РОЛЬ ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РОЛЬ ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно последним исследованиям, роль психотехнологий в управлении организацией с каждым годом возрастает [1;2;4]. Этому способствует как прогрессирующее влияние социальной психологии на развитие современного общества, так и возрастающий интерес общества к различным психотехнологиям (таким как НЛП, язык жестов, физиогномика и д.р.) в силу их доступности, хотя, ещё полвека назад никто не интересовался данными областями.

Актуальность данной темы очевидна и обусловлена тем, что каждый человек, а, в частности, руководитель, постоянно сталкивается с явлением социального барьера в ходе управления организацией. Хоть на первый взгляд он делает всё правильно, организационная структура сбалансирована, мобильна, каждый знает свои обязанности и выполняет свою работу, но, всё же недопонимание внутри корпоративного социума растёт. И без необходимых знаний в области психологии общения современному руководителю не обойтись, ведь сотрудник, а, в частности подчинённый, может чего – то не договаривать, где – то промолчать, и, следовательно, важная информация пройдёт мимо руководителя. Как известно, в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации — 38 %, неречевое взаимодействие — 53%.[3] Располагая этими знаниями, руководитель должен задуматься, а вся ли информация была ему передана, если нет, то, каким образом это может негативно отразиться на работе организации и, в частности, межличностных отношениях между руководителем и работником. Вот для чего, на взгляд автора, применение психотехнологии, знание которых помогает лучше понять работника, избежать возникновения социального барьера и позволяет руководителю всегда быть на шаг впереди.

Психология управления рассматривает психологические закономерности управленческой деятельности, где основная задача состоит в анализе психологических условий и особенностей управленческого процесса с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления [5, С.15]. Психологические методы управления призваны обеспечить благоприятную атмосферу, учитывая формальные и неформальные отношения в коллективе. Выделяют две группы методов, где первые формируются как должностные обязанности, вторые – на базе общности интересов, симпатий и антипатий, создавая гармонию в коллективе. Управленческая практика выработала некоторые приемы убеждения исполнителя, что значительно повышает эффективность управленческой деятельности:

1) руководитель может уклониться от спора по принятому решению с потенциальным исполнителем;

2) руководитель может проявить повышенный интерес к мнению исполнителя относительно решения, дав ему выговориться;

3) руководитель сообщает исполнителю, что ему самому решение не нра­вится, но его нужно выполнять;

4) перед объявлением решения руководитель всячески демонстрирует ис­полнителю свое дружеское расположение.[5,С. 128]

Характеризуя роль психотехнологий в системе управления персоналом современной организации с точки зрения эффективного управления, обратимся именно ко второй группе методов, и, рассмотрим несколько самых важных, по мнению автора, видов психотехнологий, относящихся к данной группе.

НЛП (нейро – лингвистическое программирование) – это направление в психотерапии и практической психологии, основано на технике моделирования (копирования) вербального и невербального поведения людей, добившихся успеха в какой-либо области, и наборе связей между формами речи, движением глаз, тела и памятью. Исследователи выделяется три типа НЛП:

  1. Классическое НЛП (эффективная коммуникация и помощь другим)

  2. Новый код НЛП (работа с состояниями и доверие бессознательному, использование его ресурсов для принятия решений)

  3. Системное НЛП [1].

Главной целью НЛП является глубокое познание своего поведения, а также его совершенствования. Также, НЛП разрабатывает системы специальных приёмов, направленных на совершенствования тех или иных качеств человека, необходимых для успешного выполнения поставленных перед ним задач из самых различных областей человеческой деятельности и различной значимости (авторы НЛП: Ричард Бендлер, Джон Гриндер)

Сегодня, в современном бизнесе технология НЛП применима в разных областях экономики, управления, где многие вопросы посвящены постановке целей и стратегиям их реализации [4], например, рекламная деятельность организации, набор персонала, ведением любых переговоров. Применение НЛП в бизнесе обусловлено имеющимися технологиями, которые позволяют полно и точно собирать информацию и качественно управлять ей, производя очень быстрые изменения в мышлении человека, в том числе и без его участия – т.е. на бессознательном уровне. Так, в системе продаж выделяют всего два параметра: качество и уровень. Уровень – это количество всех покупок, сделанных клиентами, качество – объем именно каждой покупки. Уровень продаж можно легко увеличить, проведя рекламную компанию, применяя технологии НЛП, которая предлагает разные инструменты, увеличивающие эффективности рекламной компании.

Также немаловажную роль среди нейро – лингвистических технологий занимает язык жестов. Его изучает наука – паравербалика : раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, передающие совместно с вербальными смысловую информацию в составе речевого сообщения, а также совокупность таких средств. [2] Итак, язык жестов – это, с одной стороны, элемент общения, состоящий в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. С другой стороны, знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых, как и при помощи слов, структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции. Техники тела, в которые входят такие незнаковые движения, как мимические жесты, жесты головы и ног, походка, различные позы, тоже относятся к языку тела. [3] К видам этой психотехнологии можно отнести:

  1. язык тела, параллельно существующий и взаимодействующий с языком слов в коммуникативном акте (предмет изучения невербальной семиотики и многих других наук);

  2. жестовые языки, мало соотносящиеся с речью — языки, созданные людьми с нарушениями слуха;

  3. язык пантомимы;

  4. ритуальные языки жестов;

  5. профессиональные жестовые языки и диалекты;

  6. жестовые изобразительные подсистемы языков театра и кино, языки танцев.

Наукой о языке тела и его частей является кинесика, наряду с паралингвистикой (наука о звуковых кодах невербальной коммуникации) её относят к центральной области невербальной семиотики — науке о невербальных знаковых системах. Исследованиями в области невербальной коммуникации занимаются также такие науки, как прикладная психология, этнография, история, педагогика, психолингвистика.[3]

Таким образом, по мнению автора, психотехнологии являются важной частью коммуникации внутри организации. Руководитель, владеющий ими, имеет несомненное преимущество перед подчинёнными и коллегами. Знание их наделяет уверенностью, психологической устойчивостью к разного рода конфликтогенным ситуациям и даёт возможность видеть «между строк». Ведь недопонимание между подчинённым и управленцем может породить неблагоприятную почву для клеветы внутри организации, что самым негативным образом скажется на руководителе. Он же в свою очередь может избежать подобных ситуаций, если уделит время изучению НЛП, языка жестов и прочих немаловажных психотехнологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Введение в нейролингвистическое программирование. - [Электронный ресурс] - URL: http://lib.ru/NLP/nlp.txt (дата обращения: 12.12.2013 г.)

2.Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий- [Электронный ресурс] - URL: http://lib.ru/NLP/refrejming.txt (дата обращения: 12.12.2013 г.)

3.Мастерство коммуникации. - [Электронный ресурс] – URL: http://nlpstudent.ru/nlpplus/nlp-books.html (дата обращения: 12.12.2013 г.)

4. НЛП. Техники россыпью. - [Электронный ресурс] – URL: http://www.koob.ru/gorin/nlp_tehniki_rossipyu (дата обращения: 12.12.2013 г.) 5. Островский Э.В., Чернышёва Л.И. Психология и педагогика. - М.: Инфра-М, 2011.- 223 с.
Просмотров работы: 2591