ШАМАИЛИ В МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Г. КАЗАНИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ШАМАИЛИ В МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Г. КАЗАНИ

Галелтдинова Л.Р. 1, Галелтдинова Л.Р. 1, Масалова О.А. 2
1Казанский(Приволжский) Федеральный университет, Институт международных отношений, истории и востоковедения, Отделение переводоведения и всемирного культурного наследия, Кафедра музеологии, туризма и охраны памятников
2Кзанский (Приволжский) Федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Шамаиль – это настенное панно, картина-изречение охранно-ритуального значения. Наряду с сурами Корана содержат философские изречения, афоризмы, цитаты из поэтических шедевров Востока, сочетающиеся с орнаментально- живописным фоном.

Роль шамаиля в татарской культуре выходит за рамки просто исламского искусства. Сегодня арабская буква олицетворяет и древние традиции многовековой письменной культуры, и историю, и духовные ценности татарского народа. Шамаили являются своего рода энциклопедиями Ислама. Но в современном мире «энциклопедичность» шамаилей практически потеряна, так как язык ее понятен лишь посвященным. Музеи, являясь организаторами выставок, создателями экспозиций, на временной или постоянной основе с функциями просветительского центра, сохраняют и способствуют дальнейшему развитию этого уникального образца татарского искусства - шамаиля.

Исследовательская проблематика определила круг и характер привлеченных источников. Первая самая ценная группа источников - шамаили, которые экспонируются и хранятся в фондовых собраниях казанских музеев: Национальный музей Республики Татарстан, музей Каюма Насыри, музей Баки Урманче, Галереи татарского шамаиля. Следующую группу источников составляют материалы периодической печати, издаваемые музеями (газеты «Казанский Кремль. Культурный туризм», «Музей») и отдельные профильные публикации журнала «Казань». Отдельную группу источников составили путеводители, справочники, каталоги музейных коллекций и выставок. Большая информация о коллекционных собраниях шамаилей содержится на официальных сайтах рассматриваемых музейных и выставочных комплексов.

Используемая в данной работе литература раскрывает значение и содержание шамаиля, представляет историю формирования фондовых собраний шамаилей казанских музеев, озвучивает принципы их экспонирования.

Национальный музей Республики Татарстан один из старейших и наиболее известных музеев России – обладает уникальной коллекцией татарских шамаилей [Все 2004: 24]. В НМРТ отражены все этапы развития шамаилей, начиная с народных, выполненных красками на оборотной строное стекла и подсвеченных фольгой, печатных, изготовленных в типографии Казанского университета, и современных шамаилей, выполненных известными современными художниками и мастерами в различной технике [Назипова 2009: 10]. Имеются в собрании и личные коллекции шамаилей крупных казанских ученых-краеведов профессоров Казанского Императорского университета Н.Ф. Катанов и И.М.Покровский.

Бережное хранение, учет, глубокое изучение, популяризация этих коллекций – важнейшая социальная функция, осуществляемая музее. Собираемые и сохраняемые материалы в музее в течение всей его истории находили свою интерпретацию в научном описании, изучении и публикации истриками, этнографами, искусствоведами и т.д. [Назипова 2009: 10].

В течение многих десятилетий музей остается крупнейшим центром изучения культурного наследия, аккумулированного в его запасниках, всегда предоставляя возможность ученым, искусствоведам заниматься в своих фондах, публикуя научные исследования, каталоги, среди которых важное место занимают публикации по исламскому искусству, в частности шамаилям. Музей всегда был и остается научной лабораторией для искусствоведов и историков искусства.

Музеем издано более ста книг, в которых так или иначе нашло отражение шамаили, как часть исламского искусства. Еще в начале XX века директор музея профессор Н. Ф. Катанов начал собирать, изучать и публиковать материалы о шамаилях. Так, в каталоге историко-этнографического отдела, изданного музеем в 1910 году, им даны подробнейшие описания 25 шамаилей – «литографированных таблиц», как они названы ученым [Каталог 1910]. Интерпретация исламских коллекций находит отражение и в современных публикациях сотрудников музея. За последние десятилетия были изданы каталоги, альбомы, опубликованы научные статьи С.Ю. Измайловой, А.З. Сингатуллиной, К.А. Руденко, М.К. Завьяловой, Р.А. Абзалиной и других. [Абзалина 1997: 46-49].

Музей Каюма Насыри посвящен памяти известного татарского ученого-просветителя во второй половине XIX века. Мемориальная комната на первом этаже восстановлена по описанию современников учёного, документальным материалам. Шамаили представленные в музее Каюма Насыри, находятся в постоянной экспозиции. Они исполнены в технике печати и тушью на тонированной бумаге («Достопочтенный Шихабутдин», «Бисмилла»).

Нужно отметить, что именно татарский просветитель Каюм Насыри впервые упоминает о шамаиле как о произведении искусства, играющем в интерьере татар-мусульман роль светской картины. Вот как он описывает их в своей работе по этнографии: «Картин, развешанных на стенах, ни в одном доме нет; вместо них можно увидеть, например, богато украшенные шамаили (изречения из Корана, искусно переписанные крупным шрифтом, украшенные орнаментом), оправленные в дорогие рамы, или молитвы, наподобие «Аят аль-Курси», изображений Мекки и Медины, цветов, также в красиво оформленной рамке, вышитые декоративные полотенца» [Каюм 1977: 19].

Музей Баки Урманче представляет в постоянной экспозиции авторские шамаили художника, которые делают наследие мастера завершающим итогом и одной из вершин татарской культуры XX века.

Б. Урманче написал девять работ в стиле шамаиля. Однако только три из них являются собственно шамаилями, поскольку они содержат в себе священные тексты из Корана и хадисов. К ним примыкает по содержанию и стилю исполнения еще одна работа, заключающая в себе цитату из дастана «Сайфульмулюк», где возвеличивается божество. В остальных же текстах запечатлены не священные тексты, а крылатые выражения любимых поэтов художника – Тукая, Кул Гали, и образцы восточной мудрости, оформленные в виде каллиграфических работ [Ахметова-Урманче 2005: 111-112]. Они выполнены широким “ленточным” письмом, придающим буквенным знакам ясно ощутимый объем. Еще одной отличительной чертой выступает отсутствие типичных орнаментальных рамок.

С конца XX в. по сегодняшний день идет активное возрождение искусства татарского шамаиля, как национального символа, связывающего современное мироощущение с древними традициями. Организаторами выставок являются ДУМ РТ, ДУМ РБ, Фонда Марджани, ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова, Национальный музей РТ, Музей исламской культуры Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль», Общественная организация «Клуб татарского искусства и культуры».

Выставки организуются весьма разнообразными целями: приурочены крупнейшим мусульманским праздникам – священному месяцу Рамадан и Курбан-Байрам; с целью показать культурный и национальный подъем самосознания татар; познакомить с предметами декоративно - прикладного искусства татар, связанных с мусульманским культом. Но основная цель выставок – популяризация удивительного, уникального искусства шамаилей среди населения, довести до молодежи тот сакральный смысл, который был неотъемлемой частью жизни наших предков, ту духовную, нравственную культуру, которая заложена в шамаили.

19 мая 2010 г. в мечети Кул Шариф в Казанском Кремле открылась первая в России Галерея татарского шамаиля по инициативе кандидата искусствоведения, члена Союза художников РТ и РФ Рустема Шамсутова, в которой был представлен выставочный проект «Искусство татарского шамаиля и каллиграфии». Появление подобного демонстрационно-просветительского центра олицетворяет собой качественно новый этап в развитии этого уникального вида искусства. Выставочный зал органично вписался в интерьер мечети Кул Шариф, как единого культурно-просветительского комплекса, дополнив существующую экспозицию Музея исламской культуры. Галерея татарского шамаиля стала местом демонстрации персональных выставок современных татарских каллиграфов (Р.Саляхутдинова, Ч.Шарифуллиной, А.Исхаковой, Н.Наккаша и др.), показа многообразия и богатства каллиграфического искусства татар в современном этапе. Такая выставочная деятельность помогает объединению татарских художников-каллиграфов Поволжья, является центром разъяснения каллиграфического искусства и истории его развития в нашем регионе.

В результате проделанной работы можно говорить о том, что мир г. Казани оказывается обладателем редчайших и ценнейших, зачастую авторских образцов искусства шамаилей, датируемых XIX-XX вв. Шамаили являются неотъемлемой частью постоянной экспозиции, имеют огромное значение при презентации и в изучении различных аспектов ислама, быта и культуры татар, а также являются основой для творчества отдельных художников на протяжении нескольких столетий. К сожалению, крупнейшее коллекционное собрание шамаилей НМ РТ находится в фондах и время от времени одни шамаили лишь заменяют собой другие в музейной экспозиции.

На рубеже XX-XXI вв. музейный и выставочный мир г. Казани переживает подлинный бум в экспонировании шедевров мусульманского и татарского искусства, в том числе и шамаилей. Активная выставочная деятельность приводит к созданию специализированной выставочной площадки – Галереи татарского шамаиля. На многочисленных выставках публике представляются шамаили XIX-XX-XXI вв., выполненные в разных техниках, из разных материалов. Именно Галерея татарского шамаиля стала местом объединения современных российских каллиграфов.

Литература

  1. Абзалина Р.А. Коллекция деятелей мусульманской культуры в собрании Национального музея Республики Татарстан / Р.А. Абзалина // Наследие ислама в музеях России: пространственные границы и образы: материалы научно-практической конференции 10-11 декабря 2008 г. / [редкол.: Л. И. Саттарова и др.]. - Казань, 2009.

  2. Абзалина, Р. Вязь святого слова.Текст. / Р. Абзалина // Казань. - 1997.- №8-9.-С. 46-49.

  3. Баки Урманче и татарская культура / Акад. наук Респ. Татарстан; [науч. ред. М. Ч. Хасанов; сост., авт. примеч. Ф. В. Ахметова-Урманче].- Казань: "Фән" Акад. наук РТ, 2005.—631 с.

  4. Время нанизывать жемчуг. Выставка каллиграфии Наджипа Никкаша. - Режим доступа: http://www.kazan-kremlin.ru/archive/news/id/423. - Загл. с экрана.

  5. Все музеи Казани: справочник-путеводитель / Нац. музей Респ. Татарстан; [сост.: Г. А. Володина; редкол.: Г.С. Муханов и др.]. - Казань: Заман, 2004.-255 с.

  6. Выставка шамаилей «Сияние священного слова». - Режим доступа: http://www.kazan-kremlin.ru/archive/news/id/306. - Загл. с экрана.

  7. Выставка шамаилей Чулпан Шарифуллиной «Благословенный сад». - Режим доступа: http://www.kazan-kremlin.ru/archive/news/id/343. - Загл. с экрана.

  8. Выставки шамаилей Ришата Саляхутдинова «Творческий поиск». - Режим доступа: http://www.kazan-kremlin.ru/archive/news/id/368.- Загл. с экрана.

  9. Галеев Б.М. "Поющий шамаиль" Баки Урманче / Б.М. Галеев // Казань. - Б.м. - 2007. - №4. - С.114.

  10. Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль». Официальный портал. - Режим доступа: http://kremlin.tatarstan.ru.- Загл. с экрана.

  11. Каталог Казанского городского музея. Отдел историко-этнографический. – Казань, 1910.

  12. Каюм Насыри. Избранные произведения. – Казань: Тат. книж. изд-во, 1977.

  13. Музей Баки Урманче. Официальный сайт. – Режим доступа: http://www.antat.ru. - Загл. с экрана.

  14. Музей Ислама: (путеводитель) / Гос. ист.-архитектур. и худож. музей-заповедник "Казан. Кремль", Музей Ислама; [авт. текста А.В. Мухаметшина].—Казань: [б. и.], 2006.—88 с.

  15. Музей Каюма Насыри. Официальная страница. – Режим доступа: http://www.museum.ru/M2763.- Загл. с экрана.

  16. Назипова Г.Р. Комплектование, интерпретация и популяризация культурного наследия мусульманских народов Поволжья и Приуралья / Г. Р. Назипова // Наследие ислама в музеях России: пространственные границы и образы: материалы научно-практической конференции 10-11 декабря 2008 г. / [редкол.: Л. И. Саттарова и др.]. — Казань, 2009.

  17. Словарь искусствоведческих и религиозных терминов исламского мира. ». - Режим доступа: http://www.mirasky.h1.ru/islgloss.htm. - Загл. с экрана.

  18. Шамаилы из коллекции Национального музея Республики Татарстан (конец XIX - начало XX вв.): собрания профессоров И.М.Покровского и Н.Ф.Катанова - Казань: [б.и.], 2003. - 115 с.

  19. Шамсутов Р.И. Символ веры мусульман. Казань - центр формирования профессионального искусства шамаилей / Р. И. Шамсутов // Казань - Б.м. - 1999. - № 5/6. - С. 89-91.

Просмотров работы: 1876