Новая социальная среда предъявляет к ребёнку особые требования, которые в большей или меньшей степени соответствуют его индивидуальным особенностям и склонностям. Поступление в дошкольное образовательное учреждение связано с включением ребёнка в группу сверстников, каждый из которых наделён своими индивидуальными чертами, а все вместе они образуют первую социальную общность, в которой им предстоит наладить взаимоотношения.
Проблемы социальной адаптации и социализации представлены в работах И.С.Кона, И.К.Кряжевой, Л.М.Растовой, Т.Шибутани. Детская адаптация к дошкольным учреждениям исследовалась Н.М.Аксариной, Н.Д.Ватутиной, А.И.Мышкис, Р.Б.Тонковой-Ямпольской и др.
Адаптация ребёнка является и процессом, и результатом усвоения им опыта общения, стереотипов поведения, совместной игровой и учебной деятельности. Стало быть, адаптация происходит в процессе общения и совместной деятельности.
Отставание в развитии поставит ребёнка в невыгодное положение по сравнению со сверстниками, а переживания в связи с этим могут привести к нервному перенапряжению и срыву.
В литературе по специальной психологии, коррекционной педагогике, логопедии отечественными авторами (О.Е. Грибова, И.С.Кривовяз, Л.Г.Соловьева, О.Н.Усанова и др.) неоднократно указывалось на необходимость научного изучения коммуникативной деятельности, познавательной активности, особенностей личностного и психического развития детей с общим недоразвитием речи, на разработку коррекционных мер, направленных на преодоление трудностей в развитии детей этой категории.
В дошкольный период ребёнок приобретает свой социальный опыт, успешность которого напрямую зависит от пребывания его в ДОУ.
В педагогической практике важное значение имеет учёт особенностей процесса адаптации ребёнка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в общественные учебно-воспитательные учреждения, при вхождении в новый коллектив.
Речь играет большую роль в социальной адаптации старшего дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Рассмотрев ряд работ различных ученых по вопросам изучения особенностей социальной адаптации детей с нарушением речевого развития (Л.С.Волкова, А.И.Захарова, В.В.Лебединский, Л.М.Шипицина), мы пришли к выводу о том, что, несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме социальной адаптации детей описываемой категории, накопленные к настоящему времени данные в этой области, к сожалению, фрагментарны.
Исследования, проведённые психологами, педагогами, лингвистами, создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (В.В.Виноградов, Л.С.Выготский, А.Н.Гвоздев, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, Е.А.Флерина, Л.В.Щерба, Д.Б.Эльконин).
Анализ многочисленных исследований показал, что процесс адаптации является предметом изучения многих наук (биологических, медицинских, технологических, психологических и др.); существует множество определений понятия адаптации; в современной литературе все определения отталкиваются от результатов исследования фактов жизнеспособности организмов.
Нормальное существование человека обеспечивается уровнем его приспособленности к окружающей среде. Указанный процесс определяется термином «адаптация». Дать определение понятию «адаптация» и разработать классификацию ее видов стремились Х.Вольф, В.Карпевич, ААНалчаджян, А.В.Петровский, Дж.Симпсон, А.Хлебович, Г Я.Шкорбатов.
Наиболее используемым понятием является данное А.В.Петровским: «Адаптация - приспособление к изменённым жизненным условиям».
Вид адаптации, заключающийся в приспособлении человека при включении его в новую социальную роль или группу, носит название социальной адаптации. В литературе вопросам приспособления человека к социальным факторам уделяли значительное внимание СААртемов, Ю.А.Добровольский, Э.С.Маркарян, В.П.Петленко, В.И.Плотников, Г.И.Царегородцев.
Обобщая множество имеющихся в литературе классификаций процесса адаптации мы, в своей работе, выделили следующие виды: физиологическая, сенсорная, социальная и профессиональная. Все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но являются производными от функционирования психики человека.
Адаптация личности происходит в коллективе и через коллектив. Социальную адаптацию можно определить как вхождение человека в систему внутригрупповых отношений и приспособления к ним.
Социальная адаптация детей дошкольного возраста - это активный процесс усвоения ребенком социального опыта в процессе деятельности и общения.
В своём исследовании мы исходили из того, что успех социальной адаптации во многом определяется взаимоотношениями между детьми в группе дошкольного образовательного учреждения.
Через контакты со сверстниками у ребенка формируются умения воспринимать и адекватно оценивать себя и других, что является необходимым условием адаптации личности в группе, в обществе в целом.
В результате проведения экспериментального исследования в группах детей старшего дошкольного возраста мы пришли к выводу о том, что механизмы социальной адаптации оказываются сформированными быстрее у детей с нормальным речевым развитием, чем у детей с задержкой речевого развития. Дети старшего дошкольного возраста с речевыми отклонениями используют меньше средств и способов адаптации, имеющиеся у них средства отличаются по качественным параметрам и не могут быть полезными в полной мере. Процент детей с низким уровнем адаптации в группах уменьшается в зависимости от тяжести имеющегося нарушения и возраста детей. Дети с нормальным речевым развитием показали наилучшие результаты. Непосредственно в процессе приспособления к окружающей действительности больше всего помощи требуется детям старшего дошкольного возраста с отклонениями в речи, незначительное количество помощи оказывалось детям с нормальным речевым развитием.
Трудности детей с речевыми отклонениями заключаются в малой активности, безинициативности, в неумении устанавливать тесное взаимодействие, организовывать свою деятельность согласно правилам. Малое количество положительных контактов обуславливает низкую самооценку данных детей, что мешает их взаимодействию не только со сверстниками, но и со взрослыми.
Анализируя выше изложенные данные, мы пришли к выводу, что дети старшего дошкольного возраста с нарушением речевого развития нуждаются в специально организованной помощи для формирования адаптации в окружающем социуме.
При изучении особенностей социальной адаптации старших дошкольников с общим недоразвитием речи наиболее рациональным явилось изучение социальных функций детей исследуемой категории по следующим критериям, определяющим уровень их социальной адаптации:
- специфика общения;
- уровень сформированности деятельности;
- характеристика самооценки.
Влияние на психологическую адаптацию наличия речевого нарушения очень значительно. Осознание ребенком своего дефекта влияет на его активность, может способствовать развитию акцентуального поведения (ПА.Мясоед). Старшие дошкольники исследуемой категории, по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, больше замкнуты, меньше ориентируются в коллективе, большая выраженность стрессовых состояний и в связи с этим низкая адаптированность к условиям дошкольной среды.
Литература
Аксарина Н.М. Адаптация детей при поступлении в детские учреждения. // Вопросы развития и воспитания детей первых 3-х лет жизни. - М.: Медицина, 2011.-С. 94-105.
Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. - М.: Академия, 2006. - http://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=0&find_me=!К&page=1
Черепкова Н.В. Психологическая диагностика и прогнозирование конституционально-типологической недостаточности у детей в дошкольном возрасте. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – СГУ. - Ставрополь, - 2003 - 23 стр.