ДЕЙСТВИЕ АКТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ ВО ВРЕМЕНИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ДЕЙСТВИЕ АКТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ ВО ВРЕМЕНИ

Зайцев М.М. 1
1Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации «законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. а любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Таким образом, конституционно закрепленное значение промульгации (обнародования) нормативного акта в качестве заключительного этапа законодательного процесса позволяет с уверенностью утверждать, что данный принцип официального опубликования является необходимым условием вступления закона в силу, поскольку в противном случае нельзя не только применять меры государственного принуждения за его неисполнение, но и в целом требовать соблюдения норм, регулируемых данным нормативным правовым актом.

Введение положений, предписывающих необходимость официального опубликования (которое современная юридическая литература определяет как «размещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством»1) урегулировано, однако, не только Конституцией РФ. На федеральном уровне порядок официального опубликования определен Федеральным законом от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», а также Указом Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Особое значение имеют соответствующие правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрация в Министерстве юстиции РФ, что также является одним из обязательных условий вступления в силу. Данный фактор, как справедливо отмечает Г. Б. Романовский, имеет принципиальное значение, так как именно с этого момента документ становится действующим, является основанием для возникновения, изменения, прекращения общественных отношений, на него можно ссылаться при обращении в судебные и иные правоохранительные органы2. Тем не менее, обязательные элементы, предваряющие вступление нормативного правового акта в силу, а также особенности регулирования правовых отношений, возникающих с момента утраты им юридической силы, невозможно рассматривать изолированно, так как в совокупности они определяют необходимые условия действия нормативных актов во времени, а также его правовые последствия.

Не является исключением и действие актов законодательства о налогах и сборах во времени. При рассмотрении специфических особенностей указанного процесса возникает необходимость акцентирования внимания на тех нормах права, которые определяют саму конструкцию законодательства о налогах и сборах и содержатся в разделе первом части первой Налогового Кодекса РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 5 данного документа акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, т. е. срока, по окончании которого определяется налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения3) и окончательно определяется размер налогового обязательства. Например, согласно ст. 216 НК РФ налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год и длится с 1 января по 31 декабря. За этот отрезок времени определяется налоговая база, подлежащая налогообложению – «взиманию государством обязательных и установленных законом платежей с физических и юридических лиц в федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации или местные бюджеты»4. Один и тот же объект налогообложения (т. е. все то, по поводу чего возникают налоговые правоотношения) за фиксированный законом налоговый период может облагаться один раз налогом одного вида.

Кроме того, федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый Кодекс РФ в части установления новых налогов или сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Отличие характера вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах от общего порядка который, как мы помним, для федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального собрания предполагает истечение 10 дней после официального опубликования, указывает на значимость практической реализации данной категории налогового права. Установление более длительного по сравнению с общим срока вступления в силу со дня официального опубликования акта законодательства о налогах и сборах, на наш взгляд, заключается в осуществлении краткосрочного и среднесрочного финансово-хозяйственного планирования, опираясь на изменения, введенные новым актом законодательства о налогах и сборах. Любой налог в соответствии со ст. 17 НК РФ может считаться установленным лишь в том случае, когда законодателем определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

Рис. 1. Особенности действия актов законодательства о налогах и сборах во времени

Немедленное действие акта законодательства о налогах и сборах недопустимо в тех случаях, когда акт ухудшает правовое положение граждан. Это, в частности, может послужить следствием придания ему обратной силы (что также вытекает из ст. 54 Конституции РФ) в нарушение анализируемой нами ч. 2 ст. 5 НК РФ, которая гласит, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, поименованных в ст. 19 НК РФ, обратной силы не имеют, т. е. действие акта распространяется на вновь возникшие отношения и на правоотношения, которые возникли до его вступления в силу, но с более ранней даты (например, акт, смягчающий ответственность за совершение налогового правонарушения).

Таким образом, при официальном опубликовании актов законодательства о налогах и сборах законодатель должен учитывать отличительные особенности их действия во времени, изложенные в ст. 5 НК РФ, что находит свое отражение в особом, отличном от других нормативных актов порядке вступления их в силу. В связи с этим возникновение длящихся правовых отношений, которые устанавливают стабильность налоговой системы РФ, необходимым образом способствует наиболее важной цели – соблюдению и защите конституционных прав и свобод граждан.

Список литературы:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации: [Принят Гос. Думой 16 июля 1998 года, в ред. федер. закона от 28.12.2013 № 146-ФЗ, по состоянию на 18 февраля 2014 г.] // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. – Ст. 3824.

  2. Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» [Принят Гос. Думой 25.05.1994 г.; в ред. федерального закона от 25.12.2012] // «Собрание законодательства РФ». – 1994. № 8. - Ст. 801.

  3. Шавров А.В. Финансовое право Российской Федерации: Учебно-методический комплекс. - 7-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 318 с.

1 Приложение 2. Обязательные условия вступления в силу нормативных правовых актов // CONSULTANT.RU: сайт. URL: http://www.consultant.ru/about/nc/legalinfo/doklad/addition2/ (дата обращения 17.02.2014 г.)

2 Романовский Г.Б. К вопросу о порядке вступления в силу нормативных актов субъекта Российской Федерации (на примере Пензенской области) // Государственная власть и местное самоуправление. – 2006. – № 4

3 Налоговый кодекс Российской Федерации: [Принят Гос. Думой 16 июля 1998 года, в ред. федер. закона от 28.12.2013 № 146-ФЗ, по состоянию на 18 февраля 2014 г.] // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. – Ст. 53.

4 Шавров А.В. Финансовое право Российской Федерации: Учебно-методический комплекс. - 7-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – С. 9.

Просмотров работы: 2697