СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АГРЕССИИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АГРЕССИИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

Ракитин Р.Е. 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Характеристика исследовательской работы особенности влияния СМИ на агрессивное поведение подростков с использованием теории социального сдерживания и теории катарсиса.

Данное исследование было разработано с целью установления наличия или отсутствия изучаемого явления при определенных контролируемых условиях.

Цель исследования: диагностика влияния СМИ на агрессивное поведение подростков.

Данное исследование предназначено для подростков в возрасте 15-16 лет.

Так же была проведена беседа, для понятия всех тонкостей и мнения подростков.

Беседа проводилась во время заполнения анкет, состоящих из 7 закрытых и полузакрытых вопросов. Анкетирование проходило в течение 8 дней и было разделено на две части.

Также был использован опросник Басса-Дарки. Тест состоял из 75 утверждений, на которые испытуемый должен ответить «да» или «нет». Опросник рассчитан на выявление 8 типов реакций.

В период проведения исследования было опрошено 22 подростка возрастом 15-17 лет.

В ходе опроса было получено множество интересных ответов, результаты первого теста:

Подросткам нравиться смотреть ужасы и криминальные программы, так ответило около 70% опрошенных. Просмотр телевизора имеет большие рамки, так как кто то его смотрит только днем, это 30%, остальная часть его смотрит вечером это 45% а все остальные смотрят его уже после 24:00. В ведь сколько криминального мы можем увидеть на теле экранах, например новости: канал НТВ имеет передачу «чрезвычайный репортер» где показывают столько насилия и агрессии что очень пагубно для подростков. Исходя из теории социального научения можно с уверенностью сказать что для подростков это даже не заметно и выглядит как нормальное явление если где о кого то убили.[4] Так же что интересно, дети которые смотрят телевизор ночью говорят что родители были совсем не протии этого. И тут сразу встает вопрос: так кого нужно винить в этой проблеме средства массой информации или самих родителей? Ответ как всегда останется где то в стороне, да и зачем он, ведь не кто не прислушается и так же продолжит смотреть то что он хочет во сколько бы оно не шло.

Популярностью вреди подростков пользуются как говорилось ранее являются ужасы и боевики (это 60%-65%). И ведь тут все понятно, кому не будут нравится такие фильмы? Ведь в них море спецэффектов, различных супергероев или волшебных монстров которые кого то спасают или ужасным образом убивают.

Затрагивая проблему средств массой информации все подростки считают это нормальным и полезным явление, так как это повышает их показатель интеллекты, позволяет узнать новые вещи и формирует их как личность.

Как вывод ко всему выше сказанному можно ответить что средства массовой информации способны влиять на психику, как не что иное и этому нет объяснения и запрещающих это.

Из результатов второго теста можно заметить что 57% опрошенных испытывает физическую агрессию. В следствии чего и возникают множественные драки и побои между подростками. К тому же у ¼ физически раздражительных подростков присутствует склонность к вербальной агрессивности. От сюда вытекают непонимания в семье, частые скандалы и разногласия.

У 1/3 опрошенных повышена подозрительность, эти подростки склонны к одиночеству, недоверию, легко возбудимы, они предпочитают вести скрытый образ жизни быть «тенью».

60% опрошенных испытывают чувство вины, значит они способны понимать то что они делают, хотя даже понимая это они продолжают это совершать, на это причины могут быть разные, но самая распространенная, это что бы не выделятся из коллектива, так как мнение других для подростка очень важно и он будет готов пойти на все ради этого.

Можно заметить что 65% девушек испытывают чувство вины и склонны к вербальной агрессии. А чувство вины так же способно подтолкнуть к суицидальным наклонностям.

Эффективная профилактика требует создания приятных условий для подростков, в которых они будут получать одобрение, будут стремиться к познанию чего то нового, что бы заслужить одобрение собственных родителей. А как добавление к этому, такое поведение будет служить мотивационной чертой для понимания запретов. В этом случае условием является социальное развитие, но если один из родителей или оба наказывают и бьют ребенка это будет бессмысленно.

Но если игнорировать акты агрессии и пытаться их чем то обусловить это настораживает и пугает. Опыт доказывает что чрезмерное игнорирование подростковой агрессии доводит до того что подросток этого даже уже не замечает. Очевидно, в связи с тем, что семейная компания уже не является единственной, то подросток может найти понимание в кругу своих друзей. В кругу своих сверстников подростка поддерживают в том что родители были не правы, тем самым вызывая агрессивное поведение против родных.

Для торможения агрессивного поведения можно использовать наказания. Но это не дает точный факт, что агрессия пропадает, она может выплеснуться даже в тех случаях, когда наказание не существенное.

С точки социального оздоровления подростку требуется неблагоприятная среда, которая будет вызывать чувство социальной дезадаптации.

Профилактика агрессивного поведения и профилактика несовершеннолетних должна быть не только социально значимой, но психически необходимой. Эффективность профилактики решаеться в:

- Идентичности несовершеннолетнего и результатах неуверенности и развития личности или неблагоприятных последствий дезадаптации и своевременная нейтрализация изменений, которые вызывает непосредственное окружение.

-Своевременная диагностика асоциальных отклонений в поведении подростков.

От сюда возникает необходимость в полном анализе психолого-педагогических факторов отвечающих за отклонения в поведение подростков. Выявление проблем на более ранних уровнях с целью немедленного предотвращения. Ведь если не остановить это на начальной стадии это может перейти в хроническое нарушение поведения

Таким образом, агрессивное поведение с другими членами сообщества, должно подвергаться профилактики подростка с целью научить положительным навыкам общения, что бы уметь находить пути мирного и альтернативного разрешения конфликтов.

Особое внимание, особенно в рамках школьной деятельности должно уделяться работе подростков в команде. Ведущую роль в предотвращении агрессии имеет семья и родители. Тем не менее, большое значение туда вносят учителя и психологи.

По итогам проведенного исследования о влиянии средств массой информации на подростковую агрессию можно сформулировать ряд предложений для воспитательной профилактики :

-Родители должны отдавать себе полный отчет о том что их дети смотрят на теле экранах, а не отдавать им полную свободу лишь бы не трогали.

- При первых признаках частого агрессивного поведения стоит обратиться к педагогу–психологу с целью предотвращения агрессии на ранних стадиях.

- При групповых работах с агрессивными детьми следует ориентироваться на восстановление психической целостности личности.

- При агрессивном поведение подростка в школе с учителями или сверстниками не стоит пускать это на самотек, лучше доложить об этот родителям или школьному психологу.

-Следует проводить собрания с целью объяснить родителям что агрессия подростка это вполне нормальное явление, но его лучше предотвратить пока сам подросток не стал жертвой своих чувств.

- Особое место, психолог, работающий родители должны, в случае агрессивной реакции и торможения поведения, особенно в семейных отношениях и роли разъяснений системы образования в, физической культуре, репрессий и авторитарных практик влиять на поведение этого типа результате это свобода молодежи.

-Если подросток стал сильно агрессивен то наверно следует сменить тактику и тон общения, пересадить его в классе или сменить его вид деятельности дома.

Таким образом хотелось бы сказать, что каждый подросток проходит через это, главное, что бы ему помогли с этим справиться. Ведь если он останется один то он будет искать поддержку среди сверстников, которые так как же испытывают агрессию. А когда группа людей с подобными чувствами собирается они хотят доказать всем свои права, тем самым причиняя материальные или физические ущербы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – 4-е издание, стереотип. – М.: Издательский центр "Академия", 1999. – 672 с.

  2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие / В.А. Аверин. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с.

  3. Алферов, А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии / А.Д. Алферов. – Ростов н/Д: изд-во "феникс", 2000. – 384 с.

  4. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб., 2000. – 360 с.

  5. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М., 1999. – 250 с.

  6. Берковитц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль / Л. Берковитц. – М., 2002. – 243 с.

  7. Бодалев, А.А., Столин, В.В. Общая психодиагностика: Учебник / А.А. Бодалев, В.В. Столин. – СПБ.: Речь, 2000. – 440 с.

  8. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – Москва – Воронеж, 1995 – 365 с.

  9. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика / А.Л. Венгер. – М., Генезис, 2001. – 345с.

  10. Возрастная психология, детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издат. центр "Академия", 2001. – 624 с.

  11. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие / М.В. Гамезо [и др.]. – М.: Издат. Дом "Неосфера", 1999. – 272 с.

Просмотров работы: 1828