Современный этап развития российского социума ориентирует образовательный процесс на создание условий для развития в обучающемся творческого, лидерского потенциала, гуманного отношения к окружающим, коллективу, микросоциуму. Вследствие того, что обучающиеся не могут развиваться автономно, без участия педагога, последний является ключевой фигурой в процессе обучения и воспитания обучающихся. В этой связи педагогу необходимо осознать важность и необходимость своей созидательной позиции в развитии личности обучающегося и выстраивать свою деятельность, исходя из первоцели. Для успешного развития обучающихся педагогу необходимо проанализировать свои профессиональные методы, приемы и способы педагогического взаимодействия с обучающимися. Поэтому вопрос о влиянии позиции педагога на развитие личности обучающегося особо актуален в современной педагогике.
Актуальность этой проблемы и определила тему реферата: «Возможности влияния позиции педагога на развитие личности обучающегося».
Цель реферата: выявить факторы влияния позиции педагога на развитие личности обучающегося.
Объект реферата: позиция педагога в процессе развитие личности обучающегося.
Предмет реферата:факторы влияния позиции педагога на развитие личности обучающегося.
Цель, объект и предметопределили следующие задачи реферата:
Охарактеризовать процесс развития личности обучающегося.
Выявить сущность позиции педагога.
Изучить факторы влияния позиции педагога на развитие личности обучающегося.
Методы реферата:
Метод изучения педагогического опыта.
Методы теоретического исследования (теоретический анализ, работа с литературой, цитирование).
Характеристика процесса развития личности обучающегося
Развитие личности обучающегося в специально организованных условиях является ключевой проблемой педагогической теории и практики. Оно обеспечивается через обучение и воспитание, благодаря передаче своего собственного опыта и опыта предшествующих поколений.
Что же такое личность? Можно ли как-то повлиять на развитие личности обучающегося?
Существует множество различных определений личности с точки различных наук: физиологии, социологии, детской психологии, педагогики. Личность – это человеческий индивид, являющийся субъектом отношений и сознательной деятельности [7, 23].
В личности проявляется устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.
Общежитейский термин «личность» подразумевает человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности.
Каждый человек – индивид, но не каждый индивид – личность. Становление индивида личностью происходит не вдруг, на этот процесс влияет множество факторов. Весь процесс развития личности можно разбить на несколько этапов в соответствии с возрастом ребенка: ранний детский (0-3); дошкольное и школьное детство (4-11); отрочество (12-15); юность (16-18).
Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность ребенка формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в ребенке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.
Развитие - объективный процесс внутреннего, последовательно, количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.
Таким образом, помимо физического развития (рост, вес, сила, пропорции тела) и физиологического развития (изменение функций в организме ) можно выделить:
- психическое развитие (усложнение процессов отражения человеком действительности: чувств, ощущений, восприятия; а так же более сложных психических образований: потребностей, мотивов деятельности, способностей);
- социальное развитие (постепенное вхождение в общество, в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения);
- духовное развитие личности (осмысление своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями). Духовное развитие все больше признается ядром становления личности человека.
Развитие личности – это процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, это процесс ее духовного становления.
В зарубежной педагогике и психологии выделяют три основных направления в развитии личности - биологическое, социологическое, биосоциальное. Охарактеризуем каждый из данных направлений.
- биологическое (личность – природное существо, всё поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов);
- социологическое(хотя человек и рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него внешних факторов);
- биосоциальное (психические процессы «ощущение, восприятие, мышление» имеют биологическую природу, а направленность и интересы формируются как явления социальные).
Современная педагогика рассматривает личность как единое целое, где биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях её деятельности, но и на образе жизни. Образ человеческой жизнедеятельности определяется мотивами, интересами, целями, т.е. результатами социальной жизни, которые определяют весь облик личности. Личность является не только результатом общественной жизни, но и в тоже время остаётся живым организмом. Поэтому на разных этапах развития личность биологически и социально находится в различных соотношениях.
Личность по определению Л.С. Выготского, - это целостная психическая система, которая позволяет творчески осваивать общественный опыт человека в системе общественных отношений и включает человека в систему общественных отношений [10, 113].
Стороны личности обнаруживаются у человека только в деятельности и в отношениях с другими людьми, т.е. личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Она имеет важную характеристику – социальный облик человека, который связан с жизнью окружающих его людей.
Таким образом, существуют различные точки зрения в понимании сущности развитии личности:
- метафизическая: развитие процесса количественного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение какого – то явления
- теоретическая: движение от простого к сложному.
Тем самым именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности. К таким противоречиям относятся:
- противоречия между новыми потребностями, порождаемые деятельностью;
- противоречия между возросшими физическими и духовными возможностями ребёнка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений;
- противоречия между растущими требованиями со стороны общества.
Развитие указанных противоречий происходит через формирование более высокого уровня развития личности в деятельности.
В дошкольном возрасте одним из значимых методов развития личности социальной группы становится коллектив. Как правило, это коллектив дошкольного образовательного учреждения. На развитие личности ребенка влияют его взаимоотношения не только со сверстниками, но и с воспитателями. Ребенок усваивает нормы дисциплины, взаимодействия с окружающими. Находясь в фазе индивидуализации этого возрастного периода, ребенок стремится выделиться в коллективе либо за счет позитивного представления себя в различных видах деятельности, либо за счет шалостей и проказ. В этой фазе оценка воспитателя для ребенка так же важна, как и оценка родителей.
В младшем школьном возрасте ребенок так же проходит все три фазы развития личности, как и в предыдущем возрастном периоде. Ребенок входит в новую социальную группу, немалое значение теперь для него имеет оценка учителя.
Подростковый период в развитии личности отличается тем, что ребенок не переходит в новую группу, изменяется сама группа. Для ребенка в этом возрасте значение приобретают разные внешкольные занятия, общение с компанией сверстников. Мнение сверстников может быть более авторитетным, чем мнение учителей и родителей. В подростковом возрасте дети часто переживают еще один кризис развития личности, который спровоцирован слишком быстрыми изменениями социально-психологической структуры группы, в которой они находятся. Для кризиса этого возраста характерен дух противоречия, стремление все сделать по-своему, приобретать собственный опыт удач и промахов.
К 18 годам, как правило, личность ребенка сформирована полностью. Кардинально изменить уже сложившуюся личность нельзя, можно лишь помочь ребенку корректировать его поведение. Поэтому так важно своевременно привить ребенку морально-этические ценности, обучить его нормам поведения и человеческих взаимоотношений тогда, когда личность ребенка еще развивается.
Итак, процесс развития личности – это очень сложный, длительный и противоречивый процесс, на который влияют:
во-первых, становление личности ребёнка в том или ином коллективе;
во-вторых, взаимоотношения не только со сверстниками, но и с педагогами;
в-третьих, противоречия между новым и старым, которые возникают в процессе обучения и выступают движущими силами развития личности.
Сущность позиции педагога
Как было отмечено в предыдущем параграфе, на процесс развития личности обучающегося оказывают влияние взаимоотношения с педагогом. При этом важна позиция, которую принимает педагог.
Позиция педагога – это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество. А с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности – влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.
В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Авторитет педагога складывается из двух составляющих: авторитет роли и авторитет личности. На данный момент именно личность педагога оказывает мощное воспитывающее (педагогическое) воздействие на обучающихся. В этой связи важными личностными качествами педагога являются:
- умение разбираться во взаимоотношениях людей;
- гуманность, доброта, искренность и отзывчивость;
- чувство нового и умение развивать инновационное мышление у обучающихся;
- способность сопереживать, мысленно ставить себя на место другого человека [14, 87].
Этот перечень желательных свойств и качеств составляет психологический портрет идеального педагога.
Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые были сформированы ещё в общеобразовательной школе. Одним из ведущих, стержневых образований личности учителя, определяющих её целостность и готовность к деятельности, является профессионально-ценностная ориентация. Она может быть охарактеризована как избирательное отношение педагога к педагогической профессии, к личности обучающегося, к самому себе, формирующееся на основе широкого спектра духовных отношений личности, во всех видах деятельности, профессионально значимых для неё. Мы знаем, что воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, чётко осознавая, что он делает, далеко не всегда может дать развёрнутый ответ, почему он так поступает, а не иначе, нередко вопреки здравому смыслу и логике. На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер.
Успешное педагогическое общение и взаимодействие педагога с обучающимися, требует наличия у него определённых психологических качеств и способностей. Вот как считал Л.Д.Столяренко, что к основным из этих качеств и способностей нужно отнести [14, 447-448].
- умение управлять собой, своим психическим состоянием, мимикой, голосом; уметь управлять настроение;
- хорошие вербальные способности: культура и развитость речи, богатый лексический запас;
- интерес к обучающимся и к работе с ними, общительность;
- применение разнообразных средств воздействий (убеждение, внушение).
Характеристику типичных ролевых педагогических позиций мы находим у Л.Б. Ительсона [10, 25].
Рисунок 1. Типичные ролевые позиции педагога.
Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности педагога. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т.п. Одни педагоги считают: «Учителем надо родиться». Другие (А.С. Макаренко), напротив, утверждали, что «в педагогической деятельности главное не талант, а мастерство, основанное на умении, на квалификации».
В научных источниках принято считать, что педагогический талант — высшая степень способностей личности, обеспечивающих возможность наиболее успешного, творческого выполнения педагогической деятельности. Как видно, ключевое слово здесь — способность. Точно также установим, что понятие «педагогическая квалификация» означает подготовленность индивида к педагогической деятельности, т.е. наличие у него специальных знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления этой деятельности. Здесь ключевым словом является «подготовленность». Сравнивая эти понятия, приходим к выводу, что способность личности как индивидуальную её особенность, являющуюся условием успешного выполнения учительской работы, невозможно свести к пресловутым ЗУНам, то есть таланту нельзя научить.
Очевидно, что прекрасным педагогом может стать тот, чей педагогический талант будет дополнен специальным педагогическим образованием и получит развитие в практической педагогической деятельности. Настоящим педагогом может и не стать тот, кто полагается только на свой педагогический талант или только на полученное им педагогическое образование. Выбор ролевых позиций педагога напрямую зависит от его профессиональных качеств. От выбора позиций, занимаемых педагогом в учебном процессе, зависит конечный результат его совместной деятельности с обучающимися.
Педагогическая позиция - продукт педагогического мышления, следствие осознания природы воспитательного процесса и одновременно показатель уровня профессиональной готовности к работе с детьми. Это то положение, которое педагог предварительно занимает по отношению к обучающимся во взаимодействии с ними и которое определяет все последующее профессиональное поведение педагога. Та позиция, которую занял педагог, станет диктовать ему реакцию на складывающиеся во взаимодействии с детьми обстоятельства. Если он идет к детям, чтобы их «приструнить», «победить», «усмирить», то ничтожная оплошность ребенка вызывает его негативное поведение: окрик, сентенцию, жесткую оценку, ущемление его интересов. Если же педагог входит в группу, чтобы «работать», «познавать мир», «общаться», «достигать общей цели», то мелкие проступки учеников корректируются мягко и незаметно, не останавливая общего движения к совместной цели. Разница профессиональных позиций очевидна и, как правило, фиксируется довольно легко путем наблюдения за работой педагога, от действий до его мимики, пластики, интонаций.
При всем богатстве палитры индивидуальных проявлений позиция обозначается явно и отчетливо. С точки зрения анализа, человек строит общение, выбрав одну из трех внутренних позиций: родительская (инструктирует, заботится опекает, контролирует); детская (ждет заботы, помощи, не берет на себя ответственность); взрослая (предлагает разделить ответственность, демонстрирует стремление к диалогу на равных).
Воздействуя на учащихся и взаимодействуя с ними, он постоянно соприкасается с внутренним, душевным миром ребенка. Нужно помнить, что этот момент соприкосновения весьма ответственен и требует от педагога, помимо глубоких профессиональных знаний и умений, демонстрации высокой общей культуры, нравственности, тактичности.
Педагог нигде и никогда не встречается с ребенком как с «объектом» (если он действительно педагог, а не работник с «человеческим материалом»): в личностной позиции он всегда встречается с другим человеком, а в профессиональной – с условиями его развития.
При реализации функций взаимодействия в задачу педагога входит не подавлять активность, а обеспечивать внутреннюю мотивацию, чтобы учащийся захотел говорить, читать, писать и добывать новую информацию.
«Какой бы роли и позиции педагога не поддерживался он всегда находится под сильнейшим контролем, под каким не находится ни один человек в мире, – говорил М.И. Калинин. – Десятки детских глаз смотрят на него, и нет ничего более внимательного, более зоркого, более восприимчивого в отношении разных нюансов психической жизни человека, никто так не уловит все тонкости, как детский глаз». Если же у педагога не достаточно сформированы те или иные педагогические умения и личностные качества, то наблюдаются определенные пробелы в работе. Так педагог Н. не обладает достаточной самокритичностью. Педагог не испытывает явной трудности в общении с детьми, но есть трудности в сохранении контингента, возникают сложности при построении и организации учебно-воспитательного процесса (нет четкости в организации занятия). С другой стороны, этот опытный педагог стремится к лучшим показателям, порой перестает видеть ребенка в ребенке, вмешивается в практическую деятельность ученика, подсказывает ответы на задания. Обучающиеся такого творческого объединения не доверяют себе, боятся ошибиться, предпочитают не свободную деятельность, а стараются угодить педагогу, угадать его пожелания.
Таким образом, профессиональная позиция педагога - один из важнейших факторов развития личности ребенка. Позиция - это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Выбор ролевых позиций педагога напрямую зависит от его профессиональных качеств.
Факторы влияния позиции педагога на развитие личности
Раскрыв сущность позиции педагога, необходимо изучить факторы влияния позиции педагога на развитие личности обучающегося.
В процессе развития личности значимую роль играют внимательные, доброжелательные и заинтересованные отношения педагога и обучающегося. Сами собой такие отношения не возникают. Их надо строить, то есть прикладывать осознанные усилия к тому, чтобы эти отношения развивались в нужном направлении. И хотя любое отношение двустороннее, но от педагога в данном случае зависит и, соответственно, требуется намного больше усилий, чем от обучающегося.
Педагог – это человек, которые не только овладел теорией педагогики, он еще и практик, который должен уметь познавать и чувствовать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное» [10, 24-25]. Общение ребенка с педагогами является самостоятельным, достаточно значимым фактором, влияющим на развитие его личности, может содействовать усилению «Я» обучающегося, если это будет способствовать его самоутверждению в глазах сверстников. Это происходит, если педагог проявляет уважение к чувствам и мыслям ребенка, не допускает ситуаций оскорбления, насмешек. В противном случае общение может заставить его компенсировать чувство униженности через агрессивные действия в отношении сверстников.
Известно, что общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным способом постичь и «присвоить» полученные другими людьми знания. Именно этому социальному наследованию и обязаны эволюция человека, изменение общей структуры и появление новых форм и видов его поведения, формирование новых структур отражения действительности. В этом специфика психических функций человека, специфика его развития. Причем усвоение социального опыта тесно связано с личным опытом ребенка, его собственной активностью.
Следует отметить, что при этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обусловливает структуру сознания, определяет опосредованность строений специфических человеческих психических процессов. По мере обогащения душевной жизни ребенка значение общения становится все сложнее и глубже, расширяясь в связях с миром и в появлении новых способностей. Основное и наиболее яркое позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей. Широко изучено влияние общения на разные стороны развития психики ребенка. Известно, что процесс интенсивного общения со взрослым позволяет детям преодолеть неблагоприятные ситуации личностного формирования: конфликтное состояние среди сверстников и незнакомых взрослых, выражающееся в робости, смущении, беспокойстве; недостаточность в развитии активной и пассивной речи. Влияние общения прослеживалось также в различных сферах психического развития детей: формирования любознательности, развития эмоциональности, дружелюбного отношения к сверстникам, общительности, речевого развития, в сфере личностного развития и формирования самосознания, эффективности процесса обучения.
Другим фактором влияния позиции педагога на развитие личности обучающегося является привлечение последнего к деятельности, которая совершенствует окружающую ребенка среду. Если к такой деятельности ребенок не будет привлечен, то и развития в положительном смысле этого слова не будет. Признание деятельности личности ведущим фактором ее развития ставит вопрос о целенаправленной активности, саморазвитии личности, т.е. непрерывной работе над самим собой, над собственным духовным ростом. Личность из объекта развития должна перейти в статус субъекта. Решая ту или иную педагогическую задачу, педагог побуждает воспитанников к определенной деятельности или предотвращает нежелательные действия. Для того, чтобы обучающиеся начали проявлять собственную активность, это влияние должно быть ими осознано, превратиться во внутренний побудитель, в мотив деятельности. На определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания человек начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного развития. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту развития. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в развитии личности фактора человек сам становится воспитателем, то есть педагогом в полном понимании этого слова.
Не менее значимым фактором влияния позиции педагога на развитие личности обучающегося – оказание помощи последнему в разнообразных видах его деятельности.
Ребенок не может быть счастлив, если ему скучно и плохо, если он не чувствует себя достаточно способным, что бы овладеть учебным предметом. Сделать ребенка счастливым – значит, прежде всего, помочь ему учиться, организовывать взаимодействие со сверстниками, создавать для обучающегося ситуацию успеха.
Дети должны постоянно переживать радость успеха, преодоления трудностей. Нельзя давать ребенку почувствовать, будто он хуже других, не способен, отстает, нельзя унижать его достоинство: он не виноват в том, что думает медленнее других. Постоянно поддерживать ребенка, не ставить ему плохих оценок, не ставить ему никаких отметок, пока он не добьется успеха. Оценивать не знание само по себе и не старательность, а именно продвижение вперед, этот результат соединения знания со старательностью.
Обучение не дает желаемых результатов, если учитель ставит перед учеником на первое место цель: «Выучить, запомнить!». Вред зубрежки огромен – она невольно уничтожает основные идеи учебного предмета. Учитель должен точно разграничить, что надо запомнить на всю жизнь, а что надо только понять и усвоить без зубрежки – в упражнениях.
В работе педагога важно и содержание материала, и тон разговора, и время этого разговора, и внешний вид и манеры его поведения.
Слово педагога находит отзвук в сердцах обучающихся и становится их личным достоянием лишь тогда, когда мудрость педагога привлекает, одухотворяет обучающихся цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-этических принципов. Дети очень хорошо чувствуют фальшь слов, если они не соответствуют нравственному убеждению педагога. Они презирают того, кто пытается выдать темное за светлое, прикрыть мрачное светлыми словами.
Десятки, сотни нитей, духовно связывающих педагога и обучающегося, – это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу, это важнейшее условие дружбы, товарищества педагога и обучающихся. Педагогов и обучающихся должна объединять духовная общность, при которой забывается, что педагог – руководитель и наставник. Воспитание, обучение без дружбы с обучающимся, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках.
Итак, влияние позиции педагога на развитие личности обусловлено следующими факторами:
– общение педагога и обучающегося, основанное на уважительном отношении к мыслям и чувствам ребенка;
– привлечение педагогом обучающегося к деятельности, в ходе которой последний становится субъектом собственного развития;
– оказание помощи обучающемуся в разнообразных видах его деятельности;
– одухотворение обучающегося цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-этических принципов педагога.
Заключение
По поставленным во введении задачам можно сделать следующие выводы:
Развитие личности является ключевой проблемой педагогической теории и практики. Становление личности происходит не вдруг и не сразу. Это объективный процесс внутреннего, последовательного, количественного и качественного изменения в организме и психике человека, это процесс его духовного становления. На становление личности, помимо физического развития оказывает влияние и физиологическое : психологическое, духовное и социальное.
На процесс развития личности ребёнка, именно личность педагога оказывает мощное воспитывающее влияние. В связи с этим педагог должен обладать следующими качествами, которые и будут составлять психологический портрет идеального педагога, т.е. он должен уметь разбираться во взаимоотношениях людей, управлять собой, своим психологическим состоянием; быть гуманным, искренним, добрым и отзывчивым, иметь хорошие вербальные способности; должен уметь чувствовать новое и уметь развивать инновационное мышление у обучающихся проявлять интерес к ним и работе с ними; уметь сопереживать и мысленно ставить себя на место другого человека.
На развитие личности значимую роль оказывают внимательные, доброжелательные и заинтересованные отношения педагога и обучающегося. Важную роль во взаимодействии педагога и ребёнка играет общение, где происходит не только обогащение содержания детского сознания, но и обусловливается структура сознания. Другим важным компонентом является привлечение ребёнка к деятельности в окружающей его среде. Если к такой деятельности ребенок не будет привлечен, то и развития в положительном смысле этого слова не будет. Не менее значимым фактором влияния позиции педагога на развитие личности обучающегося является оказание помощи последнему в разнообразных видах его деятельности, в том числе, в учении, во взаимодействии со сверстниками.
В работе педагога для развития обучающихся важна также духовная общность с обучающимся, которая пронизывает и содержание материала, и тон разговора, и время этого разговора, и внешний вид и манеры поведения педагога и обусловлена цельностью, красотой его идейно-жизненных взглядов, морально-этических принципов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. – М.: Просвещение, 2007, с. 256.
Ананьев Б.Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания. // Избранные психологические труды в 2-х томах. Т.1.- М.: Высшая школа, 1980, с. 300-310.
Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учебник для вузов. – М.: Просвещение, 2006, с.575.
Большая современная энциклопедия “Педагогика”. /Под ред. Е.С. Гапацевич. Минск, 2005, с. 720.
Зимняя М.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004, с. 384.
Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики : новый этап - М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 400 с.
Моносзон Э.И Учитель и всестороннее развитие личности школьника.-М.: Москва, 1986, с. 80.
Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. Введение в педагогическую деятельность- 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 208 с.
Романовский А.Г, Бондаренко В.В., Пономарёв А.С. Основы педагогики высшей школы.- Харьков, 2005, с. 600.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 576 с
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Педагогика, 1983. – 318 с.
Сухомлинский В.А. Учитель – методист – наставник. – М.: Просвещение, 1988.-289 с.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии// Избранные педагогические произведения. В 2 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1974, с. 239.