ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ДЕТЕЙ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ДЕТЕЙ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Обеспечение прав ребенка относится к глобальным проблемам современности, в решении которых заинтересовано все мировое сообщество.

Проблема прав и свобод ребёнка занимает одно из центральных мест в современном мире. В ней в концентрированном виде отражается сущность политического строя общества, содержание, направленность и эффективность деятельности государственной власти и общественных правозащитных организаций. Последовательное осуществление прав и свобод ребёнка на практике - основной показатель демократичности, гуманности и цивилизованности любого общества.

Без уважения к правам ребёнка невозможно существование правового государства. Каждое государство, если оно хочет считаться цивилизованным, должно проводить специальную государственную политику в отношении детей и семьи. Эта государственная политика должна включать различные меры юридического, социального, экономического, демографического, регионального, психолого-педагогического и других направлений. Она должна носить комплексный характер и определять место и роль государственных органов и общественных организаций в обеспечении прав и интересов детей.

Г.И. Иванов, анализируя проблему защиты прав детей, подчёркивает: "Дети - один из самых незащищённых и в ряде случаев обездоленных слоёв населения".

Исследователи отмечают, что права ребёнка представляют собой общечеловеческую ценность. Это обусловлено в первую очередь тем, что детство - это очень важный период в развитии человеческой личности: "Будущее любого общества и всего человечества в огромной степени зависит от уровня духовного и физического развития молодого поколения, его понимания роли и значения прав человека в жизни индивида и социума, а также ответственности за свою судьбу и свои действия".

По разработке и принятию норм международного права в настоящее время координирующим центром, касающихся интересов детей, является ООН, входящие в её состав специализированные структуры - Комитет по правам ребёнка, Детский фонд ЮНИСЕФ.

Важнейшим документом в этой области является Конвенция о правах ребёнка, принятая в 1989 г. Оценивая значение этого документа, следует подчеркнуть, что Конвенция о правах ребёнка занимает особое место в сфере международного права в области прав человека как наиболее чёткое и всеобъемлющее выражение интересов мирового сообщества в отношении детей. Основная идея Конвенции, своеобразного билля о правах детей, заключается в наилучшем обеспечении интересов ребёнка

Это объясняется определяющей ролью подрастающего поколения в гарантировании жизнеспособности общества и прогнозировании его будущего развития. Однако следует признать, что ни одно государство в мире не может претендовать на роль образца в области соблюдения прав ребенка.

ПРАВА РЕБЕНКА (Rights of children) - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. В начале 20 века права детей, как правило, рассматривались в контексте существующих проблем использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций принять Женевскую декларацию прав ребенка в 1924.

Следующим важным шагом стало принятие ООН в 1959 Декларации прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ней отмечалось, что "Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения". Документ состоит из 10 положений (принципов, как они назывались в Декларации), признание и соблюдение которых должно позволить "обеспечить детям счастливое детство".

Конвенция о правах ребенка.

К концу 1970-х уровень развития общества, положение детей, новые проблемы - показали, что одних декларативных принципов недостаточно. Требовались документы, в которых бы на основе юридических норм были закреплены меры и способы защиты прав детей. В этих целях в 1974 была принята Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, в 1986 - Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном (принимающая семья - соотечественники) и международном (принимающая семья - иностранцы) уровнях.

В течение 10 лет (с 1979 по 1989) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.

К 2002 документ ратифицировало 191 государство. Все они каждые 5 лет предоставляют в Комитет ООН по правам ребенка отчеты о том, какие шаги предпринимаются в их странах для обеспечения защиты прав ребенка, какие сложности возникают при реализации тех или иных положений Конвенции, каковы пути решения этих проблем. На основе предоставленной информации Комитет по правам ребенка готовит экспертную оценку и рекомендации для каждой страны: на что стоит обратить особое внимание, какие проблемы необходимо решать в первую очередь, какие существуют методы их решения и т.п.

Помимо этого, диалог между международным экспертным сообществом, международными и национальными организациями по защите прав детей ведется за рамками ООН - на специальных международных встречах.

Так представительная международная встреча на высшем уровне прошла 29-30 сентября 1990 в Нью-Йорке. На ней была принята Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 1990-e годы. Кроме того, был выработан План действий по осуществлению этого документа. Он включил в себя практические мероприятия, направленные на:

  1. улучшение условий жизни детей и повышение их шансов на выживание путем расширения доступа к медицинскому обслуживанию для женщин и детей;

  2. сокращение распространения поддающихся профилактике заболеваний;

  3. создание более широких возможностей для получения образования;

  4. решение продовольственной проблемы; защита детей, оказавшихся в зонах чрезвычайных ситуаций.

В мае 2002 в Нью-Йорке состоялась специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по проблемам детей. В ней принимали участие члены правительств 150 стран мира, а также около 3000 представителей международных детских правозащитных организаций. На этой сессии были подведены итоги 11 лет действия Конвенции по правам ребенка. Около 155 стран подготовили доклады о действиях по выполнению положений Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

При подведении итогов были отмечены положительные сдвиги в решении проблем, обозначенных на встрече 1990. Вместе с тем, участники сессии отметили, что важнейшие проблемы в области защиты прав детей до сих пор остаются нерешенными.

Для успешного решения этих проблем на Генеральной сессии Ассамблеи ООН в мае 2002 года была принята декларация Мир, пригодный для жизни детей, где определены основные принципы дальнейшего развития системы защиты прав детей во всем мире, а также план действий по ее реализации[6].

Основные положения декларации можно условно разделить на три группы:

создание наиболее благоприятных условий на начальном этапе жизни для всех детей (сюда входят проблемы детской смертности, питания, медицинской помощи, развитие системы социальных услуг и т.п.). Особое внимание отводится проблеме ВИЧ-инфицированных детей и профилактике распространения этого вируса среди детей и молодежи; обеспечение качественного базового образования для всех детей; предоставление всем детям, особенно подросткам, возможностей для деятельного участия в жизни их общин (возможности активного участия в жизни общества детей-инвалидов, создание в государствах систем и программ, позволяющих им получать образование, профессию, посещать общественные места, участвовать в культурной и социальной жизни общества).

Подводя итоги, мы можем отметить, что, в начале 21 века Конвенция о правах ребенка является основополагающим международным документом, регулирующим права детей в современном мире. Что касается встреч на международном уровне - то помимо практической оценки реализации положений Конвенции в тех или иных странах и выработки плана дальнейших действий с учетом актуальных проблем современного общества, они выполняют еще одну важную задачу - акцентируют внимание международного сообщества на проблемах защиты прав детей.

Важную роль в решении проблем детей на международном уровне играет ЮНИСЕФ (UNICEF) - Детский фонд ООН.

Но как выяснилось в октябре этого года все права детей на международном уровне существуют только на бумаге и их интересы, права, свободы и обязанности для взрослых пустой звук.

И когда взрослые бездействуют дети начали сами отстаивать не только свои права, но и права своих сверстников. Это наглядно демонстрирует громкий скандал во Франции разразившийся из-за депортации на родину 19-летнего Хачика Качатряна из Армении и 15-летней Леонарды Дибрани из Косово.

17 октября несколько тысяч учащихся из 20 парижских лицеев в знак протеста не вышли на занятия. Тысячи учащихся выдвинулись маршем по центральным улицам города. Подростки несли транспаранты с лозунгами: "Свобода, равенство, братство", "Движение за интеграцию" и "Нет высылке Леонарды!" Таким способом они хотели привлечь внимание общественности к проблеме эмигрантов.

- Мы чувствуем себя немного сбитыми с толку. Мы говорим о том, что в нашей стране соблюдают права человека, что она всегда готова принять новых людей. И в то же время мы депортируем 15-летнюю девочку и 19-летнего студента, высылаем их в страны - особенно это касается Леонарды, которую они не знают, - возмутился учащийся средней школы Давид.

«Студенты заявляют, что выдворение детей несправедливо и требуют возвращения девушки и ее семьи. Премьер-министр Франции Жан-Марк Айро пообещал, что Леонарде и ее родным будет позволено вернуться, если выяснится, что права школьницы были нарушены» - сообщает телеканал France 2.

Протестующие даже пообещали начать голодовку, если власти не выполнят их требования. Они настаивали на пересмотре решения о высылке своей сверстницы и скорейшем возвращении ее во Францию. Подростки просят вернуть в страну студента колледжа из Армении Хачика Качатряна, которого не так давно тоже заставили вернуться на Родину. История 15-летней Дибрани представляется многим еще более возмутительной. 9 октября подростка задержали прямо в школе, когда девушка вместе с одноклассниками собиралась ехать на экскурсию. Как выяснилось, семье Дибрани, у которой еще пять братьев и сестер, отказали в виде на жительство. Семья Дибрани, этнические цыгане, приехала во Францию нелегально в 2009 году и исчерпала все возможности апелляции против выдворения. Подобные случаи депортации регулярно происходят во Франции, чье правительство пытается ограничить незаконную миграцию.Местная пресса отмечает, что отец девушки долгое время врал властям о своем итальянском происхождении в надежде увеличить шансы на получение убежища для себя и близких. На министра внутренних дел Франции Манюэля Вальса обрушилась шквал критики не только со стороны оппозиции, но и от однопартийцев. Главе МВД пришлось срочно прервать из-за скандала свою зарубежную поездку, так как событие вызвало широкий общественный резонанс.

«Нет сомнений в том, что, даже когда школьник находится за пределами класса, как в этом случае, он все равно является частью школьной жизни, - заявил министр национального образования Франции Винсен Пейон. - И вы не имеете права его задерживать, школа - это что-то вроде убежища».

МВД Франции утверждает, что задержание происходило не на глазах у других учеников. Однако учительница, сопровождавшая детей в поездке, сообщила правозащитной организации «Образование без границ», что одноклассники стали свидетелями ареста, и были глубоко потрясены.

Это подтверждает и сама Леонарда. «Все мои друзья и учительница плакали, некоторые из них спрашивали, может я убила кого-то или что-то украла. Полицейские вошли в автобус и стали меня искать, а когда нашли, велели выходить, и сказали, что я должна буду вернуться в Косово», – рассказала она.

Ее отец Решат Дипрани, отправленный в Косово за день до ареста дочери, утверждает, что семья пострадала из-за своей этнической принадлежности.

«Во Франции есть плохие беженцы, которые легко получают документы – мы же не делали ничего плохого. С нами поступили так потому, что мы цыгане. К нам относились бы иначе, если бы наша кожа была другого цвета», – цитирует его «Аль-Джазира».

У его дочери сейчас только одно желание – вернуться во Францию.

«Мне страшно, я не говорю по-албански. Вся моя жизнь во Франции. Я не хочу ходить в школу здесь, потому что не говорю ни на одном из местных языков. Там у меня была свобода. Я не хочу оставаться здесь», – заявила она агентству «Франс пресс» в косовском городе Митровица, власти которого предоставили семье временное жилье.

«Если есть Бог, мы первым же самолетом полетим обратно во Францию».

МИД Франции в свое оправдание заявил, что семья девочки неоднократно отказывалась покидать страну. Глава ведомства Мануэль Вальс назвал депортацию семьи Дибрани «законной», но все же велел провести расследование ее обстоятельств.

Премьер-министр Жан-Марк Айро – под давлением левого крыла правящей социалистической партии – пообещал вернуть семью во Францию, если обнаружится, что права девочки были нарушены.

Между тем оппозиционные парламентарии поддержали министра внутренних дел, предупредив, что решение об отмене депортации «пошлет сигнал, что нелегальным иммигрантам рады во Франции».

«Закон должен выполняться, и в этом случае решение о депортации уже дважды было подтверждено судебной системой», – заявил Кристиан Якоб, лидер правоцентристской парламентской группы Союз за народное движение.

«Существует закон, но есть также и ценности, от которых левые никогда не должны отказываться», – возражает ему в «Твиттере» социалистический спикер парламента Клод Бартолон.

«Школа должна быть неприкосновенна, необходимо сохранить наши принципы, основанные на правах и человечности», – вторит ему министр образования Винсент Пельон.

«В коммюнике партии «зеленых», представленной в правительстве двумя министрами, французские экологи «поддерживают мобилизацию недовольных школьников» и «требуют прекратить высылку детей школьного возраста и их семей». «Зеленые» требуют от правительства в кратчайший срок возврата в страну семьи Леонарды и молодого человека с армянскими корнями Хачика Хачатряна, согласно с законным правом жить в семье. Манифестации французских школьников с требованием вернуть Леонарду и Хачика были приставлены из-за осенних каникул, они должны возобновиться 5 ноября. Кризис в рядах правящего большинства принял такие размеры, что глава фракции «Союз за народное движение» в Национальном собрании Франции Кристиан Жакоб призвал премьер-министра Жана-Марка Эро «поставить перед депутатами вопрос о доверии» для того, чтобы проверить, насколько «взрывающееся большинство еще остается большинством» - сообщает RFI.

В судьбу Леонарды Дибрани вмешался лично президент Франсуа Олланд. Он заявил, что распорядился запретить задержания детей на территории школ и во время проведения учебных мероприятий. А также пообещал, что девушка может продолжить обучение во Франции, если подаст документы лично, без родителей и других членов семьи, передает канал "Россия 24".

"Если девушка хочет продолжить свое обучение во Франции, мы предоставим ей такую возможность. Но только ей одной. Франция — это республика, которая опирается не только на букву закона, но и на принципы гуманизма. Надеюсь, мое решение в данном конкретном случае примирит все заинтересованные стороны", — отметил французский президент Франсуа Олланд.

В ответ на это девочка сказала, что не будет делать этого, поскольку не готова отказываться от семьи, не хочет ходить в школу в одиночку и не оставит братьев и сестер.

Леонарда заявила, что "Франсуа Олланд не будет моим отцом, и я не хочу оказаться в приюте". Поэтому без семьи возвращаться она отказалась.

Из всего выше сказанного можно сделать ряд выводов:

1)права детей на международном уровне защищаются и исполняются только на бумаге.

2)взрослые бездействуют, смотрят на все эти проблемы сквозь пальцы, и если бы не дети (школьники) не вышли на улицы с протестами, их слова и доводы не были бы услышаны.

3)и как мы можем говорить о других проблемах в мире, путях их решения, если мы не в состоянии защитить детей.

Просмотров работы: 2964