В последнее время в нашей стране отмечается значительное увеличение числа детей-инвалидов. В Российской Федерации за последние 20 лет уровень инвалидности с детства увеличился более, чем в 3,6 раза и по прогнозам будет увеличиваться и в дальнейшем.
Несмотря на большое количество работ, посвященных этой проблеме, она является мало изученной и актуальной на сегодняшний день.
Анализ научной литературы показывает, что проблема социальной реабилитации является междисциплинарной и рассматривается в психологических, философских, педагогических, медицинских, биологических, социальных исследованиях. Медико-психологические аспекты реабилитации освещаются в трудах Ю.А.Александровского, Г.А.Балла, С.Ю.Ганжа, И.Н.Заваденко, И.И.Мамайчук, М.Е.Масловой, Б.С.Смирнова и др.
Вопросам социально-психологической адаптации личности школьника посвящены работы В.В.Бойко, А.Л.Венгера, И.В.Дубровиной, И.Н.Заваденко, В.Е.Каган, М.Е.Масловой и др. Аспекты личностной адаптации детей с нарушениями развития рассматриваются в трудах С.А.Беличевой, С.Ю.Ганжа, Н.Л.Коноваловой, В.Н.Мясищева.
На региональном уровне разработкой данной проблемы занимаются врачи, психологи, педагоги, такие как О.А.Бутова, И.А. Малашихина, В.Н.Гуров, В.Н.Муравьева, Н.Ф.Шинкаренко.
Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается, как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, ослабляет его социальную значимость, обособляя его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми.
Следствием ориентации общества и государства на эту модель является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении.
Термин «инвалид» в силу сложившейся традиции несет в себе дискриминационную идею, выражает отношение к инвалиду, как к социально бесполезной категории. Понятие «ребенок с ограниченными возможностями» в традиционном подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка. Однако проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, это также и социальная проблема неравных возможностей.
Такая парадигма в корне меняет подход к триаде «ребенок – общество государство». Суть этого изменения состоит в следующем: главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективным фактором, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.
Ребенок, имеющий инвалидность - часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.
Ребенок, имеющий инвалидность может быть также способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.
Ребенок - не пассивный объект социальной помощи, развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.
Государство призвано не просто представлять, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти на встречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социализации и индивидуального развития.
Несмотря на социально-экономический кризис, в Российской Федерации, ее регионах, в том числе и городе Ставрополе, были приняты ряд законов и других нормативно-правовых актов, направленных на социальную поддержку инвалидов, которые закрепили статус инвалида, гарантировали данной категории их права.
На основании выполнения данных нормативно-правовых актов на региональном и местном уровнях проводится работа по социальной защите инвалидов, в том числе и детей с ограниченными возможностями.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Федеральный закон «О государственной социальной помощи».
Постановление правительства Российской Федерации «О порядке признания граждан инвалидами».
Постановление правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры».
Краевая целевая программа «Реабилитация инвалидов в Ставропольском крае на 2010 - 2014 годы».
Анализируя деятельность государственных учреждений Ставропольского края и оценив положение инвалидов в городе Ставрополе необходимо отметить сохранение некоторых положительных тенденций по ряду показателей: сохранение и увеличение сети учреждений, занимающихся медицинской реабилитацией инвалидов, образовательных учреждений, активизацию работы по организации и проведению отдыха и оздоровления инвалидов и детей-инвалидов, расширение диапазона услуг, направленных на социальную поддержку инвалидов, оказание им материальной помощи.
Отмечая положительную динамику в развитии системы социального обслуживания инвалидов, следует подчеркнуть, что ее нынешние возможности пока не удовлетворяют в полной мере существующие у инвалидов потребности в социальных услугах, что обуславливает необходимость расширения сети учреждений социальной помощи инвалидам и их семьям.
Сохраняются проблемы в таких сферах жизнедеятельности инвалидов, как трудоустройство и профессиональная реабилитация инвалидов, которые вызывают озабоченность, как органов исполнительной власти, так и общественности.
Продолжают оставаться острыми проблемы, вызывающие беспокойство и находящиеся в центре внимания администрации города - рост числа инвалидов и социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. Несмотря на принимаемые меры по социальной поддержке детей с ОВЗ и семей, воспитывающих детей-инвалидов, социальная интеграция таких детей сопряжена с решением комплекса задач, требующих значительных финансовых затрат. Прежде всего, это относится к формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, включая объекты социальной инфраструктуры, средства транспорта, связи и информатики.
На данный момент выработан механизм эффективного взаимодействия органов местного самоуправления, с учреждениями, занимающимися реабилитацией детей-инвалидов, главной целью которого является содействие социальной адаптации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями к жизни в обществе и семье.
Литература
Камсюк Л. Г. Проблемы медико-социальной реабилитации детей- инвалидов // Педиатрия, 2010, № 2. - С. 21 - 25.
Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края http://www.minsoc26.ru/social/
Министерство образования и социальной политики Ставропольского края http://www.stavminobr.ru/legislation
Ставропольский край: портал органов государственной власти http://www.stavregion.ru/