Реализация принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания, имеет свою специфику, обусловленную тем, что принудительное лечение наряду с наказанием применяется к особым категориям лиц, совершивших преступления.В соответствии с законом (ст. 104 УК) комплекс мер принудительного воздействия, включающий в себя принудительное лечение в сочетании с наказанием, применяется в отношении двух категорий лиц, совершивших преступления: страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости и страдающих алкоголизмом или наркоманией[3].
Ряд авторов при рассмотрении длительности принудительного лечения, соединенного с исполнением наказания, высказывают мнение, что срок принудительного лечения, сопряженного с исполнением наказания, ограничен сроком назначенного судом наказания.
Одной из важных гарантий прав и обоснованности применения принудительных мер медицинского характера является прокурорский надзор. Все требования уголовно-процессуального законодательства и Закона "О прокуратуре Российской Федерации" полностью распространяются на надзор за исполнением законов по делам такой, категории, приобретая при этом особое значение, поскольку речь идет о лицax, которые в силу своего психического расстройства не в состоянии должным образом позаботиться об охране своих прав и законных интересов.
Полномочия прокурора по выполнению задач надзора по делам о применении принудительных мер медицинского характера не имеют своей специфики, так как полностью зависят от той или иной отрасли прокурорского надзора.[4].
По данным Генеральной прокуратуры РФ за 2013 год количество признанных невменяемыми лиц, в отношении которых уголовные дела были направлены в суд, за пять лет увеличилось более чем на треть. Анализ практики по Владимирской области показал, что рост общественно опасных деяний, совершенных лицами с психическими расстройствами, соответствует общему росту преступности в регионе, а доля невменяемых среди привлеченных к уголовной ответственности ежегодно составляет около 0,47 % (по Российской Федерации около 0,5 %). Однако в органах прокуратуры (по данным автора в регионе всего центрального округа России) вопросы прокурорского реагирования по делам такой категории никогда не были ни предметом обсуждения на коллегиях соответствующих вышестоящих прокуратур, ни предметом обобщения практики расследования или применения принудительных медицинских мер. Прокурорский надзор при возбуждении и расследовании дел о применении принудительных мер медицинского характера также отличается своеобразием. Прежде всего, прокурор обязан следить за исполнением не только общих норм уголовно-процессуального закона, но и ряда других НПА регулирующих непосредственное проведение принудительного лечения (например, Закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", и т. д.).
Резюмируя изложенный материал, можно отметить, что принудительное лечение применяется в целях ограждения общества от повторных действий лица, страдающего психическим расстройством, обеспечения безопасности самих этих лиц, их излечение от психического заболевания и приспособление их к условиям общественной жизни.
У производства по применению принудительных мер медицинского характера имеется ряд особенностей в порядке предварительного следствия, в судебном разбирательстве по уголовному делу, в обжаловании и опротестовании определения суда, а также в возобновлении дела в отношении лица, к которому была применена принудительная мера медицинского характера.
Примечания
Горобцов В. И. Теоретические проблемы реализации мер постпенитенциарного воздействия. Орел, 2009. С. 29.
Овчинникова А.П. «Сущность и назначение принудительных мер медицинского характера». М., 2010, С.5.
Преступление и наказание: Комментарий к проекту УК РФ /Под ред. Кузнецовой Н. Ф. И Наумова А. В. М., 2008. С. 89.
Журнал "Психическая атака"// "Версия", М., 15-21 апреля 2009 г., С. 16.
©Копейкин Д.А.,2012