СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность темы объясняется тем, что проектирование социальных стратегий в системе управления организацией это новый для российского общества предмет теории и практики, который, несмотря на новизну и недостаточный уровень осмысленности, активно проявляет себя во всех сферах социально-экономической, социально-политической и социокультурной практики.

Управление социально-стратегической деятельностью является непременным условием государственной социальной политики и, одновременно, выступает в роли средства индивидуального воздействия на человека; предприятия и организации различных форм собственности; общественные объединения, а также на общество в целом; проявляется и как способ самореализации людей в самых разнообразных областях человеческой жизнедеятельности и творчества.

Определение и выбор стратегии организации – весьма сложная и ответственная задача. Но еще более труден процесс реализации выбранной стратегии.

На основании анализа зарубежных и российских научных трудов можно определить «структуру плана стратегического развития организации», включающую:

- миссия, цели и задачи организации

- текущая деятельность и долгосрочные задачи

- стратегии организации

- функциональные стратегии

- приоритетные программы

- внешнеэкономическая деятельность

- капиталовложения и ресурсное распределение

- формирование резервных стратегий,

- «система быстрого реагирования»

Развернутое понимание социальной стратегии, суть которой заключается в реализации комплексного развития социальной сферы организации. Содержательные аспекты стратегии социального развития организации можно представить на рисунке 1. Реализация социальных стратегий требует значительных затрат времени, ресурсов, отдача от которых может проявиться не сразу. В целом социальная стратегия организации представляет собой целостную систему, направленных на решение всего комплекса задач организации.

Управление социальными стратегиями в системе управления организации (производственного предприятия или общественного объединения), как значимой части стратегии и миссии организации, включает разработку вопросов персонала и кадровой политики, управление развитием организации как социального организма, проработку проблем практики, ресурсов и резервов организации, использование информации, современных социальных технологий, системы развития лояльности персонала и практики ее измерения; разработку корпоративных социальных программ и системы управления, нацеленной на получение конкретных результатов. Социальное проектирование в системе управления организации обеспечивает рост социальной эффективности, которая, наряду с экономической эффективностью, является важнейшей предпосылкой и условием благополучия предприятия и его работников.[1]

Выделение социальной стратегии в качестве самостоятельной функциональной стратегии является необходимостью, обусловленной реалиями сегодняшнего дня. В настоящее время ни центральные, ни региональные органы управления не могут предоставить гражданам необходимый набор товаров и услуг, обеспечивающий их нормальную жизнедеятельность. В данных условиях организация вынуждена уделять большое время, решению социальных вопросов, компенсируя недоработки в этой области со стороны государства и органом местного самоуправления.

Рисунок 1.- Содержание стратегии социального развития организации

В целом комплексе социальных задач организации, решаемых в рамках стратегического планирования, особую значимость представляют следующие группы задач:

1. социальные задачи, которые должны решаться непосредственно в организации в интересах всех членов трудового коллектива. Это улучшение условий труда, отдых, размер оплаты и т.д.

2. социальные задачи, характеризующие уровень развития объектов социальной инфраструктуры на предприятии, в которой в большей степени заинтересованы отдельные работники и местные органы власти. Это обеспеченность жильем работников, наличие образовательных учреждений.

Группы лиц, заинтересованные в реализации социальных стратегий предприятия, самые различные, но в том числе: профсоюзы, развивающие субстратегия «Гуманизация труда» и территориальные органы власти, поддерживающие субстратегия «Качество трудовой жизни».

Отметим, что актуальность вопроса реализации социальных стратегий в системе управления организации обусловлена и тем, что этот вид социальной активности приобретает специфику в глобализирующемся обществе.

Так, результаты проведённого анализа системы управления государственных организаций (на примере Тюменской области) позволяют предположить, что повышение эффективности управления государственным имуществом РФ возможно при организации аспектов социального управления государственными организациями РФ на основе практической реализации социальной стратегии управления [2]. Отсутствие социальных аспектов в деятельности государственных организаций и не полная информация о деятельности предприятий и учреждений для общественности отмечены экспертами (руководители Территориального агентства по управлению государственным имуществом Тюменской области (ТО) и Департамента имущественных отношений ТО, их заместители (39 государственные служащие), а также руководители, их заместители и начальники подразделений государственных предприятий (40 человек) и государственных учреждений (108 человек) города Тюмени и области), что говорит об активной позиции опрошенных в отношении проблем социального управления в данной сфере.

Одним из важных факторов, влияющих на эффективность функционирования российской системы управления государственными организациями, как выделили эксперты, - управление на основе обратной связи (т.е. более четкое и ясное взаимодействие как с органами власти в сфере управления государственным имуществом, так и с населением, потребителями, партнерами, поставщиками), что непосредственно характеризует один из элементов социальной стратегии управления.

В ходе определения аспектов социального управления государственными организациями, эксперты указали необходимость учёта прав и интересов всех заинтересованных сторон (населения, потребителей, партнеров, сотрудников государственных организаций), а также возможность улучшения социально-бытовых условий трудовой деятельности для сотрудников.

Говоря о совершенствовании системы управления государственными организациями на основе реализации принципа социальной ориентации управления, предполагающего учёт факторов, влияющих на процесс управления (местное сообщество, техника и технология, информация), подчеркнем, что руководители органов исполнительной власти и руководители государственных организаций (всего 56%) считают необходимым реализацию технологии социального управления в практической деятельности. Почти одна треть всех экспертов, т.е. 38,6% опрошенных, убеждены в возможности применения технологии социального управления государственными предприятиями и учреждениями.

В оценке реализации социальных функций в ходе социального управления государственными организациями возможно осуществление деятельности государственных предприятий и учреждений, удовлетворяющих социальные ожидания членов общества посредством их участия в жизни территории, на которой оно расположено (социальные проекты, программы, акции); а также трансляции и распространения знаний в обществе о социальной направленности деятельности предприятий и учреждений.

В оценке результатов реализации социальной направленности управления государственных организаций эксперты придерживаются мнения о возможности повышения получения прибыли и улучшения обеспечения социально-бытовых условий трудовой деятельности для сотрудников, что подтверждает мнение авторов о необходимости реализации социального управления в виде социальной стратегии, что может являться механизмом совершенствования системы управления государственными организациями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Захарова Т.И., Корсакова А.А. Управление социальным развитием организации [текст]: учебное пособие/Т.И.Захарова, А.А. Корсакова – М.: Евразийский открытый институт, 2008(ЭБС BOOK.RU).

2.. Иванычев П.С. Особенности стратегии управления государственной собственностью РФ на основе оценки эффективности (на примере Тюменской области) / Материалы международной научно-практической конференции «Совершенствование организационного механизма обеспечения конкурентоспособности промышленных систем региона» 20 апреля 2009 года, г. Тюмень.- ТГАМЭУП // Академический Вестник № 4 (10)[Текст]: научно-аналитический журнал (издается с 2007 г.)Тюмень: ТГАМЭУП, 2009.- С. 109-113; Иванычева Т.А., Иванычев П.С. Социальные аспекты в вопросах управления государственной собственностью Российской Федерации. [текст]/(Монография).– г. Тюмень, ТГАМЭУП, 2010.- 189 с.;Иванычев П.С.Проблемы и перспективы управления государственными организациями Тюменской области//Академический вестник ТГАМЭУП №2(20) [Текст]: научно-аналитический журнал (изд. С 2007 г.): Тюмень, «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» («ТГАМЭУП»), Региональный научно-практический круглый стол «Сознание, культура, человек: проблемы и перспективы» 23.03.2012. Всероссийская Интернет-конференция «Информационные системы и современные технологии управления» 22.03.2012.-2012. - С. 69-75; Иванычев П.С. Влияние информированности общества на процесс социального управления государственными организациями. // «Альманах современной науки и образования» Изд-во «Грамота» [Текст]: г.Тамбов, 2012.- № 3.- С. 134-139.

Просмотров работы: 4363