СОВЕТСКАЯ ОФИЦИАЛЬНАЯ ФОТОГРАФИЯ В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОВЕТСКАЯ ОФИЦИАЛЬНАЯ ФОТОГРАФИЯ В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ.

Муратова Д.В. 1
1Казанский (Приволжский) Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Если изображение не шокирует, оно ничто»

Марсель Дюшан

С середины 1980-х годов начался новый этап в развитии нашего общества и его культуры. После прихода к власти М.С. Горбачева развернулись модернизационные процессы, затронувшие общественно-политический строй. Это не могло не отразиться на состоянии культуры, которое можно оценить как крайне сложное и противоречивое. В годы перестройки было возвращено многое из нашего культурного наследия. Зрители получили возможность познакомиться с творчеством писателей, художников, философов, произведения которых раньше находились под запретом или были мало известны.

Перестройка как процесс трансформации советского общества теснейшим образом была связана с культурой, игравшей огромную роль в духовной подготовке перемен. Культура стала основой идеологической перестройки общества.

Средства массовой информации отражали сложные процессы, происходившие в это время в стране. И фотоматериалы, публиковавшиеся в них, вызывали огромный интерес. Советская фотография, привыкшая освещать политическую, социальную и культурную жизнь страны, постепенно трансформируется. Решающее значение для перемен в общественной жизни имела политика гласности. Реформаторы рассматривали гласность как необходимое условие курса на демократизацию и ускорение социально-экономического развития. Были смягчены или частично пересмотрены постулаты официальной идеологии. Классовый подход с его идейной непримиримостью постепенно вытеснялся идеей приоритета общечеловеческих ценностей и "социалистического плюрализма" мнений. Однако разрешенный сверху плюрализм мнений очень быстро вышел за рамки социалистического. Наиболее явно это проявилось в развитии фотографии в последние годы Советского Союза.

От идеологизированой фотографии, подвергавшейся жесткой цензуре, начался переход к свободному творчеству, где героями снимков стали не счастливые советские граждане, а люди с социальными проблемами, бездомные, нищие. Для жителей СССР страна предстала с фотографий совсем с иной стороны.

В настоящее время история развития фотографии в выбранный мной период изучена недостаточно. Специальные работы отсутствуют. Основным материалом для написания работы послужил журнал «Советское фото», а именно подборка номеров за 1984-1991 годы. «Советское фото» - ежемесячный иллюстрированный журнал Союза журналистов СССР, выпускаемый с 1926 г. Журнал был рассчитан на любителей и профессионалов фото- и киноискусства. На его страницах публиковались работы советских (М. Альперт, Б. Игнатович, М. Ананьин, А. Гаранин) и иностранных фотохудожников, а также статьи по теории, практике и истории фотографии.

Определенный интерес представляют публикации партийных материалов, выступления М.С. Горбачева на официальных партийных форумах. К ним можно отнести «Стенографический отчет XXVII Съезда коммунистической партии Советского Союза» и «Избранные речи и статьи» М.С. Горбачева. Эти материалы помогают понять изменения в идеологических установках перестройки.

Проблемы развития фотографии в советский период освещены в книге Г.К. Пондопуло «Фотография и современность», в которой автор собрал и исследовал большой теоретический материал о возникновении и формировании фотографии как новой формы образного творчества и ее связи с другими искусствами. И в статье Олега Климова «Фотография как зеркало российской действительности. Новейшая история в интерпретации фотодокумента», опубликованной на сайтеphotographer.ru, где автор высказывает свою точку зрения на развитие документальной фотографии в период Советского Союза и после его распада.

Мною также были использованы интернет-ресурсы. Это сайт photographer.ru, на котором представлены материалы по истории фотографии, содержится информация о знаменитых фотографах и современном состоянии фотографического искусства. И сайт russpressphoto.ru, отдельные статьи которого посвящены истории российской фотожурналистики.

Таким образом, проанализировав все, использованные мною при подготовке данной работы источники и литературу, можно сделать вывод о том, что глубокое и детальное изучение данной темы, а именно фотографического искусства периода перестройки представляется актуальным, так как именно этот период является одним из наиболее «переломных» для развития нашей страны, что не могло быть не запечатлено на фотографиях.

Целью данной работы является изучение изменений в тематике и стилистике фотографического искусства периода перестройки.

Для наиболее полного раскрытия темы и соответствия поставленной цели, при выполнении работы были поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть состояние советской фотографии к середине 1980-х годов.

  • Изучить влияние идеологии перестройки на советскую фотографию.

  • Проследить изменение в тематике фотографического искусства в Советском Союзе.

Глава 1.Советская фотография в середине 1980-х годов.

Чтобы лишить наших врагов... возможности искажать и порочить показания слов и цифр, мы решили обратиться к светописи, к работе солнца — к фотографии.

А.М. Горький

Эти строки Горького, написанные в годы, когда господствовала советская идеология, дают нам ясное представление о том, какое место тогда занимала фотография.

Идеологи того времени находили в фотографии мощное средство донесения до широких масс трудящихся «правдивой» информации о социальной жизни и воспитании в духе идей коммунизма. Еще Ленин говорил, что фотография должна стать образной публицистикой, а именно фотомастера должны правдиво освещать ход коммунистического строительства, глубокий и всесторонний анализ процесса формирования нового человека, пропаганду советского образа жизни. Тема труда, образ нового человека — лейтмотив большинства советских выставок. Такими были Всесоюзные выставки документальной и художественной фотографии посвященные 60-летию Советского государства и открытию XXVI съезда КПССС.

Но советские фотографии - это не просто снимки счастливых людей, парадов, митингов, это четко продуманные и построенные кадры. Именно в эпоху СССР в нашу страну проник феномен сконструированной реальности. Зародившись в эпоху правления Сталина он просуществовал до времен перестройки. Ярким примером могут служить общие фотографии советских политических деятелей. Главным человеком в партии всегда оставался ее вождь, и к его мнению прислушивались все официальные партийные фотографы. От его воли зависело - будет в конечном итоге человек на фотографии или нет. Уходя с политической арены, человек исчезал и со снимка.

Начало новому курсу было положено на апрельском (1985 г.) Пленуме партии. На нем шла речь о необходимости качественного преобразования общества, о неотложности глубоких перемен во всех сферах жизни. О художественной интеллигенции М.С.Горбачев сказал: « Нет сомнений в том, что новые задачи, которые решаются сегодня, найдут достойные отклик в художественном творчестве утверждающем правду социалистической жизни»1.

Фотографии всегда уделялось особое внимание. Советские власти понимали, что с ее помощью можно пропагандировать и утверждать в сознании людей важнейшие идеологические установки. Накануне XXVII съезда КПСС страна находилась в ожидании, решения съезда должны были стать судьбоносными. Страна совершает крутой поворот в своей экономической стратегии, взят курс на «ускоренный научно-технический прогресс» и фотожурналисты не могут остаться в стороне. Основными темами в этот период (1985 - февраль 1986) по-прежнему оставались темы труда советских граждан и достижений Советского Союза. Проходившие в стране фотовыставки ставили своей задачей привлечение коллективов фотолюбителей к активному участию в создании произведений фотоискусства о жизни, труде, патриотизме и интернациональности советского народа.

В это время художественное творчество, картины, книги, фотографии, как и раньше, находилось под контролем цензуры. Запрещались публикации, постановки, демонстрации фильмов, в которых высказывалось особое отличающееся от официального мнение о происходящих в стране событиях. Фотографы, работавшие в средствах массовой информации или просто занимающиеся фотоискусством, тоже подвергались жесткому контролю партии. На фоне цензуры в стране возникали неофициальные, по сути, полулегальные клубы фотолюбителей в Москве, Казани, Горьком, Новокузнецке, Вильнюсе и т. д. Многие фотографы работали в официальных средствах массовой информации, но свои лучшие фотографии, как они выражались, "снимали в стол".

Значение фотографии, признавали не только руководители партии, но и сами журналисты. Так в 1985 году состоялась встреча редколлегии журнала «Советское фото» и фотожурналистов, на которой Людмила Герасимук, художник-оформитель печати «Новости», высказалась о фотографии так: «Фотографическое произведение является чрезвычайно сильным идеологическим оружием, и оно тем сильнее, чем выше его творческий уровень — настоящая фотопублицистика необыкновенно доказательна и убедительна».2

Задачи поставленные Горбачевым на апрельском Пленуме выполнялись, фотография продолжала пропагандировать советскую «счастливую» жизнь и нести эту пропаганду в массы. В стране периодически проводились фотографические выставки - «Родина моя», «Человек и труд». Примечательно, что наибольшей популярностью в 1986 году пользовалась XII выставка «Интерпрессфото», проходившая в выставочном зале Союза журналистов СССР. Девиз ее - «За мир и взаимопонимание между народами, за гуманность и прогресс». Советским людям благодаря выставке стали доступны фото посвященные репрессиям в Аргентине (серия снимков фотографа Пабло Ласански), Уругвае (снимки Мануэля Эрнандеса де Леон), Мексике (снимок «1 мая — день борьбы», автор — Хосе Артуро Франко).3 Зарубежные снимки были впервые показаны нашим соотечественникам в таком формате.

В целом, в это время советская фотография и фотографы начинают активно сотрудничать с западными коллегами. Отечественные фотографы принимают участие в иностранных конкурсах, так, к примеру в 1985 г. советские подводные фотографы приняли участие в конкурсе подводной фотографии проходившей в США, а в начале 1986 г. советская фотография была представлена на суд американским зрителям в Нью-Йорке. Там открылась выставка, состоящая из двух разделов « Пионеры советской фотографии» (1917-1940) и «Советская фотография периода ВОВ 1941-1945 гг.». Иностранные делегации, приезжавшие в Советский Союз с интересом, в свою очередь, посещали выставки советских фотографов.

Чем ближе страна подходила к XXVII съезду партии, тем активнее эта тема обсуждалась и освещалась в СМИ. Накануне съезда перед советской фотографией были поставлены новые задачи, согласно которым фотографическое искусство СССР должно выйти на новый уровень. Главным и самым важным должна была стать - информационная насыщенность. А главная тема — это рассказ о человеке труда, о социальных преобразованиях, о духовном росте и нравственном облике советского человека. Таким образом, постепенно подготавливалась реализация одного из лозунгов перестройки - гласности.

В это же время на страницах изданий публикуются традиционные снимки, репортажи, очерки рассказывающие о достижениях советских людей в экономике, о том, с какими социальными завоеваниями советский народ идет навстречу XXVII съезду.

В канун этого события издательство «Планета» выпустила фотоальбом «Навстречу Съезду»4, основной его раздел «Курсом ускорения» рассказывал о событиях последних месяцев, о подготовке страны к съезду. Снимки подкреплены весомыми словами делегатов Съезда. Фотографии показывают деятельность СЭВ, визит М.С. Горбачева во Францию, Женевскую встречу. Главную задачу создатели альбома видели в том, чтобы создать фотографические образы, раскрывающие работу партии по проведению в жизнь курса ускорения. Освещение политических событий на страницах фотоальбома соседствовало со снимками простых советских граждан, занятых трудом и учебой.

Глава 2. Развитие советской фотографии в 1987-1991 гг.

Первоначальный импульс изменениям, происходившим в той или иной сфере жизни общества в этот период, как правило, давался каким-либо партийным решением или постановлением. С 25 февраля по 6 марта 1986 г. в Москве состоялся XXVII съезд Коммунистической партии Советского Союза (предпоследний в истории КПСС). В ходе Съезда была принята Программы КПСС в новой редакции, а так же утверждены основные направления экономического и социального развития СССР на 1986—1990 гг. и на перспективу до 2000 г.

Интересно высказывание М.С.Горбачева: «Главную задачу своей культурной политики партия видит в том, чтобы открыть самый широкий простор для выявления способностей людей, сделать их жизнь духовно богатой, многогранной. Добиваясь радикальных перемен к лучшему и в этой области, важно построить всю культурно-воспитательную работу так, чтобы она все полнее удовлетворяла духовные запросы людей, шла навстречу их интересам. Нравственное здоровье общества, духовный климат, в котором живут люди, в немалой степени определяются состоянием литературы и искусства.

Идеологическая работа -работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью. Сегодня особенно важно формировать глубокое понимание характера современных задач, прочное научное мировоззрение, принципиальность, высокую культуру, ответственное отношение к делу на любом участке. Повышать степень зрелости общества, строить коммунизм - это значит неуклонно повышать зрелость сознания, обогащать духовный мир человека».5

Событие, к которому страна столько готовилась и шла, совершилось. Съезд состоялся, были определены пути развития и намечены их темпы. Для освещения события такого масштаба работали 30 московских фотокорреспондентов, 12 фотокорреспондентов ТАСС по РСФСР. Партийные лидеры хотели придать съезду как можно большее значение.

«Важнейшим же событием фотографической жизни страны стала в это время Всесоюзная фотовыставка «Рубежи созидания» в Центральном выставочном зале Союза журналистов СССР, посвященная XXVII Съезду ЦК КПСС. Открывая выставку председатель правления журналистов СССР, главный редактор газеты «Правда» В.Г. Афанасов призвал фотожурналистов, фотохудожников, фотолюбителей своим творчеством пропагандировать решения съезда».6 В экспозиции были представлены снимки значительных в глобальном масштабе событий, связанных с мирными инициативами Советского государства, международными встречами на высшем уровне, массовыми выступлениями советских людей в защиту мира, против угрозы войны. Другая серия снимков была посвящена новым жилым кварталам, спортивным сооружениям, больница, школам, концертным залам. Но главной темой все же оставался советский человек. Множество фотографий показывали людей совершенно разных профессий (И. Костин «Шахтерская слава», А. Переход «Жатва», В. Андрианов «Семейный экипаж», Ю. Шкурин «Строительство телескопа», А. Моклецов «Невесомость» и др.).

К этому времени перестройка оказала большое влияние на развитие советского фотографического искусства. Это хорошо показано на страница журнала «Советское фото» за 1987-1991 годы. После XVII съезда в журнале появляется колонка, где виднейшие представители фотоискусства и журналистики обсуждают проблемы, возникшие перед отечественной фотографией на этапе ускорения и всеобщих преобразований. По мнению одних, советская фотография давно ждала кардинальных изменений, по мнению других — изменения в ней происходят уже на протяжении нескольких лет, а кто-то и вовсе считал, что отечественная фотография психологически оказалась неподготовленной к отражению на достойном уровне сложных явлений происходящих в обществе, не смогла отказаться от традиций приукрашивания действительности. «Так, к примеру, гостями выпуска № 3 в 1987 году стали — главный редактор издательства «Планета» В. Помазнев, зам. главного редактора «Комсомольской правды» Л. Гущин и зам. главного редактора журнала «Смена» И. Серков».7Каждый из них высказал свою точку зрения о том, какие сейчас происходят процессы в жизни общества и как они влияют на фотографическое искусство.

В период с 1986 по 1991 годы советская фотография кардинально поменяла свой облик. Начавшаяся «перестройка» вызвала к жизни мощное движение за освобождение культуры от идеологического нажима. Уничтожение идеологических ограничений способствовало развитию свободы творчества. Идеологический плюрализм и демократизация общества способствовали распространению разнообразных течений и стилей.

Ослабление цензуры вызвало бурный поток публикаций на ранее запретные темы. На первый план выдвинулось обсуждение и осуждение "деформаций социализма", которых накопилось немало за 70 лет существования советской власти.

В этот же период перестройки, в прогрессивных средствах массовой информации все чаще и чаще стали появляться фотографии Павла Кривцова, Игоря Гаврилова, Александра Земляниченко, Павла Кассина, для которых фотография была основана на реальной журналистике без признаков идеологии. Наступило время, когда корреспондент мог продать свою фотографию в любое средство массовой информации, прежде всего западное, получить деньги и при этом не оказаться в тюрьме. Советские фотографы активно начинают сотрудничать с зарубежными коллегами. Прошедшие зарубежные выставки все чаще освещаются на страницах названного журнала. Поездки советских фотографов за границу приобретают массовый характер.

Для "перестройки" характерны идейные разногласия и политическое размежевание художественной интеллигенции, что раскололо некогда единые творческие союзы. Из парадных казенных мероприятий съезды творческой интеллигенции превратились в дискуссии. Появлялись новые группировки, хотя их организационное оформление сдерживалось трудностью раздела собственности, принадлежавшей союзам.

"Перестройка" стала сигналом, когда "фотографы застоя" вдруг вынули свои работы из столов и нелегальных клубов и весь мир ужаснулся "чернухе советской жизни" без признаков оптимизма. Прежде всего, эти фотографии появились на Западе, затем в советской прессе. Это было трудно назвать искусством документальной фотографии, но это были реалии общества.8 Советские граждане привыкшее видеть на снимках газет и журналов, счастливые лица соотечественников, митинги, парады, достижения трудящихся, еще долго не смогут привыкнуть к новому фотоискусству.

Вместе с тем известно множество прекрасных фотографий, характеризующих то время, сделанных Владимиром Семиным, Витасом Луцкусом, Валерием Щеколдиным, Лялей Кузнецовой. В отличие от многих фотографов, кроме "чернухи", они искали и нашли человека, своего героя, героев своего времени. Эти работы стали уникальны уже потому, что показали различие мировоззрения личности и государства. Они объяснили право на жизнь даже самых "маленьких людей", о которых раньше умалчивало государство.

Заключение.

«Фотография, особенно журналистская, как один из институтов общества отражает не только его жизнь, но и показывает своеобразную его температуру. Если общество лихорадит, то состояние это передается и фотографии».9 Слова, произнесенные советским фотографом М. Штейнбоком, наиболее ярко характеризует состояние отечественной фотографии к. 1980-х — н. 90 гг.

Находясь долгое время в рамках идеологии и цензуры, фотография и фотографы, на фоне плюрализма и гласности, стали искать свое место в искусстве и в мире в целом. Впервые в стране стали появляться снимки на ранее запрещенные темы. Фотографы перестали бояться снимать, то что им нравится и публиковать это в журналах. Впервые страна увидела на снимках не только счастливые лица советских людей и партийных деятелей, но и нищету, разруху, голод. Локальные войны, межнациональные конфликты, социальные проблемы стали все чаще освещаться в СМИ. Но пока не все фотографы были готовы оставить позади долгие годы жесткого контроля. Они по-прежнему руководствовались соображениями если не официальной цензуры, то цензуры внутренней.

По этому поводу высказался на страницах журнала «Советское фото» Игорь Серков, заместитель главного редактора журнала «Смены»: «Казалось бы, что плохого в том, что репортер за долгие годы работы точно уяснил себе, что надо снимать и что снимать не надо, что можно и что нельзя? Но практика показывает, что в этом случае постепенно, но неотвратимо происходит процесс исчезновения творческого отношения к делу. Это плохо, и винить в этом мы можем только самих себя – слишком долго одним из главных критериев качества кадра служила для нас его «проходимость»10.

Советская фотография в своем развитии вышла на новый этап, но не успев оправится от перестройки, она вскоре совсем, как особый феном, перестала существовать. Вместе с распадом Советского Союза и «советская фотография» прекратила свое существование.

Список использованных источников, литературы и интернет - ресурсов:

Источники:

«Стенографический отчет XXVII Съезда коммунистической партии Советского Союза», Москва, 1986

Горбачев М.С. «Избранные речи и статьи» Т. 3 Политиздат, 1987

Литература:

Журнал «Советское фото», 1984 - 1991 гг.

Пондопуло Г.К., Фотография и современность,1982 - 174 с.

Климов О. «Фотография как зеркало российской действительности. Новейшая история в интерпретации фотодокумента», 2005, http://www.photographer.ru/cult/history/

Интернет-ресурсы:

"Photographer.ru" - сайт о мировой фотографии. – Режим доступа: http://www.photographer.ru/

Коммунистическая партия Советского Союза. – Режим доступа: http://www.kpss.su/

Российская пресс-фотография. – Режим доступа: http://www.russpressphoto.ru/main/

1Доклад на Пленуме ЦК КПСС, 23 апреля 1985 г.

2Советское фото, 1985, № 7

3Советское фото, 1985, № 11

4Альбом «Навстречу Съезду», 1986, издательство «Планета»

5М.С. Горбачев, Избранные речи и статьи, Т. 3. М: Политиздат, 1987

6Советское фото, 1986, № 4

7Советское фото, 1987, № 3

8О. Климов, Фотография как зеркало российской действительности, 2005

9М. Штейнбок, фотограф

10Советское фото, 1987, № 3

Просмотров работы: 2766