КУРСОВАЯ РАБОТА РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА «ПРАКТИКУМ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ МАСТЕРСТВУ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КУРСОВАЯ РАБОТА РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА «ПРАКТИКУМ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ МАСТЕРСТВУ»

Сидоренко Е.В. 1
1Сибирский Федеральный Университет Институт Педагогики Психологии и Социологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Чем человек или группа людей легче и эффективней оперируют информацией, тем успешней развивается их деятельность. Это современная тенденция информатизации общества. Данный процесс предполагает появление новых технологий создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники.

Мультимедийные технологии считаются одними из наиболее перспективных и популярных и распространенных педагогических информационных технологий. Они позволяют создавать целые коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами; включают в себя интерактивный интерфейс и другие механизмы управления. [1]

Подобные технологии прочно внедрились в нашу жизнь, и сейчас трудно представить себе без них науку, искусство образование и другие области деятельности современного человека.

Высокий темп развития мультимедиа технологий связан в первую очередь с быстрым прогрессивным развитием технических и системных средств. В первую очередь это касается компьютерных технологий : происходит рост объемов памяти, увеличивается быстродействие технических и аппаратных компонент ЭВМ, на рынке появляются новые интерпретации перснональных компьютеров. Что влечет за собой компьютеризацию всего общества. Одним из перспективных и приоритетных направлений процесса информатизации и компьютеризации современного общества является образование.

Необходимость применения компьютерных и мультимедийных технологий в обучении и создании образовательной среды отмечают как отечественные, так и зарубежные ученые: А.А. Абдукадыров, Г.Н. Александров, Ю.С. Брановский, И.Е. Вострокнутов, А.И. Галкина, Т. Гергей, Б.С. Гершунский, СР. Доманова.

Компьютерная образовательная среда становится неотъемлемой частью, необходимым условием организации учебного процесса. Современные мультимедиа технологии, открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения, которые позволяют повысить качество обучения. В связи с этим, возникает необходимость в использовании новых мультимедиа технологий в учебном процессе. Это подчеркивает актуальности исследуемой темы, анализ соответствующей литературы и собственный опыт показал практическое отсутствие практико-ориентированного обеспечения учебного процесса с использованием мультимедийных средств, особенно по отдельным предметным областями с определенной направленностью.

Цель исследования: Разработать мультимедийное средство по дисциплине «Практикум по педагогическому мастерству»

Объект исследования: учебный процесс

Предмет исследования: мультимедийные средства

Задачи исследования:

  1. Изучить основные понятия и сущность педагогических мультимедийных средств.

  2. Рассмотреть теоретические основы разработки мультимедийных средств.

  3. Обосновать и разработать мультимедийное средство по дисциплине «Практикум по педагогическому мастерству».

Теоретические основы педагогического применения мультимедийных средств Основные понятия, виды и характеристика мультимедийных средств

Мультимедиа технологии - возможность представления информации пользователю во взаимодействии различных форм (текст, графика, анимация, звук, видео) в интерактивном режиме.

Технологию мультимедиа составляют специальные аппаратные и программные средства.

Мультимедиа-продукты можно разделить на несколько категорий в зависимости от того, на какие группы потребителей они ориентированы.

С начала 90-х годов средства мультимедиа развивались и совершенствовались, став к началу XXI века основой новых продуктов и услуг, таких как электронные книги и газеты, новые технологии обучения, видеоконференции, средства графического дизайна, голосовой и видео почты. Применение средств мультимедиа в компьютерных приложениях стало возможным благодаря прогрессу в разработке и производстве новых микропроцессоров и систем хранения данных.

Нажатием кнопки пользователь компьютера может заполнить экран текстом; нажав другую, он вызовет связанную с текстовыми данными видеоинформацию; при нажатии следующей кнопки прозвучит музыкальный фрагмент.

Несомненным достоинством и особенностью мультимедиа технологии являются следующие возможности, которые активно используются в представлении информации:

  • возможность хранения большого объема самой разной информации на одном носителе (до 20 томов авторского текста, около 2000 и более высококачественных изображений, 30-45 минут видеозаписи, до 7 часов звука);

  • возможность увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим "лупа") при сохранении качества изображения. Это особенно важно для презентации произведений искусства и уникальных исторических документов;

  • возможность сравнения изображения и обработки его разнообразными программными средствами с научно- исследовательскими или познавательными целями;

  • возможность выделения в сопровождающем изображение текстовом или другом визуальном материале "горячих слов (областей)", по которым осуществляется немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информации (технологии гипертекста и гипермедиа);

  • возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудиосопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;

  • возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т.д., функции "стоп-кадра", покадрового "пролистывания" видеозаписи;

  • возможность включения в содержание диска баз данных, методик обработки образов, анимации (к примеру, сопровождение рассказа о композиции картины графической анимационной демонстрацией геометрических построений ее композиции) и т.д.;

  • возможность подключения к интернету;

  • возможность работы с различными приложениями (текстовыми, графическими и звуковыми редакторами, картографической информацией);

  • возможность создания собственных "галерей" (выборок) из представляемой в продукте информации (режим "карман" или "мои пометки");

  • возможность "запоминания пройденного пути" и создания "закладок" на заинтересовавшей экранной "странице";

  • возможность автоматического просмотра всего содержания продукта ("слайд-шоу") или создания анимированного и озвученного "путеводителя-гида" по продукту ("говорящей и показывающей инструкции пользователя"); включение в состав продукта игровых компонентов с информационными составляющими;

  • возможность "свободной" навигации по информации и выхода в основное меню (укрупненное содержание), на полное оглавление или вовсе из программы в любой точке продукта.

Мультимедиа курс является средством комплексного воздействия наобучающегося путем сочетания концептуальной, иллюстративной, справочной, тренажерной и контролирующей частей. Структура и пользовательский интерфейс этих частей курса должны обеспечить эффективную помощь при изучении материала.

Существуют несколько видов мультимедиа средств:

  • электронный учебник,

  • электронный справочник,

  • тренажерный комплекс (компьютерные модели, конструкторы и тренажеры),

  • задачник,

  • электронный лабораторный практикум,

  • компьютерная тестирующая система.

Кратко рассмотрим каждое из перечисленных мультимедийных средств:

Электронный справочник позволяет обучаемому в любое время оперативно получить необходимую справочную информацию в компактной форме.

В электронный справочник включается информация как дублирующая, так и дополняющая материал учебника. Обычно электронный справочник представляет собой электронный список терминов, или используемых в курсе слов изучаемого иностранного языка, или имен цитируемых авторов и т.д.

Компьютерные модели, конструкторы и тренажеры позволяют закрепить знания и получить навыки их практического применения в ситуациях, моделирующих реальные.

В отличие от вышеописанных компонент, компьютерные модели, как правило, не являются универсальными. Каждая из них рассчитана на моделирование достаточно узкого круга явлений. Компьютерные технологии позволяют не только работать с готовыми моделями объектов, но и производить их конструирование из отдельных элементов.

К тренажерам могут быть отнесены также и компьютерные задачники. Компьютерный задачник позволяет отработать приемы решения типовых задач, позволяющих наглядно связать теоретические знания с конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.

Электронный лабораторный практикум позволяет имитировать процессы, протекающие в изучаемых реальных объектах, или смоделировать эксперимент, не осуществимый в реальных условиях. При этом тренажер имитирует не только реальную установку, но и объекты исследования и условия проведения эксперимента. Лабораторные тренажеры позволяют подобрать оптимальные для проведения эксперимента параметры, приобрести первоначальный опыт и навыки на подготовительном этапе, облегчить и ускорить работу с реальными экспериментальными установками и объектами.

Под мультимедиа-средством мы понимаем дидактическое программное средство, предъявляющее образовательное содержание в интерактивной форме с помощью двух или более модальностей, обеспечивающее эффективное протекание перцептивно-мнемических процессов, способствующих, реализации педагогических целей и развитию обучаемого.

Появление систем мультимедиа, безусловно, производит революционные изменения в таких областях, как образование, компьютерный тренинг, во многих сферах профессиональной деятельности, науки, искусства, в компьютерных играх и т.д.

Все эти возможности и особенности включает в себя электронный учебник.

Популярность использования средств мультимедиа в настоящее время привела к тому, что уже сейчас существует огромное количество, как инстру­ментальных, так и прикладных систем, поддерживающих работу с текстом, графикой, анимацией, видеоизображением, звуком. С большим эффектом и разнообразием средства мультимедиа используются в компьютерных играх, способствуя развитию направления игрового обучения.

Электронный учебник – программное средство, созданное с использованием компьютерных технологий (например, HTML) для самостоятельного изучения материала и самоконтроля знаний, а также как учебное пособие для преподавателей.

Одно из главных преимуществ электронных учебников состоит в том, что обычные контрольные вопросы в бумажных учебниках заменяются на интерактивные тесты электронных учебников с возможностью оперативной обработки и оценки ответов учащихся непосредственно от компьютера.

Как показывает опыт, персональные компьютеры, оснащенные электронными учебниками, действительно становятся ассистентами преподавателей и учителей, принимая на себя огромную рутинную работу по проверке и оценке знаний студентов и школьников.

Благодаря компьютерным технологиям в электронных учебниках можно использовать не только текст учебного пособия и статичные картинки, но использовать звук, видеофрагменты, анимационные вставки, трехмерные динамические модели. Это позволяет заинтересовать ученика изучаемым предметом, сделать материал более наглядным.

В наше время постепенно начинает формироваться новая эстетика, берущая свое начало в оформлении компьютерных программ. Работа с компьютером уже не является чем-то из ряда вон выходящим, скорее наоборот. Поэтому вполне естественно, что преподаватель, использующий в процессе обучения компьютер, воспринимается учениками как более близкий, более современный человек. Это, в свою очередь, также сказывается на скорости установления межличностных отношений, а значит — и на эффективности обучения.

Кроме того, благодаря технологии гипертекста (т. е. перекрестным ссылкам, которыми может быть пронизано все издание и которые устанавливаются автором), а также возможности поиска по любому слову каждое электронное учебное пособие потенциально является справочником. Создавпособие по истории, автор одновременно создает и справочник по этой дисциплине. Причем справочник дидактического характера. А это значит, что учащийся при подготовке, производя поиск необходимых сведений, одновременно будет читать составленный текст, несущий дидактическую нагрузку. Таким образом, даже не проявляя рвения к учебе, обучаемый будет запоминать сведения, изложенные в учебнике.

Используя компьютерные технологии, преподаватель, один раз грамотно создав свой учебник, может постоянно обновлять и пополнять его без дополнительных временных и материальных затрат. Кроме того, автор может в своем издании дать ссылки на дополнительную информацию, находящуюся в интернете.

Электронный учебник по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности. При этом все они будут размещены на одном лазерном компакт-диске, содержать иллюстрации и анимацию к тексту, многовариантные задания для проверки знаний в интерактивном режиме для каждого уровня.

Электронный учебник обеспечивает многовариантность, многоуровневость и разнообразие проверочных заданий, тестов. Электронный учебник позволяет все задания и тесты давать в интерактивном и обучающем режиме. При неверном ответе можно давать верный ответ с разъяснениями и комментариями.

Электронный учебник позволяет:

  • Обеспечить интерактивность

  • Обеспечить анимационное моделирование и активное восприятие учебного материала

  • Структурировать материал, чтобы его можно было пополнить новыми сведениями

  • Посредством тестов контролировать процесс освоения знаний учащемуся

  • При разработке практических модулей использовать различные методы обучения: метод интерактивности, метод проектов, метод самоконтроля, метод моделирования и др.

Достоинствами электронных учебников, являются:

  • мобильность

  • адекватность уровню развития современных научных знаний

  • способствует также решению проблемы постоянного обновления информационного материала

  • преподаватель выступает не в роли распространителя информации (как это традиционно принято), а в роли консультанта, советчика, иногда даже коллеги обучаемого

  • студенты активно участвуют в процессе обучения, приучаются мыслить самостоятельно, выдвигать свои точки зрения, моделировать реальные ситуации

  • содержится большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации

  • осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование

Лекционно-семинарная форма обучения давно потеряла свою эффективность: практика доказала, что почти 50% учебного времени тратится впустую.

Дидактическая концепция обучения с использованием электронных учебников:

  1. Процесс обучения строится в основном на самостоятельной познавательной деятельности студента - требует иной организации (структурирования) учебного материала.

Реализация первого положения

  • Руководство учебным процессом преподавателем, которое включает в себя консультирование студентов на всех этапах учебной программы и контроль качества знаний студентов;

  • Функция интерпретатора знаний переходит в данной (информационной) модели к самому студенту;

  • Воспитательная функция преподавателя реализуется в "живом" общении со студентами.

Чтобы компенсировать недостатки общения преподавателя и студента, необходимо:

  • Организовать их общение посредствам сетевых технологий (почтовых технологий, видео и звуковых конференций), среди которых наиболее эффективной и максимально приближенной к очной является видеоконференция;

  • Тьюториал как система поддержки и сопровождения учебного процесса посредствам тьюторов (преподавателей - консультантов);

  • Регламентация функций тьюторов достаточно условна и в действительности определяется профессиональными качествами тьюторов.

2. Познавательная деятельность студента должна носить активный характер

  • Активный характер обучения, основанного на компьютерных технологиях, тесно связан с принципом самообразования;

  • Самообразование невозможно без активного участия студента в учебном процессе;

  • Активное участие определяется, прежде всего, внутренней мотивацией, выраженной как желание учиться;

  • Необходимо использовать такие методы и технологии, которые способствуют умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и способы их рационального решения, критически анализировать полученные знания и применять их на практике и для получения новых знаний.

3. Обучение должно быть личностно-ориентированным

  • «Личностно-ориентированное обучение" в зависимости от психо-физиологических свойств обучаемого;

  • Повышение эффективности учебного процесса возможно только на основе индивидуализации учебно-познавательной деятельности;

  • Персонифицированное обучение в условиях массового спроса возможно только на основе компьютерных технологий обучения.

В электронных учебниках для лучшего усвоения материала, его структурирования и для быстрого поиска нужного раздела используется гипертекст (гиперссылки). Применение гипертекста позволяет объединять различные способы представления информации (текст, изображения, звук, видео и т.д.), легко связывать различные материалы между собой.

При разработке электронных учебников чаще всего используют технологии Html. Далее более подробно рассмотрим, что из себя представляет язык Html.

HTML (HyperText Markup Language, язык разметки гипертекста) – это язык Всемирной паутины. Каждый раз, когда мы открываем Web-страницу, на самом деле открываем документ, написанный на HTML. Все Web-документы отформатированы с помощью языка HTML, и все гиперссылки, которые позволяют нам легко перемещаться со страницы на страницу, также созданы средствами языка HTML. И те цветные изображения, которые мы встречали на Web-страницах, и заполняемые формы, и бегущие заголовки – все это мы видим благодаря языку HTML.

Основные особенности языка HTML

  • Форматирование текстовой части осуществляется с помощью команд, задающих стиль шрифта, заголовков и кадров.

  • Имеется возможность включения гиперссылок, указывающих на другой Web-документ, мультимедийные файлы или системы компьютера, разбросанные по всему Интернету.

  • Язык имеет широкий выбор средств макетирования.

  • С помощью команд языка можно создавать таблицы и форматировать текст вручную.

  • Средствами языка графические изображения можно включать прямо в HTML-документы; эти изображения также могут служить гиперссылками.

  • Имеется возможность создания карт-изображений, содержащих активные области; эти области являются гиперссылками, указывающими на различные Web-документы.

От простого текстового файла HTML-документ отличает присутствие кодов разметки, которые называются тегами. Эти коды являются составными частями самого документа; они управляют форматированием и определяют макет готового документа, формируют ссылки на другие документы и делают многое другое.

HTML-коды разметки окружены специальными маркерами, с помощью которых они отделяются от основного текста документа. Вы просто печатаете их, используя два главных символа, с помощью которых и задаются инструкции по разметки. Этими символами являются угловые скобки, < и >. В большинстве случаев эти символы появляются при нажатии клавиш Shift+точка или Shift+запятая.

Следует отметить один важный момент – HTML-коды нечувствительны к регистру, то есть тег ничем не отличается от тегов , или .

HTML-коды принято называть тегами.

Если тег записан не верно или не поддерживается данным браузером, то он игнорируется. Но его содержимое выводится на экран.

Теги могут записываться с параметрами. Наборы допустимых параметров индивидуальны для каждого тега. Форма записи параметров следующая: после имени тега могут следовать параметры, отделенные друг от друга пробелами. Порядок следования параметров произвольный. Многие параметры требуют указания их значения, и в то же время другие параметры не указываются, то они принимают значение по умолчанию. Если значение параметра указывается, то оно записывается после значения параметра через знак равенства. Значение параметров могут записываться в кавычках.

Инструменты для создания и редактирования HTML-документов

HTML-документы представляют собой простые текстовые файлы (записанные в кодах ASCII), содержащие специальные коды разметки. А это значит, что HTML-документы не содержат ничего, кроме букв, чисел, знаков препинания и некоторых других печатных символов…плюс коды разметки.

Для создания и редактирования HTML-документов можно использовать:

  • Встроенный текстовый редактор, такой как Блокнот (Microsoft Windows Notepad), редактор DOS, Windows Write и др.

  • Текстовый редактор, например Microsoft Word, WordPerfect или любые другие программы, работающие в текстовом режиме и ASCII-кодах.

При сохранении HTML-документов надо использовать расширение имени файла .html или .htm. В этом случае вы позже без проблем сможете определить, что это за документ. И что еще важнее, при открытии такого документа в Web-браузере он будет воспринят браузером именно как Web-страница, а не как простой текст и отображен соответственно.

При разработке HTML- документа выполняется разметка текстового документа. При этом пометки служат для указания форм представления информации. Специальные программы для просмотра HTML-документов, часто называемые браузерами, выполняют интерпретацию документов (представленных в виде HTML документов), форматирование их в виде Web-страниц и отображение их на экране монитора. Примером этих программ служит Internet Explorer. Таким образом, мы рассмотрели основные понятия мультимедиа, изучили виды мультимедийных средств.[1]

Дидактические принципы разработки и применения мультимедийного средства

Дидактические принципы - руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению учебного процесса.[8] М.А. Данилов рассматривает дидактические принципы как основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно - историческом виде (М.А. Данилов). Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

За рабочее определение мы принимаем, определение Е.С.Полат предлагает рассматривать дидактические принципыв педагогике как основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. [9]

Дидактические принципы разработки и применения мультимедийного средства должны полностью соответствовать дидактическим принципам в образовании, что должно являться основополагающим фактором при создании мультимедийного средства. В связи с этим, рассмотрим далее основные дидактические принципы в образовании:

  1. Принцип соответствия дидактического процесса и дидактической системы закономерностям учения является ведущим по отношению ко всем другим принципам, входящим в рассматриваемую группу. Он определяет первооснову, на которой должен строиться дидактический процесс, так как указывает на необходимость организации учебно-познавательной деятельности обучающихся в соответствии с ее объективными закономерностями–специфическими связями, устойчивыми зависимостями между преподаванием, учением и содержанием образования.

  2. Принцип ведущей роли теоретических знаний указывает на целесооб разность такой организации дидактического процесса с применением мультимедиа технологий, при которой изучение достаточно крупной смысловой дозы учебного материала, например темы, шло таким образом, чтобы на первых его этапах обучаемые получили представление о теоретическом содержании темы в целом, затем на промежуточных этапах усвоили отдельные виды содержания каждого учебного вопроса, а на заключительных этапах довели изучение всей темы, всех видов ее содержания до требуемого уровня усвоения.

  3. Принцип единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения отражает реально существующие закономерные связи между всеми указанными в его названии функциями обучения.

  4. Принцип стимулирования и мотивации положительного отношения обучающихся к учению отражает закономерную связь между успешностью их учебно-познавательной деятельности и возбуждением интереса к ней. Он указывает на необходимость непрерывного побуждения к овладению содержанием обучения. Соблюдение этого принципа является одним из важнейших условий эффективного применения мультимедийного средства обучения.

  5. Принцип проблемности отражает закономерность, относящуюся к усвоению опыта творческой деятельности, а также творческому усвоению знаний и способов деятельности. Сущность закономерности состоит в том, что овладение опытом как одним из видов содержания обучения и творческого усвоения невозможно без включения субъекта в решение специально разработанной системы проблем и проблемных задач, позволяющих создавать проблемные ситуации, требующие от обучаемого творческой деятельности на доступном ему уровне.

  6. Принцип соединения коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении требует от преподавателя целесообразного сочетания соответствующих форм обучения. Он ориентирует проектировать мультимедийное средство таким образом, чтобы была возможность использовать ее как при проведении плановых занятий под руководством преподавателя, где последний будет играть роль ведущего управляющего субъекта, так и в части самостоятельной подготовки обучаемых без участия педагога.

  7. Принцип сочетания абстрактности мышления с наглядностью касается не только зрительной, но и слуховой, осязательной и обонятельной наглядности, рассматриваемых в их органической взаимосвязи. В этом своем проявлении принцип отражает закономерную связь между разнообразием чувственных восприятий содержания учебного материала и возможностью его понимания, запоминания, хранения в памяти, воспроизведения и применения. Таким образом, вытекающее из этого принципа требование сочетать в обучении по возможности все виды наглядности имеет глубокую психологофизиологическую основу.

  8. Принцип ориентированности обучения направлен на активность личности, проектирование мультимедийного средства изначально должно быть нацелено на развитие личности, выявление особенностей обучаемого (способностей, интересов, потребностей) .

  9. Принцип соответствия учебно-информационной базы содержанию обучения и дидактической системе выражает требования к учебно-научным условиям эффективного труда преподавателей и обучаемых. Главное требование этого принципа сформулировано в самом его названии, а его смысл состоит в том, чтобы инфраструктура учебного заведения (кафедры, факультета) соответствовала бы специфике труда, определяемого содержанием обучения и характером дидактического процесса. Практическая реализация требований этого принципа возможна лишь в том случае если создание учебно-информационной базы будет осуществляться на основе научно-педагогических требований, разрабатываемых преподавателями. [2]

Вывод: Анализ вышеописанных дидактических принципов позволяет сказать что процесс создания мультимедийных средств обучения должен отвечать дидактическим принципам и специфическим требованиям образования .

Далее рассмотрим функциональное и методическое назначение мультимедийного средства.

Функциональное и методическое назначение мультимедийного средства

При использовании педагогического программного средства функциональное назначение предусматривает организацию и поддержку учебного диалога пользователя с компьютером.

Методическое назначение каждого типа программного средства отражает методические цели его использования в процессе обучения и те возможности программного средства, реализация которых интенсифицирует учебный процесс, переводит его на качественно более высокий уровень.

Гафурова Н.В Чурилова Е.Ю. рассматривают программные средства по функциональному назначению, подразделяя их на определенные типы. Рассмотрим типы программных средств по функциональному назначению:

1. Прикладные программы, предназначенные для организации и поддержки учебного диалога пользователя с компьютером. Чаще всего их называют педагогические программные средства (ППС). Функциональное назначение ППС — предоставлять учебную информацию и направлять обучение, учитывая индивидуальные возможности и предпочтения обучаемого. Как правило, ППС предполагают усвоение новой информации при наличии обратной связи пользователя с программой.

2. Диагностические, тестовые программы, цель которых — констатация причин ошибочных действий обучаемого, оценка его знаний, умений, навыков, установление уровня его обученности или уровня интеллектуального развития.

3. Инструментальные программные средства (ИПС), предназначенные для конструирования программных средств (систем) учебного назначения, подготовки или генерирования учебно-методических и организационных материалов, создания графических или музыкальных включений.

4. Предметно-ориентированные программные среды, позволяющие осуществлять моделирование изучаемых объектов или их отношений в определенной предметной среде (при необходимости, не отображающей объективную реальность); с их помощью обычно организуется учебная деятельность с моделями, отображающими объекты, закономерности некоторой предметной области.

5. ПС, предназначенные для формирования культуры учебной деятельности, информационной культуры на основе применения системы подготовки текстов, электронных таблиц, графических и музыкальных редакторов или интегрированных систем их комплексного использования.

6. ПС, предназначенные для автоматизации процесса обработки результатов учебного эксперимента, в том числе измеряющие и контролирующие программы для датчиков, которые позволяют получать, записывать и визуализировать информацию о реально протекающих процессах.

7. Управляющие ПС, цель которых— управление действиями реальных

объектов (например, действиями роботов, имитирующих функционирование

различных промышленных устройств или механизмов).

8. Учебные среды программирования, предназначенные для начального

обучения навыкам программирования и формирования основных компонентов алгоритмического и программистского стиля мышления.

9. ПС, обеспечивающие выполнение некоторых функций преподавателя. Эти ПС обычно выдают команды, касающиеся работы на компьютере, указания о прекращении работы, о выполнении проверки, о необходимости модификации информации, о получении дополнительных данных, об обсуждении хода работы.

10. ПС, предназначенные для автоматизации процесса информационно-методического обеспечения и ведения делопроизводства в учебном заведении, системе учебных заведений.

11. Сервисные программные средства, обеспечивающие комфортность работы пользователя (автоматизация процесса контроля результатов обучения, генерирование и рассылка организационно-методических материалов, загрузка и передача ПС по сети, управление ходом занятия).

12. Игровые ПС, являющиеся средством, обеспечивающим различные виды игровой и учебно-игровой деятельности.[2]

Приведем типологию ПС по методическому назначению.

1. Обучающие программные средства, методическое назначение которых — сообщение суммы знаний, формирование умений и (или) навыков

учебной и (или) практической деятельности и обеспечение необходимого

уровня усвоения, устанавливаемого обратной связью, реализуемой средствами программы.

2. Программные средства (системы) - тренажеры, предназначенные

для отработки умений, навыков учебной деятельности, осуществления самоподготовки. Они обычно используются при повторении или закреплении ранее пройденного материала.

3. Программы, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня

овладения учебным материалом, — контролирующие программные средства.

4.Информационно-поисковые программные системы, информационно-

справочные программные средства, предоставляющие возможность выбора и

вывода необходимой пользователю информации. Их методическое назначение— формирование умений и навыков по поиску и систематизации информации.

5.Имитационные программные средства (системы), представляющие

определенный аспект реальности для изучения его основных структурных

или функциональных характеристик с помощью некоторого ограниченного

числа параметров.

6.Моделирующие программные средства произвольной композиции, предоставляющие в распоряжение обучаемого основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и "виртуальных") с целью их изучения, исследования.

7.Демонстрационные программные средства, обеспечивающие наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

8.Учебно-игровые программные средства, предназначенные для "проигрывания" учебных ситуаций (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия).

9.Досуговые программные средства, используемые для организации деятельности обучаемых во внеклассной, внешкольной работе, имеющие целью развитие внимания, реакции, памяти и т. д

Приведем типологию программных средств по методическому назначению по другой классификации.

1. Обучающие — сообщают сумму знаний, формируют умения, навыки учебной или

практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения. Программы

называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.д.).

2. Программные средства (системы) — тренажеры — предназначены для отработки разного рода умений и навыков, осуществления самоподготовки, повторения или закрепления пройденного материала.

3. Контролирующие — предназначены для контроля (самоконтроля) уровня овладения

учебным материалом.

4. Информационные (информационно-поисковые программные системы, информационно-

справочные программные средства) — предоставляют пользователю возможность выбора,

вывода, сохранения информации; формируют умения и навыки по систематизации

информации.

5. Имитационные — представляют определенный аспект реальности для изучения его

структурных или функциональных характеристик; позволяют имитировать протекание

различных явлений и процессов, работу агрегатов и машин.

6. Моделирующие — позволяют моделировать объекты, явления, процессы в целях их

исследования и изучения. Спектр реализации такого рода программ достаточно широк. В

последнее время создаются различные программы, позволяющие моделировать реально протекающие явления и процессы с возможностью задания и изменения начальных и граничных условий, проведения замеров физических величин, обработки результатов замеров и построения на экране компьютера графиков, диаграмм и таблиц. Существуют программы, позволяющие конструировать реальные или виртуальные объекты в двух- или трехмерном пространстве, задавать перемещения, изменять параметры и формы объектов во времени и в пространстве.

7. Демонстрационные — позволяют визуализировать изучаемые схемы, чертежи, объекты, их составные части во всевозможных ракурсах, в деталях, с возможностью демонстрации

внутренних взаимосвязей составных частей; обеспечивают наглядное представление

учебного материала и графической интерпретации исследуемой закономерности. К

настоящему времени созданы программы для демонстрации инструкций, правил техники

безопасности и др.

8. Расчетные — предназначены для автоматизации различных расчетов.

9. Учебно-игровые программные — предназначены для «проигрывания» учебных ситуаций

10. Игровые — используются для организации деятельности обучаемых во внеклассной,

внешкольной работе. Иногда между перечисленными ранее типами средств учебного назначения нельзя провести четкую границу. Так, все они реализуют (в различной степени) функции обучения, поскольку при работе с этими средствами происходит развитие интеллекта учащегося. Однако использование преподавателями именно этой типологии

позволяет избежать многих недоразумений. Ведь именно основываясь на этой типологии,

преподаватель создает свои собственные программные средства и использует их в учебном процессе. Преподавателю сложно конкурировать с медиа фирмами в аспекте реализации в

авторских программах всего спектра возможностей технологий мультимедиа, гипермедиа и телекоммуникации, однако использование именно этих программ зачастую позволяет

существенно повысить эффективность обучения.[9]

Таким образом, мы можем сделать вывод, что при использовании педагогического программного средства функциональное назначение предусматривает организацию и поддержку учебного диалога пользователя с компьютером.

Методическое назначение каждого типа программного средства отражает методические цели его использования в процессе обучения и те возможности программного средства, реализация которых интенсифицирует учебный процесс, переводит его на качественно более высокий уровень.

1.4 Педагогический и технологический сценарий требования к разработке мультимедиа средств

Педагогический сценарий - это целенаправленная, личностно-ориентированная, методически выстроенная последовательность педагогических методов и технологий для достижения педагогических целей и приемов.

Педагогический сценарий курса дает представление о содержании и структуре учебного материала, о педагогических и информационных технологиях, используемых для организации учебного диалога, о методических принципах и приемах, на которых построен как учебный материал, так и система его сопровождения.

Планирование педагогического сценария

Планирование педагогического сценария предполагает четкое видение автором образовательного пространства учебного курса, его умение определить педагогические технологии в соответствии с особенностями целевых учебных групп, тщательное проектирование содержания учебной деятельности. Для решения этих задач на этапе проектирования преподаватель должен подготовить развернутую программу учебного курса, подобрать учебный материал, составить электронный текст, который станет основой построения мультимедийного средства, и разработать методическое пособие по изучению дисциплины.

Планирование педагогического сценария

  • Подготовка рабочей программы курса

    • цели и задачи изучения дисциплины

    • принципы построения рабочей программы

    • информация об авторе

    • структура учебно-методического комплекта, обеспечивающего поддержку учебного процесса по изучению дисциплины

    • модульное содержание дисциплины

    • описание содержания

    • структура деятельности учащихся

    • список литературы

  • Выбор учебного материала

  • Создание электронного текста

  • Подготовка методического пособия для изучения курса

  • Графическое представление педагогического сценария

Разработка технологического сценария

Технологический сценарий - это описание информационных технологий, используемых для реализации педагогического сценария.

В технологическом сценарии, как и в педагогическом, также реализуется авторский взгляд на содержание и структуру курса, его методические принципы и приемы его организации. Авторское представление о курсе отражает и пользовательский интерфейс - визуальное представление материала и приемы организации доступа к информации разного уровня.

В сценарии необходимо выстроить материал по уровням, а также указать:

- какие компоненты МС будут разработаны для наиболее эффективного обучения;

- характер доступа к ним;

- авторские пожелания по дизайну;

- ключевые слова и средства навигации по материалу;

- необходимые мультимедиа приложения.

Участие преподавателя в составлении технологического сценария обеспечивает качественное решение педагогических задач.

Важным элементом технологического сценария является структурирование электронного текста. Подобранная Н.В. Гафуровой, Е.Ю. Чуриловой первичная учебная информация, предоставленная в электронном виде, при подготовке мультимедиа курса должна быть скомпонована в соответствии с идеями автора в интерактивные учебные кадры так, чтобы, с одной стороны, обучаемый имел возможность сам выбирать темп и, в определенных пределах, последовательность изучения материала, а с другой стороны - процесс обучения оставался управляемым. Этот этап - построение детального технологического сценария курса - является наиболее

ответственным, т.к. именно он позволяет найти оптимальное соединение педагогических задач и наиболее целесообразных для них технологических решений.

Приступая к созданию технологического сценария мультимедийного средства, основанного на принципах гиперактивности и мультимедийности, следует учитывать, что

в мультимедийном средстве вся учебная информация, благодаря гипертекстам, распределяется на нескольких содержательных уровнях.

Смысловые отношения между уровнями могут быть выстроены различными способами.

Наиболее распространенный способ структурирования линейного учебного текста при переводе его на гипертекстовую основу предполагает размещения на 1-ом уроне - основной информации, на 2-ом уровне - дополнительной информации, содержащей разъяснения и дополнения, на 3-ем уровне - иллюстративного материала, на 4-ом уровне - справочного материала.

Более эффективным представляется такой способ структурирования линейного учебного текста, который ориентирован на различные способы учебно-познавательной деятельности. В этом случае 1-ый уровень может определить как иллюстративно-описательный, 2-ой уровень - репродуктивный,3-ий уровень - творческий.[2]

Все приведенные выше требования, которые мы рассмотрели способствуют усилению эффективности обучения, активизации процессов восприятия информации и должны

обязательно учитываться преподавателем при подготовке технологического и педагогического сценария.

Вывод по главе

Мы можем сделать вывод, что при использовании педагогического программного средства функциональное назначение предусматривает организацию и поддержку учебного диалога пользователя с компьютером. Методическое назначение каждого типа программного средства отражает методические цели его использования в процессе обучения и те возможности программного средства, реализация которых интенсифицирует учебный процесс, переводит его на качественно более высокий уровень.

Также при разработке мультимедийного средства большую роль играет педагогический сценарий - это целенаправленная, личностно-ориентированная, методически выстроенная последовательность педагогических методов и технологий для достижения педагогических целей и приемов.

Планирование педагогического сценария предполагает четкое видение автором образовательного пространства учебного курса, его умение определить педагогические технологии в соответствии с особенностями целевых учебных групп, тщательное проектирование содержания учебной деятельности.

Кроме педагогического сценария следует разрабатывать технологический сценарий - это описание информационных технологий, используемых для реализации педагогического сценария.

Все требования предъявляемые педагогическим и технологическим сценарием которые способствуют усилению эффективности обучения, активизации процессов восприятия информации и должны обязательно учитываться преподавателем .

Еще в этой главе мы уделили большое внимание педагогическим целям и дидактическим принципам.

Обоснование и разработка электронного учебника по дисциплине «практика по педагогическому мастерству» Описание разработанного мультимедийного средства дисциплине «Практикум по педагогическому мастерству»

Разработанное мультимедийное средство представляет собой электронный учебник «Практикум по педагогическому мастерству»

Электронный учебник содержит разделы:

- Главная

- Учебный блок

- Глоссарий

- Мастера педагогики

- Case study

- Об авторе

Для запуска данного электронного учебника используется файл INDEX.

Электронный учебник «Практика по педагогическому мастерству» представляет собой окно, разбитое на 3 части. В верхней части находится список разделов. В правой части – содержание выбранного в верхней части раздела, информация по каждому выбранному пункту левой части, будет отображаться в левой части (рис.1).

Рисунок 1 - Главная страница электронного учебника «Практика по педагогическому мастерству»

Раздел «Учебный блок» (Рис.2) содержит материалы лекций, практических занятий и контрольных упражнений по дисциплине «Практикум по педагогическому мастерству». Которые можно использовать в работе со студентами.

Рис. 2 Раздел «Учебный блок»

В подразделах «Учебный блок» содержатся гиперссылки для скачивания пособий на любой компьютер (Рис.3).

Рис. 3 Подразделы «Учебный блок»

Раздел «Глоссарий» (Рис.4) содержит в себе все основные термины по дисциплине «Практикум по педагогическому мастерству».

Рис.4 Раздел «Глоссарий»

Раздел «Мастера педагогики» (Рис.6) содержит статьи и фото великих педагогов прошлого и настоящего времени. Студенты могут ознакомиться с жизнью и творчеством известных педагогов, таких как Ушинский, Коменский и т.д.

Рис.6 Раздел «Мастера педагогики»

В разделе «Об авторе» (Рис.7) находятся информация о разработчике этого электронного учебника и контактные данные.

Рис. 7 Раздел «Об авторе»

Далее рассмотрим методические рекомендации по работе с мультимедийным средством.

Проведем анализ на соответствие электронного учебника современным дидактическим принципам разработки (таблица 2) .

Таблица 2.- Соответствие электронного учебника современным дидактическим принципам разработки:

Дидактические принципы

Естьнет

Обоснование

«скриншот»

научности

+

Материал подтвержден научной литературой

 

доступности

+

Язык изложения прост и понятен

 

адаптивности

+-

Учебник частично приспосабливается к индивидуальным особенностям учащихся (предлагается модель обучения)

 

систематичности и последовательности обучения

+

Информация изложена и расположена логично и последовательно (главное меню, последовательность изложения текста)

 

компьютерной визуализации учебной информации

+

Визуализирует учебную информацию (картинки, схемы)

сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого

+

Есть ссылки на самостоятельный контроль и самостоятельную работу

 

прочности усвоения результатов обучения

+

Результаты тестирования и контроля можно отправить разработчику для обработки

 

интерактивного диалога

-

Малая степень (есть обратная связь)

 

Развития интеллектуального потенциала

+

Электронный учебник содержит большое количество тестов, лекций, лабораторных на педагогическую тематику

 

суггестивной обратной связи

+

Электронный учебник предусматривает «обратную связь» с разработчиком электронного учебника

 

Исследуем функциональное и методическое назначение электронного учебника (таблица 3)

Таблица 3.- Функциональное и методическое назначение электронного учебника

Функциональное назначение

Методическое назначение

1.Прикладные программы

2.Предметно-ориентированные программные среды

3.ПС, предназначенные для формирования культуры учебной деятельности, информационной культуры

4.ПС, обеспечивающие выполнение некоторых функций преподавателя

5.ПС, предназначенные для автоматизации процесса информационно-методического обеспечения

6.Сервисные программные средства, обеспечивающие комфортность работы пользователя

1.Обучающие программные средства

2.Информационно –справочные программные средства

3.Демонстрационные программные средства

Методические рекомендации по работе с мультимедийным средством по дисциплине «Практикум по педагогическому мастерству»

Электронный учебник "Практикум по педагогическому мастерству" предназначен для самостоятельного овладения предметом, а также может применяться на лекциях, практических, лабораторных, семинарских, контрольных занятиях. В первую очередь учебник может быть рекомендован для обучающихся по специальностям "Педагог" и "Педагог профессионального обучения".

Знакомство с курсом может быть рекомендовано также для студентов психологических специальностей и любых других гуманитарных направлений, имеющих отношение к изучению педагогического мастерства. Учебник может быть рекомендован для самообразования всем интересующимся данной темой.

Главная цель электронного учебника познакомить учащегося с основами педагогического мастерства.

Как работать с курсом. На овладение материалом курса должно быть отведено не менее 18 часов (оптимально 18-20). Желательно, чтобы каждый сеанс работы длился не более 1,5-2 часов.Обязательным принципом обучения является поэтапность.

Содержание курса распределено по темам в определенной логике, поэтому, не освоив материал предыдущих тем, нельзя переходить к последующим.

Рекомендуется начать с раздела лекций. Далее пройти раздел практических работ, а затем воспользоваться разделом контроль.

Как работать с темой. Рекомендуется начать с прочтения текста всей темы, обращаясь по ходу чтения к рисункам и презентациям. На втором этапе рекомендуется повторное чтение материала с обращением к библиотеки. Полезно по ходу чтения выделять и тезисно конспектировать на бумаге главные единицы темы и важные, на взгляд обучающегося, моменты. Только после такого двукратного знакомства с темой рекомендуется обратиться к самоконтролю по теме и выполнению тестовых заданий. При затруднениях в ответах на задания рекомендуется повторное обращение к тем разделам, которые оказались непонятными. После выполнения всех заданий рекомендуется еще раз прочитать текст темы и попытаться сформулировать для себя основную идею темы и зафиксировать на бумаге главные выводы, которые можно сделать из прочитанного материала.

Как работать с разделом. После прохождения всех тем раздела следует попытаться на бумаге составить реферативный конспект раздела и выделить главную мысль каждой темы, выделить наиболее важные моменты и ключевые иллюстрации (схемы, таблицы). При желании обучающийся может творчески переработать материал, предложив собственные подходы к проблеме или изобразить какие-либо данные в виде собственных структурированных схем или иллюстраций. Можно также выполнить реферативную или практическую работу по приведенным или самостоятельно сформулированным темам.

Результатом обучения должно быть освоение всех разделов по дисциплине «Практикум по педагогическому мастерству» рекомендуем соблюдать следующие требования к системе:

 

Требования для Windows

Требования для Mac

Требования для Linux

Операционная система

Windows XP с пакетом обновления 2 или более поздней версииWindows VistaWindows 7

Mac OS X 10.5.6 или более поздней версии

Ubuntu 10.04+Debian 6+OpenSUSE 11.3+Fedora Linux 14

Процессор

Intel Pentium 4 или более поздней версии

Intel

Intel Pentium 3/Athlon 64 или более поздней версии

Свободное место на диске

100 МБ

Оперативная память

128 МБ

Рекомендуемый браузер для просмотра электронного учебника- Google Chrome, в связи с тем что он воспроизоводит без ошибок каскадные таблицы css и flesh анимации. Допустимо использование Opera 8 или более поздней версии. Недопустимо использование Exploer в связи с тем, что он ошибочно воспроизводит некоторые элементы каскадных таблиц. Рекомендуемый режим для просмотра страниц учебника в масштабе 100%

Вывод по главе

Во второй главе мы рассмотрели все разделы созданного электронного учебника по «Практикум по педагогическому мастерству», выявили, что они в себе содержат и как ими пользоваться. Проверили выполнение дидактических принципов построения программного средства, и подтвердили, что данные принципы в нашем электронном учебнике выполняются.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мультимедиа обладает мощным педагогическим ростом и является эффективным средством в образовательном процессе, поэтому вопрос о необходимости применения мультимедийных средств очевиден.

В данной курсовой работе мы выполнили поставленные перед нами задачи.

Мы рассмотрели понятие мультимедиа технологий. За ключевое мы взяли следующее понятие: мультимедиа технологии - возможность представления информации пользователю во взаимодействии различных форм (текст, графика, анимация, звук, видео) в интерактивном режиме;

Рассмотрели понятие электронного учебника: электронный учебник – программное средство, созданное с использованием компьютерных технологий (например, HTML-документы) для самостоятельного изучения материала и самоконтроля знаний, а также как учебное пособие для преподавателей;

В ходе работы был создан учебник и разработана инструкция по его использованию. Данный учебник является мультимедийным, так как содержит следующие компоненты:

  • гипертекст;

  • иллюстрации;

Так же разработанный электронный учебник соответствует главным требованиям: структурированность, удобство в обращении, наглядность изложенного материала.

Электронный учебник в соответствии с принципами научности, интерактивности, доступности, адаптивности, систематичности, последовательности, компьютерной визуализации учебной информации, сознательности, прочности усвоения результатов обучения, развития интеллектуального потенциала.

Цель работы достигнута. Электронный учебник спроектирован и разработан с учетом всех требований к данному виду электронного образовательного ресурса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  1. Бент Б., Андерсен. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс / – М.: Дрофа, 2007.

  2. Воген Т. Мультимедиа / Пер. с английского – Минск, ООО «Поппури», 2005

  3. Волков В. Современные мультимедиа // Компьютер ИНФО,2001.

  4. Гафурова Н.В., Чурилова Е.Ю Учебное пособие Педагогическое применение мультимедиа средств, 2008г.

  5. Шакурова Гульнара Фаниловна «Электронные учебники» ГАОУ СПО «Нижнекамский политехнический колледж им. Е.Н.Королёва»

  6. Яцюк О.Г., Романычева Э.Т. Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004

  7. http://office.microsoft.com FrontPage 2003

  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат - М., 2003..

  9. Банк рефератов: «Мультимедийные средства обучения», URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/109811.html (дата обращения: 15.11.13)

  10. Моисеенко Е.В., Лаврушина Е.Г., редактор: Л.З. Анипко «Информационные технологии в экономике.» URL: http://www.besplatnie-uchebniki.org/read/757/ (дата обращения: 11.04.12)

  11. «Цифровые образовательные ресурсы», URL:http://www.coolreferat.com., (дата обращения: 14.05.12)

  12. Корнилов, Ю.В. Педагогическое обеспечение информационно-образовательной среды средствами сетевых и мультимедиа технологий– Якутск : 2009.)

Просмотров работы: 15588