РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ: ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ: ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ

Смирнова Н.В. 1, Черепкова Н.В. 1
1ФГАОУ ВПО « Северо-Кавказский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Значение нормального развития памяти очень велико. Для полноценного общения, для того, чтобы ребенок уверенно и комфортно чувствовал себя в обществе, необходимо, чтобы речь ребенка была правильной, чтобы он четко произносил все звуки родного языка, грамматически правильно строил предложения, обладал связной речью. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы: в частности, при относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, что значительно осложняет полноценное общение и дальнейшее обучение детей с речевой патологией.

Но не только степень развития речи зависит от уровня развития памяти ребенка, но и уровень развития памяти зависит от степени сформированности речи.

Данной проблемой занимались отечественные и зарубежные ученые в области педагогики и психологии, такие как: Выготский Л.С., Зейгарник Б.В., Леонтьев А.Н., Линдрей П., Миллер Дж., Рубинштейн С.Я., Норман Д. и др.

В частности, Зейгарник Б.В. отмечала, что неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на все познавательные процессы данной категории детей. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательности заданий.

Зинченко П.И. писал: «…что образы внешнего мира, возникшие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта составляет сущность процесса памяти».

Так, Л.С. Волкова и С.Н. Шаховская считают, что «овладение речью связано с возможностями обработки информации, с объемом кратковременной памяти. Человеческая речь воспринимается или воспроизводится в сжатые временные сроки. Поэтому ребенок должен обладать стратегией быстрого программирования и быстрого декодирования, дешифровки речевого сообщения. Усвоение речи ребенком происходит с учетом его возможностей обработки речевой информации, что отражается и на выходе речи. В начале у ребенка имеется однословное, двусловное высказывание (субъект-предикат, субъект-объект). Затем он объединяет эти элементы в трехсловное высказывание субъект-предикат-объект. Чем объемнее информация, тем труднее она усваивается и воспроизводится в речи».

Ж. Пиаже раскрыл когнитивный (интеллектуальный) базис развития речи. По его мнению, важнейшей предпосылкой полноценного развития речи является развитие сенсомоторного интеллекта, памяти ребенка.

У детей с речевыми расстройствами данные процессы имеют некоторые отклонения от нормы: так, продуктивность непроизвольного запоминания ниже, чем в норме, они слабо владеют приемами смыслового заучивания, плохо контролируют себя при воспроизведении заученного; недостаточно активны при выполнении мнемической деятельности, что проявляется в снижении старания вспомнить заученное. Воспроизведение заученного отличается недостаточной точностью: при дословном повторении несложного текста допускается много ошибок.

Поскольку дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития памяти, поэтому важна ее диагностика с целью выяснения, преодоления и коррекции тех особенностей, которые накладывают на ее формирование речевые нарушения. Диагностика особенностей памяти важна для решения задач дошкольной, школьной психодиагностики.

В этой связи чрезвычайно важно проанализировать и сравнить развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи и у нормальных детей.

Не смотря на то, что память становилась предметом исследования у многих авторов, которые по-разному объясняли ее структуру, генез, взаимодействие с другими психическими функциями (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П. Жане, З.М. Истомина, О.С. Лебедева, А.Р. Лурия), проблема развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи недостаточно разработана, что также подтверждает актуальность настоящего исследования.

Проведя анализ литературных источников, можно утверждать, что дети с общим недоразвитием речи третьего уровня отличаются особенностями памяти от нормально развивающихся сверстников по всем характеристикам данного познавательного процесса. Эти особенности заключаются в снижении продуктивности непроизвольного запоминания, слабым владением приемами смыслового заучивания, недостаточной активностью при выполнении мнемической деятельности, что проявляется в снижении старания вспомнить заученное, воспроизведение заученного отличается недостаточной точностью, снижением вербальной и логической памяти. Специально разработанных методик для детей ОНР III уровня нет, а для диагностики познавательных процессов, в нашем случае, для диагностики памяти, применяются методики, предназначенные для нормы.

Вторая глава «Экспериментальное изучение и коррекция памяти у детей с общим недоразвитием речи» рассматривает исследовательскую работу по изучению памяти детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи третьего уровня.

Критериями оценки уровня сформированности различных видов памяти выступили:

1. умение самостоятельно подбирать рисунок;

2. понимание сказанного собеседником;

3. проводить дешифровку рисунка (анализировать изображение, выявляя зашифрованное им слово);

4. способность к нахождению опосредующих символов;

5. содержательность объяснения выбора;

6. умение выполнять задание в отведенное для него время;

7. продуктивность опосредования в целях запоминания;

8. особенности поведения детей при запоминании и воспроизведение поручений в соответствии с тремя уровнями;

9. количество слов воспроизведенных детьми в предлагаемых заданиях.

10. умение запоминать и воспроизводить материал в различных видах деятельности.

В соответствии с выделенными критериями нами были подобраны следующие методики: Методика № 1. Изучение влияния сюжетно-ролевой игры на запоминание и воспроизведение. (Истомина З.М.), Методика № 2 Изучение запоминания в различных видах деятельности, Методика № 3. Изучение логической памяти, Методика № 4 Исследование логической памяти.

Для более точного и четкого выделения особенностей памяти в эксперименте принимали участие 2 категории детей: 1 дети с нормальным речевым развитием (контрольная группа); 2 дошкольники с общим недоразвитием речи третьего уровня (экспериментальная группа).

В ходе диагностического исследования выявлены особенности развития памяти у детей с речью в норме и ОНР III уровня:

• снижена вербальная и логическая память, по отношению к норме;

• дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий;

• страдает продуктивность запоминания;

• они слабо владеют приемами смыслового заучивания;

• недостаточно активны при выполнении мыслительной деятельности;

• при дословном повторении несложного текста допускается большое количество ошибок;

• не выслушивают поручения до конца, не делают попыток воспроизвести его тут же.

• Отклонения показателей в развитии различных характеристик памяти от средневозрастной экспериментальной нормы больше, чем на 1,5 и более показателей достоверно является косвенным признаком того, что речевые нарушения накладывают отпечаток на развитие всех познавательных процессов, а в частности на развитие и формирование памяти.

Для доказательства того, что память детей с ОНР третьего уровня может корректироваться и иметь положительную динамику в своем развитии, мы разработали и внедрили в практику коррекционно-развивающую программу.

Целью коррекционно-развивающей программы является развитие, коррекция ведущих видов памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня, посредством развития у них произвольного запоминания.

В соответствии с целью, мы ставим перед собой следующие задачи:

1. развить и корректировать смысловое запоминание дошкольников;

2. обучить, развить и скорректировать опосредствованное запоминание дошкольников;

3. развить и корректировать логическую память;

4. развить и корректировать вербальную память;

5. развить кратковременное и долговременное запоминание детей

Контрольный этап исследования показал, что разработанная нами программа позволяет развить, скорректировать память данной категории детей.

Её использование позволило нам говорить об эффективности программы, результаты оправдали наши предположения, нам удалось повысить уровень произвольного и непроизвольного запоминания, развить и скорректировать основные характеристики и виды памяти дошкольников с речевой патологией. При помощи программы ребята повысили уровень произвольного и непроизвольного запоминания, ведь цель запомнить и припомнить при выполнении какого-либо задания имеет для ребенка очень наглядный, конкретный смысл. Научились более внимательно слушать задания, вычленять цель запомнить и воспроизвести предлагаемый материал, уровень выполнения мнемических операций стал более высоким.

Литература

  1. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. - М.: Академия, 2006. - http://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=0&find_me=!К&page=1

  2. Лалаева Р. И., Шаховская С. Н. Логопатопсихология - http://lib.rus.ec/b/294632/read

  3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с. http://www.pedlib.ru/Books/2/0049/2_0049-1.shtml

Просмотров работы: 10613