СТАТИСТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СТАТИСТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

Соколов Д.А. 1, Залилова З.А. 1
1ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важной задачей исследования международного туризма является ответ на вопрос, по каким индикаторам (показателям) определять уровень развития (состояния) туризма в стране и регионах и самого туризма в разрезе видов экономической деятельности.

Для экономического анализа крайне важно иметь информацию не только об общем количество выехавших на отдых граждан, но и о пиках, направлениях туристских потоков с каждого региона России. Известно, что массовый поток туристов за рубеж обеспечивают наиболее платежеспособное население, проживающее в Московском и Санкт-Петербургском регионах.

В современных условиях управленческие решения должны приниматься лишь на основе тщательного анализа имеющейся информации. Для решения подобных задач предназначен аппарат прикладной статистики, составной частью которого являются статистические методы прогнозирования. Эти методы позволяют выявить закономерности на фоне случайностей, сделать обоснованные прогнозы и выявить вероятность их выполнения.

Для анализа рассмотрим данные статистики международного туризма по регионам Российской Федерации за 2012 г., а именно – выезд российских граждан за границу в 2012 г. с целью туризма, число реализованных населению туристских путевок в регионах России в 2012 г. и среднегодовую численность населения (по данным Росстата).

Таблица 1 Исходные данные для анализа

Регион

Выезд российских граждан за границу в 2012 г. с целью туризма, тыс. чел.

Среднегод. численность населения, тыс. чел

Число реализованных населению туристских путевок, тыс.

Число реализованных туристских путевок на 1000 чел.

Белгородская область

40,5

1516,4

16,5

10,9

Брянская область

35,6

1313,0

17,3

13,2

Владимирская область

53,6

1454,5

18,3

12,6

Воронежская область

85,8

2287,5

19,3

8,4

Ивановская область

41,4

1083,7

20,5

18,9

Калужская область

39,2

1007,3

21,8

21,7

Костромская область

27,7

699,6

11,2

16,0

Курская область

47,1

1166,6

25,1

21,5

Липецкая область

48,2

1171,4

27,2

23,2

Московская область

279,3

6659,2

320,5

38,1

Орловская область

35,3

824,3

13,3

16,1

Рязанская область

51,0

1168,4

13,3

11,4

Смоленская область

44,0

988,4

13,3

13,5

Тамбовская область

50,6

1111,6

13,3

12,0

Тверская область

64,4

1385,0

13,3

9,6

Тульская область

74,8

1573,4

13,3

8,5

Ярославская область

64,1

1317,6

13,3

10,1

Вологодская область

61,0

1225,3

13,3

10,9

Калининградская область

47,7

937,4

13,3

14,2

Ленинградская область

85,3

1635,6

46,2

28,3

Проведем группировку перечисленных регионов, и образуем пять групп.

Таблица 2 Рабочая таблица простой аналитической группировки

Группа

Регион

Выезд российских граждан за границу в 2012 г. с целью туризма, тыс. чел.

Среднегод. численность населения, тыс.чел

Число реализованных населению туристских путевок, тыс.

1

Воронежская область

2287,5

19,3

8,4

Тульская область

1573,4

13,3

8,5

Тверская область

1385,0

13,3

9,6

Ярославская область

1317,6

13,3

10,1

Вологодская область

1225,3

13,3

10,9

Белгородская область

1516,4

16,5

10,9

Рязанская область

1168,4

13,3

11,4

Тамбовская область

1111,6

13,3

12,0

Владимирская область

1454,5

18,3

12,6

Брянская область

1313,0

17,3

13,2

Смоленская область

988,4

13,3

13,5

Калининградская область

937,4

13,3

14,2

2

Костромская область

699,6

11,2

16,0

Орловская область

824,3

13,3

16,1

Ивановская область

1083,7

20,5

18,9

3

Курская область

1166,6

25,1

21,5

Калужская область

1007,3

21,8

21,7

Липецкая область

1171,4

27,2

23,2

4

Ленинградская область

1635,6

46,2

28,3

5

Московская область

6659,2

320,5

38,1

Можно отметить, что к первой группе относятся 12 регионов с низким показателем числа реализованных туристских путевок. Ко второй и третьей группе относятся 6 регионов со средним показателем числа реализованных туристских путевок. К четвертой и пятой группе – 2 региона с максимальным показателем числа реализованных туристских путевок.

Таблица 3 Группировка регионов по числу реализованных туристских путевок на душу населения в регионах России

Группа

Нижняя граница

Верхняя граница

Частота

Среднее число реализованных туристских путевок на 1000 чел, шт.

Среднее число выехавших российских граждан за границу в 2012 г. с целью туризма, тыс. чел.

1

8,4

14,4

12

11,3

796,5

2

14,4

20,3

3

17,0

869,2

3

20,3

26,3

3

22,1

1115,1

4

26,3

32,2

1

28,3

1635,6

5

32,2

38,1

1

38,1

6659,2

Рассмотрим данные оборота туристского продукта (общая стоимость путевок) в динамике за 1990-2012 гг. (по данным Росстата)

Таблица 4 Динамика оборота туристского продукта (общая стоимость путевок), млн. руб.

Год

Оборот туристского продукта (общая стоимость путевок), млн. руб.

1990

31

1991

30

1992

32

1993

34

1994

35

1995

43

1996

50

1997

67

1998

85

1999

90

2000

91

2001

90

2002

97

2003

103

2004

97

2005

90

2006

110

2007

114

2008

126

2009

121

2010

109

2011

111

2012

120

Представим исходный ряд графически

Рисунок 1 – Динамика оборота туристского продукта (общая стоимость путевок), млн. руб.

Проведем выявление тенденции развития ряда динамики.

Таблица 5 Выравнивание ряда динамики методом укрупнения периодов

Годы

Оборот, млн. руб.

По 3-х летиям

Начало периода

Окончание периода

Сумма

Средние

1990

31

-

-

-

-

1991

30

1990

1992

93

31,0

1992

32

-

-

-

-

1993

34

-

-

-

-

1994

35

1993

1995

112

37,3

1995

43

-

 

-

-

1996

50

-

 

-

-

1997

67

1996

1998

202

67,3

1998

85

-

 

-

-

1999

90

-

 

-

-

2000

91

1999

2001

271

90,3

2001

90

-

 

-

-

2002

97

-

 

-

-

2003

103

2002

2004

297

99,0

2004

97

-

 

-

-

2005

90

-

 

-

-

2006

110

2005

2007

314

104,7

2007

114

-

 

-

-

2008

126

-

 

-

-

2009

121

2008

2010

356

118,7

2010

109

-

 

-

-

Исходя из результатов группировки можно сделать выоды, что к первой группе относятся 12 регионов с низким показателем числа реализованных туристских путевок. Ко второй и третьей группе относятся 6 регионов со средним показателем числа реализованных туристских путевок. К четвертой и пятой группе – 2 региона с максимальным показателем числа реализованных туристских путевок.

Была выявлена зависимость числа реализованных туристских путевок на душу населения в регионах России от числа выехавших российских граждан за границу в 2012 г. с целью туризма. Чем выше уровень реализации туристских путевок, тем большее число людей выехала за пределы России.

В четвертую и пятую группы вошли регионы с наилучшими показателями по Российской Федерации – Московская и Ленинградская области, поэтому показатели по этим группе превышают показатели первых трех групп по числу путевок на душу населения в несколько раз.

За 1990-2010 гг. выявлена тенденция увеличения оборота туристского продукта методами укрупнения периодов, скользящей средней, выравнивания ряда и рис. 9.

В ходе анализа выравнивания исходного ряда за период 1990-2012 гг. в Excel по пяти функциям (линейной, логарифмической, полиномиальной 2 степени, степенной, экспоненциальной) было выявлено, что максимальный наблюдается при линейном и полиномиальном тренде. В ходе расчета прогноза по данным двум функциям и сравнения средней ошибки аппроксимации был сделан вывод, что линейный прогноз является более надежным, поэтому в конечный прогноз и доверительные интервалы были рассчитаны при помощи линейного тренда.

Одна из причин такого состояния статистики туризма заключается в том, что сегодня в стране нет общепринятого единого подхода к выделению совокупности обобщающих показателей таких индикаторов, которые бы характеризовали туристскую отрасль. Получить статистические данные о туризме непосредственно из форм федерального государственного статистического наблюдения не просто. Показатели, характеризующие сферу туризма в России, распределены по нескольким десяткам этих форм федерального и регионального уровней. Кроме того, ряд необходимых показателей в статистике отсутствует, что требует дополнительных расчетов.

Просмотров работы: 1039