что эти влечения постоянно стимулируются.

Многих родителей выводит из себя так называемая реакция эмансипации подростков, которая выражается в стремлении освободиться от опеки взрослых, зависимости от них. Эта реакция напоминает «кризис 3-летних» с его негативизмом и упрямством. Еще не готовый к налагаемым самостоятельностью обязанностям, подросток склонен настаивать на следующих из нее правах, и нуждается не столько в самостоятельности, сколько в признании взрослыми его самостоятельности в принципе. Далеко не всегда эмансипация принимает форму оппозиции – подросток стремится не противостоять взрослым, а встать в один с ними ряд, стать равным им, что невозможно в условиях полной зависимости от них. Это основная причина конфликтов с родителями. Для подростков становится важным признание их важности и факта их взросления, и здесь все средства хороши, чтобы доказать и отстоять свою взрослость: грубость, поступки вопреки установленным правилам. Нет необходимости доказывать, что реакции эмансипации могут выражаться в сфере сексуального поведения. Подросток может рассматривать начало половой жизни как своеобразное посвящение во взрослость. Определяющим поведение ребёнка на этом этапе является сформированность у него морально-этических и нравственных норм. Эти нормы формируются только в семье, и только от них зависит выбор стиля сексуального поведения ребёнка.

В этом есть доля нашей, родительской вины. Мы с взрослением ребёнка всё больше требуем от него, делаем акценты на обязанностях, но стараемся сохранить права в детском варианте. «Ты уже взрослый и можешь полностью убирать свою комнату, но гулять ты после вечера не пойдёшь, мал ещё».

Именно в этом возрасте впервые очень остро осознаётся состояние одиночества субъективное состояние духовной и душевной изоляции, непонятости, чувства неудовлетворённой потребности в общении, человеческой близости.

Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностям становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чём им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости.

Напряжённая потребность в общении превращается у многих ребят в непобедимо стадное чувство: они не могут не только дня, но и часа пробыть вне своей компании, а если своей нет – какой угодно другой. Особенно сильна такая потребность у мальчиков.

Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий черпает в компании недостающую информацию и коммуникативные навыки. Четвёртый удовлетворяет потребность властвовать, командовать. Большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются.

Чем лучше отношения в семье, чем больше эмоционального тепла подросток получает именно в семье, тем меньше вероятность того, что он будет искать эмоционального тепла вне семьи. Послушайте высказывания уже взрослых людей по поводу атмосферы их семы насколько это важно и насколько сильно это влияет на последующие взгляды человека.

Половое воспитание в семье.

Даже в наше «раскрепощенное» время многие родители считают, что касаться «запретной» темы неприлично и стыдно. Не в этом ли ханжеском отношении к важной стороне человеческой жизни кроется причина многочисленных абортов у несовершеннолетних женщин, стремительное распространение СПИДа, увеличение числа брошенных младенцев и рост проституции? Многие педагоги и родители считают, что начинать половое воспитание следует тогда, когда дети вступают в период полового созревания. К сожалению, в этом возрасте подростки уже получили бога­тую информацию про ЭТО от таких же невежественных и безграмотных ровесников, почерпнувших свои знания из разных источников, в том числе и на практике.

Правильно и деликатно проводимое половое воспитание ставит своей целью не оголение человеческих отношений, а освобождение подростка от ложного чувства стыда, формирование в нем уважения к важнейшей стороне человеческой жизни – взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Половое воспитание – важная составная часть процесса воспитания ребенка, подростка, юноши, и пускать его на самотек неразумно и преступно по отношению к собственному ребенку. Каждому младенцу предстоит стать мужчиной или женщиной, поэтому воспитание ребенка должно сформировать в нем полноценного представителя своего пола. Наличие в социальной среде значительного количества трансвеститов и лиц нетрадиционной сексуальной ориентации свидетельствует о серьезных проблемах в их психосексуальном развитии с детского возраста. Именно семье принадлежит главная роль в воспитании из мальчика мужчины, а из девочки – женщины, чтобы ребенок осознавал себя представителем своего пола в соответствии с анатомическими особенностями. С раннего детства мальчик берет пример с отца, подражая ему и репетируя свою половую роль в будущем. Для девочки образцом поведения служит ее мать. А отношения между родителями являются примером взаимоотношений полов.

Чем дольше родители оберегают детей от соприкосновения с интимной стороной жизни, тем больше вероятность эмоционального потрясения и отвращения к отношениям между мужчиной и женщиной, о которых ребенок узнает в результате «уличного просвещения».

Половое воспитание в семье – процесс сложный, но необходимый, дающий возможность ребенку получить правильное представление о взаимоотношениях полов, формирующий у него правила поведения в половой жизни, подготавливающий к браку и семейной жизни. Родители должны знать основные этапы психосексуального развития и принципы полового воспитания ребенка, чтобы помочь правильному и гармоничному развитию подростка, полноценному формированию детородной функции и воспитанию чувства ответственности за благополучие семьи и будущих детей.

В период полового созревания от 12 до 18 лет происходит бурная гормональная перестройка организма, появляются вторичные половые признаки и специфические признаки половой зрелости: менструации у девочек и поллюции у мальчиков. Физиологическое созревание у подростков значительно опережает их психическое и социальное развитие, что делает их неуравновешенными, конфликтными, легко ранимыми и побуждает вырваться из-под опеки и контроля родителей. Эта жажда свободы и стремление приобщиться к взрослой жизни нередко ведут к противостоянию детей и родителей в семье и вызывают у подростков отчуждение и агрессию. Именно в этот сложный период подросток нуждается в понимании и эмоциональной поддержке взрослого человека, родителя или педагога, деликатно и тактично помогающего в решении многочисленных проблем.

В этом возрасте возникает чувство первой любви. Сначала это платоническое влечение, когда достаточно просто видеть предмет своего обожания, говорить с ним, вместе делать уроки, ходить в кино. Затем возникает эротическая стадия, когда в мечтах уже присутствуют чувственные элементы: прикосновения, объятия, поцелуи, которые подросток стремится реализовать на практике в общении с любимой. Вскоре наступает черед сексуального влечения, для реализации которого и начала половой жизни не всегда имеются условия и желание партнера. У девушек сексуальность просыпается гораздо позднее. А юношеская гиперсексуальность требует разрядки сексуального напряжения, которая достигается в большинстве случаев мастурбацией.

Как ни клеймили ее врачи и педагоги, какими эпитетами ни награждали, как ни запугивали последствиями этого нравственного падения (вредной привычки, болезни, порока), избавить подростков от мастурбации не удалось. Почти все здоровые мальчики проходят через мастурбацию, а начав половую жизнь, прекращают ее. В настоящее время сексологи относятся к мастурбации как к нормальному проявлению гиперсексуальности, помогающему снять ощущение напряженности и физиологического дискомфорта в юношеском возрасте.

Родителям не стоит запугивать подростка негативными последствиями мастурбации, ругать или высмеивать его. Следует объяснить, что это возрастное явление, и не надо придавать ему слишком большое значение и чрезмерно увлекаться.

Современные подростки рано вступают во взрослую жизнь. Чем раньше начаты половые отношения, тем меньше поводов говорить о любви. Побудительными мотивами являются любопытство, желание не отстать от сверстников, опасении потерять друга в случае отказа, совращение более старшим партнером и т. д. Чем сильнее подросток привязан к родителям, чем крепче нравственные установки, полученные в семье, чем лучше подросток руководствуется необходимостью контроля и чувством собственного достоинства, тем лучше он способен управлять своими поступками и желаниями.

Подросток должен понимать, что половая близость доставляет радость, если она подкреплена любовью и духовной близостью, а без них теряет смысл и превращается в «сексуальную гимнастику». На фоне острейших проблем нравственного и полового воспитания подростков почти преступным является явное нежелание родителей затрагивать эту тему в общении со своими детьми. Половое воспитание подростков должно проводиться, несмотря на яростное сопротивление некоторых родителей и педагогов. Слишком тяжела расплата за безграмотность в этой важной составляющей жизни юношества. Не полагайтесь на педагогов и медиков, которым по долгу службы положено заниматься воспитанием подрастающего поколения. Разговор на интимные темы в присутствии всего класса неизбежно вызывает неадекватную реакцию: смущение, стыд, развязные жесты и пошлые высказывания. А неподготовленные педагоги, не сумевшие взять правильный тон, нередко превращают половое просвещение в половое развращение. Не снимайте с себя ответственность за сексуальную безграмотность наших детей. Говорить с детьми о безопасном сексе не стыдно! Стыдно быть ханжой и не уберечь наивного подростка от негативных последствий преждевременной половой жизни.

Внушите ему, что испытать всю полноту любви можно, будучи зрелой личностью не только в физическом смысле, но и в нравственном, духовном и социальном. Надо беречь любимую, нести за нее ответственность, не возлагать на ее хрупкие плечи расплату за торопливость чувств.

Девушка, попавшая в беду, должна рассчитывать на помощь и поддержку родителей. Не ругайте и не оскорбляйте ее, исправить ошибку словами не удастся. Вы – ее единственная надежда и опора в этот сложный жизненный период. Тем более что ваша вина очевидна – это вы упустили момент взросления дочери и не подготовили ее к вступлению в «большую» жизнь. Отвечать за это придется вместе. Не принимайте решения на скорую руку. Пусть улягутся страсти, и тогда жизненный опыт и женская мудрость подскажут вам верное решение. Инстинкт материнства возьмет верх над боязнью осуждения, и через положенное время, взяв на руки дочкин «грех», вы испытаете истинное счастье.

Половое воспитание молодежи: нужно ли говорить с детьми «про это»?

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, готовы ли россияне обсуждать со своими детьми вопросы полового воспитания, какие каналы получения информации о сексуальной жизни считают наиболее приемлемыми и что должно являться сегодня центральным вопросом в половом воспитании молодежи.

Как и прежде, большинство наших сограждан не помнят, чтобы их родители беседовали с ними на темы полового воспитания (74%, в 1989 году – 87%). Между тем, за прошедшие двадцать лет в два раза больше стало тех, с кем родители разговаривали о вопросах сексуальной жизни (с 13 до 26%). Как и прежде, об этом чаще сообщают женщины (15% против 10% среди мужчин в 1991 году, 29% против 23% – в текущем году) и молодежь (27 – 28% в 1991 году, 48% – в текущем году).

Если в 1991 году говорить со своим ребенком на тему полового воспитания был готов только каждый второй (51%), сейчас об этом сообщают почти две трети наших сограждан (62%). Напротив, меньше стало тех, кто не намерен обсуждать вопросы сексуальной жизни со своими детьми (38% против 49% в 1991 году).

Говорить с детьми о половом воспитании готовы, как правило, 18 – 24 летние россияне (84%, в 1991 году – 74 – 82%), женщины (67%, в 1991 году – 54%). Тем не менее, среди тех, с кем такие вопросы обсуждали родители, готовность обсуждать тему полового воспитания со своими детьми снизилась (с 94% в 1991 году до 88% в текущем году).

Как и прежде, центральной проблемой полового воспитания молодежи является, с точки зрения россиян, нравственная сторона ранних сексуальных отношений (57%).За прошедшие двадцать лет в глазах наших сограждан значительно возросла важность средств и методов предупреждения венерических заболеваний (с 19 до 49%) и беременности (с 17 до 47%), больше стало и тех, кто считает центральными такие вопросы, как влияние добрачных сексуальных отношений на собственное здоровье и здоровье будущих детей (с 15 до 28%), на дальнейшую семейную жизнь (с 16 до 25%) и на получение образования, приобретение профессии (с 4 до 19%). Больше стало и тех, кто вообще не видит смысла в половом воспитании (с 2 до 6%).

По мнению россиян, информацию по вопросам сексуальной жизни подрастающему поколению лучше всего получать от родителей (47%). Второй популярный, с точки зрения опрошенных, источник - специальный курс в учебных заведениях (41%). Консультации у врачей-специалистов кажутся приемлемым способом – 34%, специальная литература – 32%. В числе прочих вариантов – специальные научно-популярные фильмы (23%), обсуждение проблем сексуальной жизни со сверстниками (13%), личный опыт (12%). На возможности Интернета в этой сфере наши сограждане указывают реже всего (9%).

За прошедшие двадцать лет россиянам стали казаться более приемлемыми такие каналы получения информации о половой жизни, как беседы с родителями (с 21 до 47%), консультации у врачей (с 22 до 34%), обсуждение со сверстниками (с 5 до 13%) и личный опыт (с 5 до 12%). Напротив, меньше стало тех, кто выступает за получение знаний о половой жизни из специальной литературы (с 44 до 32%) и научно-популярных фильмов (с 29 до 23%).

Просмотров работы: 17193