Право на поиск и получение информации, а также на выражение мнений, закреплено международным правом, региональными соглашениями о правах человека, а также конституциями разных стран во всем мире. На практике, естественно, это право никогда не соблюдалось в полном объеме, а журналисты издавна сталкивались с лишением свободы, жестокими нападениями и даже убийствами в отместку за проводимую ими работу.
Однако сегодня, несмотря на всемирную революцию в сфере телекоммуникаций, происходящую благодаря развитию технологий, ряд правительств оспаривают саму концепцию свободы прессы, утверждая, что она вовсе не является всемирным правом, а требует корректировки с учетом национальной специфики. Во главе этого движения на международной арене стоит Китай, где ужесточается внутренняя цензура и контроль. Группы, отстаивающие свободу выражения мнений, должны повысить ставки в отношениях с правительствами, которые все активнее утверждают, что свободу слова следует ограничить, чтобы учесть соображения культуры и наследия, а также угрозы национальной безопасности [1].
Свобода слова – право человека свободно выражать свои мысли. Свобода слова иногда вступает в противоречие с правами и свободами других лиц. Правовые нормы государств обычно регулируют ограничения на свободу слова на своей территории. Согласно международному праву, ограничения на свободу слова обязаны отвечать трём условиям: они должны строго соответствовать закону, преследовать легитимную цель и должны быть необходимы и адекватны для достижения этой цели. Законы, вводящие ограничения, должны стремиться быть недвусмысленными и не давать возможность для разных толкований. Так, Конституция Российской Федерации запрещает пропаганду, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также распространение сведений, составляющих государственную тайну. Временные или частные ограничения также могут вводиться по решению суда [2].
Свобода печати в России закреплена в рамках свободы информации в ч.4 ст.29 Конституции РФ, так каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Частью 5 этой же статьи гарантируется свобода массовой информации и недопустимость цензуры. В ст. 1 Закона РФ «О средствах массовой информации» установлено, что в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации [3]. Ст. 55 Конституции, ч. 3, предусматривает, что права и свободы человека (а следовательно, и свобода слова) могут быть ограничены федеральным законом «только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». В частности, в самой Конституции часть 3 статьи 17, часть 2 статьи 29 и часть 3 статьи 55 устанавливают допустимые ограничения этой свободы [2].
Несмотря на презумпцию открытости, практически любой закон о свободе информации предусматривает исключения – категории документов, в доступе к которым может быть отказано на законных основаниях. Например, американский закон FOIA предусматривает девять исключений, которые, согласно положениям самого закона и разъяснениям Министерства юстиции, должны трактоваться в узком смысле:
национальная безопасность;
внутренние правила и служебные процедуры ведомства;
служебные записки для внутренней рассылки (рабочие донесения, отчеты и исследования, подготовленные как часть процесса принятия решений ведомства);
профессиональная тайна;
материалы, засекреченные по другому федеральному закону;
материалы правоохранительного характера;
банковская учетная документация;
данные о нефтяных и газовых промыслах;
материалы, содержащие информацию, разглашение которой выльется в необоснованное нарушение неприкосновенности частной жизни.
Большинство этих исключений не являются обязательными. Ведомство может открыть доступ к запрошенным материалам, если оно придет к заключению, что общественная заинтересованность в раскрытии данной информации перевешивает любой потенциальный ущерб. Ведомство должно быть готово представить убедительное обоснование любого исключения и закрывать доступ лишь к предусмотренной законом части любого документа, не препятствуя доступу к его оставшейся части. Основания для отказа в доступе к тому или иному документу могут со временем отпасть. Если запросы касаются секретных документов, податели могут при желании обжаловать отказ в специальной апелляционной комиссии, которая установит, можно ли снять гриф секретности с данного документа. В некоторых странах, но не в США, законы о доступе к государственной информации запрещают засекречивать конкретные категории информации [4].
Выступая в ООН, президент США Барак Обама утверждал, что свобода выражения - не американская и не западная ценность, а всеобщий идеал. Обама заявил, что "в эпоху, когда любой человек с мобильным телефоном способен распространять оскорбительные взгляды по всему миру простым нажатием кнопки, идея о нашей способности контролировать поток информации устарела". Президент Египта Мухаммед Мурси ответил отповедью, заявив, что неприемлемо навязывать американские стандарты свободы выражения всему миру через Интернет, и что Египет не обязан терпеть высказывания, которые разжигают ненависть, углубляют невежество или проявляют неуважение к другим. Позицию Мурси поддержали многие другие правительства, в частности представляющие страны мусульманского мира.
Китайские власти также рассматривают глобальный характер Интернета как угрозу, хотя при этом делают упор на национальную безопасность и стабильность, утверждая, что здесь требуется вмешательство ООН. Согласно представлениям правительства Китая, Интернет должен функционировать подобно национальной системе автодорог, которая, будучи частью глобальной сети, регулируется конкретными законами и нравами каждой страны. Для реализации этого видения в своих границах Китай использует различные средства: фильтрацию зарубежного новостного контента (включая недавние разоблачения личного богатства китайских руководителей в международных СМИ), а также цензуру, запугивание и преследование критиков внутри страны.
Задача Китая была бы гораздо проще при наличии централизованной системы управления Интернетом, определяемой не интересами отдельных пользователей, а суверенными государствами, что вывернуло бы наизнанку ныне действующую парадигму. Предложение Пекина, согласно которому Интернетом должна управлять ООН, поддерживают многие другие государства, в том числе Иран, который пытается использовать китайскую технологию для создания так называемой «халяльной» или санкционированной местной сети, где нет подрывных политических высказываний и религиозной критики [1].
Имея ввиду все вышесказанное, теперь рассмотрим свободу печати и информации в рамках теории организации, а, в частности, как фактор развития организации.
Под информацией понимаются данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решения. Под упорядоченностью понимается гармоничное развитие всех элементов организации и наличие между ними установленного взаимодействия.
Формулировка закона информированности-упорядоченности: чем большей информацией располагает организация о внешней и внутренней среде, тем эффективнее её сопротивление внешним и внутренним разрушающим воздействиям. Для того, информация оказала реальную пользу организации, она должна быть упорядочена:
по содержанию: экономическая, производственная, правовая и т.д.
по назначению: для одной цели, для нескольких целей, для одного человека,
для нескольких людей и т.д.
по характеру закрепления информации: фиксируемая, не фиксируемая, на
бумажных носителях, на электронных носителях;
по времени: оперативная, текущая.
Следствие данного закона состоит в том, что информированность работника после достижения его критичного уровня переходит в его компетентность [5,c.162-163].
Главным качеством организации будущего, обеспечивающим её выживание, как показывают исследования, станет постоянное приспособление к динамично изменяющейся окружающей среде. Поэтому в качестве основных свойств организаций будущего можно предположить следующие:
организационная гибкость;
культ индивидуума;
преимущественное использование команд;
внутренняя конкурентоспособность.
Вступление в XXI век характеризуется переходом к всестороннему применению современных информационных сетей и компьютерных систем. Появились признаки нового прорыва – кооперация и сотрудничество всё более вытесняют конкуренцию, что подтверждается появлением новых форм организаций – это альянсы, виртуальные, сетевые, интеллектуальные, глобальные и обучающиеся организации [5, с.9].
По мнению автора, среди вышеперечисленных форм организации свобода слова и печати информации являются наиболее важным фактором для виртуальных и интеллектуальных организаций, поэтому рассмотрим их подробнее.
Виртуальные корпорации. В последнее время широко обсуждается вопрос о виртуальной продукции. Идеальный виртуальный продукт производится моментально и адресно, он доступен в любое время, в любом месте, в любом числе вариантов и оплачивается потребителем мгновенно. Для производства такой продукции создаются виртуальные организации, основные принципы образования которых следующие:
упразднение отношений преимущественного подчинения;
создание центров прибыли;
географическое рассредоточение;
отделение политики от принятия решений;
использование информационных технологий;
свобода доступа к информации;
объединение ключевых технологий;
ускоренное производство и обслуживание;
совместная работа заказчиков, исполнителей, поставщиков, государственных органов и др.
Виртуальная организация зародилась и превратилась в необходимый элемент экономики. Это сообщество функциональных партнеров, управляющих проектированием, производством и реализацией услуг и продуктов с использованием современных информационных технологий и системы контрактов, с независимыми рабочими группами и структурами. Отличительными чертами виртуальной организации являются:
непостоянный характер функционирования;
осуществление управленческих воздействий на основе информационных технологий;
образование временных альянсов организаций в смежных областях;
договорные отношения работников с администрацией во всех звеньях.
Базовая цель виртуальной корпорации – объединение ключевых технологий и компетенций для того, чтобы наиболее полно удовлетворить возникший спрос на потребительском рынке. Группы работников, объединенных с помощью компьютерных сетей, способны участвовать в едином производственном процессе, находясь в разных местах мира. Это делает расплывчатым понятие организации. Современная техника позволяет мгновенно преодолевать огромные расстояния, и эти организации имеют возможность существенно снижать затраты на основные и оборотные средства.
В структурах виртуального характера необходимо способствовать развитию нового элемента – управления знаниями, для чего создаются специальные компьютерные системы. Это создает предпосылки формирования обучающейся организации, т. к. постоянно меняются полномочия, требования к сотрудникам виртуальной корпорации существенно меняются, т. к. корпорациям необходим штат высококвалифицированных и надежных работников – людей, применяющих новые информационные технологии, способных приспосабливаться к переменам и эффективно сотрудничать с другими рыночными агентами.
Интеллектуальные организации, как одна из современных форм стали создаваться там, где преобладает свобода слова, право свободной коммуникации. Такого рода новые организационные формы будут в большей степени опираться на рабочие группы, ориентированные на результат, формируемые вокруг предпринимательской идеи. Архитектура интеллектуальной организации является гибкой, способной изменяться в зависимости от новых задач. Именно управленческие решения работников среднего и низшего уровней управления сделают организацию адаптивной.
Главной качественной характеристикой интеллектуальной организации становится переход от административного контроля к прямой ответственности исполнителей. Бюрократические организации не поощряют ни личной инициативы, ни расширения круга обязанностей. В них обычно утаивается часть информации, поэтому сотрудники безразличны к успехам организации.
Обобщение накопленного опыта позволяет выявить ключевые условия деятельности интеллектуальной организации. Данные условия взаимозависимы, свобода выбора сочетается с ответственностью (таблица).
Таблица 1. – Сочетание свободы выбора и общей ответственности
Свобода выбора |
Общая ответственность |
Широкий доступ к информации |
Равенство и разнообразие |
Свобода предпринимательства |
Система добровольного обучения |
Либерализация рабочих групп |
Демократическое самоуправление |
Ограниченное корпоративное правление |
Чтобы организация была гибкой и адаптивной, должен использоваться интеллектуальный потенциал всех работников в процессе их взаимодействия и создания постоянной цепочки знаний. Для того чтобы этого достичь, необходимо распределить полномочия по принятию решений и возможности действовать. В будущем свобода и коллективизм будут иметь такое же основополагающее значение, какое имели бюрократия и иерархия в организациях ХХ века [5, c.151-154].
Хотя свобода информации была признана фактором, благодаря которому в выигрыше оказываются и те, кто распространяет информацию, и те, кто ее получает, идея о том, что граждане имеют право на доступ к информации, в те годы еще не была популярна. Да, в Конституции Швеции свобода информации гарантировалась с 1776 года, но это было лишь редким исключением из общего правила [6].
Таким образом, можно отметить, что в условиях современного информационного общества свобода печати и информации вызывает немало споров, но, несомненно, играет огромную роль. По мнению автора, без свободы доступа к информации жизнь многих – от физических лиц до работников, организаций, конкуренции, рынков, и т.д. была бы намного сложнее.
Автор считает, что в условиях современности, ограничение доступа к информации, в каком бы то ни было виде (кроме сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну, информацию о частных лицах и т.д.), мешало бы конкуренции, глобализации, становлению новых организационных форм. Тем не менее, пока еще информация более-менее открыта и свободна для всех, все более развиваются институты информационного общества. Появляются новые формы организации, важнейшим фактором развития которых является свобода информации и ее печать (т.е. доступность и открытость для всех). Организация теряет свою привычную форму, работники могут набираться с разных стран, что позволяет как работодателю найти подходящего ему сотрудника, так и работнику найти перспективную и интересную ему работу, не меняя места жительства и даже не выходя из дома. Кто знает, куда завтра приведут нас новые технологии, и насколько разовьются новые организационные формы? Чтобы идти в ногу со временем, организации в лице менеджмента, необходимо следить за таким фактором ее развития, как свобода печати и информации, и быть готовым как к тому, что на определенную информацию может быть наложен ценз, так и поменять со временем свою организационную структуру, чтобы оставаться конкурентоспособным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Саймон Д. От Статьи 19 к Всемирной хартии о свободе прессы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.cpj.org/ru/2013/02/-2012-19.php (дата обращения: 23.11.2013).
2. Свобода слова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: wikipedia.org/wiki/Свобода_слова.html (дата обращения: 23.11.2013).
3. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2124-1 в ред. От 01.09.2013-ФЗ // Российская газета. – 1992. – № 32.
4. Концепция свободной прессы: законы о свободе информации / IIPDigital – Государственный департамент США. – [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http://iipdigital.usembassy.gov/st/russian/publication/2011/01/20110115161553x0.3823555.html#ixzz2oGSm83eG.html (дата обращения: 23.11.2013).
5. Теория организации / Учебное пособие. – 2009. – [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http://www.studfiles.ru/dir/cat29/subj358/file10786/view101766.html (дата обращения: 23.11.2013).
6. Свобода информации – тренинговое пособие для должностных лиц [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.ifap.ru/library/book438.pdf (дата обращения: 23.11.2013).