АНАЛИЗ ТИПОВ КУРИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ВУЗА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АНАЛИЗ ТИПОВ КУРИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Блинникова Л.В. 1, Стрункина А.К. 2
1Технический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет»
2Тифсвфу
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ежегодно в мире курение становится причиной прямой или опосредованной смерти трех миллионов человек. Несмотря на такие устрашающие цифры, курение остается популярным среди молодежи, т.к. играет роль «психической защиты» и служит средством самооправдания. И, как правило, очень часто приводит к зависимости и выработке вредной привычки. Оказывается, это не настолько приятное занятие, и у многих, раньше или позже, возникает желание оставить его. В этом случае, для большинства решающим является желание улучшить свое здоровье. Отказаться от курения становится не из легких задач, и для начала важно провести анализ своего курительного поведения, что является шагом к успешному избавлению от курения.

Цель работы: выяснить типы курительного поведения среди студентов вуза.

Задачи исследования: 1) изучить типы курительного поведения; 2) провести анализ курительного поведения среди студентов. Объект исследования:курительное поведение. Предмет исследования:типы курительного поведения в студенческой среде. Методы исследования:анализ научно-методической литературы, анкетный опрос по Д.Хорну и анализ полученных данных, математическая обработка результатов исследования.

Курение табака относится к поведенческим характеристикам человека, имеющим самую тесную связь с психосоматическими особенностями, что обусловливает сложность механизмов контроля и коррекции такого поведения. С одной стороны, в обществе, где курение принимается как норма (а иногда мода) поведения, механизмы его искоренения должны лежать в гигиеническом и этическом воспитании, прививающем социальную неприемлемость курения коллективом, семьей. С другой стороны, при курении развиваются психосоматические связи и нарушения, требующие уже медицинского вмешательства.

«Курительное поведение» - комплексная характеристика индивидуальных особенностей поведения курящего, причины курения, характера курения и т.д. Для определения типа курительного поведения Д.Хорном разработана анкета, на основании которой выделяют курительное поведение шести типов: «стимуляция», «игра с сигаретой», «расслабление», «поддержка», «жажда», «рефлекс». Тип курительного поведения в большинстве случаев носит смешанный характер, но опрос по анкете Д.Хорна позволяет выделить индивидуальные особенности поведения курящего, доминирующий тип курения, ситуации привычного поведения и, причины курения. Знание доминирующего типа курительного поведения может помочь в избавлении от этой привычки. Анкета предназначена для самозаполнения и оценивается самостоятельно.

В нашем исследовании приняли участие 34 курящих студента очного отделения ТИ (ф) СВФУ, из них 13 молодых людей в возрасте 18-25 лет и 24 девушки – 17-22 лет. В ходе исследования были получены следующие результаты. У 58% студентов преобладает тип курительного поведения «Поддержка»; у 25% - «Расслабление»; 10% студентов отметили «Игра с сигаретой»; у 5% и 2% преобладают такие типы, как «Жажда» и «Стимуляция». Тип «Рефлекс» не отмечен ни у кого.

Исследование курительного поведения юношей показало преобладание у них таких типов как «поддержка» – 38% ответов и «расслабление» - 44%. Среди девушек также преобладает тип курения «поддержка» - 72% ответов, что значительно превышает результаты по юношам, и «расслабление» - 12%.

Характеристика типа «Поддержка» по Д.Хорну связана с ситуациями волнения, эмоционального напряжения, дискомфорта. Курят, чтобы сдержать гнев, преодолеть застенчивость, собраться с духом, разобраться в неприятной ситуации. Относятся к курению как средству, снижающему эмоциональное напряжение. В случае «Расслабление» курят только в комфортных условиях. С помощью курения человек получает «дополнительное удовольствие» от отдыха. Бросают курить долго, много раз возвращаясь к курению.

Можно отметить по результатам нашего исследования, что такие преобладающие типы курительного поведения как «Расслабление» и «Поддержка» могут отражать повышенную стрессовую насыщенность и негативный эффект, т.е. отрицательные эмоции высокой степени напряженности в период учебной деятельности. Как раз это и характерно для студентов, нагруженных большим количеством учебного материала, с которым они, как им кажется, не сумеют справиться.

На третьем месте расположились ответы «Игра с сигаретой». При этом типе студентам важны «курительные» аксессуары, в основном курят в ситуации общения, «за компанию». «Важные» для курильщика манипуляции с сигаретой могут быть заменены иными мануальными и оральными объектами.

Показатель типа «Жажда», что имеет отношение к ряду студентов (5%), отражает выраженную физическую зависимость именно от никотина и является вредной привычкой, когда студент курит в любой ситуации, вопреки запретам.

Поэтому первостепенной мерой в этом случае уже является использование препаратов для никотиновой заместительной терапии.

И, наконец, тип «Стимуляция», выявленный среди девушек (2%) указывает на психологическую зависимость. Сигарета для них обладает стимулирующим действием, а, именно, стимулирует их к работе, взбадривает, снимает усталость, «дает им новые силы».

Таким образом, в результате исследования условно можно дифференцировать курение табака среди студентов на привычку к курению, которая может привести, а у некоторых уже привела, к табачной зависимости. Важно знать, если курение долгие годы остается простой привычкой, не влекущей за собой органных нарушений и может быть искоренена волевым усилием курящего без посторонней помощи. То, в случае курения «доза-стаж-зависимость» последовательно приведет к заболеванию. Мы надеемся, что проведенное анкетирование явится началом для успешного избавления от курения.

Список литературы:

  1. Макаров В. В. Избранные лекции по психотерапии. - Москва, 2000. – 124 с.

  2. Макаров В. В. Психически активные вещества в повседневной жизни человека. -Москва, 1997. – 222 с.

  3. http://cpd2002.pisem.net

Просмотров работы: 1540