ФОРМЫ И ВИДЫ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ К АКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМЫ И ВИДЫ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ К АКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Тарасова Е.А. 1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Глобальный вызов, брошенный на рубеже второго и третьего тысячелетия России, делает чрезвычайно актуальной проблему появления новых идей и людей, мыслящих и действующих нестандартно и вместе с тем культурно, способных к творчеству и оптимальному управлению деятельностью других людей и своей собственной для достижения социально значимых целей.Средством развития подобной личности может служить организация внеурочной деятельности в школе, в частности орган школьного самоуправления: Совет старшеклассников или детское, молодежное объединение. Для реализации поставленных целей и задач разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), ФЗ «Об образовании» в РФ. Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. В новом ФГОС воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный, системно – деятельностный процесс.[4.] В качестве примера, положительного результата деятельности школьного самоуправления, мы возьмем МБОУ СОШ №122 Советского района г. Нижнего Новгорода.

В средней школе №122 активно развивается и совершенствуется внеурочная деятельность – создан и активно функционирует Совет старшеклассников «Inside». Деятельность, которого направлена:

1. На воспитание разносторонне развитой личности, с активной жизненной позицией.2. На формирование умений контролировать, планировать, организовывать, анализировать свою деятельность в школе в соответствии с планом воспитательной работы школы и планом работы органа самоуправления.3. На организацию досуговой деятельности старшеклассников, привлечения к общественной жизни школы и общества, профилактики девиантного поведения.

Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самостоятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В работе Совета старшеклассников используется следующая классификация форм внеурочной работы.[3]

И так Крупеник В.Т. выделила пять типов форм воспитательной работы со школьниками:

Словесно-логические формы.

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на разные темы, классные диспуты, собрания, конференции, лекции и пр.Примером данной формы, может служить Проведение деловой игры-судебного заседания «Я выбираю здоровье», где были все герои настоящего суда: Судья, прокурор, адвокат, свидетели, подсудимые (в данном случае, вредные привычки), потерпевший (здоровье), присяжные заседатели (зрители), которые выносили вердикт. Данное мероприятие реально показывает суть судебного процесса.

Неотъемлемой частью работы Совета старшеклассников стала проектная деятельность. Мы разрабатывали проект, который назывался «Волшебная мелодия общения», направленный на повышение уровня культуры межличностного общения школьников. Сначала, было проведено анкетирование среди учеников 4 -8 классов, которое реально показало необходимость работы, направленную на просвещение учащихся в сфере общения. Члены Совета разделись на группы, каждая из которых, отвечала за определенный вид работы над проектом (сбор информации, обработка информации, подготовка презентации проекта, работа над продуктом деятельности). В результате все участники были задействованы, и принимали активное участие в работе.

Оба вида повышают жизненную позицию ученика, стимулируют к активной деятельности.Образно - художественные формы.

Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях. [2]

В нашей школе проводится такое мероприятие как «Все праздники в гости к нам». Школьники организовывают и отмечают праздники других народов. Особенно полюбились Хеллоуин (в виде карнавальной вечеринки), а так же День всех влюбленных, на котором традиционно работает праздничная почта, а так же организовывается интеллектуально – творческий конкурс пар «Мисс и Мистер Школа №122». Цель данных дел, не в простом развлечении, а в познании особенностей культуры другой страны, ее традиций, воспитание толерантности. В связи с тем, что данная деятельность творческая и интересная, а главное присутствуют игровые элементы, дети с радостью откликаются и приступают к бурной работе.

Трудовые формы внеурочной работы.

Положительно воздействует на детей совместная работа, – различная деятельность, любой труд.[5.] Примером этой формы может служить такой вид, как акция «Сделаем школьный двор чистым и красивым», « Красная ленточка», посвященная Международному Дню борьбы со СПИДом, направленная на толерантное, добродушное, понимающее отношение к людям, страдающим этим тяжелым заболеванием, а так же пропаганда здорового образа жизни, популяризация спорта, воспитание порядочных отношений между людьми. Предварительно проводится беседа о данном мероприятии, направленная на осознание подрастающим поколением всю серьезность данной проблемы, что никто не застрахован от нее, но существуют определенные меры профилактики и правила поведения, которые могут избавить нас от данного несчастья. Но необходимо довести до понимания, что люди с положительным ВИЧ – статусом, не должны быть изгоями, что они такие же, как и мы, в наших силах сделать их жизнь нормальной. Данная работа важна, ведь воспитывает настоящего, порядочного человека, понимающего ответственность за свои поступки.

Игровые (досуговые) формы работы.

Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу. Примером данной формы могут служить новый, но популярный сегодня вид деятельности, как флэш – моб (от англ. flashmobflash — вспышка; миг, мгновение; mob — толпа; переводится как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится.[2.]

Это очень интересный, творческий вид деятельности, тем более использовать его можно практически на всех глобальных мероприятиях для разрядки и отдых зала, а так же включение в его в общую деятельность, чтобы все зрители чувствовали себя участниками шоу.

Флэш моб безграничен, рамками может быть только фантазия организаторов. Очень популярны у нашего Совета танцевальные флэш мобы, в связи с тем, что мы часто организуем праздники для начальной школы, а дети подвигаться и потанцевать любят. Данный вид способствует привлечению участников, ведь каждый хочет почувствовать членом дружного коллектива, получить море положительных эмоций, ярких моментов творческого общения. С помощью танцевальных движений дети избавляются от негативных впечатлений, разочарований, заряжаются верой в собственные силы. Флэш моб выступает в роли психотерапевтической процедуры, следовательно благополучно влияет на здоровье мальчишек и девчонок.Особое внимание следует обратить на Психологические формы работы с учащимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя. [1.] В нашей работе эта форма внеклассной работы только развивается. Но мы уже на себе ощутили такой вид тренинга, как «Веревочный курс», направленный на сплочение коллектива. Данная деятельность обычно характерна оздоровительным лагерям, но по нашему мнению, это должно стать неотъемлемой и школьной, классной жизни. Естественно для детского объединения, Совета старшеклассников сплочение коллектива просто необходимо, поэтому этот вид деятельности бес сомненья подходит для внеклассной работы. Дети воспринимают это, как определенную игру, с различными чудными, веселыми заданиями, которые мотивируют к раскрытию внутренних способностей каждого участника, раскрывают его индивидуальные особенности и качества.

Для доказательства эффективности нашей деятельности мы провели диагностику личности членов совета старшеклассников, а также ребят, не входивших в орган школьного самоуправления. Исследовались учащиеся 8 -11 классов. По нашему мнению, деятельность Совета благотворно влияет на развитие личности детей.

Мы использовали проективную методику «Человек под дождем»[1.], направленную на умение справляться со сложностями, трудностями.

Гистограмма 1. Умение справляться с проблемными ситуациями.На гистограмме видно, что участники Совета старшеклассников более стойко переживают проблемные ситуации, чем ребята, не посещающие Совет. Возможно, что на это воздействуют другие факторы, но влияние деятельности Совета, безусловно, сказывается на развитии личности детей.

В своей работе мы использовали «Дифференциально – диагностический опросник, направленный на определения сферы будущей профессии, Климова Евгения Александровича [1.]. На наш взгляд, у членов Совета старшеклассников более широкий спектр профессиональной деятельности, чем у ребят, не посещающих совет старшеклассников.

Гистограмма 2. Определение сфер профессиональной деятельности.На гистограмме заметно, что члены совета старшеклассников, это прежде всего люди, которые смогут в дальнейшем работать с людьми, это творческие, умные разносторонне развитие личности. А детям, не состоящим в рядах школьного актива, ближе деятельность, связанная с оборудованием, техникой, они более тяготеют к науке. В данном случае сложно сказать, какая профессиональная область для детей лучше, это зависит от предпочтений и склонностей ребенка. Но уверена, что работа с людьми требует большой подготовки и знаний. Следовательно, формы и виды деятельности Совета старшеклассников благоприятно действуют на развитие, воспитание и образование подрастающего поколения. реализуют все каноны ФГОС «Второго поколения».[4]

Подводя итог можно сказать, что деятельность органов школьного самоуправления положительно влияет на развитие личности детей, предлагает широкий спектр будущих профессий, что дает свободу выбору школьникам. Делает школьную жизнь разнообразной, веселой и яркой. А у учеников в свою очередь формируется активная жизненная позиция, умение планировать, отстаивать свою точку зрения, а так же возможность участвовать в социальной деятельности школы и общества в целом.

Литература.

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов / Бордовская Н.В., Реан А.А. - СПб: Питер., 2000. - 304 с. 2. Титова Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания: Кн. для учителя/ Титова Е.В – М: Просвещение, 1993г. – 190 с.3. Крупеник В.Т. Формы внеклассной работы с младшими школьниками/ Крупеник В.Т. [Эл. ресурс]// 1 сентября. Фестиваль педагогических идей: Открытый урок – М., 2011г.-Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/569600/- Дата доступа: 20.02.144.Федеральный государственный образовательный стандарт [Эл. ресурс]//Нормативная база – М., 2013 г.- Режим доступа: http://standart.edu.ru/ –Дата доступа: 15.02.14 5. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология/ Щуркова Н.Е. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.

Просмотров работы: 1695