ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Состояние социального развития организации является одним из важнейших вопросов для организации, так как от него зависят вопросы стимулирования и мотивации труда, а, следовательно, и эффективность использования человеческих (трудовых) ресурсов, одного из наиболее значимых факторов потенциала предприятия. Следовательно, проблема управления социальным развитием организации в системе стратегического планирования организации, актуальна в наше время.

Стратегическое планирование – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.[1, С. 47] Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного организации. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Проецируя все выше отмеченное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными организациями.

В понятие «планирование» входит определение целей и путей их достижения. Обычно планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки, при этом, конечно, все частные планы взаимоувязаны между собой.

Миссия организации является стержнем в данном процессе. Одним из самых существенных решений при планировании является выбор цели организации. Основная общая цель организации обозначается как миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления. Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают основной цели организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. В качестве основы могли бы служить лишь индивидуальные ценности руководителя, что привело бы к разбросу усилий и нечеткости целей.

Миссия детализирует статус организации и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития, и как отмечают исследователи, формирование миссии включает в себя:

  1. выяснение какой предпринимательской деятельностью занимается организация;

  2. определение рабочих принципов организации под давлением внешней среды;

  3. выявление культуры организации [ 2, С.231; 3, С.128].

В миссию организации также входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку организации в будущем.

Часто руководители фирм считают, что их основная миссия – получение прибыли. Действительно, удовлетворяя какую-то внутреннюю потребность, организация, в конечном счете сможет выжить. Но, чтобы заработать прибыль, современной организации необходимо следить за средой своей деятельности, учитывая при этом ценностные подходы к понятию рынка. Миссия представляет чрезвычайное значение для организации, нельзя забывать о ценностях и целях высшего руководства. Ценности, формируемые нашим опытом, направляют или ориентируют руководителей, когда они сталкиваются с необходимостью принятия критических решений. Западные ученые установили шесть ценностных ориентаций, которые оказывают воздействие на принятие управленческих решений, и связали эти ориентации со специфическими типами целевых предпочтений.

Обще организационные цели формируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство.

Конкретные и измеримые цели (это позволяет создать четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы).

Ориентация целей во времени (здесь необходимо уяснить не только, что организация хочет осуществить, но также когда должен быть достигнут результат). Достижение цели (служит повышению эффективности организации); установление же трудно достижимой цели может привести к катастрофическим результатам.

Взаимно поддерживающие цели (действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей).

Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, эффективно институционализирует, проинформирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации.

Основная общая цель организации – четко выраженная причина его существования – обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии. Миссия детализирует статус организации и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Итак, формулировка миссии организации должна содержать следующее:

1. Задача организации с точки зрения его основных услуг или изделий, его основных рынков и основных технологий.

2. Внешняя среда по отношению к организации, которая определяет рабочие принципы организации.

3. Культура организации: какого типа рабочий климат существует внутри организации [4].

Ядро долгосрочного планирования – стратегический план, определяющий главные цели развития организации, достижению которых подчинены использование, распределение имеющихся ресурсов. Стратегический план определяет развитие потенциала организации, путь достижения такой суммы факторов функционирования, которая позволила бы предприятию занять желаемое место на рынке. Для разработки стратегического плана организации необходима информация о перспективах развития экономики страны и региона, в котором оно находится, поскольку любая организация не может функционировать изолированно от воздействия факторов внешнего окружения, который соответствует заявленной миссии организации. Важный элемент социального плана – взаимоотношения организаций с региональными органами управления, которые непосредственно заинтересованы в комплексном развитии производственной и социальной инфраструктуры, насыщении регионального рынка продовольственными и промышленными товарами для населения данной территории, а также в рациональном использовании региональных ресурсов с учетом проведения необходимых экологических мероприятий. Другим важнейшим элементом социального планирования является взаимоотношение организации с профессиональными союзами и их объединениями, а также другими общественными организациями, которым на основе закона РФ предоставлены соответствующие полномочия в отношении работодателей.

Таким образом, проблема управления социальным развитием организации в системе стратегического планирования организации, на взгляд автора, решается на этапе формулирования миссия организации, которая отражает суть и специфику деятельности организации, а именно, все то, что организацию отличает от конкурентов в данной области, т.к. миссия дает субъектам внешней среды общее предоставление об организации; способствует единению сотрудников внутри организации посредством включения в корпоративную культуру; отображают основные интересы акционеров организации. Причём, стратегическое планирование социального развития организации, с одной стороны, это уточнение задания, соответствующие концепции развития народного хозяйства в целом, а, с другой стороны – должно служить основой для составления программ и прогнозов социального развития в соответствии региональными и федеральными целевыми программами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Стратегический менеджмент /Под ред. Петрова А.Н. – СПб.: Питер, 2005. – 553 с.

  2. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. – СПб.: Питер, 2002. - 336 с.

  3. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 576 с.

  4. Материалы с сайта «Портал Smart Education»[электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.smart-edu.com/.- (дата обращения 20.12.2013 г.)

 

Просмотров работы: 2090