ГЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ: СПАСЕНИЕ ИЛИ ГИБЕЛЬ? ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕННОЙ ИНЖЕНЕРИИ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ГЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ: СПАСЕНИЕ ИЛИ ГИБЕЛЬ? ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕННОЙ ИНЖЕНЕРИИ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время генная инженерия является самой передовой наукой из всех научно-экспериментальных исследований мира живого. Сейчас она дает возможность вмешиваться в генетический код организмов (в том числе и человека) и изменять его. Генная инженерия уже успела стать темой острых дискуссий специалистов разных направлений, широких кругов общественности, международных организаций, законодателей разных стран. Ее достижения, с одной стороны, могут избавить человечество от опасных болезней, угрозы голода и хронического недоедания, а, с другой стороны, генная инженерия порождает целый ряд проблем, в том числе и морально-этических.

В связи с такой острой актуальностью и важностью данной темы в работе рассматривается ряд этических проблем, порожденных повсеместным внедрением генной инженерии в жизнь человека, а также анализируются наиболее оптимальные пути их решения и аргументы за и против развития этой науки. Так какие же возможности дает современному человечеству генная инженерия, и что в конечном итоге ее развитие повлечет за собой: спасение или гибель?

Генная инженерия — это совокупность приёмов, методов и технологий получения рекомбинантных РНК и ДНК, выделения генов из организма (клеток), осуществления манипуляций с генами и введения их в другие организмы [1].Генная инженерия является инструментом биотехнологии, используя методы таких биологических наук, как молекулярная и клеточная биология, цитология, генетика, микробиология и вирусология. Достижения медицины, и прежде всего успехи в направлении генной инженерии, стали причиной формирования в 60-70 годах науки биоэтики. В широком смысле биоэтика – это сложный культурный феномен, возникший как ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека, порождаемые бурным прогрессом биомедицинской науки и практики [2]. В 1971 году американский онколог Ван Ренсселер Поттер объяснил сущность биоэтики так: «Наука выживания должна быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента – биологическое знание и общечеловеческие ценности. Исходя из этого, я предлагаю для ее обозначения термин – Биоэтика».

С прогрессом генной инженерии связано немало биоэтических проблем, прежде всего касающихся вмешательства в генетический код человека. Методы этой науки очень позитивны в случаях лечения ряда наследственных болезней, однако возникает опасность планомерного совершенствования человечества и его природы с целью все большей его адаптации к нагрузкам современной техносферы. Более того, еще одна важная проблема состоит в том, что организмы, участвующие в генетических экспериментах, могут обмениваться генетической информацией с прочими особями. Результаты подобных взаимодействий могут привести к неконтролируемым мутациям, ранее не встречавшимся генетическим качествам, так как многие эксперименты в сфере генной инженерии свидетельствуют о непрогнозируемости ее ближайших и отдаленных последствий.

В настоящее время в качестве источника больших коммерческих возможностей рассматривается метод зародышевой терапии, при котором генами манипулируют на ранних стадиях эмбрионального развития, причем ядро клетки взрослого индивидуума с известными генетическими характеристиками может рассматриваться как сырье для включения дополнительных или измененных генов [3]. После такого вмешательства из эмбриона развивается существо, все клетки которого изменены. Однако в этом случае одна ошибка значит, что каждое последующее поколение будет иметь тот же дефект. Что мы будем делать с этими ошибками? Как мы будем их исправлять? И, кроме того не означает ли данный метод генетического улучшения, попросту говоря, «дизайна детей»? Это крайне сомнительное предприятие, которое в принципе можно выполнить технически, создает возможность для буквально бесконечного потока евгенических попыток улучшить будущего ребенка с точки зрения каких-либо культурных предрассудков и произвольно выбранных позиций.

Разрешив применение зародышевой терапии с целью «совершенствования», человечество окажется не способным контролировать ее протекание и развитие. Хотя и существуют защитники зародышевой инженерии, утверждающие ее медицинские преимущества и пользу, эта терапия не может быть приемлема из-за вышеуказанных этических и социальных последствий, которыми предлагается рисковать во имя желаний некоторого числа людей. Среди исследователей генной инженерии и в некоторых медицинских кругах большую поддержку имеет сбор, хранение и использование генетической информации, то есть образование банков данных ДНК. Однако в этом случае существуют опасения, связанные с возможностью использования этой информации для отказа кому-нибудь в страховке, биопиратства, криминальной идентификации.

Правительство США ежегодно вкладывает 35 миллионов долларов в год в картирование генов человеческого тела [4]. Более того, проект разнообразия человеческого генома планирует собрать образцы из 700 общин по всему миру. Но, с точки зрения неизбежно возникающих морально – этических проблем, истинная цель проекта не пояснена и адекватная защита участникам не предоставлена. И, кроме этого, возникает вопрос, почему правительство вкладывает огромные ресурсы в сохранение человеческого разнообразия путем генетической инженерии вместо целевого улучшения условий человеческого существования, инвестиций в соответствующие социальные, экономические и экологические проекты?

Необходимо также отметить, что методы генной инженерии, использующиеся в животноводстве, также порождают целый ряд этических проблем. Например, погоня за прибылями от интенсификации процессов сельскохозяйственного производства путем применения методов генной инженерии для «усовершенствования» некоторых пород сельскохозяйственных животных, уже подтолкнула ученых к осуществлению генетических экспериментов, которые поражают своей жестокостью. Одной из первых жертв манипуляций с генами стала свинья супермясной породы, выведенная в США [5]. Для ее получения в ДНК свиней был введен ген роста человека. Животные, участвовавшие в эксперименте, страдали хроническим артритом, другими «человеческими» болезнями, не могли ходить и передвигались ползком. Ген роста человека начали вводить и в ДНК мышей, что привело к появлению в них раковых клеток. Итак, потребляя мясо животных, человек фактически принимает не «ген роста», а «ген рака». У швейцарских коричневых коров был выявлен генетический недостаток, который вызывает болезнь мозга [5]. Но выяснилось, что она сопровождается значительным увеличением надоев молока. Когда ученые идентифицировали ген, который вызывает болезнь, то вместо того, чтобы искать способы лечения, стали использовать его для вживления здоровым коровам с целью увеличения надоев молока и, следовательно, получения больших прибылей. Допустимы ли эти методы с точки зрения этики?

У генной инженерии растений, к счастью, этических проблем меньше, но, тем не менее, они существуют. В частности, беспокойство религиозных деятелей вызывает создание гибридов самых различных организмов, в связи с чем возникает множество трудноразрешимых проблем. Можно ли употреблять в пост растительную пищу со встроенными генами животных? Можно ли есть генетически модифицированные продукты, в которые встроены гены человека, не будет ли это считаться каннибализмом? Нельзя ли считать пищу, в которую перенесены гены, например, свиньи, частично свининой и не распространяются ли на нее запреты некоторых религий?

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что в настоящее время существует широкий спектр проблем, связанных с применением генной инженерии, охватывающей практически все основополагающие сферы жизни и деятельности человечества. И этические и моральные проблемы выходят здесь на первый план, инициируя множество острых дискуссий не только в научных кругах. Обширный класс этих этических проблем задает необходимость нового приспособления к окружающей действительности.

Для решения заданной темы о последствиях развития генной инженерии необходимо обратиться к ставшему фундаментальным в философии понятию этоса науки.

Этика науки изучает нравственные основы научной деятельности, совокупность ценностных принципов, принятых в научном сообществе, и концентрирует в себе социальный и гуманистический аспекты науки [6]. Установки этоса науки, разработанные американским социологом Р. Мертоном, обращают внимание на эмоционально окрашенный комплекс правил, предписаний и обычаев, верований, ценностей и предрасположенностей, которые считаются обязательными для ученого. Этос науки отвечает требованиям универсализма, коллективизма, бескорыстия и критицизма.

Но все-таки, получение копий ценных животных и растений, огромное количество экземпляров животных-рекордсменов, которые будут точной копией родительского организма или необыкновенно ценными растительными лекарственными препаратами, — не зло, а благо. Целые стада элитных коров, лошадей, пушных зверей, сохранение исчезающих видов животных — все это говорит о еще одной революции в сельском хозяйстве.

Применение генетически модифицированных растений позволяет увеличить производство сельскохозяйственной продукции, не расширяя площади пахотных земель. Это очень важно для сохранения биосферы, поскольку в развивающихся странах ежегодно вырубается 13 млн гектаров лесов под сельскохозяйственное и промышленное использование.

Уменьшение ущерба окружающей среде от использования ядохимикатов – еще одно достоинство методов генной инженерии. Например, в 2001 году применение пестицидов сократилось на 20,7 тысячи тонн в США и на 78 тысяч тонн в Китае. Кроме того, в 2001 году экономический эффект от выращивания генетически модифицированных растений в США составил 1,5 млрд. долларов, а в Китае - 750 млн. долларов, поскольку выращивание трансгенных растений значительно снижает трудозатраты и экономит энергоресурсы.

Во многих странах мира при органах законодательной либо исполнительной власти действуют достаточно влиятельные национальные этические комитеты или комиссии. Они готовят политические решения по наиболее острым и актуальным проблемам биоэтики, по поводу которых сталкиваются интересы разных социальных, религиозных, этнических, половозрастных и прочих групп населения.

В ЮНЕСКО действуют два комитета по биоэтике — международный и межправительственный. Рабочая группа по биоэтике существует и в рамках Всемирной Организации Здравоохранения. Этическое и правовое регулирование в области биоэтики осуществляется на основе международных нормативных документов. Важнейшие из них: Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека (ЮНЕСКО, 1997); Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека (ЮНЕСКО, 2005); Декларация о клонировании человека (ООН, 2005); юридически обязывающая Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины. Высоким международным авторитетом пользуется такой документ, как Хельсинкская декларация Всемирной медицинской организации (1964, последняя редакция — 2000) «Этические принципы проведения научных медицинских исследований с участием человека». И все же, какие перспективы ожидают нас с развитием генной инженерии, и что она повлечет за собой: спасение или гибель? Ведь «многих пугает, что биотехнология может привести нас в постчеловеческое будущее, а другие, наоборот, считают, что за биотехнологией будущее человечества» [7]. В конечном итоге можно сделать вывод о том, что на данном этапе основная задача генной инженерии – это в первую очередь оказание максимальной помощи, как в умственном, так и в физическом развитии человека.

Используемые источники:

  1. Генная инженерия // http://ru.wikipedia. org

  2. Биоэтика // http://www.bioethics.ru/rus/whatbio/

  3. «Мифы нашего времени: генетически модифицированные организмы. Так ли страшен черт?» // http://habrahabr.ru/post/171273/

  4. «Есть или не есть? Размышления о генной инженерии» // http://www.manwb.ru/articles/science/natural_science/Genetic_NatAdnoral/

  5. Дегтярев Н. Генная инженерия - : Санкт Петербург, 2002 г. – 16с., 21 с.

  6. Философская энциклопедия, http://academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/

  7. Лукьянова Ю. М. «БИОТЕХНОЛОГИИ: ЗЛО ИЛИ БЛАГО?», V Международная студенческая электронная научная конференция, «Студенческий научный форум», 15 февраля – 31 марта 2013 года.

Просмотров работы: 21809