РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Дильмухаметова А.Р. 1, Головнева Н.А. 1
1СФ БашГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры. С чем же связан повышенный интерес педагогов к применению игровых методов в обучающем процессе? В первую очередь, внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.

Необходимость повышения уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.

Не секрет, что в наш быстро переменчивый век, живущий в невероятном темпе, важным звеном общественного развития является система образования в целом, и начальное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные умения и навыки, необходимые в дальнейшем обучении. Темпы роста объемов учебного материала определяют условия к применению методов обучения младших школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество. Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня качества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.

Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра – один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка – не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.»,– писала Н.К. Крупская. Там же она указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью. Для ребят дошкольного и младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Естественно, подготовка и внедрение игровых методик в учебный процесс требует от педагога больших усилий. В процессе подготовки учебной (дидактической) игры учитель сталкивается с проблемами не всегда и не столь зависящими от его личных качеств как педагога, сколько от внешних ограничений. Это и нехватка дидактического игрового материала, недостаток урочного времени на проведение игр с детьми. Часто среди учителей бытует мнение: «Если с детьми будем играть во время уроков, когда же мы будем учить с ними правила?».

Однако, нам кажется, что проблемы эти по большей части происходят от недопонимания значимости игры как средства обучения, отношения к игре как к методу разгрузки, а не стимулирования сознания школьников.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, 3.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. Эта работа представляет собой анализ психолого-педагогического материала по проблеме игровых методов обучения, практическое исследование, направленное на выявление эффективности применения данных методов и анализа проведенного исследования.

Объектом исследования выступает процесс обучения младших школьников.

Предмет исследования – дидактические игры для развития познавательных интересов и способностей младших школьников.

Исходя из вышесказанного, целью исследования мы поставили изучение влияния дидактической игры на эффективность повторения знаний обучающихся в начальной школе.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

  2. Изучить и подобрать соответствующие игровые методики для детей младшего школьного возраста, направленные на развитие познавательных интересов и способностей младших школьников.

  3. Предложить дидактические игры на этапе повторения знаний в начальной школе.

§ 1. Дидактические игры в обучении младших школьников

Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. Под ведущей понимается та деятельность, в процессе которой происходит качественное изменение психики детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного возраста [Калмыкова Е.В., 2007, с. 164].

Сущность игры как одного из основных видов деятельности ребенка заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – средство познания действительности. Она рассматривается как: 1) особое отношение личности к окружающему миру; 2) особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность; 3) социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности; 4) особое содержание усвоения; 5) деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка; 6) социально-педагогическая форма организации детской жизни и детского общества [Эльконин Д.Б., 1980, с. 208].

Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, но игра продолжает оказывать большое влияние на развитие познавательных процессов, свойств и состояний личности учащихся, поэтому она является одним из эффективных методов обучения в I классе и приемом работы в последующих классах.

Дидактические игры хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у школьников бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный, незаменимый рычаг умственного развития ребенка, как вид деятельности, организуемый в процессе обучения с целью развития познавательных интересов.

В практике работы школы иногда смешивают дидактическую игру и упражнение. По всей вероятности, это происходит из-за общности учебных задач, которые решаются данными методиками. При этом упускается из виду тот факт, что дидактическая игра, кроме познавательных задач, имеет собственно игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения.

Использование дидактических игр в качестве средств обучения младших школьников определяется рядом причин: 1) игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте, поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения школьников в учебную работу; 2) освоение учебной деятельности, включение в нее первоклассников идет медленно; 3) наличие возрастных особенностей учащихся, связанных с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления и влияние дидактических игр на развитие у учащихся этих психических процессов; 4) недостаточная сформированность познавательной мотивации, несоответствие мотивов и содержания учебной деятельности, сложности адаптации при поступлении в школу.

Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила игры, подведение итогов, результат.

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формулируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составлять из букв слова, отрабатываются навыки счета.

Дидактическая игра, кроме познавательных задач, имеет собственно игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения. Игровая задача осуществляется детьми. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Так, в игре «Домино» игровой задачей будет правильная постановка фишек, образующих целое слово: в игре «Часы» – установка часовой и минутной стрелок на слоговых структурах, образующих слова. Учебной задачей в обеих играх является закрепление представлений о слоговой структуре слов, формирование навыка узнавания слогов «в лицо».

Игровые действия – это основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Содержание и направленность правил игры обусловлены общими задачами формирования личности ученика, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности и поведением учащихся. Правила влияют и на решение дидактической задачи: незаметно ограничивают действия школьников, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение итогов осуществляется сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков, выявление учеников, которые лучше выполнили игровое задание, определение команды-победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого учащегося, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, так как именно с их помощью решаются дидактические задачи.

Для организации и проведения дидактической игры необходимы следующие условия: 1) наличие у учителя определенных знаний о дидактических играх, умений для их проведения; 2) выразительность проведения игры; 3) включение педагога в игру; 4) оптимальное сочетание занимательности и обучения; 5) средства и способы следует рассматривать как не самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач; 6) используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой [Удальцова Е.И., 1981, с. 127].

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: 1) игры с предметами; 2) настольно-печатные; 3) словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.

Ценность этих игр в том, что с их помощью ученики знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: младшие школьники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению…), что важно для развития отвлеченного, логического мышления.

К настольно-печатным играм относят парные картинки, различные виды лото, домино, при использовании которых решаются различные развивающие задачи. Например, в ходе подбора картинок по общему признаку формируется умение осуществлять классификацию. Здесь от учеников требуются умения обобщать, устанавливать связи между предметами.

Соединение разрезных картинок направлено на развитие умения составлять целое из отдельных частей, а описание, рассказ по картинке с показом действий, движений нацелено на развитие речи, воображения, творчества у младших школьников.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх школьники учатся использовать приобретенные ранее знания в ходе установления новых связей или в новых обстоятельствах. Учащиеся самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы; отгадывают предметы по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях.

Педагогу важно продумать поэтапное распределение дидактических игр на уроке. В начале урока игры проводятся с целью организации стимулирования активности учащихся, в середине – усвоения темы, игры в конце урока могут носить поисковый характер. На любом этапе урока игры должны отвечать следующим требованиям: быть интересными, доступными, увлекательными, включать учеников в разные виды деятельности. Следовательно, игры могут быть проведены на любом этапе урока, а также на уроках разного типа.

Приведем примеры дидактических игр для начальной школы.

Игра 1.Первоклассник.

Дидактические задачи: закреплять знания о том, что нужно первокласснику для учебы в школе; воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.

Игровая задача: собрать портфель первокласснику.

Игровое правило: собирать предметы по сигналу.

Игровое действие: соревнование, кто быстрее соберет в портфель все необходимое для школы.

Ход игры. На столе у педагога лежат два портфеля. На других столах лежат разные вещи, среди которых есть учебные принадлежности: тетради, буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др.

К столу выходят двое играющих. По команде педагога они должны выбрать необходимые учебные принадлежности, аккуратно положить их в портфель, закрыть его. Кто сделает это первым, тот и выиграл. Школьники, выполнившие задание, выбирают вместо себя других участников, остальные выступают в роли болельщиков и объективно оценивают участников. В игре закрепляются названия и назначения всех предметов. Педагог обращает внимание на то, что нужно все складывать не только быстро, но и аккуратно, поощряет тех, кто точно выполнил все правила игры.

Игра 2. Магазин игрушек [Аксенова А.К., Якубовская Э.В.,1987,с. 127].

Дидактическая задача: развивать умение выделять первый звук (гласный или согласный) в слове.

Игровая задача: «купить» игрушку.

Игровые правила: игрушка продается только тогда, когда правильно определен первый звук в ее названии.

Игровые действия: выбрать игрушку; определить первый звук; заплатить за игрушку чеком – буквой.

Ход игры. Педагог раскладывает на столе игрушки: куклу, дудку, зайца, ослика, утенка, автобус, барабан, мяч – и предлагает учащимся поиграть в магазин: «Я буду продавцом, а вы – покупателями. Подумайте, какую игрушку вы хотите купить. Но, покупая игрушку, вы должны «заплатить» за нее чеком – буквой, точно выбрав ту, которая обозначает первый звук в названии игрушки». Школьники должны также объяснить, какой это звук – гласный или согласный. Если ответ правильный, то игрушка считается купленной.

§ 2. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных

интересов и способностей младших школьников

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся.

В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.

Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.

При создании дидактических игр мы руководствовались не только необходимостью повысить познавательную активность и интерес учащихся, но и желанием сформировать адекватные взаимоотношения в коллективе, помочь школьникам освоить социальные роли.

Важно, чтобы в ходе игры учащиеся получали более глубокие представления о современной структуре социума, чтобы игра вызывала понимание и интерес к реальной деятельности взрослых людей.

Заметим, что в игре ученики охотно преодолевают трудности, развивают умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности [Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников…,2004, №11, с.49–52].

Приведем примеры игр, разработанной учительницей начальных классов школы № 60 О.А. Козловой:

Игра «Капитал»

Цели: повторить пройденный материал; проверить знания, умения и навыки по данной теме.

Оборудование: монетки, карточки с названием городов России, карточки для индивидуальной работы.

Перед уроком учитель раздает каждому ученику по 6 монеток и рисует на доске Банк Знаний.

Учитель выступает в качестве президента Банка Знаний и предлагает всем учащимся открыть счет. Минимальный вклад равен 4 оникам. Монеты названы ониками не случайно. Слово оник расшифровывается следующим образом: Очень Надежная И Конвертируемая (валюта).

Одно правильно выполненное задание соответствует вложению одного или нескольких оников. Президент Банка предупреждает, что согласен работать только с надежными клиентами. Для этого все должны пройти вступительные экзамены (тесты).

I этап.

Учитель предлагает одно задание для самостоятельной работы, например: тест (с выбором одного правильного ответа), задание с заведомо ошибочным решением и т.п. Задание оценивается в 1 оник. Дети выполняют задание, сверяют свои ответы с образцом. Те ученики, которые выполнили задание без ошибок, отдают свой оник в Банк Знаний (кладут в специально приготовленную коробочку).

Учитель сообщает о результатах проверки и фиксирует степень надежности (уровень подготовки) учеников.

II этап.

Учитель предлагает познакомиться с банковской системой, узнать, в каких городах России существуют филиалы нашего Банка Знаний, и раздает задания для работы в парах. У каждой пары в результате выполнения задания составляется название города из 6 букв.

Учащимся предлагаются одни и те же задания, но набор букв у каждой пары разный. Ниже приведем пример указанных заданий для урока математики. На доске записаны выражения:1) 468*13; 2) 524*26; 3) 4093*81; 4) 817*43; 5) 408*560; 6) 3172*97

На партах у учеников лежат карточки с ответами. Каждому ответу соответствует определенная буква. Вычислив значение первого выражения, ученики узнают первую букву и т.д.

В таблице приведены наборы букв, которые могут быть записаны на карточках.

Парты

Ответы

307684

35131

228480

331533

6084

37684

13624

1

Ь

Е

Н

М

т

Л

Ю

2

К

Т

С

О

о

А

Х

3

А

К

В

С

м

Ц

О

4

К

Т

С

У

я

О

К

5

Т

Г

У

Р

с

Ш

У

6

В

Б

О

М

т

А

А

7

К

Н

С

Я

б

И

Р

В результате у каждой пары получается название города. Учащиеся находят карточку с названием этого города, тем самым осуществляя самопроверку. Если ученик правильно решил примеры и нашел название города, то он «вкладывает» в Банк 2 оника.

Учитель фиксирует полученные результаты на доске, называя города, в которых существуют филиалы Банка Знаний.

Перечень городов: Ростов, Охотск, Якутск, Курган, Москва, Сургут, Тамбов, Липецк, Абакан, Брянск, Рязань, Тюмень, Братск, Самара.

III этап.

Учитель сообщает, что компания «Капитал», которая является учредителем Банка Знаний, объявляет 20-минутные курсы по подготовке специалистов широкого профиля. На этом этапе учащимся предлагаются задания трех уровней сложности. Каждый учащийся может выбрать для себя любой уровень.

При правильном выполнении заданий первого уровня ученик вкладывает в Банк Знаний 1 оник; второго уровня – 2 оника; третьего уровня – 3 оника.

IV этап.

Подведение итогов игры. Учитель сообщает, что учащиеся, вложившие в ходе игры в Банк по 4 оника, становятся вкладчиками, вложившие по 5 оников, становятся агентами Банка, вложившие по 6 оников, становятся консультантами.

Агенты и консультанты Банка Знаний награждаются соответствующими значками.

Игра «Фирма»

Цель: обеспечить дифференцированный подход при работе в подвижных группах.

Оборудование: карточки с названиями отделов: научный, проектный, художественный, информационный, независимые эксперты; листы-заготовки для работы в отделах; сигнальные карточки.

В ходе игры учитель выступает в роли консультанта фирмы.

I этап («мозговой штурм»).

Учитель объявляет тему и цели урока, проводит инструктаж начальников отделов.

Научный отдел будет заниматься выдвижением гипотез; проектный – построением алгоритма; художественный – представлением проблемы в виде схемы; информационный – сбором информации; независимые эксперты будут заниматься индивидуальной работой по разным направлениям.

II этап (проектирование конкретной деятельности).

Ученики работают в группах-отделах.

Покажем, как можно организовать данную работу во II классе на уроке русского языка. Тема: «Парные согласные на конце слова».

Научный

Мы знаем 10 парных согласных звуков, 5 звонких и 5 глухих: [б/п], [в/ф], [д/т], [з/с], [ж/ш].

На конце слова происходит оглушение, следовательно, опасное место (орфограмма) требует проверки правописания.

Проектный

1. Найди орфограмму.

2. Выдели корень.

3. Подбери однокоренные слова.

4. Сравни написание корней.

5. Напиши правильно.

Художественный

Голубь – голуби

Информационный

Прут – пруд, лук – луг, кот – код,

сноб – сноп, лез – лес, мак – маг.

III этап (обмен информацией; тренинг).

Ученики создают группы, в которые входят по одному человеку из каждого отдела. Группы работают по следующему алгоритму:

1) формулировка понятия (члены научного отдела);

2) алгоритм действия (члены проектного отдела);

3) схема-формула (члены художественного отдела);

4) тренинг (члены информационного отдела).

IV этап (подведение итогов).

На этом этапе проходит защита, систематизация, оценка и отбор лучших проектов.

§ 3. Дидактические игры – способ побуждения младших школьников

к автоматизации действий

Успешность – мечта каждого человека. Успех в учебной деятельности в немалой степени зависит от того, осознает ли учащийся свою учебную цель, а главное, стремится ли он к ее достижению, видит ли в этом какой-то смысл лично для себя.

Особенно остро вопросы такого рода встают, когда речь идет об усвоении учебного материала на уровне навыка. Для автоматизации действия необходимы длительные тренировки, характеризующиеся однообразием, монотонностью, утомительным напряжением силы воли. Иллюстративным примером такого процесса является изучение таблиц сложения и умножения, которые предписывается знать наизусть, устных случаев сложения и вычитания с переходом через десяток и многие другие.

Убеждая школьника в необходимости работы ради достижения подобной учебной цели, учитель нередко пытается воздействовать на широкие социальные мотивы, в частности, мотивы долга, самоопределения, но добивается лишь их осознания. Понимание младшим школьником важности поставленной цели не означает, что он со всей отдачей приступит к реальным учебным действиям: свою будущую жизнь ученик начальной школы видит в далекой перспективе, а в данный момент ощущает себя объектом воздействия. Нельзя назвать методические действия педагога эффективными и тогда, когда он пытается привести школьника к поставленной учебной цели, вызывая к жизни отрицательные мотивы: избегание наказания в виде плохих отметок или нелестных оценочных суждений и другие, подобные им мотивы [Маркова А.К., 1990, с. 192].

Как же превратить ученика в субъект учебной деятельности, который сам ставит перед собой цель, например: «Знать таблицу наизусть», страстно желает добиться такой цели лично для себя и активно включается для этого в учебную деятельность, с удовольствием выполняя тренировочные упражнения столько, сколько нужно. Этот вопрос – не воплощение грез учителя или родителя. Его решение вполне реально. Есть очень действенное средство – дидактическая игра.

О значении дидактических игр в обучении младших школьников знают все. Их действительно широко используют в практике обучения. Тем не менее есть причина, чтобы снова поднять эту проблему. Она связана с отсутствием у многих учителей умения ясно видеть возможности применяемой дидактической игры для актуализации или зарождения реально действующих учебных мотивов и самостоятельной постановки школьниками учебной цели. Это заключение сделано на основе анализа многочисленных конспектов уроков, результатов наблюдений за практикой обучения, непосредственного общения с учителями по данному вопросу.

А.С. Макаренко, советуя «пропитать» игрой всю жизнь ребенка, а не только дать ему время поиграть, метко назвал влечение детей к игре страстью, которую надо удовлетворять [Макаренко А.С., 1983, с. 96]. Такое отношение учащихся к игре позволяет рассматривать ее как метод косвенного управления учебной деятельностью. Этому способствует и такое свойство игры, как создавать, пусть воображаемую, но для внутреннего мира ребенка реально существующую среду обитания. Включаясь в дидактическую игру, ребенок попадает в те условия жизни, которые она моделирует. В игре, представляя себя в реальной действительности, школьник становится субъектом деятельности: сам ставит перед собой цель деятельности и стремится к ней, преодолевая трудности. Причиной такой активности ребенка становятся часто неосознаваемые им, но реально действующие мотивы.

Дидактическая игра не даст ожидаемого эффекта, если встроенная в нее учебная деятельность будет инициироваться не учебными, а другими видами мотивов. Важно, чтобы учебные действия и сопровождающие их положительные эмоции возникали у младшего школьника благодаря именно учебным мотивам, влекущим его к овладению содержанием учения или к процессу его усвоения. В качестве дидактической игры, иллюстрирующая их использование как средство, которое именно так воздействует на мотивационную сферу учащихся, можно привести следующий пример [Дидактические игры – способ побуждения младших школьников к автоматизации действий…, 2010, №9, с.19–24].

Игра. «Заработай очко знанием таблицы».

Средства: набор карточек. На одной стороне каждой карточки записано числовое выражение, фиксирующее табличный случай сложения (либо соответствующий ему случай вычитания) или умножения (либо соответствующий ему случай деления). На другой стороне – число, являющееся его значением. Карточки с произведениями, значения которых равны 12, 16, 18,24, могут быть выделены в отдельный набор. На другой стороне такой карточки записываются соответствующие данному значению возможные варианты произведений: 12 → 2 * 6, 3 * 4; 16 → 2 * 8, 4 * 4; 18 → 2 * 9, 3 * 6; 24 →3 * 8, 4 * 6. В этом случае в правило игры вносится условие: назвать все возможные варианты табличных случаев умножения, имеющих данный результат.

Возможны и другие наборы карточек: на одной стороне карточки записан случай сложения, допустим, 7 + 2, а на другой соответствующие ему случаи вычитания: 9 – 2 = 7 и 9 – 7 = 2. Аналогичный вариант возможен и с умножением/делением: на одной стороне карточки записано произведение

4 * 9, на другой соответствующие ему случаи деления 36 : 4 = 9 и 36 : 9 = 4. Можно записать на карточках и случаи сложения или вычитания однозначных чисел с переходом через десяток, например: на одной стороне – 4 + 9, на другой – 13 – 4 = 9 и 13 – 9 = 4.

Правила. В игре участвуют двое: один участник (ведущий) показывает карточку той или иной ее стороной, а другой (водящий) угадывает, что написано на скрытой от него стороне карточки. Роли распределяются путем договора привлекательным для участников игры способом, например, с помощью стишка-считалки. После ответа ведущий демонстрирует партнеру обратную сторону карточки. Это делается не только для справедливого присвоения очка одному из играющих, но и для того, чтобы у отгадывающего игрока был шанс не ошибиться и заработать очко, когда ему снова предъявят эту же карточку. Время игры регулируется числом очков: можно играть до тех пор, пока один из участников первым не наберет условленное число очков, например, 3, 5, 10 и т.п. Каждое очко присваивается согласно следующему правилу: если запись на скрытой стороне карточки угадана, то очко присваивается водящему, если нет – ведущему. Победителем считается тот, кто первым наберет оговоренное перед игрой число очков. Затем игроки меняются ролями.

Назначение. Игра может быть использована при изучении таблиц сложения (и соответствующих случаев вычитания), умножения (и соответствующих случаев деления). Ее можно применить и при изучении взаимосвязи между сложением и вычитанием, умножением и делением. Она может сделать увлекательной и тренировку в сложении, вычитании однозначных чисел с переходом через десяток (в пределах 20). Ее главное достоинство заключается в том, что учащиеся сами дают себе установку на ускорение вычислений, запоминание простейших случаев сложения, вычитания, умножения и деления натуральных чисел. К этому побуждает их желание победить и испытать связанные с этим чувства

§ 4. Организация и проведение дидактических игр

при обучении младших школьников

Результативность дидактических игр зависит от методики их организации и проведения. Положительных результатов в обучении и воспитании детей с использованием игровых методов можно достичь при условии направленности каждой игре на выполнение программных задач конкретных предметов – ознакомление с окружающим миром, обучение грамоте, математике.

Б.П. Никитин условно делит дидактическую игру на три этапа [Никитин Б.П., 2004, с.52–53]. На первом этапе педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой игры, вызывает желание играть. На втором этапе учитель выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьем этапе роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

Руководя игрой, учитель использует различные средства воздействия на детей и сам выполняет соответствующие роли. Порой он становится прямым участником игры, а иногда через роли, игровые действия, игровое правило незаметно для детей, направляет игру, поддерживает инициативу детей, радуется их победам.

Именно благодаря правилам дидактические игры открывают большие возможности для воспитания у детей умения жить и действовать в коллективе, умение подчинять свое поведение нормам. Необходимость соблюдать правила в условиях коллективной игры побуждает каждого ребенка соотносить свои действия с деятельностью других игроков, способствует возникновению общих интересов, а потому является важным условием формирования общественных черт в поведении детей.

Разнообразие игровых средств создает широкие возможности для того, чтобы учитель мог выбрать именно такую игру, которая наиболее соответствует теме и цели урока. Однако, как показали исследования ученых-психологов и педагогов, игра не обеспечивает устойчивого положительного отношения младших школьников к учебному процессу, если используется эпизодически.

Оптимальные способы использования игровой деятельности в системе уроков следующие:1) весь урок строится как сюжетно-ролевая игра; 2) во время урока, как его структурный элемент; 3) во время урока несколько раз создаются игровые ситуации.

Однако существуют некоторые ограничения для проведения дидактических игр: 1) не стоит организовывать учебную игру, если ученики недостаточно знают тему; 2) не целесообразно внедрять игры на итоговых уроках и экзаменах, если они не использовались в процессе обучения; 3) не следует применять игры с тех предметов и программных тем, они не могут дать положительного эффекта [Дидактические игры в обучении младших школьников…,2009, №11, с.3–7].

Если после игры знания, умения и навыки учащихся не растут, это означает, что игра не является эффективной и результаты ее внедрения отрицательные, тогда нужно искать причины негативных последствий. Их может быть две: 1) качество самой игры низкое и не отвечает требованиям; 2) методика проведения игры неправильна.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана со всеми сторонами воспитательной и учебной работы в школе. В творческих играх происходит важный и сложный процесс усвоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его внимание, память, воображение. Игра способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

§ 5. Дидактические игры на уроках обучения грамоте

Дидактические игры способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности, инициативы; решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. В игре дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний; стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места ее на уроке или в системе уроков. Она может быть проведена на каждом этапе урока и на уроке любого типа.

При подборе игр необходимо помнить, что они должны содействовать полноценному, всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности.

Приведем описание некоторых дидактических игр, которые можно проводить на уроках обучения грамоте [Акиньшина А.А., Жаркова Т.Л., Акинынина Т.Е., 1990, с. 120].

«Внимательные покупатели»

Учитель раскладывает на своем столе различные предметы. Названия некоторых из них начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; мишка, мяч, миска; матрешка, мышка.

– Из всех игрушек вы можете взять только те, названия которых начинается со звука [к], затем отобрать игрушки, названия которых начинается со звука [м`].

«Животные заблудились»

– Заблудились в лесу домашние животные: осел, петух, лошадь, кошка, собака, свинья, курица, корова. Катя будет их созывать, а Коля должен внимательно слушать и рисовать на доске слоговую схему каждого слова. Он должен показывать, какой слог тянулся, когда Катя звала животных. Если они верно выполнят эту работу, животные выберутся из леса.

«От бочки до почки»

– Повстречалась бочка с почкой и говорит: «Ой, как мы похожи! Только первые звуки у нас разные». Какие это звуки? Назовите их. Какое еще слово получится, если первый звук в слове бочка заменить на звук [д]? На звуки [к],[н], [м], [т] ?

§ 6. Дидактические игры в обучении математике младших школьников

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках применяются различные игровые моменты в начале, в середине, в конце урока. Для проверки домашнего задания необязательно опрашивать устно детей каждый урок, это можно сделать различными способами с помощью загадок, ребусов, кроссвордов.

Дидактическая игра – средство активизации познавательной деятельности.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках – одно из наиболее существенных требований обеспечивающие качества обучения. Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

Одним из важнейших факторов развития их интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу, большое значение имеет методика преподавания данного материала.

Дидактическая игра – одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их познавательную деятельность и помогает легче усвоить учебный материал [Коваленко В.Г, 1990, с.68].

В практике начальной школы дидактические игры могут выступать самостоятельно или взаимно дополнять друг друга. Использование каждого вида игры определяется целями, содержанием учебного материала, возрастными особенностями учащихся, умениями и навыками в проведении подобных игр.

Игра только внешне кажется развлечением, в действительности она требует серьезной предварительной подготовки со стороны учителя и учащихся. В процессе игры от детей требуется выдержка, большое умственное напряжение, проявление самостоятельности. Но игра всегда приносит удовлетворение и радость и не нужно бояться, что она нанесет ущерб научности. Сделав материал доступным, интересным, игра создает богатые возможности для выявления у учащихся общих знаний, понятий, установлений межпредметных связей. Кроме того, она способствует сплочению детского коллектива, формированию у учащихся взаимного уважения и понимания, влияет на отношения учителя и ученика, делая их более доброжелательными. Но надо предостеречь начинающих учителей: злоупотребление игрой в учебном процессе, несмотря на активность детей, может привести к пробелам в их знаниях.

Активизация деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Из всего существующего многообразия различных видов игр дидактические игры используются в качестве одного из способов обучения. Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Учебная направленность и игровая форма позволяют стимулировать овладение в непринуждённой форме конкретным учебным материалом.

Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличаете от другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры [Коваленко В.Г, 1990, с.53].

В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровой замысел – первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопрос или в виде загадки. В любом случае он придаёт игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определённые требования в отношении знаний.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учётом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворённости, успеха.

Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи [Коваленко В.Г, 1990, с.42].

Учитель, как руководитель игры, направляет её в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует её ход разнообразными приёмами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы, является познавательное содержание.

Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Сюда также относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы, флажки, которыми награждаются команды-победители.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, могут или в их применении.

Дидактическая задача.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности учащихся, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры.

Например, в известной всем игре «Магазин игрушек» дидактическую задачу можно сформулировать так: «Закрепить знания детей об игрушках, их свойствах, назначении; развивать связную речь, умение определять существенные признаки предметов; воспитывать наблюдательность, вежливость, активность». Такая дидактическая задача поможет учителю организовать игру: подобрать игрушки, разные по назначению, по материалу, внешнему виду; дать образец описания игрушки, вежливого обращения к продавцу и т.д.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз (воспитывать внимание, мышление, память и др.). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, развитию памяти, в других – мышления, в третьих – внимания. Воспитатель заранее должен знать и соответственно определять дидактическую задачу. Так игру «Что изменилось?» использовать для упражнений в запоминании, «Магазин игрушек» – для развития мышления, «Отгадай что задумали» – наблюдательности, внимания.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие основных из них, разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Поэтому при подготовке к уроку необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи.

Сочетание всех этих элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры. Её эффективность, приводят к желаемому результату.

Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.

При подборе и разработке игр мы исходили из основных закономерностей обучения. Назовем главную из них. «Обучение происходит только при активной деятельности учащихся. Чем разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности – репродуктивной или творческой».

По характеру познавательной деятельности их можно отнести к следующим группам [Коваленко В.Г, 1990, с.39]: 1) игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу; 2) игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относится большое число игр, направленных на формирование вычислительных навыков; 3) игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, раскрывают способ их действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи.

Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями.

Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи.

Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акиньшина А.А., Жаркова Т.Л., Акинынина Т.Е. Игры на уроках русского языка. – М.: Рус.яз., 1990. – 120 с.

2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1–4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 176 с.

3. Бондаренко А.А. Дидактические игры на уроках обучения грамоте // Начальная школа. – 2011. – №10. – С.14–16.

4. Букичева О. Дидактические игры и дети // Учитель. – 2006. – №1. –С.62–64.

5. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 206 с.

6. Игровые технологии обучения в начальной школе: Практ. пос. / Авт.-сост. Е.В. Калмыкова. – М.: АРКТИ, 2007. – 164 с.

7. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М.: Просвещение, 1990. – С.39–68.

8. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников // Начальная школа. – 2004. – №11. – С.49–52.

9. Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.

10. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.

11. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. – М.: Просвещение, 2004. – С.52–53.

12. Овчинникова В.С. Дидактические игры – способ побуждения младших школьников к автоматизации действий // Начальная школа. – 2010. – №9. – С.19–24.

13. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. – М.: Просвещение, 1992. – 291 с.

14. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос, 2001. – 199 с.

15. Пономарева Н.В. Дидактические игры в обучении младших школьников // Начальная школа. – 2009. – №11. – С.3–7.

16. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.П. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

17. Сластенин В.П. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 512 с.

18. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пос. для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1998. – 288 с.

19. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – М.: Народная асвета, 1981. – 127 с.

20. Эльконин Д.Б. Психология игры – М.: Педагогика, 1980. – С. 208–212.

Просмотров работы: 33978