УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНЫМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНЫМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами. Начало нашего века совпало с развертыванием цепи событий, приведших к явлению, которое мы сейчас называем научно-технической революцией (НТР).

Ныне проблемам НТР уделяется много внимания, о них охотно пишут и спорят. Правда, споры больше идут о хронологии и относительной важности различных достижений. Этот отнюдь не главный аспект проблемы. Мы гордимся полетами в космос, придаем очень серьезное значение достижениям в области атомной энергетики, на нашу жизнь оказывает большое влияние процесс автоматизации производства и управления. Все это так. Но великие открытия были всегда, в любую эпоху развития науки. И каждый раз не менее значительные для своего времени. То, что наиболее типично именно для эпохи современной НТР, неразрывно связано с превращением науки в производительную силу общества.

Сейчас каждое государство в структуру своей стратегической доктрины - основных принципов развития общества - включает вопросы научно-технического прогресса (НТП).

В настоящее время не только сам процесс открытий и не только процесс доведения этих открытий до приемлемой практически реализуемой формы, но и процесс передачи и освоения результатов НТП требует участия науки. И многие другие проблемы жизни общества, которые ранее решались на базе интуиции или здравого смысла, на опыте поколений, сейчас требуют активного и целенаправленного вмешательства, участия науки. Ни один серьезный вопрос в современных условиях нельзя эффективно решить, не опираясь на науку.

Степень разработанности проблемы. Вопросы функционирования коммерческих банков рассматриваются в рамках финансов и кредита, периодической печати и специальной литературеследующими авторами:Камаевым В.Д.,Сменковскии В.Н, Кошелевым Е.А., Алексашенко С.А., Суховым А.Л., Сафроновым М.Р., Сенчаговым В.С.

Целью данной работы является изучение процесса планирования и управления научными исследованиями.

Данная цель реализуется в следующих задачах:

-Раскрыть особенности планирования научных исследований;

- Изучить особенности управления научными исследованиями в России.- изучить основные операции коммерческих банков

Объект исследования в данной работе:

Предмет исследования в работе:

Методы исследования: синтез, анализ, систематизация, описание.

Информационная база исследования: учебная, методическая литература, статистические ежегодники, периодическая печать (журналы, газеты), интернет-источники.

Научная новизна работы в систематизации теоретического материала в управления научными исследованиями в современных условиях.

Практическая значимость работы: заключается в возможности использования аналитического материала второй главы в деятельности

  1. Планирование научно - исследовательской работы

Планирование научно-исследовательской работы имеет важное значение для ее рациональной организации.

Научно-исследовательские организации и образовательные учреждения разрабатывают планы работы на год на основе целевых комплексных программ, долгосрочных научных и научно-технических программ, хозяйственных договоров и заявок на исследования, представленных заказчиками. Например, при планировании научных исследований уголовно-правового, уголовно-процессуального, криминалистического и криминологического характера научно-исследовательские учреждения МВД, Минюста, Генеральной прокуратуры РФ, других министерств, комитетов и служб должны были учесть мероприятия, содержащиеся в Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью, в специальных федеральных целевых программах, посвященных, в частности, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту. Аналогичные программы приняты и субъектами РФ. Герасимов И.Д. Научное исследование / Герасимов И.Д. - М.: Книга, 2007 - с. 130

Научная работа кафедр учебных заведений организуется и проводится в соответствии с планами работы на учебный год. Профессора, преподаватели и аспиранты выполняют научно-исследовательские работы по индивидуальным планам.

Планируется и научно-исследовательская работа студентов. Планы работы учебных заведений и кафедр могут содержать соответствующий раздел о НИРСе. По планам работают студенческие научные кружки и проблемные группы.

В научно-исследовательских и образовательных учреждениях по темам научно-исследовательских работ составляются рабочие программы и планы-графики их выполнения. При подготовке монографий, учебников, учебных пособий и лекций разрабатываются планы-проспекты этих работ.

Рабочая программа - это изложение общей концепции исследования в соответствии с его целями и гипотезами. Она состоит, как правило, из двух разделов: методологического и процедурного.

Методологический раздел включает:

1) формулировку проблемы или темы;

2) определение объекта и предмета исследования;

3) определение цели и постановку задач исследования;

4) интерпретацию основных понятий;

5) формулировку рабочих гипотез.

Формулировка проблемы (темы) - это определение задачи, которая требует решения. Проблемы бывают социальные и научные. Социальная проблема - это противоречие в развитии общественной системы или отдельных ее элементов. К таким проблемам можно отнести недостаточную эффективность отдельных норм права, многочисленные нарушения прав граждан, коррумпированность чиновников, рост преступлений, связанных с оборотом наркотических средств, и др.

Научная (гносеологическая) проблема - это противоречие между знаниями о потребностях общества и незнанием путей и средств их удовлетворения. Такие проблемы решаются путем создания теории, выработки практических рекомендаций. Например, научной проблемой является разработка теоретических основ борьбы с организованной преступностью.

Определение объекта и предмета исследования. Объект исследования - это то социальное явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Предмет исследования - это те наиболее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению. Например, если тема научной работы посвящена уличной преступности, то объектом исследования является уличная преступность как негативное социальное явление и самостоятельный вид преступности, а предметом - основные ее свойства, причины и условия, личность уличного преступника, виктимологические факторы, способствующие совершению преступлений на улицах городов, и другие ее стороны.

Определение цели и задач исследования. Цель исследования - это общая его направленность на конечный результат. Задачи исследования - это то, что требует решения в процессе исследования; вопросы, на которые должен быть получен ответ. Например, в докторской диссертации М.П. Клейменова, посвященной уголовно-правовому прогнозированию, сформулированы следующие цели и задачи. Научная цель - создание теоретических основ уголовно-правового прогнозирования. Прикладная цель - прогностическое обоснование концепции уголовно-правовой борьбы с преступностью, уголовного правотворчества и правоприменительной деятельности. Этим целям соответствуют задачи: 1) определение предмета уголовно-правового прогнозирования; 2) разработка методологии и характеристика методики прогнозирования; 3) раскрытие механизма прогнозирования; 4) установление роли и значения прогнозирования в уголовном правотворчестве; 5) разработка предложений по совершенствованию уголовно-правового регулирования и др.

Интерпретация основных понятий - это истолкование, разъяснение значения основных понятий. Существуют теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий. Теоретическое истолкование представляет собой логический анализ существенных свойств и отношений интерпретируемых понятий путем раскрытия их связей с другими понятиями. Например, понятие «юридическая ответственность» имеет десятки определений. Поэтому требуется решить, какое из них можно употребить в данном исследовании.

Эмпирическая интерпретация - это определение эмпирических значений основных теоретических понятий, перевод их на язык наблюдаемых фактов. Эмпирически интерпретировать понятие - это значит найти такой показатель (индикатор, референт), который отражал бы определенный важный признак содержания понятия и который можно было бы измерить. Предположим, изучается практика квалификации хищений по признаку «с причинением значительного ущерба гражданину». Какое содержание вкладывается в понятие значительного ущерба гражданину? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить эмпирическое значение названного понятия.

Формулировка рабочих гипотез. Гипотеза как научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, является важным инструментом успешного решения исследовательских задач. Программа исследования может быть ориентирована на одну или несколько гипотез. Различают гипотезы: описательные, объяснительные и прогнозные, основные и неосновные, первичные и вторичные, гипотезы-основания и гипотезы-следствия.

Процедурный раздел рабочей программы включает:

1) принципиальный план исследования;

2) изложение основных процедур сбора и анализа эмпирического материала. Герасимов И.Д. Научное исследование / Герасимов И.Д. - М.: Книга, 2007 - с. 134

Конкретное научное исследование осуществляется по принципиальному плану, который строится в зависимости от количества информации об объекте исследования. Планы бывают разведывательные, аналитические (описательные) и экспериментальные.

Разведывательный план применяется, если об объекте и предмете исследования нет ясных представлений и трудно выдвинуть рабочую гипотезу. Цель составления такого плана - уточнение темы (проблемы) и формулировка гипотезы. Обычно он применяется, когда по теме отсутствует литература или ее очень мало.

Описательный план используется тогда, когда можно выделить объект и предмет исследования и сформулировать описательную гипотезу. Цель плана - проверить эту гипотезу, описать факты, характеризующие объект исследования.

Экспериментальный план включает проведение социального (правового) эксперимента. Он применяется тогда, когда сформулированы научная проблема и объяснительная гипотеза. Цель плана - определение причинно-следственных связей в исследуемом объекте.

В процедурной части программы обосновывается выбор методов исследования, показывается связь данных методов с целями, задачами и гипотезами исследования. При выборе того или иного метода следует учитывать, что он должен быть: а) эффективным, т.е. обеспечивающим достижение поставленной цели и необходимую степень точности исследования; б) экономичным, т.е. позволяющим сэкономить время, силы и средства исследователя; в) простым, т.е. доступным исследователю соответствующей квалификации; г) безопасным для здоровья и жизни людей; д) допустимым с точки зрения морали и норм права; е) научным, т.е. имеющим прочную научную основу.

Студенты вузов рабочие программы научных исследований не разрабатывают, но планы подготовки учебных работ они составлять обязаны. План магистерской диссертации, дипломной или курсовой работы должен содержать введение, основную часть, разбитую на главы и параграфы (вопросы), и заключение. Он может быть простым или сложным. Простой план содержит перечень основных вопросов. В сложном плане каждая глава разбивается на параграфы. Иногда составляют комбинированный план, где одни главы разбиваются на параграфы, а другие оставляют без дополнительной рубрикации.

При составлении плана следует стремиться, чтобы: а) вопросы соответствовали выбранной теме и не выходили за ее пределы; б) вопросы темы располагались в логической последовательности; в) в него обязательно были включены вопросы темы, отражающие основные аспекты исследования; г) тема была исследована всесторонне.

План не является окончательным и в процессе исследования может меняться, т.к. могут быть найдены новые аспекты изучения объекта и решения научной задачи.

Чтобы упорядочить основные этапы научно-исследовательской работы в соответствии с планом (программой) исследования, календарными сроками, материальными затратами, составляется рабочий план (планграфик) выполнения работ.

Студент должен уметь так выстроить логическую очередность выполнения работ, чтобы она в установленные сроки привела к достижению поставленной цели и решению научной задачи. В работе необходимо выделить главное, на чем следует сосредоточить внимание в данный момент, но вместе с тем нельзя упускать из поля зрения детали. «Научиться не только смотреть, но и видеть, замечать важные частности, большое - в малом, не уклоняясь от намеченной главной линии исследования, - это очень важное качество ученого».

2. Управление научными исследованиями в России

Законодательную основу регулирования отношений между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами власти и потребителями научной и научно-технической продукции образует Федеральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно технической политике»1. Согласно Закону государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов:

признания науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;

гарантии приоритетного развития фундаментальных научных исследований;

интеграции научной, научно-технической и образовательной деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов вузов в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов на базе вузов, научных организаций академий наук, имеющих государственный статус, а также научных организаций министерств и иных федеральных органов государственной власти;

поддержки конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;

развития научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур;

концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;

стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот.

Под руководством Президента РФ разработаны «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». Важнейшими направлениями государственной политики в области развития науки и технологий являются:

)развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;

)совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий;

)формирование национальной инновационной системы;

)повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности;

)сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса;

)развитие международного научно-технического сотрудничества. В Российской Федерации управление научной и (или) научно- технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.

Органы государственной власти, учреждающие государственные научные организации, утверждают их уставы, осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного им имущества, осуществляют другие функции в пределах своих полномочий.

В соответствии со ст. 7 Закона от 23 августа 1996 г. органы государственной власти России и субъектов РФ, научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы в пределах своих полномочий определяют приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, межотраслевую координацию научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники.

Основной правовой формой отношений между научной организацией, заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции, в том числе министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, являются договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг, а также другие договоры. Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, учредившие государственные научные организации, вправе устанавливать для них обязательный государственный заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок.

Согласно ст. 114 Конституции РФ Правительство России обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» определил функциональные обязанности и права Правительства, в частности право устанавливать обязательный государственный заказ на научные исследования для учрежденных им научных организаций, ограничивать и лицензировать отдельные виды деятельности, вводить в необходимых случаях режим секретности, а также обязанность обеспечивать создание федеральных информационных фондов и систем в области науки и техники, организовать исполнение федерального бюджета в части расходов на научные исследования и проведение экспериментальных разработок.

Правительством РФ утвержден ряд программных документов о развитии науки в России, например Концепция реформирования российской науки, Концепция инновационной политики РФ.

В ведении Правительства РФ находятся Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. В уставах этих фондов указано, что они являются некоммерческими организациями в форме федеральных учреждений. Они проводят отбор на конкурсной основе проектов научных исследований, поддерживаемых этими фондами, по изданию научных трудов, организации научных мероприятий (конференций, семинаров и т.п.), развитию экспериментальной базы научных исследований. Фонды финансируют отобранные проекты и мероприятия, контролируют использование выделенных средств, поддерживают международное сотрудничество в области научных исследований.

Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере науки и технологий гражданского назначения, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, является Министерство промышленности, науки и технологий РФ.

Министерство формирует и обеспечивает единую государственную научно-техническую политику, определяет приоритетные направления развития науки и техники, организует работу по решению важнейших межотраслевых научно-технических проблем, разрабатывает федеральные научно-технические программы и содействует в их реализации, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере научно-технической информации, разрабатывает и осуществляет меры по сохранению и развитию научно-технического потенциала России.

Другим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции в области охраны промышленной собственности (изобретения, промышленные образцы и др.), правовой охраны для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, является Российское агентство по патентам и товарным знакам. Агентство принимает к рассмотрению заявки на выдачу патентов, свидетельств на объекты промышленной собственности, проводит экспертизу этих заявок, осуществляет государственную регистрацию объектов промышленной собственности, выдает охранные документы и выполняет другие функции.

Важные управленческие функции в сфере вузовской науки выполняет Министерство образования РФ. Оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление не только в сфере образования, но и в сфере научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений, научных и других организаций в сфере образования. В число основных задач Министерства образования РФ входит разработка и реализация системы управления сферой научной деятельности, координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в учреждениях и организациях сферы образования, реализация кадровой политики в сферах образования и научной деятельности.

Приказом Минобразования России от 6 июня 2000 г. № 1705 была утверждена «Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001 - 2005 годы» (далее - Концепция). В ней определена главная цель научной, научно-технической и инновационной политики системы образования: обеспечение подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, эффективное использование ее образовательного, научно-технического и инновационного потенциала для развития экономики и решения социальных задач страны.

Для достижения поставленной цели в Концепции сформулированы следующие основные задачи:

·развитие научных исследований как основы фундаментализации образования, базы подготовки специалиста;

·органическое сочетание фундаментальных поисковых и прикладных исследований с конкурентноспособными разработками коммерческого характера;

·приоритетное развитие научных исследований, направленных на совершенствование системы образования всех его уровней;

·совершенствование системы планирования и финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности организаций.

В Концепции намечены направления работы с молодежью:

·развивать систему научных олимпиад, конкурсов на лучшую научную работу студентов и учащейся молодежи, научных молодежных школ и конференций;

·обеспечить академическую мобильность студентов, аспирантов, докторантов, разработать систему поддержки и поощрения одаренной молодежи;

·совершенствовать организацию учебно - и научно-исследовательской работы молодежи в системе: школа - вуз - аспирантура - докторантура.

Структурным подразделением Министерства образования РФ выступает Высшая аттестационная комиссия (ВАК), главными задачами которой являются:

обеспечение единой государственной политики, осуществление контроля и координация деятельности в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;

содействие улучшению количественного состава научных и научно-педагогических кадров, повышению эффективности их подготовки и использования с учетом потребностей общества и государства, перспектив развития науки, образования, техники и культуры.

В соответствии с возложенными на нее задачами ВАК Минобразования России:

разрабатывает в пределах своей компетенции порядок формирования и организации работы диссертационных советов, инструкции и формы документов по вопросам присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий;

контролирует деятельность диссертационных советов, а также пересматривает сеть диссертационных советов по каждой научной специальности;

разрабатывает порядок оформления и выдачи дипломов доктора наук и кандидата наук и аттестатов профессора и доцента по специальности государственного образца;

выполняет другие функции, перечисленные в Положении о Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти в сферах науки и образования работают во взаимодействии с Российской академией наук, отраслевыми академиями наук, сотрудничают с образовательными учреждениями высшего профессионального образования, общественными научными объединениями.

Высшим научным учреждением страны является Российская академия наук (РАН). РАН проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, гуманитарных и технических наук, принимает участие в координации фундаментальных научно-исследовательских работ, выполняемых научными организациями и высшими учебными заведениями, финансируемыми из федерального бюджета.

Академии наук подчинен ряд научно-исследовательских институтов, в том числе Институт государства и права.

В составе академии - 9 отделений по областям и направлениям науки. В настоящее время существует три региональных отделения: Сибирское, Дальневосточное и Уральское. Последнее включает Архангельский, Коми, Оренбургский, Пермский, Челябинский и Удмуртский научные центры. Кроме того, Уральское отделение имеет Институт философии и права (г. Екатеринбург).

Высшим органом управления РАН является общее собрание, которое избирает ее руководство - президента, вице-президентов, членов Президиума.

Всей деятельностью академии в период между сессиями общего собрания руководит президент РАН.

Помимо РАН, функционируют отраслевые академии наук: Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия художеств. Эти академии имеют государственный статус: они учреждаются федеральными органами исполнительной власти, финансируются из федерального бюджета.

Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организациями, проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники и участвуют в координации этих научных исследований. Отраслевые академии наук имеют региональные научные центры.

Большой объем научных исследований в стране выполняется высшими учебными заведениями (университетами, академиями, институтами).

Согласно ст. 8 Федерального закона РФ от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» одной из задач вуза является развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе. Для реализации этой задачи в вузах организуются научные подразделения - научно-исследовательские и проектные институты, лаборатории, конструкторские бюро и иные организации, деятельность которых связана с образованием.

Непосредственное руководство научными исследованиями в вузе осуществляет проректор по научной работе (заместитель начальника института, академии по научной работе), на факультете - декан или его заместитель по научной работе, на кафедре - заведующий кафедрой (начальник кафедры). Для управления НИР структурных подразделений вузов создаются специальные органы - научно-исследовательские части, сектора, отделы.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» научные работники вправе создавать на добровольной основе общественные объединения (в том числе научные, научно-технические и научно-просветительские общества, общественные академии наук) в порядке, предусмотренном законодательством об общественных объединениях.

В последнее десятилетие в России создано более 60 общественных (негосударственных) академий наук10. Среди них, например, Петровская академия наук и искусств, Российская академия общественных наук, Академия социальных наук РФ, Российская академия юридических наук (РАЮН). Учредительный съезд РАЮН состоялся 6 марта 1999 г. Делегаты съезда приняли Устав общероссийской общественной организации «Российская академия юридических наук», избрали Ученый совет и Председателя Исполкома. Членами академии стали более 400 докторов и кандидатов наук из 51 субъекта РФ.

Согласно Уставу РАЮН является добровольной самоуправляемой некоммерческой организацией, содействующей развитию юридической науки, соответствующей запросам демократического и правового государства.

Членами академии могут быть физические и юридические лица. Физические лица, как правило, должны иметь ученую степень кандидата или доктора юридических наук.

Центральными руководящими органами РАЮН являются Съезд, Координационный совет, Ученый совет и Исполнительный комитет.

Задачами академии являются: консолидация научных кадров; организация взаимного сотрудничества между членами академии в научной деятельности; содействие в организации и проведении прикладных и фундаментальных научно-исследовательских работ в области права; материальная поддержка и поощрение представителей российской юридической науки, создание условий для развития творческих способностей молодых ученых и др.

Помимо академий в России созданы и другие общественные объединения юристов: Российский союз юристов, Молодежный союз юристов России, Российская криминологическая ассоциация, Российская ассоциация международного права и др. Так, созданная в 1991 г. Российская криминологическая ассоциация согласно Уставу является добровольной, самоуправляемой общественной организацией, призванной обеспечить консолидацию и сотрудничество между всеми криминологами и другими специалистами, общественными, государственными деятелями, решающими задачи борьбы с преступностью в масштабах России, а также на международном уровне.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области формирования и реализации государственной научно-технической политики определены Федеральным законом от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике». Согласно ст. 12 Закона к ведению органов государственной власти субъектов РФ относится: участие в выработке и реализации государственной научно - технической политики; определение приоритетных направлений развития науки и техники в субъектах РФ; формирование научных и научно-технических программ и проектов субъектов РФ; финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств бюджетов субъектов РФ; формирование органов управления в сфере научной и научно-технической деятельности субъектов РФ и межрегиональных органов; управление государственными организациями регионального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация; контроль за деятельностью государственных научных организаций федерального значения по вопросам, относящимся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; формирование межрегиональных и региональных фондов научного, научно-технического и технологического развития; осуществление иных полномочий, не отнесенных федеральными законами к ведению органов государственной власти субъектов РФ.

На уровне субъектов РФ управление в сфере науки непосредственно организуют министерства, управления и другие структурные подразделения местных органов власти.

3. Направления научных исследований и редакционно-издательская деятельность научно-педагогического коллектива ШГПУ.

Научно-исследовательская деятельность коллектива ученых ШГПУ проводилась в соответствии с ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, Перечнем критических технологий Российской Федерации, Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. Научная общественность вуза продолжала участвовать в общественном обсуждении проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Развитие научно-исследовательской деятельности проходило в соответствии с Концепцией развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах, Концепцией непрерывного образования в Российской Федерации, Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»; Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N2227-р и др.

Целенаправленная работа по развитию компетенций в сфере исследований и разработок, а также мотиваций к инновациям в российских образовательных учреждениях начата только в последние годы. Развитие инноваций всех отраслей в большинстве стран мира является приоритетной задачей, т.к. одним из источников экономического развития является развитие на основе инновационной деятельности. Основной целью государственной политики в области науки и технологий является переход к инновационному развитию страны, формированию экономики, основанной на знаниях. Одним из основных препятствий для интенсивного развития приоритетных направлений инновационного развитияРоссийской Федерации является нарастающий в стране дефицит исследователей.

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 система образования на всех этапах, начиная с дошкольного, в части содержания и в части методов и технологий обучения (преподавания) должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности. В связи с этим для коллектива ШГПУ является актуальным формирование навыков и компетенций инновационной деятельности преподавателей и студентов в гуманитарно-педагогической сфере, в сфере разработки гуманитарных и образовательных технологий.

Научная деятельность ШГПУ как научно-образовательного центра подготовки специалистов, исследователей и научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе достижений науки направлена на развитие науки посредством выполнения фундаментальных и прикладных исследований, укрепление научных школ как основы подготовки специалистов, укрепление единства учебного и научного процессов, активное участие профессорско-преподавательского состава в научных исследованиях и широкое привлечение обучающихся к деятельности научных коллективов. Интеграция образовательной и научно-исследовательской деятельности в высшем образовании имеет целями кадровое обеспечение научных исследований, а также развитие и совершенствование высшего образования путем использования новых знаний и достижений науки и техники.

Интеграция образовательной и научно-исследовательской деятельности в вузе осуществляется в разных формах, в том числе:

1) проведения научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансирования;

2) привлечения работников научных организаций для участия в образовательной и (или) научной деятельности;

3) реализации программ подготовки научно-педагогических и научных кадров, а также дополнительных профессиональных образовательных программ.

Университет выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования, а также осуществляет научно-техническую деятельность, в том числе по проблемам образования, осуществляют подготовку научно-педагогических и научных кадров. Результаты оценки научной и (или) научно-технической деятельности образовательной организации высшего образования составляют часть общей оценки деятельности образовательной организации высшего образования.

Перечень отраслей наук, по которым ведутся исследования в ШГПУ

Таблица №1

  1. Физико-математические

  1. Биологические

  1. Экономические

  1. Технические

  1. Исторические

  1. Философские

  1. Филологические

  1. Химические

  1. Педагогические

  1. Психологические

  1. Культурология

  1. Ветеринарные

  1. Науки о Земле

  1. Юридические

  1. Медицинские

  1. Исскуствоведение

  1. Политические науки

Непосредственными исполнителями НИР являются коллективы кафедр университета и самостоятельных научно-исследовательских подразделений, в числе которых – научные центры и лаборатории, временные научно-исследовательские коллективы, создаваемые для реализации финансируемых научно-исследовательских проектов и хоздоговорных работ. В 2011 году в университете развивается научная инфраструктура, включающая научные центры и проблемные лаборатории, расширяется состав научных работников (главных, ведущих, старших научных сотрудников, стажеров-исследователей). В социогуманитарном научно-образовательном центре действует 15 научных центров и проблемных лабораторий по 29 научным темам, в научных коллективах которых исследования осуществляют 100 научных сотрудников.

В 2011 году Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций университет зарегистрирован официальным издателем научного журнала «Научный поиск» (Свидетельство о регистрации средства массовой информации - ПИ №ФС77-45845 от 19 июля 2011 г.).

За истёкший период прошлого года было выпущено два номера журнала. Авторами статей стали как учёные ШГПУ, преподаватели различных вузов России, так и учёные из Польши и Германии. Российская география авторов статей достаточно разнообразна: Белгород, Санкт-Петербург, Иваново, Воронеж, Самара, Магадан, Кострома, Нижний Новгород и т.д. Всего за 2011 год в научном журнале было опубликовано 39 статей 45 авторов, из которых 22 являются преподавателями ШГПУ. Публикуются в журнале и результаты научных исследований аспирантов, как ШГПУ, так и других вузов России. Всего за 2011 год вышло 7 статей молодых учёных.

В ноябре 2011 года журнал «Научный поиск» был включён в Научную электронную библиотеку (НЭБ), что позволило войти в российский индекс научного цитирования, а также размещать полнотекстовые выпуски журнала на сайте eLIBRARY.ru, где с ними может познакомиться любой желающий. В настоящее время ведутся работы по заключению договора о вхождении журнала «Научный поиск» в подписной каталог Роспечати на 2-е полугодие 2012 года.

Таким образом, проведённая работа позволила в 2012 году подать заявку в ВАК на включение нашего издания в список научных изданий, публикация в которых учитывается при защитах кандидатских и докторских диссертаций.

В издательстве ШГПУ в 2011 году вышло в свет 15 монографий, 11 учебных пособий, 26 сборников научных статей и материалов научных конференций.. В рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.» изданы научные труды В.П. Океанского, В.Н. Тарасовой, С.А. Рубашенко, А.А. Семено, Т.М. Ташиной, Д.С. Маркова, Ю.Л. Сластенова, А.С. Серопяна, И.В. Самсоновой, А.Е. Рыловой, О.М. Мишагиной, материалы 1-й межрегиональной научно-практической конференции «Религиозно-образовательная среда российской провинции» («Афанасьевский сборник»), сборник «Акмеологическая наука в модернизации образования инновационной России» в 3-х томах, сборники студенческих научных работ «История российской провинции. XIX-XX вв.» и «История России XIX-начала XX вв.: региональный аспект». Изданы материалы 4-й Шуйской сессии студентов, аспирантов, молодых ученых в 2-х томах, материалы 4-й межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы математического образования в школе и педагогическом вузе», материалы международной научной конференции «Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала Ивановской области» в 3-х томах, материалы научной конференции «Проблемы гуманитарного образования: школа-вуз»; сборник статей «Провинциальный анекдот», коллективная монография «Творческая мастерская работников системы дополнительного образования» под редакцией А.Я. Журкиной, сборник инновационных проектов «Молодежное инновационное предпринимательство». Все вышеперечисленные издания представлены в Российскую книжную палату и областную научную библиотеку.

Выпуск учебной и учебно-методической литературы осуществляется согласно утвержденному плану. За год для библиотеки университета издано 40 наименований общим тиражом 975 экз. на общую сумму 50 тыс. руб. Кроме того, выпущено 257 наименований учебных программ на общую сумму 76120 руб.

Издательство отмечено благодарственным письмом Института содержания и методов обучения РАО за оперативную помощь в обеспечении издания книг авторов Института и качественное оформление печатной продукции.

Результативность редакционно-издательской деятельности

Таблица 2

Год

Количество наименова-ний

Тираж

Общее кол-во печ.л. (тыс.)

Моно-графий

Сборников научных статей

Сборников научных конферен-ций

Объем (тыс.руб.)

2011

387

10675

57

15

14

12

663,2

4. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава ШГПУ

Профессорско-преподавательский состав ШГПУ принимает активное участие в освоении приоритетных программ повышения квалификации преподавателей как на базе ведущих вузов Российской Федерации, определенных Министерством образования и науки РФ, так и в «линейных» вузах.

Освоение приоритетных программ дополнительного образования

Таблица 3

Приоритетные направления

2007

2008

2009

2010

2011

Управление качеством образования

11

       

Проблемы качества обучения

 

2

     

Информационно-коммуникационные технологии

6

       

Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза

 

2

1

 

3

Современные педагогические технологии

8

     

1

Современные технологии в образовании. Образовательные технологии формирования профессиональных компетенций студентов в уровневом образовании.

 

1

15

6

8

Инновационная деятельность

2

     

1

Научно-образовательная деятельность в образовании

 

1

 

3

 

Русский язык

3

7

2

   

Экономика образования и правоведение

1

       

Гуманитарные проблемы современности. Методологические основы разработки и реализации программ гуманитарных дисциплин.

 

9

2

 

2

Проблемы подготовки кадров по приоритетным направлениям науки, техники и критическим технологиям, сервиса

 

1

5

8

4

Актуальные вопросы модернизации высшего образования в России, включая переход на двухуровневое образование и введение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения

 

2

5

5

6

История и философия науки

     

2

 

Экология и природопользование

     

2

 

Вопросы развития малого и среднего предпринимательства

     

1

 

Информатизация образования

       

1

Совершенствование системы подготовки научно-педагогических кадров в области правовых аспектов профессиональной деятельности

       

1

Опыт инновационных вузов по реализации программ дополнительного профессионального образования

       

2

ВСЕГО

31

25

30

27

29

В 2007-2011 гг. преподаватели ШГПУ участвовали в освоении программ повышения квалификации на базе ведущих вузов, в т.ч. национально-исследовательских.

Количество преподавателей, прошедших повышение квалификации

на базе ведущих вузов

Таблица 4

Базовые вузы

2007

2008

2009

2010

2011

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

       

2

Белгородский государственный университет

   

2

1

 

Воронежский государственный университет

 

9

3

2

4

Государственный институт русского языка им А.С.Пушкина

   

1

2

1

Государственный технологический университет «Московский институт стали и сплавов»

 

1

     

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсеева

       

2

Московский государственный лингвистический университет

   

1

   

Московский государственный строительный университет

     

2

 

Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана

7

   

1

1

Московский государственный университет дизайна и технологий

 

1

2

   

Московский государственный университет леса

     

2

 

Московский педагогический государственный университет

2

 

7

2

8

Московская государственная юридическая академия им.О.Е.Кутафина

       

2

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

     

1

 

Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского

6

2

   

1

Пущинский государственный университет

     

2

 

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена

3

 

6

5

7

Российский государственный социальный университет

     

3

3

Российский университет Дружбы народов

 

6

4

   

Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В.Плеханова (технический университет)

1

3

2

1

 

Санкт-Петербургский государственный университет

4

3

2

   

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова (Ленина)

8

       

Северо-Западный государственный заочный технический университет

       

1

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела

     

3

 

Ставропольский государственный университет

     

1

 

Уральский государственный университет им. А.М.Горького

     

1

 

Всего

31

25

30

29

30

В соответствии с п. 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» профессорско-преподавательский состав ШГПУ пользуется правом педагогических работников проходить не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Все кафедры университета, реализующие основные образовательные программы специальностей (направлений) подготовки, включены в освоение приоритетных программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов. В таблице 22 представлены сведения о количественном показателе прохождения курсов повышения квалификации преподавателями кафедр.

В 2011 г. преподаватели университета прошли повышение квалификации как по приказам Минобрнауки России №1759 (о направлении в базовые вузы) и №1525 (о повышении квалификации на базе ШГПУ), так и по инициативным направлениям, в том числе в зарубежных университетах (Франция, Чехия). Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава ШГПУ в базовых вузах осуществлялось по программам, максимально приближенным к преподаваемым дисциплинам и основным видам деятельности. В рамках системы повышения квалификации были освоены следующие программы дополнительного образования:

Совершенствование подготовки педагогических кадров в области дефектологии.

Психолого-педагогическая компетентность преподавателя высшей школы.

Реализация компетентностного подхода при подготовке юриста и современные технологии обучения.

Высокопроизводительные вычисления.

Исследовательская деятельность преподавателей в области художественного образования.

Организация и обеспечение качества самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов.

Проектный менеджмент и фандрайзинг в научно-исследовательской и инновационно-внедренческой деятельности вуза

Профилактика ксенофобии и экстремизма в высших учебных заведениях РФ

и др.

Внутривузовское повышение квалификации профессорско-преподавательского состава ШГПУ реализовалось на факультете повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров по программам «Создание электронных учебников и учебно-методических комплексов в учебном процессе высшей школы»; «Методика организации научно-инновационной и проектной (франдрайзинг) деятельности в области гуманитарных технологий»; «Компетентностный подход при разработке основных образовательных программ на основе ФГОС».

Сведения по повышению квалификации

научно-педагогических работников ШГПУ в 2007-2011гг.

Таблица 23

Всего, чел.

2007

2008

2009

2010

2011

100

122

130

139

135

В т.ч. по приказу МОН РФ

31

25

30

27

29

В т.ч. докторов наук

12

7

10

13

4

В рамках реализации государственных контрактов по Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы были реализованы следующие дополнительные образовательные программы:

Русская православная школа в образовательной политике государства во второй половине 19 – нач. 20 вв.;

Литургическое слово в русской литературе;

Социальная безопасность образовательной среды;

Акмеология образования;

Литургическое слово в русской литературе;

Герменевтика словесности и культуры;

Антикризисный потенциал русской интеллектуальной культуры конца нового времени;

Традиционное народное искусство как источник нравственно-эстетических ценностей современной России.

В 2011 году в число слушателей программ повышения квалификации в рамках исполнения государственных контрактов по Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы входили учителя и руководители общеобразовательных учреждений Ивановской области -50%; молодые ученые вузов России – 35%; -профессорско-преподавательский состав ШГПУ – 15%.

Сведения по повышению квалификации

научно-педагогических работников ШГПУ в 2011 году

Таблица 4

п/п

Основание

Количество программ

Количество ППС

1.

Приказ Рособразования №1759 (направление в базовые вузы)

24

29

2.

Приказ Рособразования №1525 (на базе ШГПУ)

3

70

3.

В рамках государственных контрактов

8

32

4.

Инициативные программы

4

4

Всего:

135

В соответствии с приказом № 54-од от 07.02.2011 г. результатом прохождения повышения квалификации явилась модернизация учебных программ, внедрение в организацию и содержание учебного процесса инновационных проектов преподавателей ШГПУ, а также публикация результатов НИР в издании по месту повышения квалификации.

Подводя итоги, можно сказать, что адекватная модель процесса научного исследования, результатом которого является открытие, охватывает стадию формулирования и оценки проблемы; открытие, генерирование и обоснование новых научных идей. И хотя наука не располагает каким-либо безошибочно действующим методом генерирования новых научных идей и гипотез, она располагает широким разнообразием методов, приемов, средств и способов рассуждений как логического, так и эвристического характера, которые в значительной мере регулируют и облегают процесс исследования.

Неадекватность существующих подходов к проблеме научного открытия заключается, прежде всего, в том, что они ориентируются на заведомо нереалистичное представление, что исследователь работает в одиночку, оторвано от научного сообщества и выработанных наукой методов исследования. В действительности процесс исследования в науке детерминируется социально-историческими, мировоззренческими и конкретно научными требованиями у условиями. Следовательно, процесс поиска в науке не сводится к совокупности случайных открытий, внезапных озарений

В данной работе были использованы:

Нормативные документы:

1.Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993

2.Об образовании: Федеральный закон от 10 июля 1992 г

3.О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22 августа 1996 г.

4.О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23 августа 1996 г

5.Положение о подготовке научно-исследовательских и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации. Утв. приказом Министерства образования РФ от 27 марта 1998 г. - М., 1998.

Основная литература:

1.Герасимов И.Д. Научное исследование / Герасимов И.Д. - М.: Книга, 2007 - 202с.

2.Жариков Е. Н. Научный поиск / Жариков Е.Н. - М.: Азбуковник, 2009. - 179с.

3.Кодухов А.Я. Логика научного исследования / А.Я. Кодухов - М.: Просвещение, 2006. - 169 с.

4.Кузнецов И.Н. Научные работы: методика подготовки и оформления / Кузнецов И.Н. - М.: Просвещение, 2007. - 167 с.

5.Лукашевич В. К. Научный метод / Лукашевич В.К. . - Минск, 2009. - 236 с.

6.Методологические проблемы научного знания. - М.: ВЛАДОС, 2008. -

7.Методология развития научного знания - М.: Высш. шк., 2008. - 196 с.

8.Основы научного исследования: Учебное пособие. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 688 с.

Просмотров работы: 3849