КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЕЖНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЕЖНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Тема экстремизма в современный период приобретает все большую злободневность, а проблема борьбы с его многочисленными проявлениями выводится в разряд наиболее актуальных. Экстремизм, перестал быть каким - то редким, эпизодическим феноменом, и воспринимается как обыденное явление, широко распространенное в мире.

В современной России экстремизм превратился в каждодневный, хорошо развитый и практикуемый способ решения различных проблем: политических, религиозных, национальных, экономических и других. Только за 2010 год по стране зарегистрировано 581 преступлений террористического характера и 656 преступлений экстремистской направленности, участниками которых являлись половина несовершеннолетних, что на 19,7% (548) превышает показатели 2009 года. Всего в России насчитывается около 200 экстремистских группировок. При этом около 11 тысяч молодых людей являются членами таких экстремистских объединений. Зарегистрировано 302 организации, стоящих на учёте в МВД, из них половина склонна к совершению агрессивных и противоправных действий. Причём 80 международных, финансируемых из-за границы.

Всё чаще и чаще мы видим и слышим о случаях демонстраций нацистов, скинхедов, об избиении «нерусских», о пропаганде идей национализма, о столкновениях с полицией и погромах. И всё чаще и чаще подчёркивается, что молодёжь принимает в этом активное участие, при этом возраст молодежного экстремизма угрожающе снижается, о чем свидетельствует и заявление Р. Нургалиева от 16 декабря 2010 года: «В беспорядках на Манежной площади участвовали молодые люди 14 -15 лет».1 Показательными в этом плане являются и ситуации в Греции летом прошлого года, выступления студентов в Лондоне переросшие в уличные столкновения, массовые беспорядки в Бишкеке, в Бангкоке и многое другое.

Из приведённой статистики мы видим, что число молодёжи, связанной со сферой экстремизма и входящих в различные организации этой направленности, продолжает увеличиваться. Больше всего молодых экстремистов проживают в Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской, Воронежской, Самарской, Мурманской, Нижегородской областях, и, к сожалению, география распространения молодежного экстремизма расширяется.

Молодежь является отражением состояния общества, в любые времена ей свойственны как положительные, так и отрицательные качества. Однако, склонность к экстремизму современного подрастающего поколения, представляющая собой угрозу настоящему и будущему обществу, социальному миру и стабильности, занимает особое место, вызывая всемерную обеспокоенность.

"Экстремизм - системная угроза национальной безопасности. Россия - многонациональная и многоконфессиональная страна, и такие правонарушения наносят ей колоссальный вред. Экстремизм будет караться жестко. Это должны помнить все, кто пытается устроить беспорядки».2

Тем не менее, сегодня в вопросах противодействия терроризму и экстремизму, другим видам молодежной преступности остается еще много нерешенных проблем. Государство и общество в силу объективных и субъективных причин, еще не готовы эффективно противодействовать экстремизму, в том числе путем минимизации факторов их распространения. Проводимые меры антиэкстремистского блока свидетельствуют об отсутствии целостной и последовательной государственной политики в области противодействия экстремизму.

Государством не проводиться еще в полной мере эффективная целенаправленная молодежная политика. Молодежь, в большинстве регионов предоставлена сама себе, отдана на откуп организованной преступности, жилищной и трудовой неустроенности, зачастую негативному влиянию средств массовой информации и идеологии организаций экстремистской направленности. Неуверенная в своем будущем, молодежь вольно или невольно, пополняет ряды террористов, экстремистов и других негативно настроенных социальных групп.

В решении проблемы профилактики экстремизма, а также снижению криминальной активности несовершеннолетних и молодежи, не выработано еще единства взглядов в специальной литературе, несовершенным остается и законодательство, не изучены до конца причины и условия, способствующие проявлению этих негативных явлений среди молодежи. Дискуссионными остаются вопросы специального понятийно-категорийного аппарата, критериев и признаков рассматриваемого феномена, его истоков, тенденций и трансформации.

Все это говорит об актуальности изучения проблем проявления экстремизма в молодежной среде и выработке мер, направленных на их противодействие.

Целью настоящей работы ставится анализ отдельных положений законодательства о противодействии экстремизму, систематизация и выработка предложений по повышению уровня антиэкстремистской деятельности на современном этапе в Российской Федерации.

Для достижений цели определены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические и законодательные подходы к определению экстремизма и его видов;

2. Раскрыть основные факторы, способствующие воспроизводству экстремизма в молодежной среде;

3. Изложить свое видение проблем реализации отдельных антиэкстремистских мер;

4. Выработать предложения по повышению эффективности правовых и организационных мер противодействия экстремизму.

Различные аспекты феномена экстремизма в молодежной среде исследовались многими учеными, такими как Ю.М. Антонян, СВ. Векленко, Н.Ф. Кузнецова, Г.М. Миньковский, К.Н. Салимов. А.И. Долгова, К.Н. Поливанова, И.И. Щиголев, П.М. Якобсон и другими.

Следует заметить, что профилактика преступлений в целом и экстремистской направленности в частности, как одной из форм организованной преступной деятельности, оставляет желать лучшего. Профилактические меры, в первую очередь, должны разрабатываться и осуществляться через систему культурных, просветительских, информационных, правовых мер, нацеленных на воспитание толерантности, взаимного уважения и патриотизма молодежи.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭКСТРЕМИЗМА

Следует отметить, что законодательного определения терроризма, несмотря на остроту проблемы и тяжесть преступных деяний, не выработано.

Различные аспекты противодействия экстремизму содержаться в ряде правовых актов Российской Федерации, международных документах. Нормативно закреплено и сотрудничествоРоссии в области борьбы с экстремизмом с иностранными государствами. К числу наиболее известных, относятся такие как: Европейская конвенция о пресечении терроризма от 27 января 1977 года, ратифицирована с заявлением Федеральным Законом от 07.08.2000 N 121 – ФЗ, Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма от 16 мая 2005 года, ратифицированная Федеральным законом от 20.04.2006 № 56-ФЗ "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма"; Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года, ратифицированная Федеральным законом от 10.01.2003 № 3-ФЗ "О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом".

Правовая основа в сфере борьбы с экстремизмом заложена и в Конституции Российской Федерации. В ней даны принципы деятельности по борьбе с экстремизмом, котороые получают своё выражение в других нормативно-правовых актах: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций, законность, гласность и так далее.

Законодательство Российской Федерации в области противодействия экстремизму включает в себя также Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" (утв. Президентом РФ 05.10.2009), Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.10.2007 № 1420-р "Об официальном периодическом издании, осуществляющем публикацию перечня общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности", и перечня общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности» и другие.

Особое место в противодействии экстремизму, терроризму отводится уголовному кодексу и кодексу об административных правонарушениях. В частности, Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 2006 г. № 63-ФЗ закрепляет составы преступлений за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (статья 280), организацию экстремистского сообщества (статья 282.1), организацию деятельности экстремистской организации (статья 282.2), террористический акт (статья 205), содействие террористической деятельности (статья 205.1), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (статья 205.2), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ устанавливает ответственность за такие правонарушения, как массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения (статья 20.29), распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена ( ст. 13.15 ).

Перечень действий, подпадающих под понятие «экстремизм» приведенных в Федеральном законе от 25.07.2002 N 114-ФЗ3, является собирательным и включает в себя 13 положений, характеризующих в совокупности экстремизм, в том числе: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации (совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы); пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Однако многие положения не имеют четких критериев, являются расплывчатыми, для их уяснения необходимо обращаться к другим нормам законодательства.

Действующее уголовное законодательство, регламентирующее ответственность за преступления экстремистской направленности, достаточно сложно для правоприменителя, что также не способствует эффективности борьбы с этим негативным и общественно-опасным явлением. Так, уголовная ответственность наступает за действия, содержащие:

  • публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;

  • организация экстремистского сообщества и участие в нем;

  • организация деятельности экстремистской организации,

а также деятельность, подпадающая под составы преступлений, связанных с терроризмом (ст. 205-205.2 УК РФ).

В свою очередь, в примечании к статье 205.1 Уголовного кодекса указывается, что «под финансированием терроризма понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 УК РФ. Из чего следует логический вывод, что деяний, подпадающих под понятие экстремизм, гораздо больше, чем перечислено в законе и с уголовно-правовой точки зрения экстремизм это совокупность уголовно наказуемых деяний, совершаемых в целях эскалации социально-политических, субкультурных, этнических, конфессиональных и иных конфликтов. Он связан с совершением ряда преступлений против общественной безопасности, прежде всего, терроризмом, а также с преступлениями против личности, совершаемыми на почве вражды и ненависти, но не совпадает с ними.

Другие определения экстремизма, как правило, касаются деятельности тех или иных групп общества в общественно-политической сфере, либо представляют собой вариативное цитирование определения, приведенного в Федеральном законе РФ от 25 июля 2002 г. N 114 ФЗ.

Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, вступившая в силу 29 марта 2003 года определяет экстремизм как «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон.»4

Таким образом, законодателем не выработано четких критериев выделения преступлений экстремистского характера из категории преступлений, совершаемых по мотивам вражды и ненависти, нет четких границ между такими дефинициями как «терроризм» и «экстремизм» (по сути дела, терроризм является составляющей дефиниции экстремизм), разграничения экстремизма и других негативных явлений, распространенных в современном обществе, вызывают дискуссию и обозначенные в законе квалифицирующие признаки экстремизма, категорийно-понятийный аппарат определения экстремистской деятельности.

Справочные источники дают такое определение: экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам5.

В специальной литературе и публикациях в средствах массовой информации также нет единства взглядов на определение экстремизма. Одна категория авторов отождествляют экстремизм с терроризмом, другая с насилием.6 По мнению А.А. Крылова в широком (социально-философском) отношении под экстремизмом чаще всего понимается всякое выражение полярных позиций и взглядов, характерных для определенного социального пространства. В узком (политико-прагматическом и правовом) смысле экстремизм представляет собой активное противостояние установившимся социальным нормам и практике (прежде всего - политике, праву, идеологии), которое выражено по преимуществу через физическое насилие, нанесение ущерба жизни, здоровью или имуществу людей.7

С точки зрения А.Г Хлебушкина, экстремизм - это противоправная деятельность, осуществление которой причиняет или может причинить существенный вред основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений.8

В то же время под экстремизмом можно понимать и любую форму экстремального социального поведения. Он может быть политическим и бытовым, национальным и религиозным. Под экстремизм могут подпадать действия отчаявшихся (захват банка с целью возврата вклада) или неуравновешенных (психически больных) людей, а также партий, преследующих четкие цели и использующих их в качестве тактики борьбы. Следовательно, экстремизм - многоликое социальное явление, проявляющееся в различных формах, порождение нестабильных социально-экономических условий, национальных, политических, расовых, религиозных обострений.Объявить экстремизму во всех его разновидностях войну - все равно что объявить войну обществу. Именно поэтому требуется выработка понятия экстремизма, чтобы четко определить, с чем и против чего надо вести борьбу9.

Однако, это достаточно общие и, на наш взгляд, определения. Таким образом, по современным определениям экстремизм – это многостороннее понятие, включающее в себя поведение людей, ситуации и определённые события в конкретном государстве, экономическое, политическое, социальное, духовное положение в нём и многое другое, что никоим образом не позволяет прийти к однозначному и конкретному выводу о такой дефиниции как «экстремизм».

Необходимость однозначного определения и толкования деяний экстремистского характера, предполагает обозначение признаков экстремизма. Наиболее четко они, на наш взгляд, определены И.В. Кудряшевым:

Основные признаки экстремизма:

1) публичные призывы к установлению в России диктатуры, то есть строя, значительно ущемляющего политические и гражданские права граждан России;

2) публичные призывы к насильственному свержению конституционного строя или к захвату власти;

3) создание вооруженных формирований;

4) разжигание социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной розни и публичное выражение намерений ограничить права граждан по этим признакам;

5) представление своих целей, идеалов или отличительных признаков с помощью символики, в недалеком прошлом присущей национал-социалистическому режиму Германии и фашистскому режиму Италии;

6) публичное одобрение национал-социалистических, фашистских и иных тоталитарных режимов; отрицание преступлений, совершенных такими режимами, оправдание их лидеров и политики.10

Исходя из законодательного определения и взглядов большинства авторов, можно дать определение и молодежному экстремизму, определения которого практически не встречается в специальной литературе:

Молодежный экстремизм - негативное социальное явление, выражающееся в индивидуальном и групповом проявление крайне неумеренных в нравственном и правовом отношениях средств и способов жизнедеятельности молодежи, как особой социальной группы (субкультуры).

С точки зрения права, молодежный экстремизм это совокупность общественно опасных уголовно и административно наказуемых деяний, совершаемых исходя из определенной системы взглядов, воззрений, убеждений, с целью достижения определенного результата, разрешения конфликтов в какой-либо области общественных отношений, стремление к изменению существующего порядка, который отрицается экстремистами.

Под преступлениями экстремистской направленности следует понимать категории преступлений, совершаемых в целях передела собственности или присвоения, захвата власти, воздействия на принятие решений компетентными органами в интересах экстремистов, а также по мотивам ненависти или вражды к гражданам, в зависимости от принадлежности их к определенному полу, расе, религии, политическим убеждениям, происхождению, должностному или социальному положению и т.д.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСТРЕМИЗМА

Экстремизм - это очень древнее явление, сопровождающее человечество на протяжении всей его истории. Одна из наиболее ранних экстремистских группировок – иудейская секта сикариев («кинжальщиков»), действовавшая в Иудее в 1 веке н.э. Члены этой секты убивали представителей еврейской знати, поддерживавших заключение мира с Римом. «Кинжальщики» обвиняли эту знать в отступничестве от веры. Эта секта, которая настраивала низы против верхов, в некотором роде, стала прообразом современных террористических организаций. Они впервые в истории пытались осуществить свои политические, религиозные цели посредством насилия, запугивания правительства.

На рубеже Античности и Средних веков в Индии существовало множество различных тайных обществ. Они, как правило, различались по религиозному признаку. Например, Члены секты «душителей» убивали своих жертв с помощью шёлкового шнурка, считая этот способ ритуальным жертвоприношением богине Кали.

Классическим примером террористической организации Средних веков, которая значительно развила искусство тайной войны, диверсионной практики и насильственных средств достижения цели, является секта Хашашаинов («курителей гашиша»), или, в европейском произношении, «ассассинов». Они держали в страхе многих правителей Европы, Средиземноморья, Персидского залива и многих других.11

Основное развитие экстремизм получил в 18 – 20 веке. Это связано с множеством революций в Европе, войн, колониальных завоеваний и последующей борьбы за независимость. В это время возникает множество различных политических, идеологических учений, которые дали плодородную почву для развития экстремизма.

Именно в этот период происходит разделение его на определенные виды. Аналогичная классификация существует и сейчас.

Являясь составной частью общества, экстремизм вырабатывает и распространяет взгляды и концепции, которые оправдывают насилие, делают его законным правом народа на самовыражение. В зависимости от направленности экстремизма, формируются его цели и задачи. Они могут быть различными: ослабление или физическое уничтожение оппонентов, подрыв доверия к правительству, государству, противодействие внешнему или внутреннему курсу страны, несогласие с проводимыми реформами и преобразованиями, оказание влияния и воздействия на государственную систему и получения выгоды для определённой группы и т.д. В зависимости от направленности и по целям воздействия экстремизм подразделяется на:

  • Политический экстремизм - явление общественной жизни, свойственное не только современному этапу развития человечества, оно существует со времени возникновения политической власти к политической борьбы. Политический экстремизм представляет собой систему крайних - с точки зрения общества - взглядов и действий, направленных на удовлетворение политических интересов отдельных социальных групп. Характерный признак политического экстремизма - не легитимное использование насилия в различных формах как основного метода политической борьбы. По своему идеологическому содержанию различают левый и правый политический экстремизм, в зависимости от территориальной распространенности - государственный (в границах одного государственного образования) и межгосударственный (в рамках нескольких государственных образований).

В качестве субъектов политического экстремизма могут выступать отдельные граждане, политические партии, государство или союзы государств.

Для достижения своих целей политические экстремисты применяют следующие методы: методы организационного характера (митинги, шествия, демонстрации, погромы, столкновения с правоохранительными органами и иные действия); физические – направленные на физическое устранение и уничтожение политических оппонентов, разрушение политических структур, материальных объектов и т.д.; методы морально-психологического воздействия – устрашение, разжигание ненависти к определённой группе людей; методы пропагандистского влияния – распространение своих идей, целей, с использованием различных методов пропаганды( распространение листовок, брошюр, книг, аудио- и видео-продуктов, распространение в интернете, телевидении и радио).

  • Религиозный экстремизм представляет собой отрицание системы сложившихся в обществе религиозных ценностей и догматических устоев, а также агрессивная пропаганда мировоззрения противоречащего им. Он выражается в возбуждение вражды и ненависти внутри религии, проявлении религиозности, религиозного фанатизма, который характеризуется отсутствием религиозной терпимости и стремлением навязать свои конфессиональные убеждения любыми средствами. Религиозный экстремизм потенциально заложен в каждой религии, являясь обратной стороной любой из них, но не одна из религий не поддерживает идеи экстремизма, осуждает и пытается противодействовать им (в каждой существуют системы ограничения, которые позволяют сдерживать проявления насилия, нормы контроля и самоконтроля).

Основная цель религиозного экстремизма – это признание своей религии ведущей, главной, совместно с подавлением других религиозных учений через их принуждение к своей системе религиозной веры.

Среди методов, широко применяемых религиозными экстремистами можно назвать распространение литературы, видео - аудиоматериала, прямые акты насилия и вандализма.

  • Национальный экстремизм - направлен против определённой нации. Суть заключается в том, что человек идентифицирует себя с какой-то определённой нацией, при этом ставя её выше всех остальных. Интересы выбранной нации становятся для индивида главными и решающими, зачастую принижая права и свободы, интересы и потребности другой нации.

  • Государственный экстремизм специфичный вид экстремизма, потому как он исходит от государства. Его источник не сами люди, а государственная власть, государственные органы. Действие направлено на политические партии, общества, конкретных людей, нацию, народность. При этом могут использоваться любые меры воздействия: полицейские, военные, политические, социальные и другие.

  • Экономический экстремизм направлен на уничтожение многообразия и установление какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства, полный отказ от принципа государственного регулирования экономической сферы, устранение конкуренции в предпринимательской деятельности.

В зависимости от деятельности экстремистов в той или иной сфере выделяется: внутриполитический экстремизм (осуществление экстремистской деятельности в области проведения внутренней политики) и внешнеполитический (международный) экстремизм (осуществление экстремистской деятельности в области проведения внешней политики).

Кроме указанных видов экстремизма в специальной литературе с точки зрения, социологии, логики, философии, психологии выделяют: бытовой, поведенческий, экологический, духовный, возрастной, рациональный, иррациональный экстремизм, Следует заметить, что последний вид экстремизма – иррациональный, является не ответной реакцией на несправедливость, а преследует более низменные цели. Это логически необъяснимое, переходящее все человеческие рамки негативное поведение, ради достижения своих иллюзорных целей.

Чаще всего как иррациональный характеризуется молодежный экстремизм (вандалы), психопатический (немотивированные массовые убийства, например, в школах), спортивный (фанаты) и т.п.12 К иррациональному экстремизму относят все радикальные проявления экстремизма, в том числе и террор.

Молодежный экстремизм, подчиняясь общей классификации - политический, национальный, религиозный, оккультный, спортивный, уголовный,13 все же выделяется некоторой спецификой, обусловленной возрастными особенностями, деструктивностью, крайней жестокостью, не редко, отсутствием конкретной цели.

3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ МОЛОДЁЖИ И ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ИХ МИНИМИЗАЦИИ

Молодежный экстремизм обусловлен, прежде всего, особенностями самой молодежи - незавершенностью процессов формирования правосознания, экономической, политической и духовной социализации, недостаточной социально-психологической зрелостью, нравственными устоями и идеалами, склонностью к проявлению различных форм социального протеста и необдуманностью в выборе средств и способов достижения жизненных целей. В Стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р к категории молодёжи в России, относятся граждане России от 14 до 30 лет.14 Сегодня молодёжь РФ составляет 27 % от общей численности населения страны (39,6). Как видим, эта категория составляет наиболее весомую социальную группу, резерв управленцев, что придает важное значение проблемам становления активной, высоконравственной, политически зрелой личности для будущего развития российского государства. В связи со стремительным старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями сегодняшние 10 - 25-летние жители страны станут основным трудовым ресурсом России, их трудовая деятельность - источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения. От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Результаты исследований показывают, что молодежь в целом аполитична, указывается в предпосылках принятия Стратегии.

Обновление российского общества, осмысление роли молодежи в этом процессе, выработка современных моделей социально-политического участия молодых граждан, их гражданского самосознания и патриотического воспитания приводит к логической необходимостью рассматривать экстремизм в молодежной среде в неразрывной связи с молодежными проблемами.

В современной России причин возникновения экстремизма среди молодёжи достаточно много. Условно, их можно разделить на несколько основных групп, которые касаются конкретной сферы жизнедеятельности общества и личности. Это и исторические, экономические, социальные, политические, культурно-нравственные, образовательные, кадровые, семейные, психологические, и, многие другие. Многие переплетаются и связаны друг с другом. Каждая причина является самостоятельной, но лишь их комплексное решение поможет искоренить экстремизм среди молодёжи.

Как свидетельствуют большинство исследований причин экстремизма в молодежной среде, проявление экстремизма является ответной реакцией молодежи на процессы, затрагивающие те или иные стороны подрастающего поколения, негативно влияющие на их социально- экономический статус. Причем, современные причины неразрывно связаны с причинами, возникшими еще в период существования Советского Союза. Поэтому, представляется интересным и актуальным рассмотреть современные причины неблагополучия молодежи на фоне причин ушедшего в историю развития нашего общества. Рассмотрим наиболее распространенные причины.

К экономическим причинам, на наш взгляд, следует отнести экономический кризис, падение жизненного уровня, проблемы безработицы среди молодёжи.

В конце 80-х начала 90-х годов Россия переживала коренные перемены, в том числе и в экономике. Общий кризис советской экономики, несомненно, отразился и на молодёжи. Экономические реформы начала 90-х годов способствовали развитию и укреплению экстремизма. Всеобщая нехватка денег, неуверенность в завтрашнем дне, развал предприятий и увольнение людей, невыплаты зарплат и многое другое усилили ненависть и злобу молодёжи. Этим, несомненно, воспользовались экстремистские организации, в том числе и из-за границы. Имея достаточно надёжную финансовую опору, они развивались и развиваются сегодня. К тому же, специальные структуры – министерство внутренних дел, федеральная служба безопасности и другие – не получая достаточного финансирования, не имея хорошей материальной базы просто не могли своевременно и быстро заниматься данной проблемой.

Существенной причиной стало вытекающее из экономического кризиса снижение жизненного уровня населения. Отсутствие возможности поправить свой материальный уровень легальным путем, многие молодые люди стали прибегать к противоправным способам и методам решения своих финансовых и иных проблем. Крылатой стала фраза: « Мы зарабатывали как могли!». Сложившаяся ситуация привела к пополнению когорты молодых бандитов: карманников, домушников и т.д., не редко создающих целые преступные сообщества, ставящие своей целью обогащения через преступление.

Сыграл свою роль и разрыв уровня и качества жизни сверхбогатого меньшинства

( 10-12% населения) и нищего или полунищего большинства.

Проблема занятости в новой по своей сути стране стояла и остается очень острой. С ней столкнулись в первую очередь выпускники учреждений профессионального образования, так как они оказались не востребованы в стране, вынуждены были либо уезжать за границу, либо заниматься противоправной деятельностью. Неудачи в поиске работы приводили и приводят, прежде всего, к лени, пассивности, отрешённости от всего, антисоциальной направленности деятельности и в итоге к преступлению, так как этот способ получения денег является самым простым и лёгким, по мнению молодёжи. Отсутствие возможности самореализоваться и трудоустроится, проявить себя в обществе через труд, недостаточный жизненный опыт, нужда в средствах к существованию, отсутствие возможности трудоустроится, лень и не желание идти к поставленной цели, всё это породило экстремизм, в масштабах целой страны, зачастую не управляемый. Кроме того, предлагаемый подросткам выбор рабочих мест незначителен, условия труда, оплата, график работы находятся не на должном уровне и зачастую являются не престижными. Следствие этого – озлобленность, агрессия, протест против существующего порядка, порождает недовольство, толкает на бунт, на оппозицию существующему государственному строю, власти и обществу. Именно отсюда выходят уличные преступники, наркоманы, алкоголики.

Всё это приводило к непрекращающейся, большой волне преступности, насилия, расовой, религиозной ненависти среди молодёжи. Занятость молодежи выступает основой для семейно-бытового обустройства, участия в общественно-политической жизни, хорошему психологическому, физическому и эмоциональному становлению и развитию. Имея работу, человек чувствует себя комфортно, самовыражается, самореализуется, направляет все свои силы, энергию и возможности на труд, что способствует снятию напряжения в обществе.

Как уже отмечалось, причиной экстремизма является экономический кризис, падение жизненного уровня, проблема безработицы в молодёжи. Обеспечение реализации конституционных прав граждан на достойный уровень жизни, труд, образование является прямой функцией государства. Власть обязана тщательно прорабатывать программы экономического развития, производить индексации пенсий, пособий, бороться с инфляцией и т.д. Что касается безработицы среди молодежи, то можно предложить разработку программы занятости молодёжи непосредственно в школах, институтах, приобщение к научной деятельности. При этом, необходимо заинтересовать в этом учебные заведения, стимулировать их деятельность в этой сфере. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Однако создавать условия необходимо не только студенческой молодежи, чей уровень доходов за пределами среднего, но и тех, кто по тем или иным причинам не обучается и имеет статус безработного. Следует обратить внимание на неэффективность работы центров занятости, которые не стремятся к расширению возможностей вовлечения населения в трудовую деятельность, придерживаясь уже наработанных годами средств и методов переподготовки и предложений имеющихся низкооплачиваемых вакансий.

Молодые люди, включаясь в общественную жизнь, стремятся влиться в какую-либо социальную группу и обрести в ней определённый статус. И по мере становления, достижения желаемого результата и статуса, личность старается его повысить. И при этом наталкивается на ряд проблем. Постепенно между обществом и молодёжью возникают разногласия и противоречия по поводу самореализации, запросов и ожиданий, прав и обязанностей. Человек теряется, в нём развивается чувство растерянности, пессимизма, неверие в будущее, что влечёт к повышению криминальности, агрессивности, злости, выражается в пренебрежении нравственными устоями и нормам поведения, и как следствие, влечёт к совершению экстремистских действий.

К социальным причинам экстремизма следует отнести ухудшение климата в семье, конфликты со сверстниками, социальное неравенство, невысокий социальный статус.

Семья является основой становления личности человека, она обеспечивает её воспитание и развитие, несёт ответственность за включение ребёнка в общество. Основное влияние на личность оказывают состав родительской семьи и психологическая атмосфера в ней. Для молодежи отсутствие или дефицит необходимых социализационных возможностей превращается в проблему компенсации необходимых социальных навыков, самостоятельного формирования мировоззрения, выбора стратегий и моделей поведения, жизненного пути, а иногда затягивания периода инфантильности. Очень часто происходит так называемый межпоколенческий конфликт, то есть не понимание родителями своих детей. Не получая понимая со стороны родителей, часто сопровождаемое насилием, молодой человек замыкается в себе, затаивает злобу, ненависть, которая в последствии перерастает в преступление, уходит из семьи. Неблагополучная атмосфера в семье может развиваться из-за пьянства, наркомании одного или обоих родителей. Зачастую, не получая должного внимания, молодой человек уходит на улицу, вступает в различные экстремистские организации, где и получает понимание, сочувствие и примыкает к преступным субкультурам, получая от их членов то, чего ожидал от своей семьи.

Конфликты со сверстниками дают хорошую почву для экстремистских проявлений. Чтобы поднять свой статус, защитить себя от проявления агрессии со стороны сверстников, молодой человек вынужден защищаться, прибегая к антисоциальным методам. Тем самым, проявляя себя отрицательно, он опять таки находит понимание, уважение и поддержку в экстремистских организациях, а безобидные изначально правонарушения трансформируются в преступления.

Культурно-нравственные проблемы не менее важный фактор, влияющий на проявление экстремизма. К ним относятся: изменение жизненного уклада и жизненных ценностей, морально-нравственных ориентиров, криминализация массовой культуры, социально-культурный дефицит, деформация системы ценностей, отсутствие положительных идеалов, преобладание досуговой ориентации над социально полезной.

Сегодня, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета.

У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

Криминализация культуры обострилась после распада СССР. Особое внимание современная массовая культура уделяет теме агрессии, насилия, преступности. Жестокость сцен насилия на экране поражает воображение как количеством, так и своей натуралистичностью.15 Еще одна излюбленная тема кинофильмов страх: триллер, фильм ужасов, фильм-катастрофа и так далее. Как следствие, человек становится менее чувствительным к тому, что происходит в реальности. Эти фильмы воспитывают привычку к убийству, насилию, жестокости, зритель становится душевно чёрствым, безразличным к чужой судьбе. Регулярно просматривая фильмы – боевики и им подобные, человек невольно попадает под их влияние, причем, большая часть молодежи оценивает такие фильмы как положительные, интересные, постепенно начинает подражать героям- бандитам, использует их лексикон, или обозначают перед собой цель стать таким же по криминальному добрым силовиком. Все это приводит отдельных молодых людей в группу риска, формируя личность, чья социальная позиция стала следствием активного внешнего воздействия досуговой микросреды, СМИ и других подобных раздражителей.

Следует заметить, что отсутствие положительных идеалов стало особо ощутимо после падения СССР. Все старые идеалы (Герои СССР, Герои труда, политические деятели), на которых равнялась молодёжь, были отвергнуты, а на их место не было предложено ничего. Молодые люди были вынуждены создавать себе идеалы из появляющихся все чаще в средствах массовой информации историй о «выдающихся криминальных личностях». Попытка быть хоть немногим похожими на свои идеалы приводило к подмене жизненных ориентиров и ценностей, двойственности моральных норм, замене их сомнительными. Все это по сути дела, привело к институализации сомнительных ценностей, увеличило число желающих жить по законам преступного мира, по законам насилия и жестокости.

Определенную роль сыграло и упразднение социальных институтов морально-нравственного контроля, которые были широко развиты в Советском Союзе- партийные, комсомольские, пионерские организации, народный контроль, товарищеские суды и так далее, которые выполняли важные функции общественного контроля, одновременно насаждая идеология добра, справедливости, порядочности.

Проблемы в образовательном процессе также являются существенной причиной распространения экстремизма. К ним относятся: ослабление воспитательных функций образовательных учреждений, недостаточная эффективность системы воспитательного воздействия и отсутствия действенной социальной профилактики проявлений экстремизма, ч о в немалой степени связано со снижением профессионализма кадрового состава образовательных учреждений.

Отсутствие современных методов воспитания и профилактики экстремизма ощущается, прежде всего в сфере среднего образования. Преподаватели и учителя не способны увидеть, правильно прореагировать, предпринять меры по противодействию противоправных действий со стороны учащихся. Сейчас нет достаточно проработанной и функционирующей системы воспитательного воздействия.

Президентом Д.А. Медведевым в выступлении на совещании, проходившем 16 декабря 2010 года в Рязани, было предложено привлекать к ответственности и наведению порядка учителей и родителей.16 По его мнению, родители, чьи дети участвуют в беспорядках, митингах и драках, должны также нести юридическую ответственность. На наш взгляд, одной из причин участия молодежи в беспорядках, митингах, совершение ими преступлений, безусловно, является недостаточное воспитание. Но гражданско-правовая ответственность данной категории лиц за причинение вреда несовершеннолетними законодателем уже установлена, а вводить специальную административную или уголовную ответственность не целесообразно.

На наш взгляд, правильным было бы создать более благоприятную базу для выполнения родителями своих обязанностей по воспитанию детей, ибо существующие в современный период уровень заработной платы и практически отсутствие свободного времени (в силу занятости, как по основной, так и не редко, дополнительной работе) не позволяют им в полной мере заниматься воспитанием детей. Что же касается школы и других образовательных учреждений, то оказать влияние на формирование надлежащего правосознания подрастающего поколения педагоги смогут лишь объединив усилия с родителями, целенаправленно реализуя тщательно разработанную программу по формированию устойчивой, жизненно активной личности, чувствующей на себе заботу государства, семьи и школы.

Особое значение имеют личностные, психологические особенности молодых людей: отсутствие жизненных планов, желание самоутвердится, недостаточный жизненный и профессиональный опыт. Молодой человек, не имея целей, жизненных планов, может найти их в проявлении антиобщественного поведения. Экстремистские организации могут с лёгкостью воспользоваться отсутствием жизненных ориентиров, недостаточным жизненным и профессиональным опытом, и предложить свои идеи, заинтересовать своими целями и задачами. Желание самоутвердиться, найти свою грань в обществе ещё больше усиливает эту возможность. Жестокость становится самоцелью, средством воплощения преступных замыслов и насильственных преступлений. Избиение, садизм, глумление над личностью стали главными средствами выяснения отношений в территориальных и функциональных преступных группах17.

Среди причин политического плана следует указать недоверие правительству, отчуждение государства и граждан, общества, неверие в способность оказать хоть какое-то влияние напроисходящие политические, экономические и социальные процессы, и как следствие - снижение политической активности, не только взрослого населения, но и молодежи.

Другого способа, как противостоять путем проявления агрессии, жестокости и насилия, в том числе участвуя в незаконных акциях и движениях, проводимой властью политике, обратить внимание на свои нужды, выразить свой протест, молодежь не всегда видит. В тоже время, экстремистские организации очень чутко реагируют на настроение молодежи, вовлекая их в свою противоправную деятельность, распространяя среди них идеологию насилия, жестокости, силы, денег. Таким образом, мы видим, что на сегодняшний день, основной политической причиной является отчуждение государства и граждан.

Неустроенность миллионов людей, вынужденных отказываться от привычного образа жизни, массовая безработица, достигающая во многих регионах более половины трудоспособного населения, озлобленность, вызванная неудовлетворенностью базовых потребностей (безопасность, идентичность, признание и др.), являющиеся последствиями острейшего системного кризиса, переживаемого Россией и многими другими бывшими республиками СССР, судя по всему, еще долго будут источником религиозно-политического экстремизма. Ненависть и вражда к представителям другой национальности, расы, вероисповедания - это не только психологическая проблема определенного, причем весьма широкого, слоя людей. Это еще и мотив совершения преступлений, как насильственного, так и ненасильственного характера.

Пробелы и непродуманность законодательных норм можно также отнести к факторам, сопутствующим проявлению экстремизма. Следует обратить внимание на то, что Федеральный закон от 25.07.2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в большей мере ориентируется на борьбу с организованной преступностью, а не на исключение возможности участия в публичных мероприятиях радикальных объединений.

Так, например, вызывает недоумение такое законодательное положение как объявление предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, 18диспозицией которой установлено, что «при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения». На наш взгляд, следовало бы составы преступлений, связанных с экстремистской деятельностью перевести в разряд преступлений с усеченным составом, учитывая тяжесть общественно-опасных последствий, которые могут наступить от таких деяний и привлекать к ответственности уже за факт приготовления к таким преступлениям. Саму же статью 6 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ сформулировать следующим образом:

Статья 6. Объявление предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности

При наличии достаточных сведений, дающих основание предполагать о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной или административной ответственности Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения.

В случае невыполнения требований, изложенных в предостережении, лицо, которому было объявлено данное предостережение, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.

Предостережение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

Соответственно, внести изменения в статью 282.2. Уголовного Кодекса РФ «Организация деятельности экстремистской организации», добавив часть 3 соответствующего содержания:

1. Организация деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

2. Участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

  1. При наличии достаточных и подтвержденных, в установленном порядке сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности руководитель общественного или религиозного объединения либо иной организации, -

наказывается штрафом в размере от ста до двухсот тысяч рублей, либо лишением свободы на срок до двух лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Примечание. Лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Следует заметить, что несмотря общественную опасность преступлений экстремистской направленности, законодатель не установил в качестве обстоятельства, отягчающего наказание совершение преступления по мотивам экстремистской направленности. Кроме того, в п. е ст. 63 УК РФ нашли отражение не все мотивы и цели, отнесенные законодателем к экстремистским. Так, например, за пределами определенного законодателем круга обстоятельств остались мотивы и цели, связанные с незаконным присвоением, захватом, удержанием или изменением власти, а также воздействием на принятие решений органами власти в интересах экстремистов.

В связи с чем, на наш взгляд, следует внести дополнение в статью 63. «Обстоятельства, отягчающие наказание» Уголовного Кодекса РФ следующего характера:

в) совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации), а также экстремистской организации;

е)совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы или иных экстремистских целях.

Кроме того, на наш взгляд, следует усилить ответственность за вовлечение молодежи в экстремистскую деятельность, учитывая наблюдающуюся тенденцию быстрого распространения среди молодежи криминальной субкультуры экстремистской направленности и соответствующих организационных форм преступной деятельности.

Нельзя не упомянуть и недостаточную работу правоохранительных органов. Низкая результативность работы по профилактике преступлений различных органов создают почву для проявления экстремизма. Как правило, вся работа сводится к репрессивным методам и не направлена на искоренение самой причины экстремизма. Это связано, прежде всего, с отсутствием необходимых кадров, обученных современными методами борьбы, отсутствием конкретных методов профилактики и реабилитации подростков, в том числе совершивших ранее преступные деяния. Кроме того, законодатель, несмотря на эффективность содействия в предупреждении преступлений общественных организаций, гражданского общества не счел необходимым закрепить такое положение как взаимодействие компетентных органов с иными институтами гражданского общества в специальном законе. В связи с чем, на наш взгляд, было бы правильным дополнить статью 4 «Субъекты противодействия экстремистской деятельности» Федерального закона следующим образом:

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции во взаимодействии с общественными организациями и гражданами.

Кроме указанного, следует обратить внимание на то, что законодатель отнес к вопросам местного значения участие в противодействии терроризму и экстремизму, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма органов местного самоуправления, при этом не конкретизируя специальные компетенции, возможные средства и способы. На наш взгляд, следует конкретизировать и закрепить законодательно компетенцию местного самоуправления в противодействии экстремизму, указав на возможные формы и средства такого участия.

Таким образом, к основным факторам, создающим благоприятную почву для экстремизма являются геополитические (влияние политических организаций государства, его полиэтничность), социально-экономические (экономическое неравенство, безработица, обнищание населения), отсутствие адекватной молодежной политики государства, несовершенство законодательства, социокультурный фактор (различия в культурах, языках, обычаях, религиях этносов), и информационная составляющая (некорректная, неэтичная, деятельность СМИ, пропагандирующих, порой, вольно или невольно насилие, жестокость, коррупцию, силу власти денег).

4.ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Обобщая вышеизложенное, под молодежным экстремизмом нами понимается негативное социальное явление, выражающееся в индивидуальном и групповом проявление крайне неумеренных в нравственном и правовом отношениях средств и способов жизнедеятельности молодежи как особой социальной группы (субкультуры).

С точки зрения права, молодежный экстремизм это совокупность общественно опасных уголовно и административно наказуемых деяний, совершаемых исходя из определенной системы взглядов, воззрений, убеждений, с целью достижения определенного результата, разрешения конфликтов в какой-либо области общественных отношений, стремление к изменению существующего порядка, который отрицается экстремистами.

Под преступлениями экстремистской направленности следует понимать категории преступлений, закрепленные в уголовном кодексе и совершаемых в целях передела собственности или присвоения, захвата власти, воздействия на принятие решений компетентными органами в интересах экстремистов, а также по мотивам ненависти или вражды к гражданам, в зависимости от принадлежности их к определенному полу, расе, религии, политическим убеждениям, происхождению, должностному или социальному положению и т.д.

Экстремизм, в том числе молодежный имеет тенденцию к распространению и трансформации во все сферы жизнедеятельности.

Молодежный экстремизм подразделяется на политический, национальный, религиозный, оккультный, спортивный, уголовный, религиозный и т.д. характеризуется некоторой спецификой, обусловленной возрастными особенностями, деструктивностью, крайней жестокостью, не редко, отсутствием конкретной цели.

К основным факторам, влияющим на воспроизводство экстремистской деятельности в молодежной среде можно отнести отсутствие адекватной молодежной политики государства, слабое воздействие государственной идеологии, низкий материальный уровень жизни большинства экстремистски настроенных слоев населения, проблемы занятости и образования, негативное влияние средств массовой информации, конфликтные ситуации, затрагивающие межнациональные отношения и, как следствие низкий уровень правосознания, деформированное представление о жизненных ценностях.

Проблема противодействия экстремизму относиться к одной из первостепенных задач российского государства . И её решение возможно лишь при комплексном подходе к устранении причин экстремизма, в том числе путем совершенствования законодательства, эффективной и системной реализации закрепленных в правовых документах мер, осуществления мер превентивного характера.

Так, не последнюю роль в неэффективном противодействии экстремизму играет несовершенство законодательной базы, его расплывчатость, бланкетность большинства норм и непродуманность мер ответственности.

В целях совершенствования действующего законодательства внести обоснованные нами предложения по изменению и дополнению отдельных положений законодательства в том числе:

  1. ст.6 «Объявление предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности» Федерального закона от 25.07.2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности;

  2. ст. 4 «Субъекты противодействия экстремистской деятельности» Федерального закона от 25.07.2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности;

  3. статью 282.2. «Организация деятельности экстремистской организации» Уголовного Кодекса РФ;

  4. статью 63. «Обстоятельства, отягчающие наказание» Уголовного Кодекса РФ;

  5. Необходимо конкретизировать и закрепить законодательно компетенцию местного самоуправления в противодействии экстремизму, указав на возможные формы и средства такого участия, внеся изменения в соответствующие законодательные акты.

Безусловно, что эффективность противостояния экстремизму не в малой степени зависит от качества профилактических и предупредительных мер. В связи с чем, необходимо более активно устранять или хотя бы минимизировать факторы экономического, социального и иного плана, способствующие воспроизводству экстремистской деятельности.

В этих целях поднять уровень материальной обеспеченности граждан до достойного гражданина Российской Федерации уровня. Принять меры к исключению повсеместно распространенных фактов неадекватности размера заработной платы выполняемой работе, а также установить на законодательном уровне минимальный и максимальный пределы разрыва между размером заработной платы руководителей и работников. Обязать компетентные организации, органы разрабатывать целевые программы по расширению возможностей обеспечения безработных граждан и граждан, с минимальным размером оплаты труда дополнительной работой.

Для устранения политических предпосылок экстремизма, повышения активности молодежи в жизни государства, управлении необходимо усилить пропаганду среди молодёжи важности и необходимости их участия в выборах, общественных слушаниях, обсуждениях законопроектов и программ развития конкретных регионов. Молодые люди должны больше принимать участие в жизни учебных заведений, прежде всего школ, проявляя активность и заинтересованность в жизни общества. Крайне важно разработать и внедрять программу идеологического воздействия на молодое поколение, исключив возможность негативного влияния средств массовой информации на формирование мировоззрения, правосознания молодежи.

Со стороны власти необходимо прислушиваться к мнению молодёжи, так как проявление экстремизма, в силу отчуждения государства от граждан, очень часто является единственно возможным путем разрешения возникающих проблем. Не зная другого пути, чтобы устранить проблемы, обратить внимание власти на них, молодежь вынуждена идти на крайние меры.

Только на основе продуманной социальной, экономической, образовательной политики государства, в совокупности с мерами предупредительного характера, активизацией противодействия и единой политикой государства и общества в вопросе борьбы с экстремизмом поможет изжить это негативное явление. Государство просто обязано предпринять меры по устранению социально-экономических, политических и иных факторов, способствующих возникновению экстремизма и пресекать противозаконную деятельность экстремистов. В свою очередь общество (в лице общественных объединений, средств массовой информации и граждан) должно оказывать содействие противодействию экстремизму, противопоставляя экстремистским идеям и призывам гуманистические идеи политической и этнорелигиозной толерантности, гражданского мира и межнационального согласия.

Движущей силой поведения и развития личности являются ее ценностные ориентации, потребности и мотивы. «Именно их формирование является важнейшей задачей отечественного правового воспитания молодежи»19. Важность создания системы формирования правового мышления, целенаправленного воздействия на правосознание в процессе образовательной деятельности, не вызывает сомнения. Образовательный процесс необходимо рассматривать как важнейшую составляющую непрерывной системы формирования правовой культуры в целом и антикоррупционного сознания, в частности.

В современных условиях развития российского государства и общества необходим новый культурно-правовой феномен – правовая личность, для которой характерны такие типологические черты, как уверенность в том, что только свобода всех людей в обществе есть одна из надежных гарантий свободы каждого, уважение достоинства других лиц, выступающих в качестве равных участников правового общения, чувство личной ответственности за свои поступки и внутреннее убеждение в важности исполнения человеком лежащих на нем обязанностей, уважение к закону, вера в то, что соблюдение принятых человеком обязательств есть безусловное условие нормального сосуществования в рамках общества.20

СПИСОК НАУЧНОЙ И ИНОЙ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Заключена в г. Шанхае 15.06.2001)// Собрание законодательства РФ. 13 октября 2003 г. N 41. Ст. 3947.

  2. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// "Российская газета", N 7, 21.01.2009

  3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ ( в ред. от 29.12.10 г. N 442-ФЗ)// Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954

  4. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.02.2011)// "Российская газета", N 256, 31.12.2001

  5. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 29.04.2008) "О противодействии экстремистской деятельности"// "Российская газета", N 138-139, 30.07.2002

  6. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р (ред. от 16.07.2009) «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации»// "Собрание законодательства РФ", 25.12.2006, N 52 (ч. III), ст. 5622

  7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.10.2007 № 1420-р "Об официальном периодическом издании, осуществляющем публикацию перечня общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности" (ред. от 08.12.2008)// "Российская газета", N 234, 19.10.2007

  8. Анненко О.И. Правовая культура современной российской молодежи: философский анализ: автореф. дис. … канд. филос. наук. – Ставрополь,- 2007

  9. Анненко О.И. Правовая культура современной российской молодежи: философский анализ: автореф. дис. … канд. филос. наук. – Ставрополь,- 2007.

  10. Андриановская П.А. Проблемы молодежного экстремизма // Утопия: Открытая библиотека научных сборников ( социально-гуманитарный корпус) Проблемы социальной работы с молодежью , 2009

  11. Багнычева Н.В. Некоторые аспекты риска в массовой культуре и криминализации сознания// Теория и практика общественного сознания . Электронное периодическое издание. URL: http://teoria-practica.ru/-1

  12. Древний, как мир…терроризм// сайт ГУ МЧС России по Калужской области. URL: http://40.mchs.gov.ru/kbzhd/detail.php?ID=1832

  13. Задержан один из организаторов акции на Манежной площади, убивший иностранца// Интерфакс. URL: http://interfax.ru/news.asp?id=169591.Дата обращения 25.02.2011

  14. Истомин А.Ф., Лопаткин Д.А. К вопросу об экстремизме//Современное право, 2005, N 7.

  15. Крылов А.А. Природа экстремистских проявлений в России // Международный терроризм: причины, формы и проблемы противодействия: Материалы межд. науч. - практ. конференции Белгород, 2005.

  16. Козлов А.А. Проблемы экстремизма в молодежной среде. Серия: Система воспитания в высшей школе. – М.: 1994. Выпуск 4.

  17. Кудряшова И.В. «Фундаментализм в пространстве современного мира» // Полис. 2002. № 1

  18. Медведев Д.А. Экстремизм будет караться жестко//Блог Д. Медведева . URL: http://www.kremlin.ru/

  19. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура)// Юридическая психология и не только… URL: http://yurpsy.fatal.ru/files/biblio/pirojkov/06.htm Дата обращения 29.01.2011

  20. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию// "Журнал российского права", N 3, март 2004

  21. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. (онлайн версия)// URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-85585.htm

  22. Уличные манифестации: проявление экстремизма или выражение гражданской воли?// "Российская газета" - Федеральный выпуск №4267 от 12 января 2007 г.

  23. ФедералПресс: Федеральный выпуск. 17 декабря, 2010 . Электронный ресурс.URL: http://fedpress.ru/federal/polit/vlast/id_211765.html. Дата обращения 27.01.2011

  24. Хлебушкин А.Г. Преступный экстремизм: понятие, виды, проблемы криминализации и пенализации: Автореф. дис. ... к.ю.н. Саратов, 2007.

1 Задержан один из организаторов акции на Манежной площади, убивший иностранца// Интерфакс. URL: http://interfax.ru/news.asp?id=169591.Дата обращения 25.02.2011

2 Медведев Д.А. Экстремизм будет караться жестко//Блог Д. Медведева . URL: http://www.kremlin.ru/

3 ст.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 29.04.2008) "О противодействии экстремистской деятельности"// "Российская газета", N 138-139, 30.07.2002

4 Ст. 1 Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом

(Заключена в г. Шанхае 15.06.2001)// Собрание законодательства РФ. 13 октября 2003 г. N 41. Ст. 3947.

5 Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. (онлайн версия)// URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-85585.htm

6 Уличные манифестации: проявление экстремизма или выражение гражданской воли?// "Российская газета" - Федеральный выпуск №4267 от 12 января 2007 г.

7 Крылов А.А. Природа экстремистских проявлений в России // Международный терроризм: причины, формы и проблемы противодействия: Материалы межд. науч. - практ. конференции Белгород, 2005. С. 6.

8Хлебушкин А.Г. Преступный экстремизм: понятие, виды, проблемы криминализации и пенализации: Автореф. дис. ... к.ю.н. Саратов, 2007. С. 14.

9 Истомин А.Ф., Лопаткин Д.А. К вопросу об экстремизме//Современное право, 2005, N 7. С. 22-23

10 Кудряшова И.В. «Фундаментализм в пространстве современного мира» // Полис. 2002. № 1. С. 66-77.

11 Древний, как мир…терроризм// сайт ГУ МЧС России по Калужской области. URL: http://40.mchs.gov.ru/kbzhd/detail.php?ID=1832

12 Козлов А.А. Проблемы экстремизма в молодежной среде. Серия: Система воспитания в высшей школе. – М.: 1994. Выпуск 4. С. 21

13 Андриановская П.А. Проблемы молодежного экстремизма // Утопия: Открытая библиотека научных сборников ( социально-гуманитарный корпус) Проблемы социальной работы с молодежью , 2009.С-11

14 Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р (ред. от 16.07.2009) «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации»// "Собрание законодательства РФ", 25.12.2006, N 52 (ч. III), ст. 5622.

15Багнычева Н.В. Некоторые аспекты риска в массовой культуре и криминализации сознания// Теория и практика общественного сознания . Электронное периодическое издание. URL: http://teoria-practica.ru/-1

16 ФедералПресс: Федеральный выпуск. 17 декабря, 2010 . Электронный ресурс.URL: http://fedpress.ru/federal/polit/vlast/id_211765.html. Дата обращения 27.01.2011

17 Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура)// Юридическая психология и не только… URL: http://yurpsy.fatal.ru/files/biblio/pirojkov/06.htm Дата обращения 29.01.2011

18 ст.6 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 29.04.2008) "О противодействии экстремистской деятельности"// "Российская газета", N 138-139, 30.07.2002

19 Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию// "Журнал российского права", N 3, март 2004 г. С.70

20 Анненко О.И. Правовая культура современной российской молодежи: философский анализ: автореф. дис. … канд. филос. наук. – Ставрополь,- 2007.С.10

Просмотров работы: 7712