ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП ПОДРОСТКОВ

Шипулина В.В. 1
1Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Подростковый возраст - это период развития личности от детства к зрелости, к юношеству. Этот период обуславливается не только физическим и половым созреванием, но и развитием личности. Происходит «снижение общего интереса к учению, к школе, проявляется в том, что школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни» [4, С. 62].

В этот период идет нравственное развитие, формирование убеждений подростка. И чаще всего эти убеждения не совпадают с общественным мнением. Ребенок задумывается о себе как о личности, он сравнивает себя со сверстниками. Именно в это время и появляются «трудные» подростки, составляющие большинство в различных неформальных объединениях.

Неформальное движение является социально организованной общностью людей, объединенных общими интересами, целями и совместной деятельностью [3]. Правда, многие из них занимают различные позиции в отношении базовых социальных ценностей. Многие из неформальных групп являются асоциальными – ориентированными на удовлетворение потребностей лишь членов этой группы (хиппи, панки, рокеры, брейкеры, металлисты и т.п.), социально ориентированными (неонацисты, бритоголовые, рэдскины) и антисоциальными – откровенно преступными группами. Одна из причин ухода подростков в неформалы – это потребность в друзьях, конфликты дома или в школе, протест против формализма взрослых, поиск смысла существования [1].

Эти группы возникают стихийно. Они распадаются, меняются в зависимости от моды. Принадлежность к какой-то группе можно определить по различным внешним признакам: по одежде, причёске, украшениям.

Специалисты отмечают следующие причины участия подростков в неформальных группах – это стремление познать необычное, особенно современное западное искусство; неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива; отсутствие интереса к чему-либо, бездеятельность, равнодушие к учебе; потребность в эмоциональных впечатлениях; отсутствие индивидуального подхода в школе, при наличии задержки в умственном развитии отдельных учеников; невнимание к подросткам в семье, безнадзорность, одиночество, заброшенность, беззащитность; оригинальность впечатлений, получаемых подростками в группах, внутренняя свобода; возможность проявить протест против положения молодежи в современных условиях [1].

Неформальные молодежные группы впервые возникли после второй мировой войны в странах Европы, как неприятие молодежью общественных и экономических систем в их странах, социальных и духовных ценностей. Это был протест против существующих порядков и поиск более справедливых форм человеческого существования.

В конце 40-х – начале 50-х гг. прошлого века небольшие группы молодежи пытались противопоставить себя обществу. Они появлялись с особенными прическами и одеждой. Их жесты, их язык, поведение, их музыка, интерес к политической жизни заставляли обращать на них внимание.

В середине 50-х гг. ХХ века во многих европейских странах появились «сердитые молодые люди» от 14 до 20 лет в кожаных пиджаках, без работы; многие из них потеряли в войну отцов. Как протест против своего положения они громили витрины магазинов и рекламы.

В России неформальные группы молодежи появились после Великой отечественной войны. В период перестройки их число возросло, молодежь включилась в мировое молодежное движение, представляя свою специфику [2].

С 1986 года существование неформальных групп было признано официально. Их стали определять по различным соматическим средствам (одежда, сленг, значковая атрибутика, манеры, мораль и.т.д.), с помощью которых молодые отгораживались от взрослого сообщества, отстаивая свое право на внутреннюю жизнь.

Анализ литературы показал, что можно выделить следующие причины возникновения неформальных объединений:

- вызов обществу, протест;

- вызов семье, непонимание в семье;

- нежелание быть как все;

- желание утвердится в новой среде;

- привлечь к себе внимание;

- не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране;

- копирование западных структур, течений, культуры;

- религиозные идейные убеждения;

- дань моде;

- отсутствие цели в жизни;

- влияние криминальных структур, хулиганство;

- возрастные увлечения [5].

Необходимо найти с этими подростками общий язык, суметь разобраться с волнующими их проблемами. Нельзя запрещать, а искать пути создания условий для самовыражения и самореализации подростков.

Список литературы:

1.Василькова Ю.В., Василькова Т.А. - Социальная педагогика. –СПб.: Академия, 1999 – 254 с.

2.Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: Норма-Инфра, 1999. – 250 с.

3.Крутых А.В., Крутых Е.В. Социально-психологические особенности театральной молодежи /Современные наукоёмкие технологии. – 2013. – № 7, Часть 2. – С.181.

4.Педагогика: семья, школа, общество: монография /А.Ю. Арутюнян, С.А. Барамзина, Е.В.Крутых [и др.]; под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Книга 27. – М: Наука: информ; Воронеж: ВГПУ, 2012. – 165 с.

5. Тощенко Ж.Т. Социология. – М.: Прометей, Юрайт, 1999. – 278 с.

Просмотров работы: 2124