АНАЛИЗ МЕТОДОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ В ОБУЗ «СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА № 1» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АНАЛИЗ МЕТОДОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ В ОБУЗ «СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА № 1»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В данной статье ставится цель проанализировать методы ценообразования на платные медицинские услуги в «Стоматологической поликлинике № 1», на примере ортопедического отделения.

Большинство ЛПУ только осваивает методику планирования доходов по внебюджетной деятельности. Поэтому анализ доходов целесообразно начинать с изучения самой методики расчетов. Проведем расчеты планируемых внебюджетных доходов ортопедического кабинета.

В первую очередь определяется необходимое число зубных техников. Оно определяется исходя из анализа частоты встречаемости тех или иных видов работ за предыдущий период (например, 2012 год).

За 2012 год в ОБУЗ «Стоматологической поликлинике № 1» наибольший спрос пришелся на следующие виды работ, которые были выполнены в объеме, показанном в таблице №1:

Таблица1

Объем спроса на отдельные виды работ Стоматологической поликлиники №1

Наименование

Ед. измерения

Количество

Коронка литая бюгельная

шт

5060

Зуб штифтовой пластмассовый

шт

4530

Зуб литой штифтовой

шт

2984

Бюгель простой(несъемный)

шт

929

Коронка фарфоровая

шт

2208

ИТОГО

 

15711

Источник: составлено автором

В соответствии с Приказом Минздрава СССР от 28.10.87 №1156(Об утверждении (Единых ведомственных норм времени и расценок на зуботехнические работы)) определяются нормы времени (выраженные в минутах) на изготовление отдельных видов зуботехнической продукции. Найдя произведение норматива времени на количество отдельных видов работ, можно определить количество времени в год, затраченное на изготовление вышеперечисленных видов продукции. Отсюда:

Таблица 2.

Нормы времени на различные виды работ ортопедического отделения

Виды работ Нормы времени на различные виды работ в ортопедическом кабинете

Количество в год (штук)

Норматив времени на одно изделие (мин)

Годовые затраты времени (мин)

Коронка стальная

5060

54,4

272264

Зуб штифтовой пластмассовый

4530

84,0

380520

Зуб литой стальной

2984

51,0

152184

Бюгель простой(несъемный)

929

208,4

193603

Коронка фарфоровая

2208

241

378129

ИТОГО

   

1376700

Источник: составлено автором

Известно, что число рабочих дней при 5-дневной рабочей неделе в 2012 году составляет 249 с учетом отпуска. При этом продолжительность рабочего дня составляет 8 час (480 мин в смену, 120000 мин. В год)

Получаем необходимое число зубных техников путем деления суммарных затрат времени в год на норму рабочего времени в год на одного зубного техника:

1140000 : 120000 = 9,5 штатных единиц зубных техников

Затем определяем необходимое число врачей-стоматологов-ортопедов:

На основе учета временных норм расходов по основным видам материалов, медикаментов и инструментов на одну должность врача-стоматолога-ортопеда в год (в соответствии от 23 июля 2010 г. N 541н г. Москва)

Число должностей среднего и младшего медицинского персонала регламентируется Приказом Правительства от 14.02.2003№101

Таким образом, в рассматриваемом примере штатное расписание состоит из:

1-должности врачей-стоматологов-ортопедов; 1.05-должности зубных техников (с учетом должности старшего зубного техника); 1-должности медицинской сестры; 1-должности младшего медицинского персонала

Произведем расчет доходной части платных услуг:

В доходной части сметы необходимо отразить составление месячных годовых планов:

А) по количеству зуботехнической продукции;

Б) по осмотру первичных больных, снятию коронок, цементированию коронок и мостовидных протезов, изготовленных в других лечебных учреждениях;

В) по финансовым поступлениям в месяц.

Расчеты базируются на определении объемов нагрузки на зубных техников и врачей-стоматологов-ортопедов, выраженных в зубопротезных единицах (ЗпЕ). Известно, что за 1 ЗпЕ принимается время на изготовление одной стальной коронки, что составляет 54,4 минуты.

Зная норму рабочих дней в месяце, нагрузку на одного зубного техника в ЗпЕ можно определить путем деления нормы времени в месяц в минутах на 1 ЗпЕ. В нашем примере это составляет примерно 170 ЗпЕ.

Кроме нагрузки в 170 ЗпЕ на одного врача-стоматолога-ортопеда, необходимо планировать время на консультацию первичных больных (0,3 ЗпЕ) и снятие коронок и цементирование коронок и мостовых протезов, изготовленных в других ЛПУ (0,2 ЗпЕ). На практике, это составляет:

170 х 9,5 =1615ЗпЕ;

30 х 5,75 =172,5 ЗпЕ

Умножив полученные цифры на стоимость 1 ЗпЕ (калькуляция приводится ниже), получаем финансовый план отделения в месяц:

1615 х 52,09 руб. = 84125,4 руб. –сумма, на которую врачи должны обеспечить зуботехнической продукцией зубных техников в месяц;

172,5 х 52,09 = 8985 руб.- стоимость консультаций, цементирование коронок.

Соответственно, финансовый план на одного зубного техника в месяц будет составлять:

170 х 52,09 = 8855.

Таким образом, сумма доходов ортопедического отделения в месяц должна составлять:

84125,4 + 8985 = 93111 руб.

Умножив полученную сумму на 10,5 месяца – время работы в год с учетом отпусков – получаем доход отделения за год:

93111 руб. х 10,5 = 997659.2 руб. – сумма доходов ортопедического отделения в год (специальные средства)

Расчет стоимости 1 зубопротезной единицы (ЗпЕ) при производстве зуботехнической продукции:

При расчете стоимости 1 ЗпЕ учитываются основные затраты на ее производство. Приведем расчет, исходя из примера, рассмотренного выше.

На первом этапе учитываются все издержки отделения за год.

Таблица 3.

Затраты на оказание 1 ЗпЕ

Затраты

Сумма (руб.)

Заработная плата

232306,8

Начисление на заработную плату

89438,1

Медикаменты, перевязочные средства и материалы

273200

Мягкий инвентарь

10370

Амортизация оборудования

45270

Накладные расходы

123612,5

Итого:

774197,4

Источник: составлено автором

Рентабельность, или прибыль, рассчитывается исходя из утвержденного в установленном порядке норматива рентабельности к себестоимости. Зная количество ЗпЕ, приходящееся на отдельные виды зуботехнической продукции, можно определить их стоимость путем произведения количества ЗпЕ, приходящихся на данный вид продукции и стоимости 1 ЗпЕ. Продолжим анализировать поступление доходов по платным медицинским услугам по другим внебюджетным источникам. Рассмотрим поступление доходов от платных медицинских услуг в 2010- 2012г. Объектом исследования выберем следующий источник: услуги зубопротезного отделения.

Таблица 4

Анализ доходов по предпринимательской деятельности ОБУЗ «Стоматологическая поликлиника №1»

Источник внебюджетных средств

2010

2011

2012

Доход по смете

Доход по отчету

Отклонение факта от плана по доходу

Доход по смете

Доход по отчету

Отклонение факта от плана по доходу

Доход по смете

Доход по отчету

Отклонение факта от плана по доходу

сумма, тыс.руб.

сумма, тыс.руб.

в тыс.руб.

в %

сумма, тыс.руб.

сумма, тыс. руб.

в тыс.руб.

в %

сумма, тыс. руб.

сумма

сумма, тыс. руб.

в тыс.руб.

в %

Рентген кабинет

170,4

175,6

5,2

3

132

132,1

0,1

1

166,3

166,3

--

--

Лаборатория

281,6

282,2

0,6

1

306,8

307,8

1,0

1

426,2

429,5

3,3

1

Стоматологические услуги

286,6

294,0

7,4

2

512,3

512,6

0,3

1

766,8

779,9

13,1

2

Источник: составлено автором

Изучение доходов по каждому внебюджетному источнику позволяет выявить наиболее доходные виды деятельности. Из данной таблицы видно, что роста дохода в рентген. кабинете в 2012 году не наблюдается, тогда как по другим видам платных услуг видна положительная динамика, а именно: доход по платным услугам в лаборатории в 2012 году увеличился в полтора раза в сравнении с 2010 годом. По стоматологическим услугам в 2012 году доход увеличился на 485,9 тысяч рублей по сравнению с 2010 годом, что составляет примерно два с половиной раза.

Рассмотрим процесс ценообразования на конкретной услуге: установка виниров (рис. 1).

Рис. 1 Динамика роста цен на конкретную медицинскую услугу по годам

(установка виниров) в руб.

Анализируя стоимость медицинской услуги (установка виниров) за последние три года, можно увидеть, что цена на данную услугу с каждым годом увеличивалась. Увеличение цены произошло в связи с ежегодным инфляционным изменением практически всех составляющих себестоимости медицинской услуги (роста стоимости медикаментов, ортопедического материала ,оборудования, коммунальных услуг, жесткого и мягкого инвентаря и т.п.).

Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо и дальнейшее расширение платных медицинских слуг в государственных(муниципальных) учреждениях, т.к это становится реальной перспективой развития здравоохранения.

Для наиболее полного отображения организации платных медицинских услуг в ОБУЗ «Стоматология №1» необходимо так же провести анализ расходов.

Таблица 5

Анализ расходов по предпринимательской деятельности в ОБУЗ

«Стоматология№1»

Показатели

2010

2011

2012

По утвержденной смете

По факту

Отклонение факта от плана

По утвержденной смете

По факту

Отклонение факта от плана

По утвержденной смете

По факту

Отклонение факта от плана

сумма, тыс. руб.

сумма, тыс. руб.

в тыс.руб.

в %

сумма, тыс.руб.

сумма, тыс.руб.

в тыс.руб.

в %

сумма, тыс.руб.

сумма, тыс.руб.

в тыс.руб.

в %

Стоматол.услуги

142,3

154,2

5,2

3

132

132,1

0,1

0,07

170,4

175,6

-

-

Оплата труда

75,6

75

-0,6

0,8

70

70

-

-

95,4

95,4

-

-

Начисления на з/п

27,1

26,9

-0,2

0,7

25,1

25,1

-

-

34,1

34,1

-

-

Приобретение предметов снабжения и расходных материалов

62,8

68,8

6

9,5

28,9

29

0,1

0,3

28,9

28,9

-

-

Оплата коммунальных услуг

4,9

4,9

-

-

8

8

-

-

7,9

7,9

-

-

Рентген кабинет

281,6

282,2

0,6

1,3

306,8

307,8

1

0,3

426,2

429,5

3,3

0,8

Оплата труда

121,5

121,5

-

-

121,5

121,5

-

-

193,8

195

1,2

0,6

Начисления на з/п

43,5

43,5

-

-

43,5

43,5

-

-

69,4

69,8

0,4

0,6

Приобретение предметов снабжения и расходных материалов

108,2

108,8

0,6

0,5

132,4

133,4

1

0,7

155,3

157

1,7

1

Оплата коммунальных услуг

8,4

8,4

-

-

9,4

9,4

-

-

7,7

7,7

-

-

Платные услуги по ДМС

286,6

294

7,4

2,6

512,3

512,6

0,3

0,06

766,8

779,9

13,1

1,7

Оплата труда

131,8

135,2

3,4

2,5

224,5

224,7

0,2

0,09

432,6

441,3

8,7

2

Начисления на з/п

47,2

48,4

1,2

2,5

80,4

80,4

-

-

154,9

158

3,1

2

Приобретение предметов снабжения и расходных материалов

60,1

63,3

3,2

5,3

107,1

91,3

-15,8

14,8

134,9

133,3

-1,6

1,1

Оплата услуг связи

2,9

2,9

-

-

5,2

5,2

-

-

7,2

7,2

-

-

Оплата коммунальных услуг

10,8

10,8

-

-

19,4

19,4

-

-

27,2

27,2

-

-

Прочие текущие расходы

18,1

17,9

-0,2

1,1

32,4

45,6

13,2

40

10

12,9

2,9

29

Приобретение оборудования

15,7

15,5

-0,2

1,3

43,3

46

2,7

6,2

-

-

-

-

Источник: составлено автором

По табличным данным можно сделать вывод, что рост заработной платы произошел за счет увеличения количества оказанных стоматологических и иных медицинских услуг. Расходы на приобретение материальных запасов по рентгенологическому кабинету увеличились в связи с ростом количества услуг и инфляцией, которая привела к увеличению себестоимости мед. услуги. Расходы на приобретение предметов снабжения и расходных материалов по стоматологическому отделению увеличились ввиду принятия на работы сотрудников в 2012 году штатных единиц на 50%. Под простой медицинской услугой, в соответствии с Приказом Минздрава России от 22.12.2004 № 374, понимается неделимая медицинская услуга, имеющая законченное, самостоятельное лечебное или диагностическое значение. В данной методике к простым услугам отнесены услуги поликлиники, оперативные вмешательства, а также посещения врача. Расчет стоимости простой медицинской услуги (С) осуществляется по формуле:

С = Сп + Ск = Зт + Нз + М + И + О + П (2),

Где Сп – прямые расходы, Ск – косвенные расходы, Зт – расходы на оплату труда, Нз – начисления на оплату труда, М – расходы на медикаменты, перевязочные средства и пр., И – износ мягкого инвентаря, О – износ оборудования, П – прочие расходы.

Расчет расходов на оплату труда

Для определения одной из основных составляющих затрат на медицинскую услугу – оплаты труда медицинского персонала (Зт) необходимы следующие показатели:

Для простых услуг:

- затраты рабочего времени медицинского персонала на выполнение каждой медицинской услуги;

- годовой бюджет рабочего времени по каждой категории медицинского персонала;

- коэффициент использования рабочего времени медицинского персонала на осуществление лечебно-диагностической деятельности.

Для сложных услуг:

- число плановых койко-дней за год в отделениях стационара в соответствии с действующими Методическими рекомендациями по повышению эффективности и анализу использования коечного фонда.

законодательством) отпусков работникам.

Дополнительная заработная плата (Зд) включается затраты через коэффициент (Кд) и исчисляется по отношению к основной заработной плате всего персонала:

Кд = Зд/Зт всего персонала. (3)

Коэффициент дополнительной заработной платы определяется на основании расчетов, проведенных учреждением для подготовки сметы.

В настоящее время дополнительная заработная плата в зависимости от профиля учреждения колеблется для амбулаторно-поликлинических учреждений в пределах 8-10%, для стационаров – 25-30% от основной заработной платы.

Трудоемкость измеряется затратами времени на оказание медицинской услуги. В целях упрощения расчетов целесообразно трудоемкость измерять в условных единицах трудоемкости (УЕТ), приняв время, равное 10 минутам, за 1 УЕТ;

Кисп.вр, Кисп.ср — нормативный коэффициент использования рабочего времени медицинского персонала непосредственно на проведение лечебно-диагностической работы, исследований, процедур.

В общем виде Кисп. определяется по формуле:

Кисп = Фисп.вр/ Фр.вр , (4)

где Фисп.вр — фонд использования времени на непосредственное проведение лечебно-диагностической работы.

Для врачей коэффициент использования рабочего времени принимается равным коэффициенту, рассчитанному для врача амбулаторного приема, отделения стационара. Для медицинских сестер, работающих с врачами, используется коэффициент, рассчитанный для врачей соответствующей специальности; Фр.вр — установленный фонд рабочего времени медицинского персонала в соответствии с указаниями Министерства труда и социального развития России на соответствующий расчетный период. Итого расходы на оплату труда по конкретной медицинской услуге:

Зт.ус=Зт.осн* (1+Ку) *(1+Кд) (5),

где Ку — коэффициент заработной платы общеучрежденческого персонала;

Кд — коэффициент дополнительной заработной платы.

Расчет начислений на заработную плату.

Начисления на заработную плату (Нз) устанавливаются законодательством Российской Федерации в процентах от фонда оплаты труда.

В настоящее время максимальный размер начислений равен 35,8% от оплаты труда:

Нз.ус=Зт.ус*0,358. (6)

Расчет затрат на медикаменты и перевязочные средства:

Расходы на медикаменты и перевязочные средства (М) включают виды затрат,учитываемых по статье «Медицинские расходы» экономической классификации расходов бюджета, — медикаменты, перевязочные средства, химические реактивы, одноразовые принадлежности, приобретение минеральных вод, сывороток, вакцин, витаминов, дезинфекционных средств и т.п., пленок для рентгеновских снимков, материалов для производства анализов в объеме и номенклатуре, обеспечивающих качественное оказание медицинской услуги, а также расходы по оплате стоимости анализов, проводимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории); оплату доноров, включая питание, приобретение крови для переливания.

Расчеты по учреждению в целом производятся на основании данных отчетной формы № 2 «Отчет об использовании сметы расходов бюджетной организации» по фактическим расходам за период, предшествующий расчетному, «медикаменты и перевязочные средства».

В общем виде затраты на медикаменты могут быть определены по формуле:

Мус = (М/(Sвр*Фр.вр.*Кисп.вр+Sср*Фр.ср.*К исп.ср)) * (tвр.+tср.),

где Sвр, Sср — число должностей врачей и среднего персонала отделения соответственно;

Фр.вр, Фр.ср — годовой фонд рабочего времени соответствующей ка-тегории персонала, исчисленный в условных единицах трудоемкости (УЕТ): tвр, tср — время оказания медицинской услуги (трудоемкость) соответствую-щей категорией персонала, исчисленное в условных единицах трудоемкости (УЕТ);

Кисп.вр, Кисп.ср — нормативный коэффициент использования рабочего времени должностей медицинского персонала непосредственно на проведениелечебно-диагностической работы, исследований, процедур;

М — затраты на медикаменты.

Расчет износа оборудования

Износ оборудования, числящегося в составе основных средств, в расчете на медицинскую услугу (О) учитывается пропорционально времени оказания услуги. Годовая сумма износа (Sо) каждого вида оборудования исчисляется исходя из балансовой стоимости основных средств (Бо), которую можно определить по «инвентарной карточке учета основных средств» (ф. № ОС-6), и установленной нормы износа (Ni), определяемой в соответствии с «Годовыми нормами износа медицинского оборудования учреждений и организаций.

Для учета ускоренного износа оборудования необходимо руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.94 № 967 (в редакции от 24.06.98).

Сумма годового износа оборудования определяется по формуле:

Sоу = Бо * Ni (7)

Затраты на услугу равны:

Оус= (Sоу/(Si * Фр.i * Кисп.i)) * ti (8),

где Si — количество должностей персонала, оказывающего услугу с использованием данного оборудования;

Фр.i, Кисп.i — соответственно годовой фонд рабочего времени и коэффициент использования рабочего времени персонала; ti — время оказания медицинской услуги; Sоу — износ медицинского оборудования, используемого при оказании конкретной медицинской услуги.

В общем виде износ всего оборудования (∑Sоу), приходящийся на услугу, определяется по формуле:

∑Sоу = (∑i Sоу /(Sвр*Фр.вр.*Кисп.вр+Sср*Фр.ср.*Кисп.ср)) * (tвр.+tср.), (11)

где i — все виды оборудования, используемого в отделении;

Sвр, Sср — число должностей врачей и среднего персонала отделения соответственно;

Фр.вр, Фр.ср — годовой фонд рабочего времени соответствующей категории персонала, исчисленный в условных единицах трудоемкости (УЕТ);

tвр, tср — время оказания медицинской услуги (трудоемкость) соответствую-щей категорией персонала, исчисленное в условных единицах трудоемкости (УЕТ);

Кисп.вр, Кисп.ср — нормативный коэффициент использования рабочего вре-мени должностей медицинского персонала непосредственно на проведение лечебно-диагностической работы, исследований, процедур[14, c.89].

Расчет общих расходов.

Прочие косвенные расходы могут быть рассчитаны исходя из фактических затрат за прошлый период на основании формы №2 «Отчет об исполнении сметы расходов по бюджетным средствам».

Таким образом, в рассматриваемом примере, смета ортопедического отделения будет иметь следующий вид:

Таблица 6

Смета ортопедического отделения Стоматологической поликлиники №1

Наименование статей

Код

Сумма руб.

Доходы отделения

 

977659,2

Расходы отделения:

   

Заработная плата

110100

232306,8

Начисление на заработную плату

110200

89438,1

Канцелярские и хозяйственные расходы

110310

30829,5

Командировочные расходы

110420

20740

Приобретение медикаментов, перевязочных средств и материалов

110321

273200

Приобретение оборудовании

240100

239494,7

Приобретение мягкого оборудования

110331

10370

Текущий ремонт

111030

44750

Прочие расходы

111040

31530,1

Итого:

 

977659,2

Источник: составлено автором

Расчёт стоимости 1 зубопротезной единицы (ЗпЕ) при производстве зуботехнической продукции:

При расчете стоимости 1 ЗпЕ учитываются основные затраты на ее производство. Приведем расчет, исходя из примера, рассмотренного выше. На первом этапе учитываются все издержки отделения за год за 2012год.

Таблица 7

Смета затрат на производство 1ЗпЕ

Затраты

Сумма (руб.)

Заработная плата

232 306,8

Начисление на заработную плату

89 438,1

Медикаменты, перевязочные средства и материалы

273200

Мягкий инвентарь

10370

Амортизация оборудования

45270

Накладные расходы

123612,5

Итого:

774197,4

Источник: составлено автором

Итоговая сумма издержек делится на план ЗпЕ, вырабатываемый ортопедическим отделением за2012 год:

774197,4/18768,8 = 41,24 руб.—стоимость 1 ЗпЕ.

Отсюда конечная цена 1 ЗпЕ с учетом рентабельности составляет 52,09руб.

Рентабельность или прибыль рассчитывается, исходя из утвержденного в установленном порядке норматива рентабельности к себестоимости. (В настоящее время ортопедическим отделениям разрешено закладывать прибыль в стоимость зуботехнической продукции с целью развития производства).

Зная количество ЗпЕ, приходящееся на отдельные виды зуботехнической продукции, можно определить их стоимость путем произведения количества ЗпЕ, приходящихся на данный вид продукции и стоимости 1 ЗпЕ. В заключение следует отметить, что приходно-расходные сметы ортопедического отделения (кабинета) должны составляться экономистами учреждения совместно с заведующим отделением, что позволяет корректно подходить к планированию финансовых поступлений и норм работы врачей и зубных техников.

Ценообразование платных медицинских услуг одна из самых трудных тем раздела «Платные медицинские услуги», ибо требует изучения принципиально новых знаний о спросе и предложении, равновесной цене, предельных издержках и предельной выручке, являющихся базовыми в современной экономической науке. Без этих знаний не понять природу ценообразования и того, почему метод расчета цены «издержки + прибыль» не всегда приведут к успеху на рынке товаров и услуг.

Библиография

  1. Малахова Н.Г. Маркетинг медицинских услуг. – М.: Книжный мир, 2009.-166с.

  2. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях: учеб пособие. – М. Издательство «Грантъ».2008.-376с.

  3. Закирова С.А. Экономические отношения в здравоохранении и некоторые проблемы их перестройки.-М. Издательство МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010.-с.98.

  4. Габуева Л.А. Предпринимательская деятельность учреждений здравоохранения.- М.: Издательство «Грантъ» 2009.- с. 1308.

  5. Кузина ЕЛ. Роль маркетинга медицинских услуг. – М., 2010.- 260с.

  6. Кучеренко В.З. Экономика здравоохранения: Учебное пособие. – М., 2009.-144с.

  7. Кучеренко В.З. Основы медицинского маркетинга. – М., 2011.- 240с.

  8. Лаврова И.Г., Майстрах К.В. Социальная гигиена и организация здравоохранения. – М., 2010.- 264с.

  9. Малахова Н.Г. Маркетинг медицинских услуг. – М., 2010.- 160с.

  10. Миняев В.А., Вишняков Н.И., Юрьев В.К., Лукевич В.С. Социальная медицина и организация здравоохранения. Т.2. С-Пб., 2009.- 443с.

  11. Поляков И.В., Зеленская Т.М., РомашовП.Г. и др. Экономика здравоохранения в системе рыночных отношений. Учебное пособие. – Санкт-Петербург.-2010.-215с.

  12. Экономика и инновационные процессы в здравоохранении. Учебное пособие /Под ред.В.З.Кучеренко – М., 2011.-240с.

  13. Шейман И. М. Маркетинг: Учебно-методическое пособие/С.А.Турчиев,С.Н.Фурсенко.-1-ое изд; доп.-М.:Юрай-Издат,2010.-131с.

  14. Экономика и инновационные процессы в здравоохранении. Учебное пособие /Под ред. В.З. Кучеренко – М., 2011.-240с.

  15. Социально-экономическая эффективность реформы здравоохранения. Актуальные вопросы организации здравоохранения в современных социально-экономических условиях/Под ред. В.И.Стародубова, А.М. Таранова, Д.Р. Шиляева и др. – М.: Федеральный фонд ОМС, 2010. – с.320.

  16. Менеджмент в системе обязательного медицинского страхования и здравоохранения. Учебно-методическое пособие /Под редакцией А.М.Таранова, Н.А.Кравченко М.: Федеральный фонд ОМС, 2011. – с. 352.

  17. Гарнов И. Ю. Как определить сколько услуг оказывалось в учетном периоде//Учет в медицине.2011.-№3.-С.-65-74.

  18. Гарнов И.Ю. Организация платных услуг в больницах и поликлиниках//Советник бухгалтера в здравоохранении.№7-2012.-9.-С.10-18.

  19. Сибурина Т.А. Барскова Г.Н. Социально-психологическое благополучие врачей как залог повышения качества медицинской помощи// Российский медицинский журнал, 2000.- № 12.-С.60

  20. Левант. Н.А. Организация медицинского страхования в России.// Медицинский вестник. – 2011. № 2 с.120

Просмотров работы: 6422