ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ИННОВАТИКА» КАК ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ВУЗА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ИННОВАТИКА» КАК ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ВУЗА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Традиционно профориентационная работа рассматривается как оконченная по отношению к выпускнику школы, а этап работы с профессиональным будущим студента является заботой вузовской среды. Вуз помогает определиться с выбором профессиональной деятельности в процессе обучения с точки зрения формирования профессиональных компетенций.

Специфика профессионального самоопределения студентов специальности «Инноватика» происходит как формирование профессиональных компетенций для практически любой сферы. Специфичен и учебный план профессиональной подготовки: выпускники специальности должны обладать таким спектром знаний, который фиксируется присваиваемой квалификацией «инженер-менеджер».

За время обучения должен пройти процесс формирования профессиональной идентичности, но какой: инженера, менеджера, инноватика? Абитуриент получает "рекламу-обещание", что квалификация инженер-менеджер позволит работать логистом, маркетологом, менеджером по инновациям, менеджером по оценкам рисков, специалистом по инноватике, специалистом по управлению инновациями, финансистом, экономистом, специалистом по бизнес-планированию, техническим директором и т.д. [3]. Естественна конкуренция с выпускниками других направлений, где также актуальны инновации. Ожидаемо, что диплом выпускника строительного, IT или педагогического направления, где нет слова «инновация», будет таким же современным и конкурентоспособным, как и диплом выпускника специальности «Инноватика».

Цель нашего исследования – дать оценку уровня профессионального самоопределения студентов направления «Инноватика». Объектом выступали студенты 1-го и 3-го курсов Пензенского филиала ПРЦВШ РГУИТП специальности «Инноватика». Предмет исследования – профессиональная направленность студентов специальности «Инноватика». Нами были выбраны проверенные временем методики: методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова) и дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова.

В качестве первой гипотезы было предположение, что большинство студентов выбрали данную специальность, так как склонны к креативному мышлению, заинтересованы в нововведениях, видят себя в будущем специалистами-инноватиками.

Мы предполагали, что количество студентов-гуманитариев будет преобладающим, в частности, допускали, что большинство юношей попадут в категорию «Человек-техника», а девушки – в категорию «Человек-человек» или «Человек-художественный образ» (по методике ДДО Е.А.Климова).

Также мы предполагали, что большинство студентов 3-го курса уверенны, что пойдут работать по специальности.

Всего было опрошено 40 студентов: 25 студентов (62,5%) 3-го курса направления «Инноватика» (20 девушек и 5 юношей) и 15 студентов (37,5%) 1-го курса направления «Инноватика» (8 девушек и 7 юношей).

Первая гипотеза оказалась опровергнута. Только 20% опрошенных студентов склонны к творческому мышлению, крайне наблюдательны и оригинальны. Вышеперечисленные качества позволят будущим специалистам в сфере инноваций создавать и продавать нечто оригинальное, «креативное». Работа в сфере инноваций поспособствует самореализации студента, поможет в развитии личных качеств.

Подтвердилась гипотеза под номером 2. Количество студентов с гуманитарным складом ума действительно больше, чем с техническим, на 30%. Большинство девушек представляют категорию «Человек-Человек», а юноши – «Человек-Техника». Практически все студенты склонны к управлению людьми и процессами, менеджменту в целом. Менеджерские качества и гуманитарный склад ума помогут им успешно продвигать и продавать инновационные проекты.

По результатам второго теста 63% опрошенных не видят себя менеджерами-инженерами по специальности «Инноватика». Они не чувствуют себя компетентными в данном направлении, а также не планируют работать по специальности. Картина не радужная, заставляющая ставить корректирующие задачи, в частности:

1. Постоянно проводить мониторинг профориентационной оценки обучающихся.

2. ВУЗ объединить организационные усилия по работе с абитуриентами, с обучающимися студентами и, желательно, с выпускниками.

3. Реализовать потенциал специальности как междисциплинарной и по заявленным специализациям «инноватика в электроэнергетике», «инноватика в информатике» и по профессиям: от маркетолога до руководителя проекта.

4. Создать программу самомотивации: от самостоятельного выбора прохождения учебных практик до участия в профессиональных конкурсах и другое.

Список литературы.

  1. ДДО Е.А. Климова. – URL: http://test-metod.ru/index.php/metodiki-i-testy/3/26-metodika-differentsialnodiagnosticheskij-oprosnik-ddo-e-a-klimova

  2. Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры». –URL: http://kariera.by/post-416/

  3. Мое образование. – URL: http://www.moeobrazovanie.ru/specialities _vuz/innovatika.html

Просмотров работы: 2416