МИРОВОЙ РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МИРОВОЙ РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность данной темы состоит в том, что наряду с международным рынком товаров и услуг, с рынком капиталов все большую силу обретает теперь и международный рынок рабочей силы, который является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами.

Международный рынок рабочей силы характеризуется постоянным ростом спроса и предложения иностранной рабочей силы.

Основой его формирования послужили процессы международной трудовой миграции.[19]

Миллионы людей покинули родные края и устремились в другие страны, дальние и близкие, в поисках материального достатка и избавления от неравенства. И в наши дни явление международной миграции как выражение процесса интернационализации не стало достоянием истории. Но больше невозможно делить страны на три четких категории: эмиграции, иммиграции и транзита. Все большее количество стран не только изменяют свой статус, но и сочетают характеристики двух или даже трех категорий. Так, примерами стран в Европе, которые потеряли статус страны эмиграции, являются Греция, Италия, Португалия и Испания. В Азии — это Южная Корея, Малайзия, Тайвань, Таиланд. Даже Мексика и Тунис столкнулись с наплывом иностранных работников, которые видят там больше перспектив, чем в своих родных странах. Существует и контрпоток, протекающий с Запада на Восток — в Польшу, Чехию, Венгрию как страны с новым экономическим горизонтом. Эти три страны вместе с Болгарией, Россией, Беларусью, Украиной, помимо всего прочего, становятся загруженным перекрестком транзитных путей мигрантов из Африки, Азии и Среднего Востока.

Национальные рынки труда все больше утрачивают свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер.

Такие трансграничные перемещения рабочей силы наряду с движением капитала между странами образуют верхний (наднациональными рынками) международный уровень рынка рабочей силы. И речь идет в данном случае не об эпизодическом перемещении рабочей силы из одной страны в другую (это случалось и раньше). Появляются покупатели и продавцы рабочей силы, которые на более или менее постоянной основе заняты поиском и продажей рабочей силы за границей.

Таким образом, международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы заграничной рабочей силы, участвующие в процессе отбора необходимой рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса-предложения рабочей силы.

Объектом работы является мировой рынок труда.

Предметом являются мигранты

Цель моей работы заключается в рассмотрении процесса международной миграции населения в России и в мире.

В задачи моей работы входит:

1.Изучить рынок труда и тенденции его развития.

2.Рассмотреть причины международной миграции населения

3.Ознакомиться с основными центрами международной трудовой миграции

Методы исследования – анализ, синтез, изучение литературы.

Теоретическая значимость работы заключается в рассмотрении трудовой миграции в России и в мире.

Данная работа может быть использована как практическое пособие по мировой экономике при изучении мирового рынка труда и международной миграции населения

Информационная база - учебная, справочная литература, периодические издания.

Степень разработанности темы в трудах отечественных и зарубежных ученых. Отдельные аспекты исследуемой проблемы рассмотрены в трудах таких ученых как: Ю.Е. Булатецкий,A.Г. Вишневский, Ж.А. Зайончковская, В.Г. Костаков, Т.В. Лавровская, В.П. Мошняга, В.И. Мукомель, О.Б. Осколкова, П.М. Полян, A.M. Родригес, JI.JI. Рыбаковский, Г.Е. Скоров, JI. Смирнягин, Ф.В. Соловьев, В. Супян, В.Н. Чапек, Д.К. Шелестов, и многих других

Международный рынок труда и тенденции его развития

Международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы заграничной рабочей силы, участвующие в процессе отбора необходимой рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса- предложения рабочей силы.

Формирование международного рыка труда - свидетельство того, что процессы мировой интеграции не только идут в экономической и технологической областях, но начинают затрагивать неизмеримо более сложную область социальных и трудовых отношений, которые приобретают теперь глобальный характер.

В непосредственное соприкосновение приходит социальная политика различных стран, обладающих неодинаковым социальным опытом и непохожими национальными традициями. Точками такого соприкосновения являются прежде всего совместные межнациональные предприятия, которые во множестве возникают в разных частях и явлениях, а многосложный социально-экономический процесс, ставящий в повестку дня жизни мирового сообщества сложные вопросы смыкания, а в последующем и интеграции социального опыта и практики нации. Рабочей силы и капитала. Во многих случаях при этом возникает трудноразрешимая проблема совмещения не только различных экономических и технологических, но и социальных структур. Это совмещение должно, очевидно, идти по многим направлениям и прежде всего в области: условий труда, способа найма и увольнений работников; оплаты труда, включающей системы дополнительных выплат; предоставление отпусков, свободных от работы дней; продолжительность рабочего времени; предоставление различных льгот, в том числе по линии материального снабжения, отдыха и т.д.[15]

Немалые трудности возникают также при согласовании неодинаковой социальной практики и во многих других областях (профсоюзной деятельности, разрешения конфликтов и т.д.). Таким образом, формирующийся международный рынок труда - это не ординарное экономическое.

Сейчас совершенно определенно образовались и функционируют пять крупных международных региональных рынка труда: западноевропейский, ближневосточный, азиатский, латиноамериканский, африканский. Причем в первом случае произошло даже юридическое конструирование рынка труда в рамках Европейского сообщества. По существу сняты какие-либо ограничения на движение рабочей силы в северных странах Европы.

Образование международного рынка труда осуществляется двояко: 1) через миграцию (физическое перемещение) капитала и труда и 2) путем постепенного слияния национальных рынков труда (образование "общего рынка труда"), когда окончательно устраняются юридические, национально-этнические, культурные и иные перегородки между ними. В ряде случаев, соединение капитала и труда может происходить и без их физического перемещения, когда в ход пускаются системы телекоммуникаций.[5]

Движение рабочей силы на международном рынке труда осуществляется в виде трудовой миграции, типологию которой можно представить следующим образом: по продолжительности: регулярная (возвратная), нерегулярная (безвозвратная); по ограничениям на жительство и работу: контрактная и деловая; по юридическому статусу мигрантов: легальная и нелегальная; по уровню квалификации: миграция квалифицированной рабочей силы и миграция неквалифицированной рабочей силы. Регулярная миграция, в свою очередь, может подразделяться на: свободное перемещение, постоянное поселение и разрешение находиться в стране в течение определенного срока.

Исследуя кадры потенциальной международной миграции, исследователи пришли к выводу, что они представлены в целом более молодыми, профессионально подготовленными, экономически активными, но социально обделенными работниками. Этот вывод подтверждается также данными зарубежных источников. Так, Дж. Борджес отмечает, что иностранные рабочие в США, например, в начале получают меньше, чем коренные американцы, но через 10-15 лет начинают зарабатывать больше, что во многом объясняется "естественным отбором" иностранных рабочих: в их составе оказываются наиболее способные и целеустремленные люди. Следует иметь в виду, что отнесение тех или иных последствий международной миграции рабочей силы к позитивным или негативным не может быть однозначным и окончательным, оно может зависеть от конкретной социально-экономической ситуации в стране. Например, переориентация инвестиций из тяжелой индустрии в сферу потребления имеет негативный характер в условиях насыщенного потребительского рынка и значительной величины безработицы в стране, в ситуации же острого дефицита потребительских товаров и благ этот результат вряд ли можно считать отрицательным. К тому же различные последствия явно не равнозначны по своему влиянию на экономику страны: сокращение дефицита платежного баланса в какой-то момент может перевесить все отрицатель рассматриваемого построения системы регулирования этого процесса, предусматривающей создание определенных общественных институтов и структур, управляющих международной миграцией на различных уровнях.[10]

По всем признакам формирующийся международный рынок рабочей силы имеет явно сегментированный характер. Иначе говоря, в рамках этого рынка образуются несколько частных, относительно автономных рынков рабочей силы со своими закономерностями движения рабочей силы. Такая сегментация рабочей силы отражает как сложившееся международное разделение труда, так и особенности в квалификации рабочей силы и предъявляемого на нее спроса.

Сегментирование международного рынка труда исключает единообразие в составе рабочей силы, выступающей на этом рынке. Однако это вовсе не исключает формирования у этих рабочих специфических черт и особенностей, отличающих их в целом от рабочих, выступающих только на национальных рынках труда.

Достаточно сказать, что у этой категории рабочих заметно ослабляются национальные привязанности, они более мобильны и обладают большими способностями приспосабливаться к требованиям нанимателей. Такие способности присуще, например, рабочим из азиатских стран, выезжающим за границу.

Международный рынок труда - это сфера обмена, купли-продажи рабочей силы, характер которых в значительной мере определяется интересами мирового хозяйства. Они определяют условия найма международной рабочей силы, величины оплаты и характер требуемого на рынке труда. Многообразие условий развития мирового хозяйства и мирового сообщества формируют чрезвычайно дифференцируемую по своему составу рабочую силу. Прежде всего международная рабочая сила может различаться в зависимости от характера сфер международной деятельности. Таковыми могут быть: .межнациональные политические организации; .межнациональные общественные организации; .международные общественные организации; .международные экономические структуры.[1]

Исходя из этих критериев международная рабочая сила подразделяется на: .персонал ООН и ее более 44 специализированных учреждений; .персонал, занятый в органах межстранового и регионального управления (Европейский парламент, Общий рынок и т. д.); . персонал, занятый вообще в системе мирового хозяйства.

В свою очередь международная рабочая сила, занятая в различных структурах мирового хозяйства, подразделяется на: .работников совместных предприятий; .работников, занятых в главных и вспомогательных подразделениях ТНК; .работников, занятых в региональных экономических структурах.

Возможны также и другие критерии дифференциации международной рабочей силы, а именно: место работника в системе общественного разделения труда, его отношение к собственности, уровень заработной платы и др.

По их месту в организации труда, международные работники подразделяются, например, на:

управленческий персонал высшего звена;

управленческий персонал среднего звена;

управленческий персонал низшего звена;

конторский персонал, специалисты различного профиля.

Возможна более детальная дифференциация международной рабочей силы по уровню квалификации и образования, полу, возрасту, национальной принадлежности. К основным группам относятся также специалисты, связанные с современной техникой и информационной технологией, а также управляющие и специалисты по рыночной экономике (маркетингу, торговых и финансовых бирж, банков и т. д.). Спрос на этих специалистов предъявляют главным образом развитые страны, сумевшие создать несравненно лучшие условия для творческой деятельности благодаря огромным расходам на НИОКР, наличию многочисленных научно-исследовательских институтов и учебных заведений, широко используемых для выполнения всякого рода международных экономических, социальных и экологических программ. В этих странах созданы относительно благоприятные условия оплаты труда, обеспечены возможности для повышения профессионального, культурного уровня, есть цивилизованные условия жизни для семьи и получения образования детьми.[8]

Другими словами, международный рынок труда - это сложный социальный механизм, охватывающий различные сферы жизнедеятельности людей, социальных групп и общественных классов, наконец, общества в целом. Приведенное деление лишь подтверждает это. Но в любом случае в международной рабочей силе всегда можно выделить наиболее крупные, базовые ее сегменты. Это прежде всего те категории работников, которые имеют постоянную работу в межстрановых хозяйственных структурах, а также те работники, которые включившись в миграционные потоки, выступают по существу в качестве резерва международного рынка труда, либо же они заняты поиском работы на международном рынке труда и национальных рынках рабочей силы различных стран.

Разумеется, международный рынок рабочей силы остается сферой купли-продажи рабочей силы, аналогичной другим сферам рыночных отношений. Вместе с тем международный рынок есть результат общих усилий международного сообщества по снижению ее стоимости, выработки более эффективных путей воспроизводства рабочей силы.

На международном рынке рабочей силы к живому труду предъявляются самые высокие требования, особенно к его общеобразовательной и специальной подготовке и квалификации, поскольку действующие на этом рынке условия найма обусловлены интересами повышения общего уровня наукоемкости мирового общественного производства на базе использования творческого созидательного потенциала современного работника.

Возникает новое понимание трудового потенциала общества - не как массы находящегося в его распоряжении труда, не как общей численности трудовых ресурсов мирового хозяйства. Речь идет о новых измерителях развития трудового потенциала личности, включенной в мирохозяйственные отношения.[4]

Теперь главным критерием является качество труда, определяемое квалификацией и способностями работника, его отношением к труду, уровнем его социального и экономического мышления. Говоря о важнейших качественных характеристиках международной рабочей силы, и прежде всего о ее профессионально-квалификационной структуре, надо учитывать следующие возможные моменты. Качество рабочей силы, выступающей на международном рынке включает в себя такие характеристики, которые в меньшей мере присутствуют в характеристиках национальных отрядов рабочей силы, а именно, освоение международного опыта, национальных особенностей, значение культуры международного общения и т.д.[2]

Всеобщая отличительная черта международной рабочей силы - это функциональные особенности труда международных работников, обусловленные их включенностью в международные, политические, экономические и общественные структуры, их тесная связь с мировой экономикой, общечеловеческими социальными задачами развития человечества в целом.

Здесь следует учитывать и другой важный момент. В последние годы многие страны, независимо от уровня их экономического развития, столкнулись с дефицитом квалифицированной рабочей силы. Во многом это объясняется значительными изменениями в требованиях, предъявляемых ныне к содержанию и объему профессиональных знаний многих инженерно-технических работников в связи с бурным развитием микроэлектроники, информационной технологии в целом.

Дефицит персонала нужной квалификации покрывается сегодня за счет найма специалистов на временной основе из других стран, активизации территориальной мобильности квалифицированной рабочей силы, диверсификации условий найма, и организация труда этих категорий работников.

В процессе формирования международного рынка труда участвуют не только политические, социально-экономические, но и социально-психологические и идеологические факторы (состояние общественного массового сознания, влияние на него различных идеологий, предрассудков и т. п.). Например, сегодня дальнейшее развитие международного рынка труда натолкнулось на такие препятствия, как усиление негативного отношения общественного сознания к представителям других народов, что, естественно, сдерживает свободное перемещение трудовых ресурсов, препятствует его территориальной мобильности.

В составе международной рабочей силы формируется особый слой работников неквалифицированного труда, который становится объектом эксплуатации со стороны различных международных структур. Западные страны с их растущим богатством как магнит притягивают малоимущие слои из Африки, Азии, Латинской Америки, из стран СНГ, ибо в развитых странах у этих людей могут быть лучшие экономические перспективы, чем дома.[5]

В то же время использование иностранной рабочей силы - важное условие развития экономики западных стран. Развитые страны поощряют приток иностранных работников, чтобы поддержать свой экономический рост, компенсировать низкий уровень рождаемости. Вместе с тем они встревожены усилением нестабильности социального климата в их странах из-за конфликтов, связанных с расовыми и религиозными различиями пришлых работников и местного населения.

К основным тенденциям развития современного международного рынка труда можно отнести следующие процессы:. рынок международной рабочей силы сужается из-за наплыва работников из стран Восточной Европы и Республик бывшего СССР;. повышаются входные барьеры проникновения на международный рынок рабочей силы;. усиливается конкуренция между продавцами рабочей силы;. продолжает существовать дискриминация мигрантов;. активизируется деятельность профсоюзов, стремящихся отстоять интересы отечественной рабочей силы.[10]

Таким образом, становление и развитие международного рынка рабочей силы - процесс сложный и многообразный. Ему обычно предшествуют, с одной стороны, постепенное образование региональных рынков труда, с другой стороны, - формирование отдельных специализированных сегментов мирового рынка труда, в которых выступают специфические виды рабочей силы - мигранты, высококвалифицированные специалисты информатизированной экономики и т. д. Но, главное, международный рынок формирует и шлифует особый тип универсальной и гибкой рабочей силы, сферой приложения которой становится уже все мировое хозяйство. Эта рабочая сила выступает как бы двойственным образом: в качестве носителя общечеловеческих норм жизни и носителя национальных культур и традиций.

Если же говорить о России, то проблема занятости не может решаться в отрыве от общемировых процессов труда. Вхождение России в мировой рынок может смягчить удары безработицы в России. Кроме того, обмен трудовыми ресурсами России с другими странами мира может стать эффективным способом подъема страны до уровня самых развитых стран мира. Однако, присоединение к мировому рынку труда потребует преодолеть своего рода "барьер вхождения", чтобы сделать российских работников конкурентоспособными на мировом рынке труда. Но для этого придется сформировать полноценный рынок труда в пределах самой России, который обеспечит необходимую мобильность рабочей силы.

Международная трудовая миграция и ее причины

Массовая миграция населения стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины XX века.

В настоящее время международная трудовая миграция приобретает устойчивый характер. Эмигранты из стран Африки, юго-восточной Азии, стран Латинской Америки, а равно из ряда стран Западной Европы неумолимо стремятся всеми правдами и неправдами получить работу (постоянную или сезонную) в развитых странах. К примеру, граждане Мексики стремятся в США, поляки находят работу в других странах Европы: Норвегия, Швеция и др. экономически развитые страны.[11]

Причины международной миграции рабочей силы

Международная миграция рабочей силы во второй половине XX в. стала важной частью процесса интернационализации международной хозяйственной жизни. Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет свое наиболее эффективное использование не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах международной экономики.

Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы.

На начало 1995 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов против 3,2 млн. в 1960 г. Если считать, что на каждого мигранта-трудящегося приходится три иждивенца, то численность мигрирующего населения в середине 90-х гг. превышает 100 млн. человек.

Международный рынок рабочей силы существует наряду с другими мировыми рынками: например, товаров и услуг, капитала и информации. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию.

Международная трудовая миграция – один из наиболее сложных элементов в международных экономических отношениях. Это объясняется прежде всего тем, что, в отличие от товарообмена или международного движения капитала, этот процесс вовлекает живых людей.

Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и неэкономического характера. К причинам неэкономического типа относятся: политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.

Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность.[12]

Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего слаборазвитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещение капитала в трудоизбыточные регионы. Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции.

Международная трудовая миграция поначалу возникает как стихийное явление, но постепенно государство охватывает ее своим регулированием. Вместе с тем до последнего времени в международной трудовой миграции сохраняется значительный элемент рыночной стихии.[18]

Конкурентоспособность российской рабочей силы

Процесс воспроизводства трудовых ресурсов в нашей стране нарушен. И выражается это не только в повсеместном падении рождаемости, но в крайне низкой заработной плате, не дающей адекватной отдачи за работу. Быть может, самый тяжелый из всех кризисов, поразивших нашу экономику, - кризис профессиональный. Можно в конце концов занять деньги, купить технологию, даже справиться со стихийными бедствиями. Но, чтобы вырастить здоровых грамотных работников, нужна вековая традиция. Невозможность нормально питаться, одеваться, отдыхать, развиваться, наряду с технологической отсталостью привела к падению производительности, интенсивности и качества труда. Одним из эффективных путей "прорыва" может стать экспорт нашей рабочей силы в другие страны.[12]

Главный "плюс" состоит в том, что постоянный поток выезжающих и возвращающихся позволит пропустить наших людей, причем наиболее активную часть, через зарубежные рынки труда. Опыт государств, давно экспортирующих рабочую силу показывает, что человек, вернувшийся из-за рубежа, обычно уже по-другому смотрит на условия труда, на уровень заработной платы, на профессиональные возможности, на свою карьеру. Он знает себе цену и подыскивает удовлетворяющую его работу.[7]

Экспорт рабочей силы - общепринятое и широко распространенное явление в нынешней мировой практике, один из наиболее действенных факторов формирования мирового рынка труда. Обычно трудовая миграция за пределы страны развивается на основе: .межправительственных соглашений; .индивидуальной инициативы самого работника; .рекомендаций посреднических коммерческих фирм; .нелегальных каналов.

Однако, процесс миграции из России развивается в большей степени стихийно, в меньшей - организованно, и, естественно, каждая из этих форм трудовой миграции предопределяет неравные стартовые возможности для их участников, а значит, и разные социальные и социально-психологические последствия. И тем не менее, в настоящее время трудовая миграция из России принимает все более широкие масштабы. Так, по оценкам западных специалистов, в ближайшие годы от 2 до 5 млн. российских граждан захотят выехать на работу за рубеж. Рабочие и специалисты из России работают сегодня во Франции, Германии, Австрии, Дании, Канаде, некоторых странах Латинской Америки. В перспективе Латинская Америка (прежде всего Аргентина, Уругвай, Чили) обещает стать важным центром восточноевропейской эмиграции, в том числе - из России.[3]

Выбор места работы и проживания - право каждого человека. Однако причина выезда во многих случаях такова, что сами страны не могут подчас найти своим талантливым специалистам соответствующего применения. Их знания остаются нередко невостребованными, и они вынуждены менять страну своего проживания. В то самое время, в целом ряде случаев выезд работников за границу объясняется чисто экономическими причинами. Расчеты экономистов показывают, что эффективность экспорта рабочей силы в 5 раз превышает эффективность экспорта товаров. В некоторых арабских странах, например, доходы от экспорта рабочей силы составляют 20-30% общей суммы валютных поступлений по национальному платежному балансу. Экономическая выгода заключается в том, что эмигранты отправляют переводы, привозят валюту, ценные бумаги, технику бытового и производственного назначения. Многие государства-экспортеры рабочей силы вошли в группу среднеразвитых стран именно благодаря вывозу рабочей силы (Египет, Турция, Пакистан и др.).[4]

Более того, за счет эмиграции людей страна получает дополнительную выгоду, так как при этом в какой-то мере решается проблема занятости, безработицы, осуществляется экономия на затратах на подготовку и переподготовку персонала, повышения квалификации работников. Сегодня для граждан России западные страны остаются самым привлекательным для проживания и трудоустройства. Однако, существующее в этих странах законодательство неохотно дает всем иностранцам, в том числе и россиянам, право на жительство и на работу. Такое право пока предоставляется лишь высококвалифицированным специалистам, ученым, артистам и отдельным спортсменам. Представители таких профессий, как программисты, электронщики, врачи, работники культуры и искусства способны, как правило, выдерживать конкуренцию на мировом рынке труда. Немаловажную роль здесь играет отсутствие у значительной части российской рабочей силы профессиональной подготовки международного уровня, навыков конкурентной борьбы и, как это не печально, мешает также неудовлетворительное состояние здоровья. Предпочтение пока отдается тем категориям работников, которые обладают опытом работы в совместных предприятиях и международных организациях, или же приглашаются жители приграничных районов, близкие по своему духу и поведению жителям приглашающей страны Западные страны в основном используют рабочих и специалистов из России на малоквалифицированных видах работ, на предприятиях с вредными условиями труда, в добывающей и обрабатывающей промышленности, а также в торговле, обслуживании, в качестве младшего медицинского персонала, домашних работниц и нянь. Спрос на неквалифицированную рабочую силу из России устойчив, но и здесь предложение подчас превышает спрос. В своем большинстве выезжающие за границу для поиска работы обладают недостаточной подготовкой и часто не способны пройти систему соответствующих тестов.

Конкуренцию на мировом рынке выдерживают лишь наиболее квалифицированная часть выходцев из России: талантливые музыканты, ученые, спортсмены, певцы. Массовые профессии по существу не конкурентоспособны из- за своей недостаточной подготовки. Речь идет не только о специальной профессиональной подготовке в соответствии с международными требованиями, но и формировании определенных навыков и качеств личности для успеха в конкурентной борьбе на мировом рынке труда. Для многих препятствием становится не владение английским языком (в Индии, например, даже грузчик обязан знать английский язык). Все эти обстоятельства порождают явление, известное в теории несовершенной конкуренции как барьер вхождения. Суть его заключается в необходимости произвести (не для всех) посильные затраты еще до вступления в реальные рыночные отношения. Для России таким барьером вхождения является проведение целой серии предварительных мероприятий затратного характера прежде чем удастся с успехом выступить на мировом рынке труда. К числу таких мероприятий с успехом можно, например, отнести вопрос о признании дипломов о высшем образовании. Следует отметить, что на практике иерархия дипломов определяется исходя из престижности и репутации учебного заведения и зависит от того, как зарекомендовал себя его выпускник. Эмигрантам из России предстоит еще затратить немало усилий, чтобы преодолеть этот барьер вхождения, не говоря уже о других, не менее трудных барьерах. К кандидатам на временную работу, например, в Германии в целях повышения профессиональной квалификации и языковых знаний предъявляются следующие требования: законченная профессиональная подготовка или сопоставимые профессиональные навыки, опыт работы по специальности не менее двух лет, возраст не моложе 18 и не старше 40 лет, здоровье, отвечающее известным медицинским требованиям. Необходимо достаточное знание немецкого языка. В настоящее время требуются: инженеры-строители и рабочие-строители всех специальностей, работники гостинично-ресторанного хозяйства, медицинские сестры, пекари. Периодически возникает потребность в привлечении на работу инженеров-компьютерщиков, программистов, электронщиков, радиоинженеров. Процесс трудовой эмиграции из России будет очевидно развиваться по нарастающей линии, и важно, чтобы это развитие происходило в цивилизованных формах, на основе международных норм права и межгосударственных соглашений. Экспорт рабочей силы в России еще не приобрел характер хорошо продуманной государственной политики, что связано с решением целого комплекса сложных вопросов, а именно: необходимостью изучения конъюнктуры мирового рынка труда, изучения мирового опыта в области экспорта рабочей силы, налаживания отношений со странами-импортерами рабочей силы и т. д. Таким образом, развитие международного рынка рабочей силы вносит серьезные изменения в существующую практику трудовых отношений. Формируется новый тип международного работника, который достаточно гибко и быстро может приспосабливаться к возросшим требованиям современного производства, легко передвигаться, быть достаточно гибким в контактах с другими группами работников. Именно из этого типа работников формируется новый отряд занятых в международном ориентированном производстве, которое под влиянием целого ряда факторов экономического и политического порядка продолжает непрерывно расти и развиваться.[6]

Методы регулирования трудовой миграции, используемые государством

Международное разделение труда как высшая ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающая устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных государствах, предполагает наличие у них трудовых ресурсов различного объема и квалификационного состава. Широкая трактовка международного разделения труда как обособления отдельных видов человеческой деятельности необязательно подразумевает его последующую кооперацию — основанный на международном разделении труда устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью. Но если такая кооперация осуществляется, то происходить она может в двух формах: международного обмена товарами (международной торговли), произведенными на основе разделения труда, либо на основе межгосударственного перемещения самого труда — международной трудовой миграции.[16]

Для России проблема международной трудовой миграции на сегодняшний день является крайне актуальной, при этом значимую долю на рынке труда занимает нелегальная миграция. Константин Ромодановский, директор Федеральной миграционной службы (ФМС), отмечает, что совокупный годовой заработок мигрантов, работающих в России, составляет приблизительно 20 млрд долларов, а по данным Центрального Банка России, в прошлом году мигранты вывезли из страны более 3 млрд долларов в виде денежных переводов и более 10 млрд долларов наличными. Чиновник отметил, что ежегодно в Россию приезжают более 20 млн мигрантов (это почти 20% от численности трудоспособного населения страны), половина которых осуществляет свою трудовую деятельность нелегально.

Международный опыт также свидетельствует о широком распространении этого явления. Так, существующие оценки численности нелегальных мигрантов для отдельных стран колеблются в широких пределах. В США, по средним оценкам, проживает 4–5 млн. нелегальных мигрантов, это примерно 1,5% от всего населения страны. В Италии — 0,5–1 млн. человек. В Греции — 300 тыс., или 3% населения страны.

Предполагается, что в странах Северной и Западной Европы нелегальные иммигранты составляют 50% от общей численности легальных мигрантов. При этом наименьшее количество нелегальных мигрантов находится в Скандинавских странах, Канаде и Австралии. В то же время, как справедливо отмечают некоторые исследователи, оценка численности нелегальных мигрантов сродни гаданию на кофейной гуще.[19]

Наряду с перемещениями на законных основаниях большое распространение получила миграция без соответствующего разрешения, так называемая нелегальная миграция. Зачастую неуправляемость и неконтролируемость данного процесса отрицательно сказывается на состоянии внутреннего рынка труда, приводит к массовым нарушениям прав мигрантов, создает очаги социальной напряженности в местах скопления нелегальных мигрантов, негативно влияет на криминогенную обстановку в стране. Распространена точка зрения, что нелегальная миграция может представлять угрозу для национальной безопасности страны. Особенно много опасений высказывается по поводу нелегальной трудовой миграции, способной в недалеком будущем приобрести довольно острый характер.

В то же время, по данным Федеральной миграционной службы, с учетом того, что зарплата нелегального мигранта обычно в два-три раза ниже, чем у гражданина России, вклад мигрантов в ВВП России составляет не менее 50 млрд. долларов, что является ощутимым для российской экономики.

Проанализируем основные причины появления нелегальной трудовой миграции. Главными факторами являются экономические, обуславливающие направления потоков легальных мигрантов, а именно различие в уровне жизни между развитыми и неразвитыми странами. Причины нелегальной миграции сводятся к ограничительной политике стран классической иммиграции и европейских государств, отсутствию эмиграционного контроля в странах происхождения нелегальных мигрантов.[3]

Нелегальная миграция является наглядной демонстрацией существующего в международном праве противоречия между правом каждого человека свободно выезжать из страны и правом государства охранять интересы своих граждан. Практически все государства мира регулируют процесс трудовой миграции населения, чтобы из общего потока потенциальных мигрантов получить для своей экономики нужных работников. С этой целью во всех промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.

Проблемы, которые несет с собой международная миграция рабочей силы, привели к созданию широкой системы государственного и межгосударственного регулирования. Вмешательство государства в международное движение рабочей силы началось значительно раньше, чем его участие в регулировании международной торговли. Уже в конце XVIII века в Англии были приняты законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течение XIX века многие европейские страны принимали законы, ограничивавшие въезд нежелательных лиц. Тогда же правительства стали заключать двухсторонние конвенции, регулирующие миграцию. Часть из них действует по настоящее время.

Так, например, регулирование международной трудовой миграции между странами СНГ осуществляется:

1) в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся мигрантов, вступившим в силу в России с 1 сентября 1995 года (трудящиеся-мигранты пользуются социальным страхованием и социальным обеспечением (кроме пенсионного) согласно действующему на территории стран СНГ законодательству);

2) путем заключения двухсторонних межправительственных соглашений (между Россией, Арменией, Белоруссией, Киргизией, Молдавией, Украиной).

Например, в соответствии с Договором между Россией и Белоруссией об образовании сообщества двух государств от 2 апреля 1996 года отменен разрешительный порядок трудоустройства граждан Республики Белоруссия на территории России и особо оговорено обеспечение равных прав граждан обоих государств в трудоустройстве и создании общей информационной базы по вопросам занятости населения и вакансий рабочих мест.[9]

При этом активные международные перемещения в современном мире и в особенности распространенность туризма создают предпосылки для развития именно нелегальной миграции. Чтобы предупредить незаконное пересечение границы или выделить потенциальных нелегальных рабочих, практически все развитые страны усиливают пограничный контроль, привлекая для этого современные технологии сканирования и идентификации личности (дактилоскопия, создание информационных баз данных и др.). Кроме того, ужесточается визовый режим, особенно применительно к тем государствам, из которых выходит много нелегальных мигрантов. Несмотря на то что в международном праве закреплен принцип равноправия, порядок получения виз для граждан разных стран одного государства зачастую бывает разным.

Многие страны размещают сотрудников иммиграционного контроля в аэропортах и морских портах других государств. Против авиакомпаний и пароходств, доставивших в страну нелегальных мигрантов, применяются санкции. Внутри страны с целью предупреждения подделки или подлога повышается уровень защиты документов, выдаваемых на руки иммигрантам. Более строго проверяются браки, заключенные с иностранцами, с целью предупреждения фиктивных браков ради получения вида на жительство. Вместе с тем на примере европейских стран можно предположить, что строгий пограничный контроль сокращает приток иммигрантов, но в еще большей степени он уменьшает их отток, а число нелегальных мигрантов при этом может возрастать.[25]

Многие государства крайне заинтересованы в привлечении трудовых мигрантов, что объясняется повышенной потребностью в определенных специалистах, сезонном спросе (например, в сельском хозяйстве или туристическом бизнесе). Еще большая заинтересованность некоторых государств заключается в привлечении высококвалифицированных работников. Так, согласно существующим оценкам, в конце прошлого века недостаток специалистов в области информационных технологий в США составлял порядка 850 тыс. человек, в Европе — 2 млн. Как показывает практика, только за счет внутренних резервов, в частности за счет развития соответствующих направлений в образовании, проблему удовлетворения высокого спроса на профессионалов решить не удается.

Ряд государств проводит поощрительную политику по возвращению студентов и специалистов, выехавших за рубеж для получения образования или на работу. К примеру, в 2000 году правительство Великобритании и Фонд Вульфсона выделили 20 млн. фунтов стерлингов для того, чтобы вернуть в страну британских ученых, а также привлечь перспективных молодых ученых из других государств.

Политика привлечения квалифицированных специалистов на постоянной основе проводится такими государствами, как США, Австралия, Канада и Новая Зеландия. В Австралии и Канаде отбор осуществляется на основе балльной системы оценки способностей потенциальных иммигрантов, в США — на основе системы преференций в рамках выделенных квот.

В страны Европы квалифицированные специалисты въезжают на основе выданных разрешений на временную работу (так называемых work permits). При этом процедура бывает сложна и долговременна: компании-работодателю необходимо доказать уникальность нужного специалиста, затем собрать целый ряд документов, опубликовать в местных средствах массовой информации объявление о вакансии. Лишь после того как в течение месяца поиск кандидата среди граждан определенной страны к результатам не приведет, законодательство ряда стран требует опубликовать объявление о вакансии для поиска работников в Европе, и лишь при отрицательном результате граждане «третьих стран» могут получить разрешение на работу по определенной специальности.[24]

Альтернативным способом регулирования трудовой миграции является система квот. Она используется для регулирования числа прибывающих постоянных иммигрантов в Австралии, Канаде и США. Квоты для временных квалифицированных работников существуют в Германии, Норвегии и США.

Для отбора иммигрантов в Австралии и Канаде используется балльная система. Балльная система с недавнего времени используется в Великобритании для оценки тех специалистов, которые временно допускаются на рынок труда квалифицированных кадров без разрешения на работу. Введение подобной системы обсуждается в Германии. В других странах балльная система не используется, а при оценке квалификации мигранта иммиграционные службы полностью опираются на мнение работодателя.

Несмотря на то что в России порядок трудовой миграции сменился с разрешительного на уведомительный, политика государства в отношении труда мигрантов претерпела значительные изменения за последнее время и сейчас продолжает формироваться, вбирая в себя лучший опыт зарубежных стран.[23]

Так, ряд важных заявлений был сделан на встрече в Санкт-Петербурге глав парламентов стран «большой восьмерки» в 2006 году: борьба с нелегальной миграцией должна включать не только административные элементы, но и меры, способствующие социально-экономическому развитию беднейших стран и регионов, отмечали участники встречи. «В парламентах стран “группы восьми” придают большое значение этой серьезной гуманитарной проблеме, — подчеркнул председатель Госдумы Борис Грызлов. — Процессы нелегальной миграции носят трансграничный характер и требуют совместных действий мирового сообщества и прежде всего стран “восьмерки”, куда устремляется большинство нелегальных мигрантов». В ходе дискуссии тогда были высказаны два основных подхода к проблеме миграции: с одной стороны, приветствуется законная, контролируемая трудовая миграция; с другой — не теряет актуальности проблема борьбы с нелегальной миграцией как с источником организованной преступности, контрабанды. «Коллеги из США считают неконтролируемую миграцию одной из основных угроз безопасности своей страны, — привел пример председатель думского комитета по международным делам Константин Косачев. — На юге США ежегодно пересекают границу до миллиона нелегальных мигрантов. У России соизмеримые цифры. Поэтому российский подход сочетает элементы обеих точек зрения».

Диаметрально противоположными способами борьбы с нелегальной миграцией являются случаи депортаций и регуляризации положения нелегальных мигрантов, известные современной действительности. Важные изменения в положении иностранных граждан произошли 15 января 2007 года, когда вступили в силу принятые 18 июля 2006 года Федеральные законы «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» и «О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в РФ”» и были упорядочены вопросы миграционного учета, получения разрешения на временное проживание и др. То, что международная трудовая и, в частности, нелегальная миграция является в центре внимания государства и общественности, свидетельствует о важности этого вопроса для современной России.[22]

Основныецентры международной миграции рабочей силы

Практика свидетельствует, что направления международных миграционных потоков не являются постоянными. В первой трети ХХ века более половины всех эмигрантов устремлялись в США. Оставшаяся часть мигрантов примерно поровну делилась между британскими доминионами (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка) и странами Латинской Америки (Аргентина, Бразилия и др.). После второй мировой войны увеличение масштабов миграции сопровождалось существенным изменением ее приоритетных направлений. Наряду с США и Канадой миграционные потоки стали направляться в Западную Европу, особенно страны ЕЭС. К 90-м годам сложилось несколько центров, в наибольшей степени притягивающих мигрантов. Одним из них являются США.[24]

США – страна классической иммиграции, заложившей основу современной этнической и национальной структуры этой страны. Именно иммигранты традиционно вносили наибольший вклад в экономическое и социальное развитие государства, исходя из их представлений была сформирована политическая структура американского общества. Иммигранты формировали значительную часть естественного прироста населения США в течение, по сути дела, XIX-XX вв. В настоящее время около 7% населения США являются родившиеся за границей. Неравномерно распределение иммигрантов по стране – в семи штатах 75% общей численности иммигрантов (на первых местах – Калифорния, Нью-Йорк, Техас, Флорида), что в основном обусловлено двумя факторами: возможностью найти работу и местом, где уже поселились друзья или члены семьи (это основные факторы формирования первых звеньев миграционной цепочки). В настоящее время в США преобладают иммигранты из Мексики, Филиппин, Индии, Вьетнама, КНР. Россия занимает среди стран СНГ второе место после Украины (19,7 тыс. и 21,1 тыс. соответственно), при этом 68% всех иммигрантов прибывают в США в рамках “программ беженцев” (40% из Украины, 88% – из Узбекистана, 77% – из Молдавии, 15% – из России, 6,6%- из Беларуси). США всячески способствует притоку большого числа ученых и инженеров из Европы, Восточной и Южной Азии. Охотно принимают крупных бизнесменов из Кубы и стран Латинской Америки. Только за четыре года (1966-1969) в США официально иммигрировало 43 тыс. инженеров и ученых. В целом на рынке труда США в 1980-е годы 40% докторов наук в области инженерных и компьютерных дисциплин и 25% преподавателей технических дисциплин в вузах были иммигрантами. В середине 1990-х годов в США проживало более 11 млн. иммигрантов. Таким образом, США, в наибольшей степени адаптировавшиеся к поглощению дополнительной рабочей силы, трансформировали трудовую миграцию в «утечку умов», что обусловило высокий вклад, вносимый специалистами-иммигрантами в развитие американской науки, медицины и искусства.[25]

Западная Европа традиционно является регионом, в котором процессы миграции протекают довольно активно. Странами, принимающими основную часть иммигрантов, являются Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды. В настоящее время в Европе насчитывается примерно 20 млн. легальных мигрантов и членов их семей, в том числе в Европейском союзе — 13 млн. Характерная черта рынка рабочей силы этого региона — специфика спроса на рабочую силу у каждой страны. В межгосударственных перемещениях участвует в основном молодежь, как правило, люди до 25 лет. Исследования показывают, что удельный вес молодых людей в иностранной рабочей силе в разные периоды времени достигал во Франции и Нидерландах более 40 %, в Бельгии около половины от общего числа иностранных работников.

Германия наиболее привлекательна для рабочей силы из стран Восточной Европы, так как имеет относительно благоприятную экономическую конъюнктуру, сравнительно либеральное иммиграционное законодательство, а также устоявшиеся механизмы привлечения иностранцев на внутренний рынок труда, сложившиеся в последние десятилетия. В настоящее время в ФРГ проживает приблизительно 5 млн. иностранцев, что составляет около 7% численности населения страны.

Во Франции насчитывается свыше 4 млн. иммигрантов, т.е. около 7% населения страны. Большая часть из них (39%) – выходцы из Южной Европы, 10% – из Западной Европы, 27% – из Северной Африки, 12% – из “черной” Африки. Иммигранты из стран Восточной и Центральной Европы и стран СНГ составляют всего 7%. Законодательные акты довольно жестко регламентируют пребывание иммигрантов во Франции. Однако до 10 тыс. человек в год все же принимают на работу по просьбе фирм, организаций, предприятий, а также муниципалитетов. Подпольные иммигранты составляют львиную долю рабочей силы “теневой” экономики, годовой оборот которой оценивается во Франции приблизительно в 250 млрд. франков в год, что сопоставимо с оборотом такой отрасли, как сельское хозяйство.[27]

В Западной Европе до последнего времени иностранные рабочие использовались в тех сферах, где велика доля ручного труда (строительство, сфера обслуживания), и в тех отраслях, где работа является слишком опасной. Доля иностранцев в данных отраслях доходила до 70 %. Это доказывает, что такие предприятия уже “сориентированы” на пришлую рабочую силу. В последнее время в Западной Европе наблюдаются некоторые сдвиги в традиционной структуре занятости иностранной рабочей силы. Произошло значительное снижение занятости иностранцев в сталелитейной промышленности, металлообработке, автомобилестроении. В то же время доля иностранных рабочих возросла в сфере услуг. За последние 10 лет число иммигрантов, работавших в торговле, увеличилось на 50 %, а занимавшихся услугами производственного характера — на 70 %. Немецкие гиганты IBM Deutschland, Digital Eguipment и Simens-Nixdorf с начала 90-х годов все активнее привлекают для работы высококвалифицированных специалистов по компьютерным технологиям из России, Восточной Европы, Индии. Тем самым они приобретают высококвалифицированную рабочую силу и экономят издержки на оплату труда.

В 70-е годы ХХ в. сформировался рынок рабочей силы в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока. В 90-х годах здесь насчитывалось более 4,5 млн. трудящихся-мигрантов (в то время, как численность местных рабочих составляла 2 млн. человек). Удельный вес иностранной рабочей силы в общей численности рабочей силы весьма значителен. В Объединенных Арабских Эмиратах он составляет около 97%, в Катаре – 95,6%, в Кувейте – 86,5%, в Саудовской Аравии и Бахрейне 40%. Главными экспортерами рабочей силы в данный регион являются Египет, Ирак, Ливан, Сирия, Иордания, Пакистан, Индия, Бангладеш. Основная часть рабочей силы прибывает из Индии и Пакистана, с которыми жители Аравийского побережья Персидского залива традиционно поддерживали тесные отношения. Около 79% занятой в ОАЭ рабочей силы, которая оценивается сейчас примерно в 800 тыс. человек, составляют иммигранты из этих двух стран. На коренных жителей приходится только 10%. В стране проживает около 300 тыс. индийцев. Они заняты в торговле, сфере финансов и услуг, печати, на транспорте и на стройках. Пакистанцы (около 300 тыс.чел.) работают в основном на стройках, транспорте. Они составляют большинство среди таксистов, наряду с афганцами, индийцами и представителями таких арабских стран, как Сирия, Египет, Иордания. В ОАЭ несколько десятков тысяч европейцев, занимающихся частным бизнесом, представляющих интересы иностранных фирм и ведомств, работающих по найму в местных компаниях. В последнее время появились технические специалисты из России, стран СНГ, Польши.[26]

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона представляют еще один центр международной миграции. Здесь основными импортерами рабочей силы являются Бруней, Япония, Сянган, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Республика Корея, Тайвань. Указанным странам присущи различные формы трудовой миграции. Во-первых, регулируемая трудовая миграция, характерна для Малайзии, Сингапура, Брунея, Гонконга. Во-вторых, скрытая или нелегальная миграция, развита в Восточной и Западной Малайзии, Сянгане, Пакистане, Тайване. В-третьих, миграция рабочей силы высокой квалификации в Японию, Тайвань, Сянган, Сингапур, Австралию.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) классической страной иммиграции является Австралия. Ежегодно в Австралию прибывают 120-140 тыс. иммигрантов, в большинстве своем с намерением устроиться на работу. За последние 40 лет в страну въехало более 4,5 млн. иммигрантов, в основном из Англии, Ирландии, Италии, Греции, Югославии, Новой Зеландии. В последнее время увеличился поток переселенцев из Азии, составляющих 1/3 всей ежегодной квоты. Удельный вес иностранцев в общих трудовых ресурсах Австралии составляет 24 %. Это выше показателя, характеризующего присутствие иммигрантов в общей численности населения (22,3%)

Особо нужно сказать о Японии, которая была центром эмиграции столетие назад. Эмигранты из бедных сельских районов Японии устремлялись в предъявлявшее спрос на рабочую силу Западное полушарие. С 60-х гг. ХХ в., когда в Японии начался бурный рост экономики, эмиграция ее граждан прекратилась. Более того, потоки “никкей” (эмигрантов) идут в обратном направлении. Начиная с 90-х гг. в Японию приезжает ежегодно до 400 тыс. иностранных рабочих. В Японии проживает около 1млн. иностранцев, из которых 72% корейцы, в большинстве своем потомки рабочих, насильно завезенных на японский архипелаг после захвата Кореи в 1910 году. Большинство иммигрантов нелегально прибывает из наиболее бедных стран региона. Это Филиппины (37%), Бангладеш (20%), Пакистан (17%). Иммигранты, как правило, используются на самых непрестижных работах. Мужчины на стройках (42%) и мелких субподрядных предприятиях (39%), а женщины в барах и частных клубах (80%). Японские компании в последние годы проводят активную кампанию по вербовке талантливой научной молодежи и научных кадров за рубежом, в том числе в России, странах СНГ, Восточной и Центральной Европы. При этом практикуется не только и не столько иммиграция этого контингента трудовых ресурсов в Японию, сколько выполнение ими различных заданий и решение научно-технических задач у себя на родине и в зарубежных филиалах японских компаний. Это экономически оправдано, т.к. японская высококвалифицированная рабочая сила одна из самых дорогих в мире.

Межстрановая миграция рабочей силы имеет место и в Латинской Америке. Начиная со второй половины XIX в. континент становится одним из мировых центров притяжения иммигрантов, при этом поощрялась главным образом миграция из стран Европы. Эта тенденция сохранялась до 60-х гг. XX в. Только за 1946—1960 гг. в Латинскую Америку переселилось 2 млн. европейцев. С 60-х гг. межконтинентальная миграция все больше начинает замещаться внутриконтинентальной. Население мигрирует в основном в бассейн Амазонки. Это касается стран, расположенных в Андах: Перу, Боливии, Эквадора, Колумбии. Внутриконтинентальная миграция рабочей силы в Латинской Америке приобрела стойкий характер. Это объясняется нехваткой земли у большинства крестьян и неполной их занятостью, а также высокими темпами прироста населения, который в четыре раза выше, чем в индустриально развитых странах. Определенные потоки направляются в Чили и Аргентину, которые принимают определенные контингенты трудовых иммигрантов. Это прежде всего высококвалифицированные люди или узкие специалисты (например, моряки).

В Африке во внутриконтинентальную миграцию вовлечены примерно 2 млн. обуславливают этот процесс человек. В основном более богатые страны принимают неквалифицированных работников из соседних стран. Самая богатая страна Африканского континента — ЮАР. Первые иммигранты в эту страну приехали из Европы в начале XIX в.

Распад СССР значительно усилил подвижность населения бывших советских республик, что привело к увеличению численности международных трудовых мигрантов. Пик эмиграции пришелся на 1991 г., когда из России выбыло 760 тыс. человек, Украины – 80,8 тыс., Казахстана – 78,3 тыс., Узбекистана – 26,6 тыс., Беларуси – 25,4 тыс.. В дальнейшем эмиграционный поток стабилизировался, хотя и остался довольно высоким. В течение последующих лет из России ежегодно в среднем выезжало около 80 тыс. человек, из Украины и Казахстана — по 50 тыс., из Беларуси — 10 тыс. человек. Что касается Республики Беларусь, то, скажем, в 1997 г. число иммигрантов составило 31,3 тыс. человек, эмигрантов 17 тыс., сальдо миграции было положительным. В Израиль выехало 67% белорусских эмигрантов, в США-36, Германию-4,6%, остальные в Австралию, Польшу и Канаду. Проблемой для белорусского государства стала эмиграция ученых. Так, за 1996-1999 гг. эмигрантами стали 278 научных работников и преподавателей. Кроме того, увеличивается число нелегальных мигрантов, попадающих в Беларусь. Основная масса нелегалов является выходцами из стран Африки и Азии и попадает на нашу территорию через «прозрачную» границу с Российской Федерацией. Количество нелегальных мигрантов в Республике Беларусь составляет примерно 100-150 тыс. человек. В Беларусь едут преимущественно из Афганистана, Армении, Азербайджана, Вьетнама, Китая, Индии. Кроме нелегальных мигрантов, в Беларуси находится немало бывших студентов, которые по договорам, заключенным еще СССР, окончили вузы и не имеют денег для того, чтобы вернуться на родину. По данным Департамента по миграции при Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, в течение шести лет, с 1992 по 1997г., белорусскими государственными органами было зарегистрировано (без рассмотрения) около 35 тыс. ходатайств от иностранцев о предоставлении им статуса беженца. К середине 1998 г. этот статус получили 57 человек, в том числе один из них — вид на жительство. По международным меркам это довольно много. Например, правительство Швеции удовлетворяет не более 10 подобных заявок в год. Общее же число желающих получить в Республике Беларусь статус беженца может составить в ближайшие годы несколько десятков тысяч, что может создать ряд серьезных проблем, главная из которых — предоставление этим людям работы и жилья.[27]

Итак, миграционные процессы последних лет характеризуются не только ростом масштабов, но и формированием новых явлений, которых не было в недавнем прошлом. Последнее, в частности, проявляется в том, что все большее количество стран вовлекается в процесс одновременной эмиграции и иммиграции населения. Новое явление в международной миграции рабочей силы – крупные перемещения трудовых ресурсов внутри развивающихся стран, неослабевающий прессинг со стороны неквалифицированной рабочей силы, желающей получить работу в развитых странах Северной Америки и Западной Европы. Однако параллельно с этим процессом наблюдается увеличение масштабов перемещения рабочей силы между развивающимися странами.

Современная международная миграция населения представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества, будь то экономика или политика, демографические процессы или национальные отношения, идеология или религия. Выступая в прошлом главным образом в формах кочевничества, военных и колонизационных переселений, международная миграция населения с развитием капиталистической системы хозяйствования приобрела новые черты. Возникла необходимость в огромных перемещениях людей, лишенных средств производства. Современный мировой миграционный процесс по своему содержанию и массовости существенно отличается от аналогичных процессов не только прошлого века, но и первой половины прошлого столетия. Главные его особенности следующие.

1. Миграция охватила все континенты, весь мир и обрела поистине глобальный характер. На начало последнего десятилетия XX в. в мире уже насчитывалось более 45 млн. трудящихся-мигрантов. Небывалая масштабность мировой миграции трудовых ресурсов представляет собой важнейшую особенность современности.

2. Если в 50—70-е гг. миграция шла в основном из развивающихся стран в индустриально развитые, то с 80-х гг. наблюдается и встречный миграционный процесс: перемещение иностранной рабочей силы из более развитых в менее развитые страны.

3. Доминирующим мотивом трудовой миграции остается экономический.

4. Миграции трудовых ресурсов способствуют и современные технологии производства, основанные на принципах международного разделения труда. Это связано прежде всего с деятельностью транснациональных компаний, организующих производство в системе мирового хозяйства.

5. На современном этапе развития значительно увеличилась нелегальная миграция рабочей силы, которая стала мировой проблемой. В начале 90-х гг. в Европе находилось примерно 2 млн. нелегалов. В США их 6 млн., а по некоторым источникам —13 млн. Это в основном мексиканцы, работающие в сельскохозяйственном секторе. В Японии таковых менее 300 тыс., в Малайзии около 500 тыс., в России от 500 тыс. до 1 млн.

6. В международной миграции происходят качественные изменения, обусловленные НТР, суть которых состоит в значительном увеличении среди мигрирующих доли квалифицированных специалистов. Сегодня этому процессу присущи некоторые новые черты.

Первое. На смену “утечке мозгов” пришла их циркуляция: произошла диверсификация направлений миграции. США продолжают оставаться общепризнанным центром притяжения для профессионалов. Но одновременно представители профессиональной элиты из промышленно развитых стран, как уже отмечалось, едут на временную работу в развивающиеся страны.

Второе. Принципиально новым явлением стало движение профессионалов не только “к капиталу”, но и “одновременно с капиталом или вслед за ним”. Прежде всего это связано с деятельностью ТНК и большими возможностями карьерного продвижения для профессионалов.

Третье. Современному уровню миграции профессионалов присущ принципиально иной организационный уровень, выразившийся в возникновении своеобразной международной корпорации “охотников за головами”.

Четвертое. Имеет место интеграция системы высшего образования. Она предполагает продолжение обучения студентов из многих стран мира, например, в США или Японии (для китайских студентов). Безусловна результативность подобного способа подготовки специалистов для посылающих стран. Однако многие из них не возвращаются на родину.

7. Страны, имевшие в прошлом статус метрополии, ориентируются на импорт рабочей силы из своих бывших колоний и зависимых стран.

8. Если в страны традиционной миграции (США, Канада, Австралия, ЮАР) в XIX в. и первой половине XX в. въезжали исключительно европейцы, то в 80—90-х гг. они составляют незначительную часть мигрантов. В иммиграционных потоках в эти страны преобладают выходцы из Азии, Латинской Америки, Африки и Карибского бассейна.

9. Одной из характерных особенностей современного этапа международной миграции рабочей силы стало все более активное вмешательство государства в этот процесс. Оно регулирует сделки на мировом рынке рабочей силы, дает разрешение на въезд и следит за сроками выезда иммигрантов. Оно занимается вербовкой и созданием благоприятных условий для найма иностранных рабочих.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Акмалова А.А. Формирование миграционной системы СНГ / А.А.Акмалова, В.М.Капицын // Россия и совр. мир. - 2010. - № 3. - С.72-83.

2. Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Беженцы и вынужденные переселенцы: Правовые проблемы // Государство и право. - 1995. - N 5. - С.39-47.

3. Барковский А. Привлечение в Россию иностранных трудовых мигрантов: необходимость селективного подхода / А.Барковский, И.Барковский // Общество и экономика. - 2011. - № 1. - С.111-128.

4. Барковский А.Н. Опыт регулирования международной миграции за рубежом и в России // Россия и совр. мир. - 2006. - № 4. - С.17-27.

5. Белл М.Л. К вопросу о миграции в России // Соц.-гуман. знания. - 2006. - № 5. - С.174-187.

6. Бердыклычева Н.М. Чужие в городе - трудовая миграция // Мониторинг общественного мнения. - 2006. - № 2. - С.101-108.

7. Блинова М.С. Современные концепции миграции населения: критический анализ // Вестн. Моск. ун-та. Сер.18. Социология и политология. - 2008. - № 3. - С.61-65.

8.Веденеева В.Т. Мигранты на российском рынке труда // Россия и совр. мир. - 2009. - № 3. - С.45-61.

9.Гаврилова Т.М. Механизм международной миграции рабочей силы // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. - 2009. - № 3. - С.73-83.

10. Глущенко Г.И. Миграция и развитие: мировые тенденции // Вопросы статистики. - 2008. - № 2. - С.65-79.

11. Гриценко Г. Проблемы миграции рабочей силы в странах СНГ / Г.Гриценко, Ю.Соловьев // Общество и экономика. - 2003. - № 2. - С.140-145.

12. Гриценко Г.Д. Мигранты в новом сообществе: адаптация и/или интеграция / Г.Д.Гриценко, Т.Ф.Маслова // Социол. исслед. - 2010. - № 5. - С.82-86.

13. Ефимов Ю.Г. Вынужденная миграция на юге России: существующие проблемы и новые вызовы // Соц.-гуман. знания. - 2006. - № 5. - С.188-196.

14.Зайончковская Ж.А. Миграция населения СССР и России в ХХ веке: эволюция сквозь катаклизмы // Пробл. прогнозирования. - 2000. - № 4. - С.3-15.

15. Золин И. Управление миграцией // Пробл. теории и практики управл. - 2008. - № 5. - С.27-32.

16. Карачурина Л.Б. Межрегиональная миграция и социально-экономическая дифференциация пространства современной России // Пробл. прогнозирования. - 2006. - N 3. - С.96-114

17. Метелев И. Миграция, цивилизация, Россия // Власть. - 2011. - № 10. - С.100-103.

18. Молчанов А. Знакомьтесь: мигранты // Свободная мысль. - 2011. - №1. - С.11-16.

Необходимо обеспечить межнациональное согласие в отношении с приезжими из государств СНГ.

19. Попова О. Влияние трудовой миграции на функционирование принимающего государства // Власть. - 2011. - № 2. - С.58-60

20. Рязанцев С. Внутрироссийская миграция населения: тенденции и социально-экономические последствия // Вопросы экономики. - 2005. - № 7. - С.37-49.

21. Семенова И. Миграционная карта получила статус // Рос. газ. - 2004. - 20 авг. - С.1-2.

22. Стрельцова Я.Р. Трудовая миграция из стран СНГ: что изменилось? // Россия и совр. мир. - 2009. - № 3. - С.62-72.

23. Суворова И.К. Миграционные сети и их значение для мигрантов и рынка труда // Аспирант и соискатель. - 2010. - № 4. - С.8-14.

24. Топилин А. Об оценке влияния миграции на рынке труда / А.Топилин, О.Парфенцева // Экономист. - 2010. - № 3. - С.32-41.

25. Хамраева Ш.Х. Роль международных межгосударственных организаций в координации деятельности государств в области борьбы с незаконной миграцией и торговлей людьми // Актуал. пробл. совр. науки. - 2011. - № 1. - С.49-56.

26. Цысина Г. Мировой миграционный процесс и миграционная политика стран Запада // Общество и экономика. - 2011. - № 1. - С.100-110.

27. Чичкова Е. Роль международных организаций в управлении миграционными процессами на территории ЕС // Власть. - 2011. - № 2. - С.162-165.

Просмотров работы: 29578