Понятие «социальная ответственность» в качестве научного термина появилось сравнительно недавно, - два с половиной десятка лет назад. Исследователи выделяют как минимум три причины его появления:
Ужесточение трудового законодательства, а также законов об охране окружающей среды.
Возросшие требования к работодателю со стороны профсоюзов.
Прямая зависимость между общественным мнением и объёмами продаж [1, С.46].
Социальная ответственность бизнеса - это влияние бизнеса на общество, ответственность тех, кто принимает бизнес - решения, перед теми, на кого прямо или косвенно эти решения влияют. Выделяют три основных толкования концепции социально-ответственного бизнеса: 1. единственная ответственность бизнеса - увеличение прибыли для своих акционеров (Милтон Фридман в 1971 г., теория корпоративного эгоизма); 2.«Корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества жизни» (Комитет по экономическому развитию); 3. Социально ответственное поведение - это возможность для корпорации реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости (теория «разумного эгоизма»). В перечне обязательств, которые бизнес добровольно принимает на себя в рамках последней концепции:
добросовестная деловая практика;
развитие персонала;
безопасные условия труда и охрана здоровья;
природоохранная деятельность и ресурсосбережение;
осуществление реструктуризации социально приемлемым для местного сообщества способом, развитие местных сообществ;
поощрение благотворительности и волонтёрства.
Социальную ответственность следует разделить на две категории: внутренней и внешней. К первой категории относятся взаимоотношения работодателя с работниками (охрана труда, поддержание заработной платы, дополнительное медицинское страхование работников, социальные выплаты и т.д.). Ко второй – взаимоотношения работодателя с внешней средой (охрана окружающей среды, благотворительность и т.д.).
Перманентное общение с потребителями предприятие осуществляет именно внешней социальной ответственностью. Имидж компании строится не только на качестве и надёжности выпускаемой продукции или предоставляемых услуг, но и на более тонких моментах:
-Взаимодействие с соответствующими службами и властями при обеспечении пожарной безопасности и охране окружающей среды.
-Осуществляемая благотворительная деятельность.
-Выступление в качестве спонсора.
-Участие в кризисных ситуациях.
С одной стороны, внутренний имидж компании должен обеспечивать лояльность ее сотрудников, с другой – полностью соответствовать внешнему облику. Для обеспечения первой задачи следует действовать так же, как при создании имиджа для покупателей. Прибыль вашей создает персонал.
Чтобы внутренний облик компании привести в соответствие ее внешнему образу, необходимо проверить как минимум два обстоятельства:
- обеспечивается ли реализация каждой из составляющих внешнего портрета внутренними бизнес-процессами;
- согласуется ли каждая составляющая внешнего имиджа с чертами внутреннего облика и наоборот (каждая черта внутреннего облика с внешним имиджем).
Для формирования эффективного рынка труда, внутренняя социальная ответственность должна включать [2, С. 142]:
- Полный переход на «белые» зарплаты.
- Обеспечение безопасности труда.
- Поддержка молодых специалистов.
- Создание гибкой системы занятости.
- Проведение работ с кадрами, таких, как аттестации и повышение квалификации.
- Организованное привлечение работников на дефицитные рабочие места.
Отметим, что если раньше, в ХХ веке, социальная ответственность полностью лежала на плечах государства и необходимые расходы закладывались в себестоимость продукции и в зарплату работников, то сейчас, в связи с переходом к рыночной экономике и появлением частной собственности, ответственность в значительной мере переходит к предпринимателям. Сегодня все глубже и полнее становится понимание того, что бизнес обязан быть социально ответственным.
Такое явление, как социальная ответственность, автору видится важнейшим фактором, определяющим образ и имидж компании. Достойный социальный пакет и гарантированная стабильность привлечёт в предприятие самых ценных кадров, позволит собрать высококвалифицированный персонал. Поддержание внешних аспектов социальной ответственности разовьёт доверие потребителей к продукции компании, что придаст существенный вес бренду.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Булавкина Л. В. Социальная ответственность-инструмент бизнеса. //Маркетинговые коммуникации. - 2007.- №06 (42).- С. 46-49.
Смыков В. В. Социальная ответственность крупных корпораций: мировой опыт и реалии Татарстана. - СПб.: НПК «РОСТ», 2003.- 234 с.
Социальная ответственность как фактор эффективного развития современного общества (Европейский опыт и Россия)/ РАП, Ин-т Европы; Отв. Ред. М. В.Каргалова. - М., 2002.- 257 с.