ЭЛЕМЕНТЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЭЛЕМЕНТЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Малеева А.А. 1
1ШФ ФГБОУ ВПО « ИвГУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Важное место в процессе обучения отводится повторению [1,2, 4, 6, 7, 8, 9]. Оно способствует прочному и более глубокому усвоению материала. А способность вспомнить и воспроизвести уже пройденный материал в любой момент очень полезна: и при изучении нового материала, и при установлении межпредметных связей, и решении новых задач. Еще К. Д. Ушинский писал: «Лучшие из дидактов только и делают, что повторяют, а между тем быстро идут вперед» [11].Повторение может быть следующих видов: повторение пройденного в начале года; текущее повторение; тематическое повторение; заключительное повторение; обобщающее повторение. Обобщающее повторение особенно важно при обучении в условиях подготовки к единому государственному экзамену.

Не малую роль в образовательном процессе играет индивидуализация. Сам термин «индивидуализация» имеет множество различных смыслов. Мы же будем использовать понятие «индивидуализация» в таком значении: «Индивидуализация – это обучение, при котором его способы, приемы и темпы согласуются с индивидуальными возможностями ребенка, с уровнем развития его способностей; учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются» [3]. Индивидуализация реализуется в индивидуальном подходе с учетом особенностей психики и личностного ориентирования каждого ученика. Принцип индивидуализации обучения исходит из необходимости ориентироваться не на "среднего" ученика, а на всех и каждого. Этим принципом следует руководствоваться при построении урока, организации фронтальной работы, составлении индивидуальных и коллективных заданий, раздаточного материала.

Зарождение мысли об идеи индивидуализации в обучении прослеживается в идеях таких великих педагогов, как Ж.Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, К.Д. Ушинский.

Индивидуализация обучения требует от учителя большой работы с классом. Учитель должен хорошо изучить каждого ученика и знать, каковы у учащихся природные данные, что каждый из них может, к чему ученик проявляет особый интерес, и даже, кто с кем в классе дружит.

Психологи выработали определенные принципы работы с детьми, обладающими разными типами нервной системы.

Например, по отношению к учащимся со слабой нервной системой:

  • не следует требовать от них быстрого ответа на неожиданный вопрос;

  • давать достаточно времени на обдумывание и подготовку;

  • желательно, чтобы ответы были не в устной, а в письменной форме;

  • не заставлять отвечать новый, только что изученный материал, лучше отложить опрос на следующий урок;

  • выбрав правильную тактику опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «хорошо», «умница», «молодец» и т.п.), формировать уверенность в своих силах;

  • осторожно оценивать неудачи этих учеников, ведь они и сами весьма болезненно относятся к ним; обязательно поощрять за старания, настойчивость, даже если результат далеко от желаемого;

  • в минимальной степени отвлекать, стараясь не переключать внимания, создавать спокойную обстановку;

  • не торопить с изменением неудачных формулировок при устных ответах; этим ученикам необходимо время на обдумывание, поскольку они чаще следуют принятым стандартам в ответах, домашним заготовкам, избегают импровизаций;

  • не спрашивать в начале урока, поскольку такие ученики с трудом отвлекаются от предыдущих ситуаций (например, от дел, которыми они были заняты на перемене), но не на последнем уроке;

  • важно научить школьника умению пережить неудачу. Для этого ему нужно объяснить, что порой терпеть неудачу - это нормально и неизбежно; неуспех не повод для отчаяния, самоуничтожения и презрения к себе; нужно стараться с раннего возраста вовлекать ребенка в возможно более широкий круг занятий, чтобы дать ему почувствовать свои возможности, узнать где, в каких видах деятельности они проявляются.

При работе с учащимися с сильной нервной системой следует:

  • избегать долгой монотонной эмоционально не окрашенной работы;

  • по возможности давать свободу выбора;

  • следить за тщательностью выполнения всех этапов работы;

  • помогать с планированием и организацией, так как сами они пренебрегают данными задачами;

  • напоминать им про различные нюансы и мелкие детали, о которых, как правило, такие ученики забывают, или вообще первоначально не слышат, так как информацию они схватывают «с наскока» и не углубляются в саму суть.

Несмотря на то, что индивидуализация обучения интересует все больше и больше педагогов, в действительности, ее реализация – дело сложное и трудоемкое. Особенно, если учитель работает в четырех, а то и в большем количестве классов, в каждом из которых по 20-30 человек. Но мы полагаем, что индивидуальный подход может помочь учителю выиграть время при организации обобщающего повторения.

Например, рассмотрим методику проведения уроков обобщающего повторения по теме «Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве». Это тема достаточно сложна для восприятия, очень обширна, для того, чтобы систематизировать ее и вместить в 2-3 часа повторения.

Подготовка к урокам проходит в два этапа.

Первый этап – подготовительный. Он начинается примерно за неделю до проведения самих уроков. На этом этапе группе школьников (6-7 человек) предлагаются следующие задания.

Для первого урока одному из школьников (желательно со слабой нервной системой) рекомендуем найти фотографии и картинки, которые проиллюстрируют взаимное расположение в пространстве прямых, плоскостей, прямых и плоскостей, как на примере геометрических фигур, так и случаев из жизни. Второму школьнику (лучше со слабой нервной системой) найти определения пересекающихся, параллельных и скрещивающихся прямых; параллельных, и пересекающихся прямой и плоскости; параллельных и пересекающихся плоскостей и т.д. Третьему школьнику (лучше со слабой нервной системой) сформулировать и доказать соответствующие свойства параллельности прямых. Четвертому школьнику (лучше со слабой нервной системой) оформить все задания в одной презентации. Один – два учащихся (лучше с сильной нервной системой, т. к. такие дети увереннее ведут себя на публике и могут импровизировать) будут представлять материал классу.

Таким образом, будет решена основная задача первого урока обобщающего повторения: повторение и систематизирование достаточно обширного теоретического материала.

Задания для второго урока. Одному из школьников (лучше со слабой нервной системой) предлагаем найти формулировку теоремы «о трех перпендикулярах» и подготовить рисунки к ней. Второму школьнику (лучше со слабой нервной системой) - найти формулировку теоремы, обратной теореме «о трех перпендикулярах», и подготовить рисунки к ней.

Для третьего урока учитель подбирает задачи типа В9, В11 и С2 из демонстрационных вариантов ЕГЭ.

Отметим, что на подготовительном этапе от учителя требуется четкая постановка задачи для каждого учащегося и распределения заданий между ними, контроль над выполнением задания и помощь при возникающих проблемах, подборка задач для повторения данной темы. Этот этап подготовит учащихся со слабым типом нервной системы к уроку: школьник не попадет в затруднительное положение, созданное неожиданным вопросом. А для ученика с сильной нервной системой подобная подготовка разнообразит урок. Успешное выполнение задания, дополнительные положительные оценки и особое доверие учителя дадут положительную мотивацию любому ученику. Второй этап – это проведение уроков.

Тема первого урока обобщающего повторения «Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве». Цель: Вспомнить все возможные случаи взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве; уточнить определения этих понятий; вспомнить теорию, которая чаще всего требуется при решении задач.

План повторения:

- взаимное расположение прямых в пространстве;

- свойства параллельности прямых в пространстве и на плоскости;

- взаимное расположение прямой и плоскости в пространстве;

- взаимное расположение плоскостей в пространстве;

- решение задач.

Тема второго урока «Теорема о трех перпендикулярах». Цель: Повторить теорему о трех перпендикулярах и ей обратную.

План повторения:

- теорема о трех перпендикулярах;

- теорема, обратная теореме о трех перпендикулярах;

- решение задач на основе теоремы о трех перпендикулярах и ей обратной.

На этом уроке учитель еще раз объясняет ранее изученные теоремы. Дети закрепляю ранее изученный материал и решаю задачи по данной теме.

Тема третьего урока « Решение задач типа В9, В11, С2». Цель: Сформировать навык решения задач по стереометрии; подготовить школьников к сдачи единого государственного экзамена.

План урока:

- решение задач типа В9;

- решение задач типа В11;

- решение задач типа С2. Для этого урока учитель должен иметь большой набор задач, чтобы учащиеся имели возможность выбора задач.

В заключение можно сказать, что реализация принципа индивидуализации в процессе обучения представляет собой трудоемкий и кропотливый процесс. Однако такой труд будет вознагражден эффективной работой учеников и достаточно прочными знаниями.

Список литературы

  1. Аракелян, О.А. Некоторые вопросы повторения математики в средней школе / О.А. Аракелян. - М.: Учпедгиз, 1979.- 243с.

  2. Атанасян , Л.С. Геометрия: Учебник для 10–11 классов средней школы / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Поздняк. -. – М.: Просвещение, 2011.

  3. Гончаров, Н.К. Дифференциация и индивидуализация образования в современных условиях/ Н.К. Гончаров // Проблемы социальной педагогики. М.: Педагогика, 1973. — с. 36

  4. Груденов, Я.Н. Психолого-дидактические основы обучения математике / Я.И. Груденов. -М.: Педагогика, 1987.-160с.

  5. Далингер, В.А. Об аналогиях в планиметрии и стереометрии / В.А. Далингер // Математика в школе. 1995. № 6. С. 16 - 15.

  6. Зинченко, Г.Н. Система итогового повторения в VII-IX классах / Г.Н. Зинченко // Математика в школе. - 2004. - № 2. С. 10-14

  7. Крамор, В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс геометрии / В.С. Крамор. - М.: Просвещение, 1992.

  8. Кукушин, В.С. Теория и методика обучения /В.С Кукушин.- Ростов н/Д.: Феникс, 2005.–474 с.

  9. Методика преподавания математики в средней школе: частная методика / А.Я. Блох, В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев и др. – М.: Просвещение, 1987.

  10. Порожнета, Н.Н. Еще одна технология закрепления и повторения / Н.Н . Порожнета // Математика в школе.-1997.-№1.-С.5

  11. http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_chelovek3.html

  12. http://www.moysemen.narod.ru/povtorenie.htm

Просмотров работы: 1476