ВВЕДЕНИЕ
Современная высшая школа, признавая в качестве основополагающего принципа принцип гуманизации образования, выступает как система условий, обеспечивающих развитие личности во всех ее проявлениях. Акцент на развитие личности студента выдвигает на первое место ряд проблем, среди которых одно из центральных мест занимает проблема эмоциональности.
Как фундаментальное свойство человеческой психики, эмоции являются одним из основных компонентов в структуре личности, включаясь практически во все ее образования и участвуя в регуляции ее деятельности. Эмоциональные характеристики в значительной степени обусловливают характер взаимоотношений человека с окружающей средой.
В настоящее время особенности эмоциональности студенчества как специфической возрастной и социальной группы могут быть отнесены к малоизученной области психологического знания.
Вместе с тем студенческий возраст, как этап развития, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенциалов человека, существенным компонентом которых являются эмоциональные отношения. Студенческий этап развития характеризуется максимальным включением личности в различные сферы общественных отношений и деятельности, которое требует мобилизации всех ресурсов человека и определяет повышенные требования к его эмоциональной сфере. Актуальность проблематики определила выбор темы исследования: «Психологические особенности эмоциональной сферы студентов».
Цель исследования: выявить психологические особенности эмоциональной сферы личности студентов.
Объект исследования: эмоциональная сфера личности.
Предмет исследования: эмоциональная сфера личности студентов.
Задачи исследования:
Охарактеризовать возрастные психологические особенности студентов.
Раскрыть сущность понятия эмоциональной сферы личности.
Выявить особенности эмоциональной сферы личности студентов.
Провести исследование особенностей эмоциональной сферы личности студентов специальности «Профессиональное обучение».
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- Теоретический анализ литературы по теме исследования;
- Анкетирование студентов;
- Количественный и качественный методы обработки результатов анкетирования.
1 Теоретические основы исследования особенностей эмоциональной сферы личности студентов
1.1 Возрастные психологические особенности студентов.
В данном разделе рассмотрим развитие возрастного периода – юность, с каких сторон характеризуется студент, различим формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза. Рассмотрим развитие студента на разных курсах.
Юность – это стадия онтогенетического развития между подростковым возрастом и взрослостью. У юношей этот временной интервал охватывает 17-21 год, у девушек - 16-20. [1]
Период юности связан с эмоциональными, интеллектуальными, морально-нравственными и волевыми изменениями, обусловленными появлением множества важных новообразований в сфере индивидуального сознания. В юности человек плохо контролирует свои эмоции, он теперь живет «взрослой жизнью», он хочет всего попробовать и сразу, но о последствиях редко думает.
Если же изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. [2]
Важным для юности является осознание и принятие обязанностей перед самим собой, ответственности за собственную жизнь, формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план это план потенциально возможных действий. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. В связи с этим у студента возникает много эмоций, которые нужно контролировать, чтобы учеба не была «на заднем плане».
Юность характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном варианте возникает противоположность – диффузное, расплывчатое «я», ролевая и личностная неопределенность. Типичная черта этой фазы развития – «ролевой мораторий» (отсрочка): диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе. [3]
Юношеский возраст предполагает собой в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически это период завершения физического созревания. Социальное положение юношества неоднородно. Юность – завершающий этап первичной социализации, ведущий вид деятельности – мир предметов, учебно-профессиональный. Юношеский возраст – важный этап развития умственных способностей. Развитие познавательных функций и интеллекта в юности, как и во всяком другом возрасте, имеет две стороны – количественную и качественную. Количественные изменения суть изменения в степени и уровне развития; подросток решает интеллектуальные задачи легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего возраста. Качественные изменения – сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. [3]
Слово «студент» — латинского происхождения, в переводе на русский язык означает «усердно работающий, занимающийся», то есть овладевающий знаниями. [4]
Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:
1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне — психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности данного индивида, его психических процессов и состояний;
2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и так далее;
3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, рост, черты лица, цвет кожи, глаз, и т. д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни. [4]
Период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других — ровно. Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, однако социальные факторы имеют здесь решающее значение. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которого строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.
В проведенных исследованиях процесса адаптации первокурсников к вузу обычно ученые выделяют следующие главные трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки повседневного контроля педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; наконец, отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями.
Иначе говоря, «под адаптационной способностью понимается способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой». Адаптация — это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. [5] Исследователи различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:
1) адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней и к ее требованиям;
2) общественная адаптация, т. е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
3) дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе. [5]
Адаптация студентов к учебному процессу (по данным изучения регуляторной функции психики) заканчивается в конце 2-го — начале 3-го учебного семестра.
В значительной степени психическое состояние студента зависит от его успехов в учебе, тактичности преподавателей, их доброжелательности, а также взаимоотношений, социально-психологической атмосферы в коллективе. Состояния вызываются значимыми для личности студента воздействиями или же слабыми, но длительно действующими. Особенности этих состояний зависят прежде всего от психических свойств личности, ее мотивации и типа нервной системы.
В ходе учебы в вузе на психическом состоянии молодого человека сказываются его отрыв от дома (если учеба связана с переменой местожительства), необходимость адаптации к новым условиям и усложнение деятельности, повышение требований к самостоятельной работе и др.
Как вызывать и поддерживать положительные психические состояния студентов и как нейтрализовывать, снимать, предупреждать отрицательные? Средства и методы для этого — научная организация труда обучаемых, убеждение, внушение, поощрение, культурно-массовая работа, спорт, индивидуальные беседы, разумное удовлетворение материальных и духовных потребностей.
Особым психическим состоянием является внутренний конфликт — столкновение противоположных ценностных ориентации личности, ее потребностей, интересов, стремлений. Основными его причинами являются трудности при выборе решения, неадекватное представление о себе, непомерные притязания, противоположно направленные мотивы самоутверждения. Разрешение внутреннего конфликта высвобождает энергию, приносит радость и чувство удовлетворения.
У стрессоустойчивых личностей духовный кризис, как правило, не наступает внезапно. Негативные эмоции, порождаемые неудачами, тяжелыми событиями в личной и общественной жизни, постепенно суммируются, накладываются одна на другую. Возникают отчаяние, чувство безнадежности, безысходности, бессмысленности последующей жизни, что и подталкивает к роковому способу разрешения всех мучений и противоречий. Каковы бы ни были причины и мотивы самоубийства, его психологические предпосылки вызревают заранее, уже у подростков. К таким предпосылкам следует отнести проблемы в миропонимании, ограниченность внутреннего мира, малодушие, индивидуализм, слабую готовность к преодолению неизбежных трудностей в жизни, к самоуправлению в экстремальных ситуациях. Сдедовательно, студент должен учиться управлять своими эмоциями.
Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.
Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.
Второй курс — период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.
Третий курс — начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности. Отныне формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации.
Четвертый курс — первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.
Пятый курс — перспектива скорого окончания вуза — формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т. п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза. [5]
Итак, если же изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. Важным для юности является осознание и принятие обязанностей перед самим собой, ответственности за собственную жизнь, формирование жизненных планов.
Понятие эмоций в психологической литературе
В данном разделе рассмотрим, что такое эмоции, по каким параметрам они различаются, на какие виды делятся, какие функции выполняют, значение эмоций в психической деятельности человека и становлении личности, роль эмоций в жизнедеятельности человека.
Эмоции составляют неотъемлемую часть человеческого существования. Все, с чем человек сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него определенное отношение. Одни объекты и явления взывают симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие - безразличие. Таким образом, наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. [6]
Функции эмоций:
Под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. И наоборот, существует значительное количество примеров, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления. Неслучайно принято считать, что слово тоже лечит. При этом имеется в виду, прежде всего вербальное воздействие врача-психотерапевта на эмоциональное состояние больного. В этом проявляется регуляторная функция эмоций и чувств.
Кроме того, что эмоции и чувства выполняют функцию регуляции состояния организма, они также задействованы и в регуляции поведения человека в целом. Это стало возможным потому, что человеческие чувства и эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций, свойственных только человеку. Прежде всего, к таким функциям следует отнести оценочную функцию эмоций, которая выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря этому эмоции позволяют определить полезность и вредность воздействующих на человека факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Например, человек, переходящий дорогу, может испытывать страх различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации.
Оценочная, или отражательная, функция эмоций и чувств непосредственно связана с побудительной,или стимулирующей, функцией. Например, в дорожной ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу.
Существует и коммуникативная функция эмоций. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.[6]
Если потребность удовлетворяется или может быть удовлетворена, рождаются положительные эмоции, если нет - отрицательные.
Виды эмоций делятся[7]:
По знаку:
Положительные эмоции (связанны с удовлетворением потребностей личности)
Отрицательные эмоции (связанны с неудовлетворением потребностей личности)
Амбивалентные (отражают двойственное отношение к объектам удовлетворения потребностей)
По модальности (качество) эмоций:
Радость- это положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью полного удовлетворения.
Удивление- эмоциональная реакция, не имеющая определенного положительного или отрицательного знака, на внезапно возникшие обстоятельства.
Страдание- отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворений важнейший жизненных потребностей.
Гнев- отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности.
Презрение- отрицательное эмоциональное состояние, вызванное в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведений субъекта с жизненной позицией, взглядами и поведением другого, являющегося объекта данного чувства.
Страх- отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информацию о реальной или воображаемой опасности.
Стыд- отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающим, но и собственным представлениям о подобающем поведение и внешнем облике
По силе и устойчивости:
Ситуативные эмоции:
Эмоциональный тон ощущений- простейшая форма эмоций, сопровождающих отдельные жизненно-важные воздействия (например: вкусовые, тактильные и тд)
Эмоциональные – эмоциональные реакции, отражающие значимость ситуаций выступающие в форме непосредственных ситуативных переживаний удовлетворения потребностей.
Аффект (душевное волнение)- это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффекты - бурные, кратковременные эмоциональные вспышки, которые захватывают всю личность человека. [6]
Устойчивые эмоции:
1)Настроение - длительное, слабовыраженное эмоциональное состояние. Оно может длиться очень долго – неделями, месяцами. У каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон обычного настроения. [8]
2)Чувства - более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда предметны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную значимость. [8]
3)Страсть - самое сильное и яркое эмоциональное состояние человека. В отличие от аффекта это стойкое, всеохватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности для своего удовлетворения. [8]
4) Стресс - эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших физических, психологических перегрузках.
В истории психологических исследований предпринимались также попытки их объединения по общим признакам в более компактную систему. Одна из таких попыток принадлежит В.Вундту. «Всю систему чувств, — писал он, — можно определить как многообразие трех измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга» (рис. 2). [6]
В системе координат, задаваемой этими тремя измерениями, можно расположить и по соответствующим параметрам характеризовать все известные эмоциональные процессы и состояния. Следует, однако, признать, что тем самым их качественная специфика, подробно представленная выше, т.е. действительное психологическое содержание, во многом утрачивается.
В своих рассуждениях об эмоциях В.Вундт не ограничился только попыткой их классификации в соответствии с приведенной схемой, но еще предложил некоторые гипотетические кривые, выражающие, по его мнению, типичную динамику изменения эмоциональных состояний по каждому из названных измерений (рис. 3). [6]
Рис. 2. Основные измерения эмоциональных процессов и состояний
(по В.Вундту)
Если в соответствии с этими кривыми рассмотреть различные виды эмоциональных процессов, то они будут сильно отличаться друг от друга по обоим измерениям. Наименьшая амплитуда вертикальных колебаний этих кривых будет, вероятно, связана с настроениями, а наибольшая — с аффектами. По горизонтальной же линии соотношения будут обратными: дольше всего будут сохраняться настроения, а меньше всего — аффекты.
Рис. 3. Типичная динамика изменения эмоциональных состояний по отдельным параметрам-измерениям (по В.Вундту)
Значение эмоций в психической деятельности человека и становлении его личности огромно. Они обогащают психику человека, яркость и разнообразие чувств делают его более интересным и для окружающих, и для самого себя. Богатство собственных переживаний помогает более глубоко и тонко понять происходящее, будь то произведения искусства - стихи, музыка, театр, или переживания других людей, или события, происходящие в мире.
Роль эмоций в жизни человека[7]:
- Отражательно-оценочная;
- Управляющая;
- Защитная;
- Мобилизующая;
- Компенсаторная;
- Сигнальная функция эмоций;
- Дезорганизирующая;
- Положительная.
Таким образом, под эмоциями понимают особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Различают несколько видов эмоций: по знаку, по модальности эмоций, по силе и устойчивости. Значение эмоций в жизни человека: помогает адаптироваться к новым обстоятельствам, выразить свое внутренне состояние.
Рассмотрели основные измерения эмоциональных процессов и состояний и типичную динамику изменения эмоциональных состояний по отдельным параметрам-измерениям (по В.Вундту)
Эмоциональная сфера студентов
В этом разделе, рассмотрим, что такое эмоциональная сфера, ее особенности, из чего она состоит, теорию, описывающую влияние эмоций на психику и поведение человека и сравним теорию с рабочим днем студента.
Эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр его переживаний и чувств.[10] Она выполняет ряд функций, таких как стимулирующая, регуляторная, устранение информационного дефицита, основной среди которых является оценочная.
В эмоциональных процессах своеобразно отражаются условия и задачи деятельности студента, проявляется его отношение к ним, ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг. В отличие от эмоций, связанных с конкретными ситуациями, чувства носят предметный характер, то есть непременно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием и т.п.). Эмоции, чувства молодого человека обогащают его внутренний мир, делают его восприятия яркими и содержательными, побуждают к активности, преодолению трудностей.[9]
Наукой хорошо изучены возникающие при эмоциях и разного рода переживаниях физиологические сдвиги в организме (изменения в работе сердца, органов дыхания и пищеварения, желез внутренней секреции), влияние эмоций и чувств на познавательные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление и др.). Изучены также поведенческие проявления эмоций и чувств (уход от их источника, агрессивность и т.п.), их внешнее выражение и роль в общении. .[9]
Особенно ярко эмоции проявляются и играют важную роль в деятельности студента в напряженные ее периоды (поступление в вуз, государственные экзамены и т.п.), когда они могут способствовать усилению мотивов к достижению цели и мобилизации усилий. Переживание тех или иных эмоций, влияет на формирование личности студента, на перестройку его взглядов, отношения к действительности.
Для эмоциональных процессов у студентов в процессе учебы характерны их большая интенсивность, разнообразие, переход от одних к другим, ускоренное формирование высших чувств. Неподверженность эмоциональных процессов отрицательным влияниям (внешним и внутренним), то есть эмоциональная устойчивость, — условие результативности деятельности в сложных для студента ситуациях. В широком спектре компонентов эмоциональной сферы студента особенно значимо чувство ответственности за результаты своей учебы и др.
Эмоциональная сфера состоит из эмоциональных переживаний и чувств. .[10]
Любое переживание - это оценка процесса удовлетворения какой-либо потребности индивида. [10]
Эмоциональные переживания человека делятся на эмоции и эмоциональные состояния. .[10]
Теория, описывающая влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О.Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности (рис. 3). [6]
Представленная на этом рисунке кривая показывает, что между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная, «колоколообразная» зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека (а в целом и для всех людей) имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, от условий, в которых она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой.
Рис. 1. Зависимость успешности деятельности человека от силы его эмоционального возбуждения (по Д.О.Хеббу)
Сравним этот график с рабочим днем студента. В первой половине дня у студента происходит точка эмоционального пробуждения, затем повышается эмоциональная активность и умственная деятельность. Во второй половине дня происходит возрастание дезорганизации деятельности, затем происходит состояние эмоционального стресса и полная дезорганизация деятельности.
Для эмоциональных процессов у студентов в процессе учебы характерны их большая интенсивность, разнообразие, переход от одних к другим, ускоренное формирование высших чувств. Неподверженность эмоциональных процессов отрицательным влияниям (внешним и внутренним), то есть эмоциональная устойчивость, — условие результативности деятельности в сложных для студента ситуациях. В широком спектре компонентов эмоциональной сферы студента особенно значимо чувство ответственности за результаты своей учебы и др.
В деятельности студента не исключен эмоциональный стресс — напряженность в трудных ситуациях. [11] Он вызывается оценочной ситуацией (экзамен), непривычными условиями, повышением ответственности, большими умственными нагрузками, переутомлением, крайним напряжением сил. Способствовать нервным срывам могут разного рода возбудители: алкоголь, наркотики, токсические вещества, рок-музыка. Например, изучение эмоциональных состояний, связанных с экзаменами, показывает, что их интенсивность то нарастает, то спадает, достигая кульминационной |точки в момент получения экзаменационного билета и ознакомления с ним. В период подготовки к ответу ярких эмоциональных реакций, как правило, не бывает, доминирует интеллектуальное напряжение, хотя несколько изменяется цвет лица, появляется некоторая тревожность. В основном после экзаменов активность падает, но эмоциональная напряженность остается довольно высокой. В зависимости от уровня притязаний, индивидуальных особенностей личности и отношения к оценке студент испытывает радость, облегчение, расслабленность или же, наоборот, недовольство и т.п.[11]
Состояние стресса у студентов в процессе деятельности предупреждается психологической подготовкой к выполнениюучебных и других программ, формированием устойчивых качеств и навыков, умелым управлением их поведениясо стороны преподавателей и руководителей вуза. Б.Г. Ананьев пишет, что условия жизнедеятельности и труда рассчитаны не столько на думающего, сколько на чувствующего человека.
Когда у студента отрицательные эмоции (тревожность, переживания, страх, стресс), то в направленной деятельности на достижение успехов, имеет следующие особенности:
1. Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче.
2. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.
3. Боязнь неудачи - характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха.
4. Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи.
5. Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче.
6. Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.
7. Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.[11]
Таким образом, эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр его переживаний и чувств. Она выполняет ряд функций, таких как стимулирующая, регуляторная, устранение информационного дефицита, основной среди которых является оценочная. Эмоциональная сфера состоит из эмоциональных переживаний и чувств.
Выводы по главе:
Итак, Если же изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. Важным для юности является осознание и принятие обязанностей перед самим собой, ответственности за собственную жизнь, формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план это план потенциально возможных действий. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. В связи с этим у студента возникает много эмоций, которые нужно контролировать, чтобы учеба не была «на заднем плане». На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности. Следовательно, студент должен научится управлять своими эмоциями.
Под эмоциями понимают особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Различают несколько видов эмоций: По знаку: Положительные эмоции, Отрицательные эмоции, Амбивалентные; По модальности эмоций: Радость, Удивление, Страдание, Гнев, Презрение, Страх, Стыд; По силе и устойчивости: Ситуативные эмоции: Эмоциональный тон ощущений, Эмоциональные, Аффект (душевное волнение); Устойчивые эмоции: Настроение, Чувства, Страсть, Стресс.
Таким образом, эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр его переживаний и чувств. Эмоции молодого человека обогащают его внутренний мир, делают его восприятия яркими и содержательными, побуждают к активности, преодолению трудностей. Особенно ярко эмоции проявляются и играют важную роль в деятельности студента в напряженные ее периоды (поступление в вуз, государственные экзамены и т.п.), когда они могут способствовать усилению мотивов к достижению цели и мобилизации усилий. Переживание тех или иных эмоций, чувств влияет на формирование личности студента, на перестройку его взглядов, отношения к действительности. Для эмоциональных процессов у студентов в процессе учебы характерны их большая интенсивность, разнообразие, переход от одних к другим, ускоренное формирование высших чувств. Неподверженность эмоциональных процессов отрицательным влияниям (внешним и внутренним), то есть эмоциональная устойчивость, — условие результативности деятельности в сложных для студента ситуациях. В широком спектре компонентов эмоциональной сферы студента особенно значимо чувство ответственности за результаты своей учебы и др.
Рассмотрели теорию, описывающую влияние эмоций на психику и поведение человека. Д.О.Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности (рис.1). Представленная на этом рисунке кривая показывает, что между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Сравнили этот график с рабочим днем студента. В первой половине дня у студента происходит точка эмоционального пробуждения, затем повышается эмоциональная активность и умственная деятельность. Во второй половине дня происходит возрастание дезорганизации деятельности, затем происходит состояние эмоционального стресса и полная дезорганизация деятельности. Следовательно, оптимальный уровень эмоционального возбуждения зависит от уровня эмоционального возбуждения, и в первой половине дня студент намного лучше усваивает учебный процесс
Эмпирическое исследование особенностей эмоциональной сферы личности студентов
Методика исследования оценки «эмоционального интеллекта»
Метод исследования: анкетирование.
Используемая методика: Методика оценки «эмоционального интеллекта» предложена Н. Холлом для выявления способности управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.[12] Текст методики представлен в приложении А.
Участники исследования: студенты 1-3 кусров «Профессионального обучения» ИППС СФУ. Общим количеством 39 человек, в том числе . 14 студентов из данной группы являются студентами 1 курса, 17 студентов 2 курса, остальные 8 из 3 курса.
Методика состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал.
Эмоциональный интеллект (англ. Emotional intelligence) - способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.
Обработка результатов.
В ходе исследования были получены следующие результаты (рисунок 4):
1) 59% опрошенных студентов по шкале «Эмоциональная осведомленность» имеют высокие показатели, 35,9%-средние показатели, 5,1%-низкие показатели.
2) 61,5% опрошенных студентовпо шкале «Управление своими эмоциями» имеют высокие показатели, 28,3%-средние показатели, 10,2% -низкие показатели.
3) 56,4% опрошенных студентов по шкале «Самомотивация» имеют высокие показатели, 41%-средние показатели, 6% - низкие показатели.
4) 59%опрошенных студентов по шкале «Эмпатия» имеют высокие показатели, 38,5%-средние показатели, 2,5%- низкие показатели.
5) 51,3% опрошенных студентов по школе «Распознавание эмоций других людей» имеют высокие значения, 46,2%-средние показатели, 2,5%-низкие показатели.
Рисунок 4
Обобщив полученные результаты, можно сделать следующие выводы (рисунок 5).:
- для 29% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление «Эмпатия», что характеризует их способность к пониманию эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир;
- для 23% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление «Самомотивация», что характеризует их способность произвольно управлять своими эмоциями
- для 19% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление «Эмоциональная осведомленность», что характеризует определять и выражать то, что они чувствуют от момента к моменту и понимать связь между их чувствами и действиями, также позволяет понять, что чувствуют другие и сопереживать им;
- для 19% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление «Распознавание эмоций других людей», что характеризует их умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей;
- для 10% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление «Управление своими эмоциями», что характеризует эмоциональную отходчивость, эмоциональную неригидность.
Рисунок 5.
Вывод по главе:
Анализ результата проведенного исследования показал, что большинство из опрошенных студентов по всем шкалам имеют высокие значения. Обобщив полученные результаты, можно сделать следующие выводы:
- для 29% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление «Эмпатия», что характеризует их способность к пониманию эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир;
- для 23% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление «Самомотивация», что характеризует их способность произвольно управлять своими эмоциями;
- для 19% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление «Эмоциональная осведомленность», что характеризует определять и выражать то, что они чувствуют от момента к моменту и понимать связь между их чувствами и действиями, также позволяет понять, что чувствуют другие и сопереживать им;
- для 19% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление «Распознавание эмоций других людей», что характеризует их умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей;
- для 10% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление «Управление своими эмоциями», что характеризует эмоциональную отходчивость, эмоциональную неригидность.
Таким образом, для студентов характерно понимание значение эмоций в повседневной жизни и учебном процессе, а так же во взаимоотношении с другими людьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель курсовой работы состояла в том, чтобы выявить психологические особенности эмоциональной сферы личности студентов.
Для достижения цели исследования были решены следующие задачи:
Охарактеризованы возрастные психологические особенности студентов. Студенческие годы приходятся на период юности. подростковым возрастом и взрослостью. Если же изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. Важным для юности является осознание и принятие обязанностей перед самим собой, ответственности за собственную жизнь, формирование жизненных планов. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. В связи с этим у студента возникает много эмоций, которые нужно контролировать, чтобы учеба не была «на заднем плане». На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.
Раскрыта сущность понятия эмоций личности. Под эмоциями понимают особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Эмоции составляют неотъемлемую часть человеческого существования. Все, с чем человек сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него определенное отношение. Одни объекты и явления взывают симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие - безразличие. Таким образом, наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.Различают несколько видов эмоций: По знаку: Положительные эмоции, Отрицательные эмоции, Амбивалентные; По модальности эмоций: Радость, Удивление, Страдание, Гнев, Презрение, Страх, Стыд; По силе и устойчивости: Ситуативные эмоции: Эмоциональный тон ощущений, Эмоциональные, Аффект (душевное волнение); Устойчивые эмоции: Настроение, Чувства, Страсть, Стресс.
Таким образом, эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр его переживаний и чувств. Она выполняет ряд функций, таких как стимулирующая, регуляторная, оценочной, коммуникативной.
Выявили особенности эмоциональной сферы личности студентов. В эмоциональных процессах своеобразно отражаются условия и задачи деятельности студента, проявляется его отношение к ним, ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг. Эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр его переживаний и чувств. Любое переживание - это оценка процесса удовлетворения какой-либо потребности индивида. Чувства носят предметный характер, то есть непременно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием и т.п.). Эмоции молодого человека обогащают его внутренний мир, делают его восприятия яркими и содержательными, побуждают к активности, преодолению трудностей. Особенно ярко эмоции проявляются и играют важную роль в деятельности студента в напряженные ее периоды (поступление в вуз, государственные экзамены и т.п.), когда они могут способствовать усилению мотивов к достижению цели и мобилизации усилий. Переживание тех или иных эмоций, чувств влияет на формирование личности студента, на перестройку его взглядов, отношения к действительности.
Для эмоциональных процессов у студентов в процессе учебы характерны их большая интенсивность, разнообразие, переход от одних к другим, ускоренное формирование высших чувств. Неподверженность эмоциональных процессов отрицательным влияниям (внешним и внутренним), то есть эмоциональная устойчивость, — условие результативности деятельности в сложных для студента ситуациях. В широком спектре компонентов эмоциональной сферы студента особенно значимо чувство ответственности за результаты своей учебы и др.
Провели исследование особенностей эмоциональной сферы личности студентов специальности «Профессиональное обучение», выяснив, что большинство опрошенных студентов по всем шкалам имеют высокие значения.
Обобщив полученные результаты, можно сделать следующие выводы:
- для 29% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление «Эмпатия», что характеризует их способность к пониманию эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир;
- для 23% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление «Самомотивация», что характеризует их способность произвольно управлять своими эмоциями
- для 19% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление «Эмоциональная осведомленность», что характеризует определять и выражать то, что они чувствуют от момента к моменту и понимать связь между их чувствами и действиями, также позволяет понять, что чувствуют другие и сопереживать им;
- для 19% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление «Распознавание эмоций других людей», что характеризует их умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей;
- для 10% студентов из всех эмоциональных проявлений в наибольшей степени выражено эмоциональное проявление «Управление своими эмоциями», что характеризует эмоциональную отходчивость, эмоциональную неригидность.
Таким образом, студенты способны эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.
Список использованных источников
Кондаков И.М. Психологический словарь: эл. версия 2000 г. Режим доступа: http://oim.ru/category/entsiklopediya/i-kondakov-psikhologicheskii-slovar-2000-g
Конспект лекций по курсу «Психология профессионального образования»: //СФУ ИЦМиЗ, 2007. -110с.
Учебное пособие: Психология: Юношеский возраст, 2013. Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/psychology/00275412_0.html
Учебное пособие: Особенности развития личности студента, 2012.- 10,05 Mb., - 49с. Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-410760.html?page=49
Учебное пособие: Лекции. Лекции по валеологии, 2010. Валеология - наука о здоровье. Основные понятия науки. Организация режима жизнедеятельности. "и т. http://med-books.info/valeologiya_738/lektsii-valeologii346.html
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 688с.
Медицинская психология : Лекции для врачей-слушателей курсов последиплом. образования / А. Л. Гройсман, 359 с. 20 см, М. Магистр [1998?] 1999
Психология: учебник для студ. сред. проф. учеб. Заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан ; под ред. И.В. Дубровиной. – 6-е изд., стер.- М. : Издательский центр «Академия», 2007. -464 с.
Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза // Вопросы психологии, 1998. - № 2.
Конспект лекций по курсу «Психология профессионального образования»: //СФУ ИЦМиЗ, 2007. -110с.
Реферат: Психология: Особенности эмоциональной сферы у студентов, 2009. Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00010175_0.html
Холл "Опросник на эмоциональный интеллект": http://www.akademiki.biz/biblioteka-jivoi-informacii/tests/105-holl-oprosnik-na-emocionalnii-intellekt
ПРИЛОЖЕНИЕ А.
Методика оценки «эмоционального интеллекта»
Курс __________ Возраст_________ Пол_________
Методика предложена Н. Холлом для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:
1) эмоциональная осведомленность (означает знание того, что и почему вы чувствуете. Это умение позволяет определять и выражать то, что вы чувствуете от момента к моменту и понять связь между вашими чувствами и действиями. Эмоциональная осведомленность также позволяет понять, что чувствуют другие и сопереживать им.
2) управление своими эмоциями (скорее это эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность (легкое адаптирование к новым обстоятельствам),
3) самомотивация (это произвольное управление своими эмоциями,),
4) эмпатия (это понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир)
5) распознавание эмоций других людей (скорее — умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).
Инструкция.
Ниже вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны Вашей жизни. Пожалуйста, напишите цифру справа от каждого утверждения, исходя из оценки ваших ответов:
Полностью не согласен — (- 3 балла);
В основном не согласен — (-2 балла);
Отчасти не согласен — (-1 балл);
Отчасти согласен — (+ 1 балл);
В основном согласен — (+2 балла);
Полностью согласен — (+ 3 балла).
№ |
Высказывания |
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
1 |
Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания, как поступать в жизни. |
||||||
2 |
Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни. |
||||||
3 |
Я спокоен, когда испытываю давление со стороны. |
||||||
4 |
Я способен наблюдать изменение своих чувств |
||||||
5 |
Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни. |
||||||
6 |
Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие как веселье, радость, внутренний подъем и юмор. |
||||||
7 |
Я слежу за тем, как я себя чувствую. |
||||||
8 |
После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами. |
||||||
9 |
Я способен выслушивать проблемы других людей. |
||||||
10 |
Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях. |
||||||
11 |
Я чувствителен к эмоциональным потребностям других. |
||||||
12 |
Я могу действовать успокаивающе на других людей. |
||||||
13 |
Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия. |
||||||
14 |
Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам. |
||||||
15 |
Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей. |
||||||
16 |
Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности. |
||||||
17 |
Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема. |
||||||
18 |
Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения. |
||||||
19 |
Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы». |
||||||
20 |
Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто |
||||||
21 |
Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица. |
||||||
22 |
Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать. |
||||||
23 |
Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются. |
||||||
24 |
Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей. |
||||||
25 |
Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью. |
||||||
26 |
Я способен улучшить настроение других людей. |
||||||
27 |
Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми. |
||||||
28 |
Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей. |
||||||
29 |
Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей. |
||||||
30 |
Я могу легко отключиться от переживания неприятностей. |
Ключ для диагностики. Обработка результатов.
Шкала «Эмоциональная осведомленность» — пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25
Σ=
Шкала «Управление своими эмоциями» — пункты 3, 7, 8,10,18, 30
Σ =
Шкала «Самомотивация» — пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22
Σ =
Шкала «Эмпатия» - пункты 9,11, 20, 21, 23, 28
Σ =
Шкала «Распознавание эмоций других людей» — пункты 12,15, 24, 26, 27, 29 Σ =
Подсчет результатов. По каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или -). Чем больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление.
от -18 до -7 – Минимальное значение
от -6 до 6 – Среднее значение (нормальное)
от 7 до 18- Высокое значение
Полученный результат _______________________________________