ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ

Блохина А.А. 1, Автономова Т.П. 1
1Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Бытовую деятельность человека составляют бытовые процессы. Характеристикой последних выступает их повторяемость через определенные промежутки времени, чередование и систематичность. Бытовая деятельность возникает первоначально на основе удовлетворения биологических потребностей ребенка. Позднее его биологические потребности преобразуются в социальные в процессе освоения закрепленного в обществе способа их удовлетворения. За этим способом всегда стоят нормы, регулирующие взаимоотношения людей в бытовых процессах и определяющие правила культуры поведения, общения. Техническую сторону бытовой деятельности составляет совокупность культурно-гигиенических навыков, направленных на поддержание личной гигиены с помощью социально заданных средств и способов, регулируется бытовая деятельность с помощью правильной организации режима дня [Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2001. - 336 с.].

Для аутичных детей формирование навыков самообслуживания и бытового поведения является особой проблемой. Сложность обучения социально-бытовым навыкам для окружающих связана, в первую очередь, с нарушениями контакта, а также с трудностью произвольного сосредоточения и страхами. [О.С. Никольская Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 1997].

Детям-аутистам зачастую очень нелегко осваивать культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания в связи с тем они не вполне владеют своим телом [Гринспен С., Уидер С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления. – М.: Теревинф, 2013. – 512 с.].

По мнению В.В.Лебединского, непреодолимым рубежом для детей с ранним детским аутизмом часто является переход от непроизвольных действий к произвольным. Выполнение последних связано с нарастанием аффективного напряжения, которое находит выход на моторных путях в виде хаотичных движений. Если момент произвольности снимается, то же движение может быть выполнено без затруднений. В силу указанной причины действия, требующие специального обучения, формируются с запозданием, а в тяжелых случаях вообще недоступны ребенку [Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. – М.: Академия, 2008.-140 с.].

Для определения содержания индивидуальной коррекционной работы по социально-бытовой адаптации аутичного ребенка обследуется уровень владения им культурно-гигиеническими навыками: уход за собой (умение умываться, причесываться, мыть руки, чистить зубы); умение самостоятельно есть, пить, пользоваться столовыми приборами, умение пользоваться туалетом; умение надевать и снимать предметы одежды, обувь, расстегивать и застегивать пуговицы, молнии; умение заботиться о своих вещах: складывать аккуратно, вешать в шкаф, чистить одежду.

Как отмечают И. В. Ковалец и Т. Л. Лещинская, при обследовании аутичных детей почти у каждого из них обнаруживается полная беспомощность в самообслуживании и очень низкое владение культурно-гигиеническими навыками (или полное их отсутствие). Имеющиеся у ребенка стереотипы представляют уровень его социализации (контакта со средой), который он освоил. Необходимо замечать, изучать и использовать их. При этом самостоятельное овладение ребенком социально-бытовыми навыками бывает связано с конкретной ситуацией, а перенос сформированного навыка в другую ситуацию крайне затруднен. Обогащение нужных действий запасом стереотипов ребенка, их изменение, превращение из случайного набора в систему связей с окружающим — это наиболее эффективный путь на начальных этапах социальной адаптации таких детей. Чтобы обеспечить формирование более гибкой системы стереотипов взаимодействия с окружающим миром, необходимо раннее начало коррекционного обучения ребенка с проявлениями аутизма. В результате такой работы он научается обслуживать себя, выполнять поручения и несложные виды труда, общаться с другими людьми [Ковалец И. В. (сост.) Программа работа с детьми с проявлениями раннего детского аутизма. – Министерство образование республики Беларусь, 1998. – 32 с.].

Однако в отношениях между аутичным ребенком и его родителями или педагогами часто существует опасность гиперопеки. Боясь потерять установившийся контакт, опасаясь деструктивного поведения со стороны ребенка или экономя время, родители нередко сами одевают и раздевают ребенка, или угадывая его малейшие движения, дают ему предмет, который он мог бы достать самостоятельно. В норме дети в возрасте 3 лет часто стараются отстоять свою самостоятельность, протестуя против вмешательства взрослого. Аутичный ребенок, будучи часто моторно неловким и неуверенным в своих возможностях, напротив, старается привлечь помощь взрослого. Поэтому крайне важно создать у ребенка ощущение успеха. Взрослый сначала подключает ребенка к самым легким операциям, подчеркивая, как у него хорошо и ловко все получается, какой он сильный, как быстро одевается, аккуратно ест и чисто умывается и т. п. [М. Ю. Веденина «Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации» // Дефектология 1997 №2 стр.31-40].

Отечественные специалисты (О. С. Никольская, Е. Р. Баенская и М. М. Либлинг) придерживаются мнения, что для успешного овладения бытовыми навыками и (что представляет для аутичного ребенка особую проблему) их самостоятельного использования необходимо организовать значимую повседневную ситуацию. В связи с этим, специалисты рекомендуют родителям придерживаться некоторых правил при обучении аутичного ребенка навыкам самообслуживания, которые помогут организовать процесс максимально комфортно и предотвратить негативные поведенческие реакции.

Например, если в семье еще не сложился постоянный режим дня, то требуется установить удобный для всех, но неукоснительно соблюдаемый порядок основных домашних дел (еда, прогулка, сон, занятия и т. д.). Ребенку в усвоении общего распорядка дня могут помочь фотографии (или картинки), изображающие, как он ест, готовится ко сну, спит, читает на диване с мамой, одевается, гуляет и т. п. Эти фотографии, по мере завершения очередных действий, можно последовательно сменять. Можно завести и «альбом-расписание» с такими фотографиями. Такая зрительная организация поможет структурировать повседневную жизнь не только детям,

Аутичному ребенку нередко бывает очень трудно ждать, если желанное событие откладывается; часто само слово «подожди» вызывает негативную реакцию. Это связано с несформированностью представления о времени, с тем, что ребенку непонятно, насколько откладывается удовольствие. В этом случае «зрительная организация» дня в виде расписания может прояснить ситуацию.

Некоторых детей можно подключать к деятельности взрослого с помощью мелких поручений. Благодаря таким, иногда спонтанным, иногда специально организованным, мелким поручениям ребенок, «крутясь» около мамы, не просто «мешается под ногами», но и потихоньку включается в бытовую ситуацию, которая приобретает для него новый эмоциональный смысл - совместного со взрослым дела.

Наряду с временной организацией дня важен также ритм занятий. Аутичный ребенок может очень недолго выдерживать ситуацию активного взаимодействия. Иногда он способен вступать в контакт на короткие промежутки времени, самостоятельно дозируя продолжительность и насыщенность своего взаимодействия с другими. Обучение, совместная деятельность могут занимать вначале очень короткое время - скажем, 1-2 минуты, но необходимо, чтобы действие было завершено и чтобы ребенок сразу испытал успех (поэтому особенно важно определить доступную для него задачу). Когда взрослый действует руками ребенка, он должен делать это быстро и уверенно, чтобы поскорее завершить действие.

Уменьшению тревожности, упорядочению поведения аутичного ребенка способствует не только временная, но и пространственная организация его жизни. Важно организовать пространство вокруг ребенка таким образом, чтобы ему стало ясно, где он занимается со взрослым, где он одевается, где ест, где удобнее порисовать, где посмотреть книжки или построить железную дорогу, а где он может попрыгать и побыть один.

Необходимо тщательно продумать схему действий чтобы повторялись одни и те же шаги при обучении навыку, и все взрослые могли учить ребенка одинаково. Прежде чем начать обучение, желательно познакомить с данной схемой родственников, проверить доступность всех необходимых материалов и определить последовательности действий.

Когда ребенок освоит необходимые моторные навыки в целом, взрослый может занять более пассивную позицию, отступив в сторону, но не забывая радоваться его успеху и игнорируя неуспех. Многие аутичные дети резко отрицательно реагируют на слово «нет», которое часто непроизвольно вырывается у взрослого при неверном действии ребёнка. Более продуктивный выход из этой ситуации состоит в том, что взрослый формулирует еще раз то, что ребенку нужно сделать, не фиксируясь на ошибке.

Некоторые операции, которые особенно трудны ребенку, например застегивание пуговиц, можно вставить в интересный для него игровой сюжет. Так, играя в поиски клада, ребенок сталкивается с необходимостью расстегнуть пуговицы на мешочке (помощь предоставляется здесь точно так же, как и в реальной бытовой ситуации). Или, если ребенок увлечен игрой с конструктором, материалы он может доставать также из мешочка с пуговицами, а потом убирать их обратно.

Не стоит пытаться научить ребенка всему сразу, лучше сначала сосредоточиться на одном, наиболее доступном ему навыке, лишь очень постепенно подключая его к наиболее простым операциям в других бытовых ситуациях. Родители аутичных детей должны быть готовы к тому, что для закрепления уже усвоенного навыка еще долгое время будет требоваться внешняя организация повседневных действий ребенка, а сам процесс освоения им необходимых бытовых навыков является длительным и постепенным, требующим большого терпения [Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 1997].

Таким образом, для успешного овладения и самостоятельного использования аутичным ребенком бытовых навыков необходимо выбрать программу, которая будет соответствовать, в первую очередь, форме аутизма, возрасту ребенка и его индивидуальным особенностям. Также родителям необходимо создать в процессе занятий благоприятную атмосферу, установить удобный распорядок дня, ритм занятий, а также пространственную организацию жизни ребенка.

Просмотров работы: 4406