КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время социальное партнерство получает все более широкое распространение в сфере профессионального образования, которое как в России, так и в целом в мировой практике нацелено на подготовку специалистов качественно нового уровня: творческих и компетентных личностей, способных к профессиональному саморазвитию, самореализации. Переориентация деятельности учебных заведений профессионального образования вносит качественные изменения не только в содержание и формы обучения, но и требует, в свою очередь, усиления внимания к социальному партнерству как механизму удовлетворения требований потребителя образовательных услуг.

Социальное партнерство в профессиональном образовании - это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, образовательных услуг, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.

Одной из главных задач развития профессионального образования является учет требований работодателей к квалификации и качеству подготовки специалистов. Быстро реагировать на изменения рынка труда. В настоящее время возникает необходимость в укреплении и расширении организационных и структурных возможностей и готовности социальных партнеров для решения комплекса проблем, связанных с модернизацией профессионального образования. При этом отличительной особенностью развития системы СПО является повышенное внимание к проблемам качества образования.

Подготовка качественных специалистов, удовлетворяющих потребности и ожидания работодателей становится важной проблемой профессиональной педагогики.

В современном обществе значительно возрастает роль интеграционных процессов, системного взаимодействия организаций, социальных групп, индивидов, осуществляющих разные виды деятельности ради достижения общей цели, что требует объединения их усилий. В связи с этим появляются и развиваются многообразные формы финансово-экономического, производственного, информационного, иного сотрудничества, получившие общее название – партнёрства. Социальное партнёрство является перспективной формой взаимодействия различных субъектов образовательного процесса. И все нововведения в системе образования начнут действовать только тогда, когда научатся взаимодействовать друг с другом эти субъекты.

Сегодня достаточно остро стоит вопрос, насколько способны средние специальные и высшие учебные заведения обеспечить новое качество развития производительных сил общества, урегулировать ситуацию на рынке труда, содействовать занятости населения, обеспечить переподготовку кадров. Рынок труда - это сложная система взаимоотношений между производителями и потребителями товаров и услуг. Рыночное пространство учебного заведения определяется рынком образовательных услуг и рынком труда. Тем более, что работодатель сегодня требует не просто подготовленного специалиста, а выпускника, который готов качественно выполнять производственные задания. При этом сам работодатель пока не считает себя участником образовательного процесса, а позиционирует себя преимущественно потребителем, заказчиком квалифицированных кадров.

Согласно закона об образовании содержание образования обеспечивает:

высокий уровень общей и профессиональной культуры личности и общества;

формирование у обучающегося соответствующей современному уровню развития науки системы представлений о картине мира;

духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру;

формирование человека и гражданина, являющегося сознательным членом современного общества, ориентированным на поступательное развитие и совершенствование этого общества;

удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающегося с учетом его способностей;

развитие кадрового потенциала общества, удовлетворение потребностей экономики и социальной сферы в высококвалифицированных специалистах.

В связи с этим Министерством образования и науки РФ были приняты Федеральные государственные образовательные стандарты среднего и начального профессионального образования по специальностям. Основная задача ФГОС СПО нового поколения – обеспечить соответствия качества подготовки выпускника образовательного учреждения требованиям рынка труда. При этом необходимо учитывать требования работодателя, который является вторым участником отношений в системе социального партнёрства, к освоению компетенций по видам профессиональной деятельности, а также требования государства к уровню квалификации по образованию. Исходя из этого, образовательное учреждение может планировать основную и вариативную составляющие учебного плана, а так же учитывать и выходить на потребности и возможности личности. Увеличение объёма времени на изучение дисциплин по отношению к установленному стандартом, включение в образовательную программу дополнительных дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональным модулей образовательное учреждение может осуществлять по согласованию с работодателем, исходя из его потребностей, а также значимости и необходимости будущему специалисту при осуществлении своей трудовой деятельности. Вариативная часть даёт возможность для получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.

Кроме того, согласно требованиям ФГОС СПО конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, должны определять содержание образовательной программы и согласовываться с работодателем.

Особая роль отводится контролю качества знаний, умений, освоению компетенций. Для этого в учебном заведении должны создаваться фонды оценочных средств, которые должны получить положительное заключение работодателей.

На этом построение отношений социального партнёрства между работодателем и учебным заведением не заканчивается, а набирает обороты. Ведь обучение студентов в соответствии с новыми стандартами предполагает практико-ориентированное обучение. В действие вступает новый виток отношений социального партнёрства – определение студентов для прохождения практики на профильные предприятия региона.

Задача профессионального образования определяется не только формированием знаний, умений и навыков, но и развитием способностей выпускника адаптироваться к изменениям социально-технологической среды.

Анализ рынка образовательных услуг связан с исследованием потребностей и ожиданий потенциальных студентов. Главным инструментом, обеспечивающим положительное мнение об образовательном учреждении, является качество подготовки специалистов, так как именно этот фактор обеспечивает уровень конкурентоспособности выпускника на рынке труда.

Конкурентоспособность выпускника определяется знаниями, умениями и навыками, полученными в процессе обучения, в соответствии с требованиями и ожиданиями работодателей, которые они хотят видеть у специалиста.

В целом задачами образовательного учреждения по анализам рынка труда являются:

- оценка спроса на профессии, по которым осуществляется подготовка;

- выявление новых перспективных профессий, пользующихся спросом на рынке труда и связанных с развитием региона;

- определение емкости рынка по профессиям;

- установление видов деятельности, перечня навыков, необходимых работнику конкретной профессии;

- определение квалификационных требований к работнику конкретной профессии со стороны работодателя.

Главная цель в ходе анализа рынка труда - комплексная оценка соответствия количественных и качественных параметров выпускаемых специалистов требованиям, предъявляемым работодателями. Учет этих требований может выражаться в корректировке планов приема и выпуска специалистов, корректировке спектра предоставляемых основных и дополнительных образовательных услуг, внесении изменений в учебные планы и программы, разработку авторских программ, выработке предложений по изменению стандартов на специальности.

Основной социальной задачей учебного заведения профессионального образования является подготовка выпускников, востребованных на рынке труда. Следовательно, эффективность работы учебного заведения в области социального партнерства оценивается по степени выполнения учебным заведением своей основной социальной функции - качества образования.

Список использованной литературы:

  1. Концепция развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года - режим доступа:

http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=112331

  1. Сетракова Е.В. Практика применения отраслевых соглашений в системе социального партнёрства//Проблемы современной экономики: Международной конф. – Новосибирск, 2012.-52

  2. Медведева Н.В. Социальное партнерство в системе среднего профессионального образования: проблемы и перспективы // Среднее профессиональное образование. – 2008. – №7. – с. 31-32. – (0,3 п.л.)

Просмотров работы: 1038