НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) является неотъемлемой составляющей экономики любой страны. Данный вид деятельности имеет ряд особенностей, которые обусловлены внешним характером деятельности. В ВЭД специфичным является вопрос взаимодействия стран через экономические операции. Характер ВЭД влияет и на налогообложение участников данной деятельности. Налоги – весомый источник доходов бюджета. Налогообложение участников ВЭД является процессом пополнения бюджета страны, поэтому актуальным является исследование особенностей исчисления налогов и сборов по данному виду деятельности, выявления проблем и путей ее совершенствования.

Цель курсовой работы – определить основные направления совершенствования налогообложения ВЭД с учетом общемировых и региональных тенденций.

Исходя из цели, были сформированы задачи курсовой работы:

  1. Раскрыть теоретические основы внешнеэкономической деятельности и особенности ее нормативно-правового регулирования.

  2. Проанализировать характерные черты ВЭД и результаты ее осуществления в РФ.

  3. Охарактеризовать особенности налогообложения ВЭД и раскрыть содержание данных правоотношений.

  4. Проанализировать причины трудностей, встречающихся при налогообложении ВЭД, пути уклонения от уплаты налогов на территории Волгоградской области.

  5. Раскрыть основные направления совершенствования налогообложения ВЭД, определить пути совершенствования налогообложения ВЭД.

Объектом исследования является ВЭД российских налоговых резидентов. Предметом исследования является система налогообложения ВЭД в РФ.

Теоретическая база исследования, которая была использована при проведении данного исследования, представлена сборниками научных трудов, монографиями, периодической литературой.

Информационная база исследования представлена статистическими сборниками органов исполнительной власти, информационными ресурсами ВТО, Всемирного банка и других международных организаций, глобальной сетью интернет.

При проведении анализа была использована методологическая база исследования, которая представлена совокупностью следующих специальных методов: статистические методы обработки и анализа данных, сравнительный метод, индукция, дедукция, описательный метод.

Данные аспекты определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, состоящих из 5 параграфов, заключения, списка использованной литературы и источников, а также приложений.

Во введении раскрыты цели, задачи и актуальность исследования. Определены объект и предмет исследования, обозначены методологическая, информационная и теоретическая базы.

В первой главе «Внешнеэкономическая деятельность: теория и практика реализации и налогообложения в РФ» раскрываются содержание и нормативно-правовое регулирование ВЭД, основные результаты деятельности. В данной главе представлены вопросы основ налогообложения ВЭД.

Во второй главе «Анализ действующего порядка и тенденции развития налогообложения внешнеэкономической деятельности на региональном уровне» раскрыты особенности налогообложения участников ВЭД, проблемы в данной сфере и пути совершенствования.

В заключении в концентрированном виде представлены результаты исследования.

  1. Внешнеэкономическая деятельность: теория и практика реализации и налогообложения в РФ
  1.  
    1. Содержание и нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ

Существующие общемировые тенденции роста и расширения направлений реализации продукции национального производства в условиях глобализации экономических отношений обусловлены развитием внешнеэкономических отношений между странами. Внешнеэкономические отношения представляют собой комплекс мер, способов, подходов, форм перемещения материальных и нематериальных ресурсов между странами. В рамках данного понятия актуально рассмотреть понятие внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – это деятельность организации, которая связана с перемещением товаров через таможенную границу РФ и (или) территории находящиеся под ее юрисдикцией, приобретением или продажей товаров, услуг, результатов интеллектуальной деятельности за рубеж. Данное понятие закреплено в Федеральном законе от 18.07.2005 года №183-ФЗ «Об экспортном контроле» в статье 1 и определяется как «внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная деятельность)». Данное понятие встречается также в ФЗ №164 от 08.12.2003 «О регулировании внешнеторговой деятельности». Согласно ФЗ №164 «ВЭД – деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью». Понятие ВЭД, закрепленное в ФЗ №183, шире, чем аналогичное понятие, закрепленное в ФЗ №164. Обусловлено это характером нормативно-правового акта и сферой его использования. Понятие ВЭД помимо нормативно-правовых актов раскрывается в экономических словарях. Например, ВЭД - одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.1

ВЭД основывается на нормативно-правовой базе, которая представляет собой систему, состоящую из:

  1. международного права;

  2. двусторонних и многосторонних соглашений;

  3. национального законодательства.

Международное право представляет собой совокупность правоотношений, в роли участника которых выступает иностранный субъект, при этом их деятельность регулируется системой нормативных актов, которые представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Система международного права в сфере ВЭД

Источник: составлено автором

Нормы международного права носят приоритетный характер по отношению к национальному законодательству, если они ратифицированы на территории РФ.

Система национального законодательства в области внешнеэкономической деятельности имеет особенности для каждой страны, потому что зависит от правового режима и административно-территориального устройства. На рисунке 2 представлен результат систематизации существующей иерархии нормативно-правовой базы, регулирующей ВЭД в России.

Рис. 2. Иерархия нормативно-правовой базы РФ

К федеральному законодательству относят:

  1. Конституция РФ;

  2. Федеральные конституционные законы;

  3. Федеральные законы;

  4. Указы Президента;

  5. Постановления Правительства.

К нормативно-правовым актам субъектов РФ:

  1. Законы субъектов, принятые в соответствии с федеральным законодательством;

  2. Указы Главы субъекта.

К нормативным актам муниципальных образований относят:

  1. Акты, издаваемы в конкретном муниципальном образовании и не противоречащие федеральному и региональному законодательству.

Управление ВЭД осуществляется системой органов государственной власти, которая представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Система органов государственной власти

К ведению законодательной ветви власти относится принятие законодательных актов, в том числе в сфере ВЭД. Законы могут быть общеэкономического характера и законы, которые регламентируют и конкретизируют отдельные положения ВЭД. К законодательным актам, которые конкретизируют внешнеэкономическую деятельность можно отнести законы «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О таможенном тарифе», «Об иностранных инвестициях», «Таможенный кодекс РФ». Наряду с Законами издаются Указы Президента, Постановления Правительства РФ.

К исполнительной ветви власти относят Президента РФ, Правительство РФ, в том числе Министерства. Органы в составе исполнительной власти наиболее разнообразны. Для ВЭД наибольшее значение имеют: Министерство экономического развития, Министерство финансов РФ, Министерство транспорта и связи, Центральный банк России, Федеральная налоговая служба (далее ФНС), Федеральная таможенная служба (далее ФТС). ФТС, являясь центральным правоохранительным органом в сфере ВЭД, участвует в разработке и реализации таможенной политики страны.

Для всех министерств выделяются главные задачи во ВЭД:

  1.  
    1.  
      1.  
        1. разработка и реализация внешнеэкономической политики РФ;

        2. координирование и регулирование ВЭД в соответствии с законодательством РФ и решениями высших органов власти;

        3. разработка механизма регулирования валютно-кредитных отношений;

        4. прогнозирование и мониторинг внешнеторгового баланса;

        5. анализ состояния и прогнозирование темпов, пропорций, эффективности экспорта и импорта и т.д.

Судебная система призвана обеспечить защиту прав и интересов участников правоотношений, а соответственно и участников ВЭД. Суд независим и подчиняется только закону, в рамках законодательства защищаются интересы, как отечественных участников, так и иностранных субъектов.

Кроме основных характеристик присущих любой деятельности, таких как системный характер деятельности, у ВЭД в РФ есть особенности, которые присущи только данной деятельности в связи с наднациональным характером деятельности:

  1.  
    1.  
      1. международный характер действий;

      2. субъекты ВЭД совершают фактические и юридические действия (проведение переговоров и совершение сделок);

      3. наличие иностранного элемента, в качестве которого могут выступать следующие субъекты:

  1. иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие место жительства на территории иностранного государства;

  2. иностранные юридические лица и иные правоспособные организации;

  3. иностранные государства и иные публичные образования;

  4. международные организации.

Исходя из данных особенностей деятельности и законодательной базы, регулирующей ВЭД, в РФ выделяют следующие ее виды, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Виды ВЭД в РФ

Вид ВЭД

Описание

Внешнеторговая деятельность

Внешняя торговля определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности2

Международное разделение труда

Представляет собой специализацию отдельных стран на производстве определенных видов товаров, которыми они впоследствии обмениваются

Производственная кооперация

Представляет одну из форм сотрудничества между иностранными партнёрами в отличных друг от друга, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда

Валютные и финансово-кредитные операции

С одной стороны данные операции сопровождают внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением платежа за поставленную продукцию, с другой стороны, валютные операции, совершаемые в целях избегания появления курсовых потерь

Отношения с международными организациями

Международная межправительственная организация – это объединение государств, которое учреждено на основе международного договора для достижения общих целей, имеет постоянные органы и действует в общих интересах государств – членов, при уважении их суверенитета

Итак, мы можем сделать вывод, что ВЭД как вид предпринимательской деятельности (она может в определенных условиях не быть таковой) имеет ряд характерных черт. Особенности внешнеэкономической деятельности обусловлены наднациональным характером деятельности. Для ее осуществления необходимо соблюдать законодательство РФ и законодательство страны, с которой осуществляется контакт. В РФ вопросы регулирования ВЭД отнесены к полномочиям федеральных, региональных органов власти. Целью регулирования является стабилизация и приспособление внешнеэкономического комплекса страны к изменившимся условиям мирового рынка и форм международного сотрудничества, решение стратегических и тактических задач.

  1.  
    1. Анализ результатов внешнеэкономической деятельности в РФ и ее значение для экономики страны

ВЭД является неотъемлемой частью экономики любой страны, это во многом обусловлено международным разделением труда. Для национальной экономики ВЭД выступает механизмом взаимодействия с экономикой другой страны, что позволяет наполнить национальный рынок иностранными дефицитными в РФ товарами и реализовать продукцию, которая находится в РФ в избытке. Осуществление ВЭД позволяет расширить номенклатуру национального рынка, в итоге результаты деятельности во внешней экономике формируют показатель внешнеторгового баланса (сальдо внешней торговли). Сальдо внешней торговли показывает разность между стоимостью всего экспорта и импорта. Положительное сальдо торгового баланса означает превышение экспорта над импортом (страна больше продает, чем покупает). Отрицательное сальдо торгового баланса — превышение импорта над экспортом. Отрицательное сальдо негативно сказывается на экономике страны, потому что если страна много импортирует, это говорит о том, что уровень развития производства невелик и страна не может самостоятельно обеспечить население в достаточном количестве товара.

Для определения результатов ВЭД для РФ, необходимо охарактеризовать каждый вид данной деятельности.

  1. Внешнеторговая деятельность, ее результаты представлены в приложении 1.

По предварительным данным таможенной статистики (Таблица 2), с учетом торговли с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, внешнеторговый оборот РФ в январе-июле 2013 г. составил 476,5 млрд. долларов и увеличился по сравнению с январем-июлем 2012 г. в стоимостном выражении на 0,1% , в том числе со странами дальнего зарубежья – прирост на 1,6% до 413,4 млрд. долларов, странами СНГ – спад на 8,4% до 63,1 млрд. долларов.3 Сокращение стоимостных объемов внешней торговли РФ в 2013 году обусловлено снижением экспортных цен и как следствие уменьшение экспортных поставок, что, в свою очередь, не успело компенсироваться импортом.

Таблица 2

Внешняя торговля России в январе-июле 2013 г. (млрд. долларов)

 

Оборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

2012

2013

2012

2013

2012

2013

2013

Всего

476,023

476,5

301,955

297,2

173,742

179,3

117,9

темпы прироста в %

0,1

-1,6

3,1

-

Дальнее зарубежье

406,786

413,4

257,267

258,3

149,516

155,1

103,2

темпы прироста в %

1,6

0,4

3,6,

-

Страны СНГ

68,4004

63,1

40,125

38,9

24,61

24,2

14,7

темпы прироста в %

-8,4

-3,1

-1,7

-

  1. Международное разделение труда, раскрывается особенностью импортно-экспортного потенциала РФ. На основе рисунка 4 и 5, мы можем сделать выводы, что специализация РФ основана на товарах добывающей промышленности, а также сырьевой и продовольственной продукции.

Товарная структура экспорта в 2013 году представлена на рисунке 4. Более половины экспортной продукции в РФ составляют минеральные товары. Сырьевой характер экспорта проявляется в том, что 90% вывозимых товаров – сырьевая продукция.

Рис. 4. Товарная структура экспорта за январь-июль 2013г. по данным Министерства Экономического развития РФ

Товарная структура импорта представлена на рисунке 5. Почти половина ввозимых товаров, а именно 49%, представлена машинами, оборудованием и транспортными средствами. Это обусловлено низким качеством отечественного производства данной продукции. Для страны с широкими возможностями сельскохозяйственного производства доля импорта сельскохозяйственной продукции велика, что отрицательно отражается на национальном сельском хозяйстве.

Рис. 5. Товарная структура импорта за январь-июль 2013г. по данным Министерства Экономического развития РФ

Динамику импорта и экспорта РФ мы можем увидеть в приложении 2, данные представлены Федеральной службой государственной статистики. На основании данного графика мы можем сделать вывод, что сальдо внешней торговли уменьшилось в 2013 г. по отношению к 2011 г., импорт превышает экспорт, только с декабря 2011 по март 2012 и в январе 2013 года это соотношение менялось.

Среди основных торгово-экономических партнеров России можно выделить: Китай, Германию, Францию, Италию, Индию, Бразилию. Если с Китаем, Германией, Францией и Италией обмен происходит по принципу экспорт РФ – сырье, импорт РФ – готовая продукция (машины, оборудования), то особенностью российского экспорта в Индию является относительно высокий удельный вес машин, оборудования и транспортных средств, представленных в основном российской авиационной техникой. Ведущие позиции в товарной структуре российского импорта из Индии занимают фармацевтические товары – 30 %. В товарной структуре российского экспорта в Бразилию присутствуют преимущественно удобрения – более 60 %. Российского импорт из Бразилии представлен продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем – 95 %. 4

  1. Производственная кооперация. Влияние производственной кооперации на экономику страны представлены на рисунке 6.

Рис. 6. Влияние производственной кооперации на развитие страны

Источник: составлено автором

  1. Валютные финансово-кредитные операции являются неотъемлемой составляющей ВЭД. Связано это с тем, что международные валютные финансово-кредитные операции учувствуют непосредственно в процессе функционирования национальной валюты на мировом рынке, денежного обслуживания товарообмена и других хозяйственных связей между странами, использования валюты как платежного средства и кредита.

  2. Международные организации. При осуществлении ВЭД, необходимо учитывать влияние международных организаций, которые обладают рядом полномочий на мировом рынке. На основе таблицы 3, мы можем увидеть сотрудничество РФ с международными организациями.

Таблица 3

Сотрудничество РФ с международными организациями

Организация

Область взаимодействия

Международный валютный фонд

Воздействие на экономические процессы в России через реализацию программ финансовой стабилизации и корректировок платежного баланса.

Международный банк реконструкции и развития

Осуществляет кредитование РФ.

ВТО

Воздействие на осуществление импортно-экспортных операций и ограничение РФ.

Источник: составлено автором

Также РФ является членом ООН (Совет Безопасности ООН), СНГ, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация черноморского экономического сотрудничества, Совет Европы, Большая восьмёрка, Большая двадцатка и т.д. Сотрудничество осуществляется не только в экономической сфере. Участие РФ в международных организация способствует интеграции страны в международное пространство и глобализации.

Немаловажным является процесс образования транснациональных компаний (корпораций) (далее ТНК) – компания, которая владеет производственными подразделениями в нескольких странах. Однако это не общепринятое определение, согласно другим источникам, ТНК можно определить как компанию, международный бизнес которой является существенным. В данных компаниях доля зарубежных активов от их общего объема, должна составлять около 25-30 % и корпорация должна иметь филиалы в двух и более странах.5 В России существует значительное количество ТНК, однако многие из них связаны с нефтяной сферой, машиностроением и электроэнергетикой. Положительное влияние ТНК на развитие экономики выражается в том, что, во-первых, организация филиалов в районах приводит к росту занятости населения на данной территории, а также комплектации рынка продукцией, которая необходима потребителю; во-вторых, деятельность ТНК способствует повышению налоговых поступлений, а значит и влияет на наполняемость бюджета; в – третьих, в силу того, что ТНК тратят значительный объем средств на научную деятельность, обеспечивая тем самым постоянный прогресс деятельности корпорации.

Последствия осуществления ВЭД для страны представлены на рисунке 7.

Рис. 7. Влияние ВЭД на экономику РФ

Осуществление ВЭД в РФ имеет ряд особенностей, обусловлено это тем, что помимо экономического взаимодействия участников ВЭД, происходит взаимодействие между странами, тем самым приобретают значимость политические и социальные аспекты.

  1.  

Итак, мы можем сделать вывод, что в осуществлении ВЭД имеется ряд проблем, которые нуждаются в решении:

  1. Экспорт России носит преимущественно сырьевой характер. Это сказывается на природно-ресурсном потенциале страны.

  2. Во вред развитию национального сельскохозяйственного сектора происходит увеличение импорта сельскохозяйственной продукции.

  3. Привлекаемый иностранный капитал концентрируется, в первую очередь, в торговле, в значительной степени – во внешней, а также в топливно-сырьевых отраслях. Хотя приоритет для развития России - инвестиции в новые технологии и развитие предпринимательства.

  1.  
    1. Состав и особенности налогообложения участников ВЭД – налоговых резидентов

Налогообложение ВЭД имеет особенности, как по странам, так и по видам деятельности для отдельной конкретной страны. Объясняется это, во-первых, тем, что в каждой стране функционирует национальная система налогообложения, которая имеет характерные особенности, обусловленные политическим, экономическим и социальным режимом страны; во-вторых, внутри страны разнообразие деятельности порождает разнообразные механизмы налогообложения, в связи с учетом особенностей той или иной деятельности.

Объекты налогообложения представлены на рисунке 8.

Рис. 8. Объекты налогообложения ВЭД

В РФ ключевым понятием при определении методов налогообложения ВЭД является резидент. В РФ данное понятие закреплено в Налоговом Кодексе РФ, в статье 207 – «Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения». Таким образом, данным понятием оперируют тогда, когда речь идет о местонахождении лица на территории государства, в связи с чем возникает обязанность уплачивать налоги в пользу этого государства. Как правило, отмечается постоянный или длительный характер пребывания. Также этот термин применяется в нормах, регулирующих валютные отношения.6

Основными налогами, которые уплачиваются при обложении объектов внешнеэкономической деятельности, являются налог на добавленную стоимость (далее НДС), акциз, налог на прибыль в части налогообложения данной сферы (см. таблицу 4).

Налогообложение внешнеэкономической деятельности отличается от налогообложения операций внутри страны:

  1. порядком исчисления и взимания налогов;

  2. порядком получения вычетов и комплектом документов, необходимых для подтверждения данного права;

  3. порядком расчета налоговой базы, для которой актуальным является таможенная стоимость;

  4. особенности осуществления операций с товарами, находящимися на определенном таможенном режиме.

Таблица 4

Налоги, которые взимают с участников ВЭД в РФ7

Налог

Особенности

Основание

НДС

Объект - ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Ст.146 НК РФ

Гл. 21 НК РФ

п.2 закрепляет полное освобождение от уплаты НДС при вывозе товаров, при помещении под режим реэкспорта, таможенного склада, свободной таможенной зоны.

Ст.151 НК РФ

Продолжение таблицы 4

НДС

обложение некоторых операций по ставке 0% при наличии документов, список которых регламентирован статьей 165 НК РФ.

Ст. 164 НК РФ

Гл.21 НК РФ

при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, налоговая база определяется как сумма: таможенной стоимости этих товаров; подлежащей уплате таможенной пошлины; подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам). Налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимой на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Если товар помещен на переработку, то налоговая база определяется как стоимость переработки.

Ст. 160 НК РФ

Учет таможенного законодательства

Ст.177 НК РФ

Акциз

облагается ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ.

Ст.182 НК РФ

Гл. 22 НК РФ

вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ объектом налогообложения не является (подп. 10 п. 1)

Ст. 182 НК РФ

не является объектом налогообложения реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории Российской Федерации.

Ст.183 НК РФ

Сумма акциза по подакцизным товарам, подлежащим маркировке акцизными марками, исчисляется как сумма акциза, подлежащая уплате, за вычетом суммы авансового платежа, уплаченного при покупке акцизных марок.

Ст. 186.1 НК РФ

Продолжение таблицы 4.

Акциз

Льготы, в виде освобождения. Критерием такого освобождения может выступать таможенная процедура (реэкспорт, транзит, уничтожение, таможенный склад, отказ в пользу государства, беспошлинная торговля, перемещение товаров физическими лицами

Ст.191 НК РФ

Гл.22 НК РФ

Налог на прибыль

Если осуществляет деятельность через представительство, то налогоплательщиком является иностранная организация, а сумма налога на прибыль удерживается и уплачивается в бюджет у источника выплаты доходов налоговым агентом. Объект – Доход уменьшенный на расход, понесенный этим представительством.

Ст.307 НК РФ

Гл. 25 НК РФ

Если иностранная организация, не осуществляет деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получает доходы от источников в Российской Федерации, тогда объект-данные доходы.

Ст.309 НК РФ

   

Источник: составлено автором по итогам обработки правовых источников

Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза под вывозом товаров с таможенной территории таможенного союза понимается совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы8.

Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу (в частности, при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу).

Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза (далее ТК ТС) ввозом товаров на таможенную территорию таможенного союза признается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами (ст.4 ТК ТС).

При прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза обязанность по уплате налогов возникает у перевозчика в момент пересечения товарами таможенной границы.

Особенности налогообложения ВЭД обусловлены дополнительными задачами, которые государство решает при проведении внешнеэкономической политики. Основные налоги, уплачиваемые по объектам ВЭД – НДС, акциз, налог на прибыль, в рамках указанной сферы.

Глава 2. Анализ действующего порядка и тенденции развития налогообложения внешнеэкономической деятельности
    1. Характеристика участников ВЭД и результатов их налогообложения в РФ

Согласно законодательству РФ все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее товаров. В частности Таможенным кодексом Таможенного союза установлено, что никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз в Россию и вывоз из страны товаров за исключением случаев, предусмотренных в Таможенном кодексе Таможенного союза и иных законодательных актах.

Участник внешнеэкономической деятельности - юридическое лицо или физическое, которое зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя и занимающееся внешнеэкономической деятельностью.9

В зависимости от выполняемых функций можно выделить следующих участников внешнеэкономической деятельности – таблица 5.10

Таблица 5

Классификация участников ВЭД

Участник ВЭД

Функции, которые осуществляет

Кто относится

Международные организации

осуществляют регулирование внешнеэкономической деятельности, а также правомочны осуществлять экспортно-импортные операции

Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и другие

Продолжение таблицы 5

Государство

осуществляет нормативное регулирование внешнеэкономической деятельности как внутри страны, в соответствии с установленными

полномочиями, так и на межправительственном и межгосударственном уровнях

органы законодательной и исполнительной власти - Парламент, Президент, Правительство, министерство экономического развития, Центральный банк и другие

Агенты валютного контроля

осуществляют контроль за соблюдением, как резидентами, так и нерезидентами норм валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

уполномоченные банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, таможенные органы, налоговые органы

Экспортёры

осуществляют операции во ВЭД

физические или юридические лица

Импортёры

осуществляют операции во ВЭД

физические или юридические лица

Посредники

оказывают содействие в осуществлении экспорта или импорта

физические или юридические лица, органы власти

Источник: составлено автором

Схематично, система взаимодействия участников ВЭД может быть представлена на рисунке 9.

Рис.9 Сфера действия участников ВЭД

Источник: составлено автором по итогам обработки правовых источников

Налогообложение импортеров и экспортеров представлено в таблице 6.

Таблица 6

Налогообложение участников ВЭД

 

Импортер

Экспортер

понятие

Сторона в международных экономических отношениях, покупающая товары, услуги, труд, капитал, другие предметы международной торговли за рубежом, и ввозящая их в страну.

Сторона в международных экономических отношениях, поставляющая товары, услуги, труд, капитал и другие предметы международной торговли другой стороне (импортеру).

НДС

при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, налоговая база определяется как сумма: таможенной стоимости этих товаров; подлежащей уплате таможенной пошлины; подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам). Налоговая база определяется отдельно по каждой операции.

п.2 Ст. 151 НК РФ закрепляет полное освобождение от уплаты НДС при вывозе товаров, при помещении под режим реэкспорта, таможенного склада, свободной таможенной зоны. Возможно использование ставки 0%, в соответствии с НК РФ.

Продолжение таблицы 6

Акциз

Уплачивается по общему правилу, предусмотренному Гл.22 НК РФ.

вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ объектом налогообложения не является (подп. 10 п. 1 Ст.182 НК РФ), не является объектом налогообложения реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории Российской Федерации.

Иностранные организации (как участники ВЭД)

Если осуществляет деятельность через представительство, то налогоплательщиком налога на прибыль является иностранная организация, а сумма налога удерживается и уплачивается в бюджет у источника выплаты доходов налоговым агентом. Объект – Доход уменьшенный на расход, понесенный этим представительством.

Если иностранная организация, не осуществляет деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получает доходы от источников в Российской Федерации, тогда объект налогообложения по налогу на прибыль - данные доходы.

Источник: составлено автором по итогам обработки правовых источников

Итак:

  1. Налогообложение экспортеров, как участников ВЭД, представлено совокупностью налогов - НДС, акциз.11 Особенности использования при исчислении НДС ставки 0% - рисунок 10.12

Рис.10 Налогообложение НДС по налоговой ставке 0%

Источник: составлено автором по итогам обработки правовых источников

  1. Для импортеров ключевой операцией является ввоз товаров на таможенную территорию, который облагается НДС и Акцизом.

Для определения результатов налогообложения участников ВЭД необходимо обратиться к данным, представленными Федеральной таможенной службой и Федеральной налоговой службой. На основании Приложения 3, можно сделать вывод о том, что НДС и Акцизы в общей сумме таможенных платежей составляют порядка четверти от общей суммы. Однако если сравнить сумму НДС и Акцизов по ВЭД и поступления налогов в консолидированный бюджет (по данным ФНС на 2012 год, Приложение 4), то

Акциз (51,4 млрд.руб) + НДС(1557,0 млрд.руб) = 1608,4 млрд.руб, а поступления налогов за 2012 г. в консолидированный бюджет 10958,2 млрд.руб (данные приведены из Приложения D). Таким образом одна шестая поступлений формируются за счет НДС и Акциза, взимаемых с участников ВЭД.

Таким образом, импортеры и экспортеры подвергаются налогообложению в соответствии с НК РФ и Таможенным кодексом Таможенного союза. Таможенный кодекс уточняет общие положения НК РФ по отношению к перемещению товаров через таможенную границу. Льготы, которые применяются налогоплательщиками при осуществлении экспортных операций, показывают то, что государство поддерживает и поощряет экспорт товаров. Относительно импорта проявляется протекционистская политика государства с одной стороны и политика привлечения иностранного капитала в страну – с другой. Результатом налогообложения участников внешнеэкономической деятельности является уплата налога в бюджет РФ.

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Анализ проблем налогообложения участников ВЭД

ВЭД является одним из важных факторов, которые участвуют в установлении финансовой стабильности страны. Поступления от ВЭД (НДС, акцизы и др. платежи) формируют значительную долю бюджета.

Все проблемы, которые возможны при налогообложении ВЭД, условно можно классифицировать следующим образом (см. рисунок 11).13

Рис.11 Проблемы налогообложения ВЭД

Источник: составлено автором

Один из наиболее распространенных способов уклонения от налогообложения является использование льготных юрисдикций - оффшорных зон. Реализация уклонения от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций возможна на основании законодательства стран, которые частично или полностью освобождают от налогообложения организации, принадлежащие иностранным лицам. Принцип международного налогового планирования с помощью оффшорных зон - перемещение максимума прибыли на минимально налогооблагаемый субъект.

Условно, все оффшорные зоны можно разделить на три вида, представлены они в таблице 7.

Таблица 7

Классификация оффшорных зон

Отличительный признак

Зона 1

Зона 2

Зона 3

Вид платежей, который регламентирован в данной зоне

Зарегистрированные организации платят налоги по низким ставкам

На зарегистрированные компании возложена обязанность по уплате взнос за регистрацию в данной зоне. Налоги не платят

Устанавливается пошлина, которую обязаны платить зарегистрированные компании ежегодно

Контроль со стороны надзорных органов

Со стороны надзорных органов установлен контроль за деятельностью этих компаний

Контроль со стороны надзорных органов за деятельностью компаний практически отсутствует

Контроль со стороны надзорных органов не регламентирован законодательством

Обязанность вести бухгалтерский учет

На зарегистрированные организации возложена обязанность вести бухгалтерский учет, представлять ежегодное аудиторское заключение о достоверности баланса

Организации должны вести бухгалтерский учет и составлять отчетность

Компании не обязаны вести учет

Источник: составлено автором

Для решения проблемы использования оффшорных зон необходима совместная со всеми странами деятельность по сокращению объемов перемещения капитала в данные зона, а также детальное регламентирование порядка и особенностей перемещение средств в данные зоны в законодательстве страны и на международном уровне.

Относительно схем незаконного возмещения в настоящее время сложилась определенная практика по выявлению и пресечению криминальных схем, направленных на возмещение налога. Часто сложность проверки документов, предоставленных экспортером, заключается в том, что поставщики, банки, в которых обслуживаются участники сделки, находятся в разных регионах РФ. Поэтому для того, чтобы проследить движение товара (установить фактическое его наличие) и движение денежных средств, в некоторых случаях требуется намного больше времени, чем отведено законом. Решение данной проблемы заключается в детальном регламентировании особенностей налогообложения ВЭД НДС.

Главная проблема – несовершенство налогового законодательства, многие положения которого не учитывают особенности ВЭД, такие как:

- сроки осуществления внешнеэкономических операций,

- особенности налоговых систем стран,

- существование юрисдикций с особым режимом налогообложения и т.д.

Данная проблема, порождает трудности на всех уровнях функционирования органов власти. Региональные участники ВЭД также сталкиваются с несовершенством налогового законодательства, потому что на уровнях субъектов федерации не предусмотрены особые механизмы налогообложения ВЭД.

Существование схем ухода от налогообложения участников внешнеэкономической деятельности сказывается не только на налоговых органах, как органах ответственных за пресечение нарушений налогового законодательства, но и на экономике страны, выражается это в недополученных средствах федерального бюджета, что впоследствии сказывается на населении страны. Необходима доработка положений законодательства на основе уже накопленного опыта РФ и зарубежных стран.

  1.  
    1. Основные направления совершенствования налогообложения ВЭД: общемировые и региональные тенденции

Основные направления совершенствования налогообложения ВЭД на уровне страны представлены в направлениях налоговой политики страны на текущий год и на плановый период. Налоговая политика по налогообложению ВЭД направлена на создание условий для эффективного экономического развития страны на международном уровне. Это обусловлено необходимостью, с одной стороны, защищать интересы национальной экономики, бизнеса, производства, с другой стороны – стимулировать взаимовыгодное сотрудничество с другими странами.

В соответствии с основными направлениями налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый 2014 и 2015 года регламентированы предложения по совершенствованию налогообложения ВЭД (см. таблицу 8).

Таблица 8

Основные предложения налоговой политики на 2013г. и на плановый период

Предложение

Описание

Ликвидация международных ограничений в области налогообложения для налоговых резидентов, находящихся на территории данной страны

Реализация направления возможна путем заключения международных договоров об избежании двойного налогообложения. В РФ действует около восьмидесяти двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения, например с Великобританией, Белоруссией, Германией, Грецией, Египтом, Италией, Канадой, Китаем, Кипром, Францией и т.д.

Эксперты утверждают, что при создании компании, которая планирует свою работу на международном рынке, необходимо проверить наличие Соглашения России с зарубежными государствами об избежании двойного налогообложения, поскольку это поможет значительно снизить налоговую нагрузку на организацию

Продолжение таблицы 8

Унификация налоговых систем различных стран и обеспечение международной поддержки эффективного противодействия правонарушениям в сфере налогообложения, а также профилактика, выявление, раскрытие и расследование фактов подобных деяний

Главной задачей унификации налоговых систем является координация налоговой политики всех стран, сближение принципов и методов налогообложения, установление идентичных налоговых ставок, т.е. придание налоговым системам единообразия. Целью данного направления в рамках глобализации мировой экономики является создание единого рынка со «здоровой» конкуренцией, без предоставления преимуществ каким-либо отдельным участникам международного хозяйственного оборота, а также справедливое распределение фискального бремени между государствами и налогоплательщиками разных стран.14

Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций и регламентация отдельных положений в налоговом законодательстве, в частности положений касающихся оффшорных зон и размещения капитала в данных зонах

Целью внедрения данных изменений является эффективное противодействие уклонению от национального налогообложения через аккумуляцию доходов в оффшорных юрисдикциях. Важно заметить, что одним из ключевых элементов налоговой политики многих стран организации экономического сотрудничества и развития является не раскрытие информации о налогоплательщиках другим государствам, что в значительной мере не позволит российским инициаторам моментально решить проблемы сокрытия доходов от налогообложения. С одной стороны, эффект от ужесточения налогового администрирования для добросовестных налогоплательщиков будет положительным, так как он ознаменован совершенствованием законодательства, заключением новых налоговых соглашений с другими странами. С другой стороны, необходимость полного раскрытия информации (об аффилированных лицах, долях в капитале компаний) может оттолкнуть потенциальных инвесторов от ведения бизнеса в России.

Источник: составлено автором

В настоящее время наблюдается тенденция ввести дополнительный критерий «налогового резидентства» для признания юридического лица налогоплательщиком в России. Предполагается налоговая привязка доходов иностранных лиц к территории РФ не только при ведении деятельности через филиал, представительство и т.д., но и через место управления, - если решения по иностранной компании принимаются на российской территории.15

Относительно общемировых тенденций совершенствования налогообложения ВЭД, наблюдаются следующие направления деятельности:

  1. борьба с офшорами, связано это с перемещением капитала в зоны с льготным налогообложением, что негативно сказывается на экономике страны, из которой утекает капитал;

  2. увеличение налоговой нагрузки для компенсации кризисных явлений, что выражается в модернизации порядка взимания налогов и увеличение ставок по некоторым из них;

  3. борьба с уклонением от уплаты налогов и сборов.

Итак, в соответствии с анализом общемировых направлений совершенствования налогообложения ВЭД и национальных направлений можно сделать вывод, что они имеют ряд сходных положений. Это объясняется главным образом тем, что существует тенденция унификации налоговых систем различных стран для эффективного осуществления международной экономической деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВЭД является неотъемлемой составляющей экономики РФ. Международный характер ВЭД определяет особенности осуществления данной деятельности, а также порядок и способы налогообложения ее участников. Регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется на федеральном, региональном, местном уровнях власти, в рамках полномочий, которые прописаны в законодательстве РФ. Однако приоритет в регулировании ВЭЛ отдается международным нормативно-правовым актам, который разрабатываются как самими странами, так и международными организациями. Внешнеэкономическая деятельность во многом определяет характер экономики страны, формируемый импорт и экспорт показывает специализацию страны и ее экономический потенциал.

По итогам исследования выявлено:

  1. в РФ экспорт носит сырьевой характер,

  2. импортируемые товары представлены сложной техникой и машинами.

Это говорит о низком уровне отечественного производства технологически-сложных изделий.

Кроме этого взаимодействие с международными организациями влияет на осуществление внешнеэкономической деятельности, посредством установления ограничений внешней торговли или же наоборот – устранением данных ограничений.

Налогообложение ВЭД – источник доходной части бюджета. Перечень налогов, правила их исчисления и уплаты, а также сроки, относительно внешнеэкономической деятельности, установлены Налоговым кодексом РФ и Таможенным кодексом Таможенного союза. НДС, Акциз, налог на прибыль, в части относящейся к данной сфере – комплекс налогов, которые связаны с ВЭД. При исчислении и уплате налогов необходимо опираться как на национальное законодательство, так и на международные нормативно-правовые акты, это позволит оптимизировать структуру платежей.

Основная проблема, которая существует в сфере налогообложения ВЭД в РФ, заключается в несовершенстве законодательства. Это порождает трудности в виде оттока капитала в другие страны с более льготными условиями налогообложения – использование оффшорных зон. Негативно на бюджете страны сказываются также схемы незаконного возмещения НДС. Благодаря которым, налогоплательщики, используя ставку НДС 0%, получают из бюджета возмещения. Все это отражается на бюджете страны – выражается негативное воздействие несовершенства законодательства на недополучениях бюджетом страны значительных налоговых поступлений. Важно отметить также трудности, связанные с невозможностью осуществления контрольных полномочий налоговыми органами из-за того, что в кодексе прописаны сроки и процедуры преимущественно для внутренней деятельности, соответственно не учитываются особенности и масштабы внешнеэкономической деятельности.

Государство для решения данных проблем вносит коррективы в законодательство РФ и вырабатывает комплекс мероприятий и направлений, которые помогут оптимизировать налогообложение участников ВЭД. Данные мероприятия и направления прописаны в направлениях налоговой политики на 2013 год и на плановые период 2014-2015 года. Однако и данные направления носят противоречивый характер, потому что они не решают всех задач. Необходимо при выработке мероприятий по улучшению налогообложения ВЭД опираться не только на отечественный опыт, но и использовать зарубежную практику, в которой выделяются аналогичные пути совершенствования налогообложения, но они сочетают в себе качественно более оптимальные методы осуществления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Нормативно-правовые акты

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: НОРМА, 2007. – 1088 с.

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая - от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 23.07.2013), часть вторая - от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 23.07.2013))

  3. "Таможенный кодекс Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010)

  4. Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе"

  5. Закон РФ от 08.12.2003 № 164-ФЗ « Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

  6. ФЗ РФ №173-ФЗ “ О валютном регулировании и валютном контроле» от 21.11.2003.

  7. Основные направления налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Одобрены Правительством РФ 30.05.2013

  1. Учебники, монограммы, учебные пособия

  1. Стровский Л. Е., Казанцев С. К., Паршина Е. А. [и др.] Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов/ Л. Е. Стровский, С. К. Казанцев, Е. А. Паршина [и др.] — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 – 326 с.

  2. С.Г. Пепеляев «Налоговое право»: Учебное пособие / Пепеляев С.Г. – М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2008. – 608 с.

  3. Экономика транснациональной компании: Учеб. пособие для вузов /под ред. А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко. — М.: Высш. шк., 2005. - 245 с.

  4. Налоги и налогообложение: Учебник /под ред. Майбурова И.А. - 4-е изд.- М.:2011 – 558 с.

  1. Статьи

  1. Вахтинская Е.Н. Проблемы в международном налоговом праве/Е.Н. Вахтинская//Налоговый вестник - 2013. - №4, с.88-91

  2. Демин А.В. Феномен «мягкого права» в регламентации трансграничного налогообложения/А.В. Демин//Государство и право – 2013 - №2,с.63-71

  3. Зрелов А. Нулевая ставка НДС при международных перевозках/ А.Зрелов //Налоговый вестник – 2013. - №7,с.61-82

  4. Кравченко Р.Ю. Классификация участников внешнеэкономической деятельности и особенности нормативного регулированиях отношений./Р.Ю. Кравченко// Международный бухгалтерский учет. - 2010. - № 7, с.26-33

  5. Орлова Е. Экспортный НДС: проблемы отражения в бухгалтерском учете./ Е. Орлова // «Налоговый вестник» - 2013г -№10, с. 44-58

  6. Санина А.Г. Уклонение от уплаты налогов как фактор формирования отрицательной государственной идентичности/ А.Г. Санина//Государство и право. – 2013. - №9,с.65-72

  7. Севастьянова К. Д. Основные торгово-экономические партнеры России / К. Д. Севастьянова // Молодой ученый. — 2013. — №5, с. 374-378

  8. Цинделиани И.А. Система налогового права / И.А. Цинделиани//Государство и право.- 2013. - №1, с.48-57

  1. Электронные ресурсы

  1. Министерство экономического развития РФ: Портал внешнеэкономической информации [http://www.ved.gov.ru/]

  2. Электронная система Консультант – [http://www.consultant.ru/]

  3. Сайт ФНС РФ – [http://www.nalog.ru/]

  4. Сайт ФТС РФ – [http://www.customs.ru]

  5. Сайт Федеральной службы государственной статистики [http://www.gks.ru]

  6. Экономический словарь 2010. – [http://slovari.yandex.ru/]

ПРИЛОЖЕНИЯ

1 Экономический словарь. 2010.

2 Ст. 2 ФЗ № 164 « Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003.

3 http://www.ved.gov.ru/monitoring/foreign_trade_statistics/monthly_trade_russia/

4 Севастьянова К. Д. Основные торгово-экономические партнеры России / К. Д. Севастьянова // Молодой ученый. - 2013. - №5. - С. 374-378.

5 Экономика транснациональной компании: Учеб. пособие для вузов / А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко. — М.: Высш. шк., 2005. С. 24.

6 п. п. 5, 6 ст. 1, ст. ст. 5, 6. Закона РФ от 9 октября 1992 г. "О валютном регулировании и валютном контроле"

7 ГЛ. 21,22,25. Налогового кодекса РФ.

8 Ст.4 Таможенный кодекс Таможенного союза

9 Стровский Л. Е., Казанцев С. К., Паршина Е. А. и др. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2004

10 Классификация участников внешнеэкономической деятельности и особенности нормативного регулированиях отношений. (рус.) // Международный бухгалтерский учет. — 2010. — № 7.

11 Налоговый кодекс РФ

12 Зрелов А. Нулевая ставка НДС при международных перевозках/ А.Зрелов //Налоговый вестник – 2013. - №7,с.61-82

13 Санина А.Г. Уклонение от уплаты налогов как фактор формирования отрицательной государственной идентичности/ А.Г. Санина//Государство и право. – 2013. - №9,с.65-72

14 С.Г. Пепеляев «Налоговое право»: Учебное пособие/Под ред. С.Г. Пепеляева. – М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2008. – 608 с.

15 Основные направления налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

Просмотров работы: 20737