БЕСПРИЗОРНЫЙ РЕБЕНОК КАК РЕЗУЛЬТАТ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

БЕСПРИЗОРНЫЙ РЕБЕНОК КАК РЕЗУЛЬТАТ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

Постникова А.А. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В нашем государстве масштабы распространения беспризорности детей по-прежнему остаются более чем внушительными. Очевидно, что эффективность профилактических мероприятий во многом предопределяется точным знанием причин возникновения явления.Необходимо рассматривать беспризорность несовершеннолетних как итог действия нескольких групп индивидуальных, семейных и социально-культурных факторов, усиливающих действие друг друга.Лысова А. В выделяет несколько групп факторов, включающих в себя несколько характеристик. К первой группе - индивидуальным характеристикам родителей, относится опыт пережитого насилия в детстве; злоупотребление алкоголем и наркотиками; когнитивные способности, а также гнев и физиологическое возбуждение жестоких родителей [1,с.62]. Личный опыт пережитого насилия у родителей - один из наиболее важных факторов, способствующих проявлению жестокого обращения с собственными детьми. Алкоголизм и злоупотребление наркотиками также признаются неотъемлемым компонентом группы индивидуальных характеристик родителей, ведущих к жестокому обращению с детьми и их беспризорности. Признание важности указанного компонента подтверждается эмпирическими исследованиями. В частности, родители беспризорных детей злоупотребляли алкоголем на 18-45% чаще, чем взрослые в контрольных группах.

Следующий компонент группы - когнитивные способности родителей. Беспризорность и жестокое отношение к детям не автономные явления, но элементы функционирования семьи, процесса воспитания ребенка. Такие характеристики родителей, как низкий уровень интеллекта, недостаток физической силы, низкое самоуважение, неразвитые межличностные навыки коммуникации способствуют более частому применению силы в отношении ребенка. Матери и отцы, пренебрегающие нуждами детей, часто дают неверную интерпретацию поведению ребенка, что может привести к суровому наказанию. В частности, жесткие родители считают, что «ничего нет плохого в том, чтобы наказать девятимесячного ребенка, если он слишком много плачет» и он делает это нарочно, для того чтобы разозлить родителей и вывести их из себя. Жестокие родители, с недостаточно развитыми когнитивными способностями, видят себя жертвами неприемлемого поведения ребенка. Следующий компонент группы - гнев и возбуждение как характеристики физиологических изменений жестоких родителей. Вопреки предположениям, значительный выброс адреналина, учащенный сердечный пульс не характерен для жестоких родителей. У агрессивных людей изменение в уровне адреналина при столкновении со стрессовой ситуацией незначительно. Вместе с тем система обратной связи организма, предназначенная для предупреждения надвигающейся опасности, не функционирует у агрессивных людей [2, с. 97]. Вторая группа факторов - взаимоотношения в семье. Внутрисемейные отношения -важный компонент многофакторной теории насилия над детьми. К данной группе относят такие характеристики, как поведение детей, взаимоотношения между супругами. Внимание акцентируется на их возможном влиянии на проявление жестокого и пренебрежительного отношения к детям. Поведение ребенка - основной элемент данной группы. Проблема поведения ребенка как фактора, увеличивающего риск совершения насилия, получила тщательное изучение, так как жестокие родители часто объясняют свои действия провокацией со стороны детей. Хотя надругательство над детьми - это действия взрослых, которым невозможно найти оправдания, а дети ни в какой форме не отвечают за насилие над собой, результаты некоторых исследований показали, что поведение ребенка может иметь значение в эскалации насилия, выступать в качестве инициирующего фактора. В частности, факту насилия может предшествовать оппозиционное (проявление упрямства и не- повиновения), опасное и неадекватное поведение детей. Кроме того, больные дети и несовершеннолетние, имеющие физические аномалии, вызывают более негативное отношение к себе, что способствует проявлению насилия. Пренебрежение родителей нуждами детей практически не зависит от поведения и физических особенностей несовершеннолетних, дети становятся беспризорными в результате неадекватного родительского поведения: отказа от удовлетворения потребностей ребенка, недостаточного контроля над детьми, ошибок в воспитании, но не вследствие своих индивидуальных особенностей. Следующая характеристика группы -конфликты между супругами. Семейная дисгармония и конфликты между супругами непосредственно связаны с фактами жесткого отношения к детям. По оценкам исследователей, примерно для 40% семей, в которых взрослым свойственно насилие по отношению друг другу, происходят случаи насилия по отношению к ребенку. Эскалация эмоционального возбуждения и агрессии, сопровождающая взрослый конфликт, может с легкостью перенестись на взаимоотношения с ребенком. Семейное насилие и конфликты наиболее часто возникают в ходе разногласий по поводу обязанностей каждого из партнеров в воспитании детей. Дети могут попасть под «перекрестный огонь» между взрослыми, получить травму в попытке прервать родительскую драку. Кроме того, следствием физического и психологического насилия по отношению к женщине может явиться неспособность матери адекватно и своевременно реагировать на потребности детей, что в свою очередь создает дополнительную нагрузку на супружеские отношения и усугубляет и без того взрывоопасную ситуацию. К сожалению, насилие в семье не только пугает и беспокоит детей в прямом смысле. Косвенные последствия, такие как изменения в финансовом положении семьи, утрата ее единства и безопасности, также оказывают негативное стрессовое воздействие на несовершеннолетних. Одной из наиболее общих характеристик семей, в которых родители проявляют жесткое обращение с детьми или пренебрегают их нуждами, является социальная изоляция. В данном случае под социальной изоляцией следует понимать не самостоятельную характеристику, а скорее набор переменных, среди которых способность родителей принимать помощь, их формальные и неформальные отношения с коллегами и родственниками. В таком понимании социальная изоляция, наряду с некоторыми другими факторами, такими как отсутствие жилья, подходящих детских учреждений, группы сверстников, близких друзей, может повышать риск жестокого обращения с детьми. Вместе с тем социальным институтам и общественным организациям трудно помочь подобным семьям, так как многие их них ведут замкнутый и скрытый образ жизни. Третья группа - социальные и культурные факторы, обуславливающие жестокость родителей по отношению к детям. Наиболее часто пренебрежение детьми и насилие над ними связывают с такими характеристиками семьи, как нищета, социальная неустроенность и допустимость применения телесных наказаний. Первый элемент данной группы - бедность и социальное неравенство. Совокупность социально-экономических факторов, таких как ограниченность ресурсов семьи, необеспеченность жильем, безработица, недостаток образования и навыков трудовой деятельности, влияют на распространение случаев жестокого обращения с ребенком больше, чем любое другое индивидуальное или семейное обстоятельство. Объяснением этому, возможно, служит тот факт, что под воздействием дополнительных социально-экономических факторов родители теряют способность справиться с ситуацией и не способны сдерживать агрессию. Однако следует сделать замечание, что, несмотря на признание мощного влияния социально-экономических сил на насилие в семье, они не могут быть применены к объяснению всех возможных случаев жестокого и пренебрежительного обращения с детьми. По мнению Челышевой Ю.В допустимость применения телесного наказания ребенка также является компонентам группы социальных и культурных факторов насилия. За последние пятьдесят лет методы воспитания детей существенно изменились. Тем не менее телесные наказания все еще часто воспринимаются в качестве основной, необходимой составляющей дисциплины. Обычно большинство родителей, которые используют физические наказания, не являются жестокими родителями. Кроме того, на усмотрение родителей, принимающих телесное наказание как метод воспитания, остается решение вопроса о том, какая степень физического воздействия на ребенка остается разумной [3,с.18].Воспитание ребенка - сложный процесс, предполагающий использование большого разнообразия методов воздействия на ребенка. К сожалению, большинство родителей, либо не знает о других способах поддержания дисциплины, либо не применяет их. Жестокое обращение с ребенком в определенной степени происходит из-за недостатка знаний о воспитании детей, а также благодаря существованию культурных обычаев, одобряющих применение физической силы в качестве меры дисциплинарного воздействия. Таким образом, с учетом мировых тенденций развития беспризорности несовершеннолетних, можно предположить, что и после преодоления социально-экономического кризиса указанная проблема будет актуальна для России Соответственно успешность решения вопроса будет в большей степени зависеть от эффективности профилактической деятельности социальных служб, нежели от социально-экономических условий общественной жизни. В этой связи необходимо обратить пристальное внимание на положения многофакторной теории насилия в семье, которая позволяет понять причину проявления родителями пренебрежительного отношения к детям и, соответственно, принять адекватные профилактические меры.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ 1. Детская безнадзорность и беспризорность в Российской Федерации: состояние, причины, перспективы: сб. науч.-метод. материалов. М.: 2006.76 с. 2. Лысова А. В. Насилие в семье: основные теоретические проблемы. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001. 230 с. 3. Челышева Ю.В. Особенности профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в социально-педагогических учреждениях / Ю.В. Челышева // Педагогические проблемы социализации детей и молодежи: теоретические вопросы. - М.: 2008. - С. 126-141.

Просмотров работы: 1062