ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА РЕБЕНКА И ОСОБЕННОСТИ ИХ ЗАЩИТЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА РЕБЕНКА И ОСОБЕННОСТИ ИХ ЗАЩИТЫ

Петрикова О.А., Пустовалова И.Н.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет.

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Дети в любом государстве находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и наше государство: забота о подрастающем поколении проявляется в самых различных областях его деятельности. Среди этих направлений охрана прав и законных интересов несовершеннолетних должна быть главенствующей.

Участие государства в обеспечении интересов ребенка в семье не ограничивается предоставлением ему прав, предусмотренных семейным законодательством. Не менее важно для несовершеннолетнего иметь гарантию для охраны этих прав, а также их защиты в случае нарушения. Тем более, что согласно п. 2 ст. 3 Конвенции «О правах ребенка», «государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия...». И надо сказать, что число детей, нуждающихся в защите со стороны государства, с годами не уменьшается. Причем имеются в виду лишь те дети, которые выявлены и учтены, а на самом деле их намного больше (особенно если учесть несовершеннолетних, права которых нарушаются в семье родителями, о чем органы опеки и попечительства еще не знают). Максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни; обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;- приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях — детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине - гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;

- создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков — беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения; - законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров.

Во исполнение указанных задач за последнее десятилетие в России практически заново создана целостная система правовой защиты интересов детей применительно к новым социально-экономическими условиям. Так, начиная с 1999 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. Особенно важное значение имеет принятие 24 июля 1998 г. Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который установил основные гарантии прав и законных интересов детей, определил направления обеспечения и организационные основы гарантий прав детей в РФ. Пользуясь предоставленными им правами, субъекты РФ также принимают законы по различным аспектам регулирования прав и законных интересов детей .

К сожалению, в большинстве случаев принимаемые нормативные правовые акты остаются лишь декларативными, поскольку отсутствуют механизмы их реализации как на федеральном, так и региональном уровнях. К числу лиц, обязанных защищать права, интересы своих детей, как известно, относятся родители либо заменяющие их лица. Когда же родителей (лиц, их заменяющих) нет или они не выполняют своей миссии, обязанности по защите прав несовершеннолетних возлагаются на органы опеки и попечительства, т.е. органы местного самоуправления, чья деятельность регламентируется уставами (положениями) муниципальных образований данного региона. В любом случае их компетенция в области защиты прав ребенка должна полностью соответствовать законам РФ, СК, ГК, а также нормативным актам субъектов РФ. Другими словами, государство возлагает защиту прав несовершеннолетних детей только на органы опеки и попечительства (ст. 121 СК), которые могут объединять усилия других государственных, муниципальных органов, учреждений, общественных организаций и фондов, в том числе благотворительных, для достижения единой цели — защиты прав ребенка.

В п. 1 ст. 121 СК к числу несовершеннолетних детей, нуждающихся в защите, в первую очередь отнесены те, кто остается без родительского попечения. Именно они в соответствии с п. 1 ст. 20 Конвенции «О правах ребенка» имеют право на особую защиту.

К таким детям относятся:

- круглые сироты, т.е. те дети, у кого умерли оба родителя либо мать, не состоявшая в браке с отцом своего ребенка;

- дети, чьи родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах в судебном порядке;

- несовершеннолетние, родители которых по объективным причинам не могут о них заботиться, защищать их права и интересы, так как признаны недееспособными, страдают серьезным психическим, инфекционным заболеванием, находятся в длительной командировке, экспедиции, местах лишения свободы и т.п.;

- дети, о которых родители заботиться не хотят, а потому отказываются от своего ребенка, находящегося, например, в родильном доме, больнице, любом другом медицинском учреждении, в образовательном, воспитательном учреждении, а также в учреждении, призванном оказывать социальную защиту. В таких случаях приходится говорить о невыполнении родительских обязанностей по причине сугубо субъективного свойства.

Данный перечень признаков принадлежности ребенка к категории оставшихся без родительского попечения не является исчерпывающим, так как не исключаются непредсказуемые жизненные ситуации, когда несовершеннолетний остается один без помощи со стороны лиц, обязанных о нем заботиться. Это в большинстве своем дети, называемые социальными сиротами, чья беззащитность, во-первых, вызвана обстоятельствами, которые возникают при жизни родителей, а во-вторых, обусловлена явлениями социального плана (алкоголизм родителей, деградация их личности и т.п.).

Утрата родительского попечения является фактом, имеющим юридическое значение. Поэтому важно иметь информацию о ребенке, оказавшемся в бедственном положении. Вот почему п. 3 ст. 56 СК обязывает должностных лиц организаций и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Аналогичное по существу требование сформулировано в п. 1 ст. 122 СК. Оно адресовано в первую очередь должностным лицам различных учреждений, причастных к жизни ребенка, занимающихся его воспитанием, лечением, социальной реабилитацией. Кроме того, выявлением детей, нуждающихся в защите, занимаются и сами органы опеки и попечительства, находящиеся в тесном контакте с образовательными, воспитательными учреждениями, органами внутренних дел.

Порядок и условия реализации права ребенка на жилое помещение определяются, прежде всего, его правовым статусом, характеризующимся неполной дееспособностью, видом и объемом его прав, формой собственности на жилое помещение. Ребенок может быть собственником жилого помещения, членом семьи собственника, нанимателем, членом семьи нанимателя и т.п.

Защита имущественных прав несовершеннолетних предусматривает также учет интересов детей при разрешении различных жилищных споров. Одним из оснований приобретения права собственности является приватизация жилья. Федеральный закон "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации " в ст. 3. определяет: "Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют, пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению, вправе продавать, завещать, сдавать в аренду эти помещения, а также совершать с ними иные сделки, не противоречащие законодательству.

Средства от сделок с приватизированными жилыми помещениями, в которых проживают (проживали) исключительно несовершеннолетние, зачисляются родителями (усыновителями), опекунами (попечителями), администрацией детских или иных воспитательных учреждений соответствующего назначения на счет по вкладу на имя несовершеннолетнего в местном отделении сберегательного банка.

В целях последовательной защиты имущественных прав ребенка при отобрании принадлежащего ему приватизированного жилья или его части используется п. 2 ст. 37 ГК, предусматривающий определенные ограничения правомочий родителей в виде обязательного предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение этой сделки. Министерство общего и профессионального образования РФ письмом от 20 февраля 1995 г.2 рекомендует жилые помещения, принадлежащие ребенку, продавать в исключительных случаях.

Право собственности может быть приобретено и по другим основаниям, предусмотренным ст. 218 ГК РФ. Осуществление права ребенка на пользование и владение жилым помещением по договорам коммерческого и социального найма также имеет некоторые особенности. В судебной практике возник вопрос о праве ребенка на жилое помещение при раздельном проживании родителей.

Так, Р. обратился в суд с иском к бывшей супруге М. об изменении договора найма жилого помещения и заключения с ним отдельного договора на комнату 19,6 м2. в двухкомнатной квартире жилой площадью 33,7м2.

В обосновании иска он указал на то, что до 2007 г. пользовался квартирой и занимал комнату площадью 19,6 м2. После расторжения брака и создания другой семьи вынужден временно не пользоваться жилой площадью. В другом браке у него родился сын Алексей (22.12.99 г.р.), который зарегистрирован по его месту жительства. Полагал, что с ним может быть заключен отдельный договор. Встречный иск о признании ребенка не приобретшим право на квартиру не признал.

М. иск не признала и обратилась в суд со встречным иском о признании малолетнего ребенка не приобретшим право пользования жилым помещением, ссылаясь на то, что Р. оставил жилую площадь добровольно и ему не может быть выделена комната 19,6 м2, а его сын Алексей не вселялся в квартиру, не пользовался этим помещением и не приобрел на него право пользования. 26.12.2010 г. суд в иске Р. отказал, а встречный иск удовлетворил .

Разрешая спор, суд исходил из того, что малолетний Р. не приобрел право пользования квартирой, поскольку не вселялся в это жилое помещение и не пользовался им.

Представляется, что решение суда не соответствует требованиям ст. 20 ГК РФ, п. 3 ст. 65 СК РФ. Из дела видно, что родители по устному соглашению между собой определили место жительства ребенка местом жительства отца и зарегистрировали ребенка по месту жительства. Так, межрайпрокурор г. Гусь-Хрустальный Владимирской области обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетних Лесина Константина и Гусаровой Анастасии к Гусаровой С.А., Гущиной Н.В. и другим о признании договора купли- продажи жилого помещения недействительным. В обосновании иска прокурор указал, что Гусарову С.А. и Гусаровой М.В. принадлежала квартира в г. Гусь-Хрустальный, в которой они проживали совместно с детьми: Лесиным Констатнтином, 1999 г.р., и Гусаровой Анастасией, 2001 г.р. 11 апреля Гусарова М.В. погибла. После ее смерти 29 апреля 2006 года Гусаров С.А. и его знакомая Гущина Н.В. использовали паспорт погибшей Гусаровой М.В. и квартиру продали.

Обстоятельства, на которые ссылался прокурор, подтвердились материалами уголовного дела по факту убийства Гусаровой М.В. и проведенной проверкой по заявлению опекунов детей в связи с отчуждением квартиры.

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств местных бюджетов.

Более последовательной защите прав ребенка, оставшегося без попечения родителей, в том числе находящегося под опекой (попечительством), служит закон от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Причем эти гарантии распространяются и на лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в пору несовершеннолетия умерли оба родителя или единственный родитель либо которые остались без родительского попечения, когда им не было восемнадцати лет. К тому же, согласно п. 2 ст. 11 этого Закона, «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые с нарушением настоящего Федерального закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействительными в установленном законодательством порядке».

Просмотров работы: 4114